Цели:
- познакомить с произведением В.П.Астафьева, понятиями “экология”, “экологическая акция”,повторить понятия “синонимы”, “фразеологический оборот”;
- развивать речь, мышление, память, эмоциональное восприятие текста, навык выразительного чтения;
- воспитывать бережное отношение к природе, деятельное сочувствие к “братьям меньшим”, доброту, умение видеть красоту природы.
Оборудование: портрет В.П.Астафьева, (Рисунок 5) тексты рассказа “Зачем я убил коростеля?”, изображение птицы коростеля, его гнезда, гербы городов с изображением коростеля, аудиозапись крика коростеля.
Ребята! Сегодня у нас необычный урок литературы, он проходит в рамках “Недели культуры” и посвящен дню экологии. Прежде чем мы начнем работу с новым произведением давайте послушаем стихотворение М. Дудина “Берегите Землю”.
(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение.)
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите Землю! Берегите
Чудо песен городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий…
Берегите Землю! Берегите
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Дерево надежд и беспокойства,
Откровение земли и неба,
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб они за слабого сражались.
Берегите будущего ради,
Это слово из моей тетради.
Все дарю! И все от вас приемлю!
Только берегите эту Землю!
– К чему призывает поэт?
– О чем он просит читателя?
– О чем мы сегодня будем беседовать, какова тема урока? (Охрана природы,
экология.)
– Давайте вспомним, что такое экология? (Наука о природе.)
– Что такое экологическая акция?
– Какие экологические акции вы знаете? (“Птичий домик”, “Покормите птиц зимой”,
“Экологический субботник”.)
Сейчас на дворе весна. Замечательное время года!
– Ребята, почему люди любят весну, ждут ее прихода? (Тает снег, ярче светит солнце, становится теплее, прилетают птицы.)
Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П.Астафьева, героем которого тоже является птица.
– Какое произведение этого автора нам уже знакомо? (“Васюткино озеро”.)
– Как называется рассказ, с которым мы будем работать? (“Зачем я убил
коростеля?”)
Прежде, чем читать рассказ, прочитаем сноски, которые объясняют незнакомые слова из текста.
Чтение рассказа подготовленными учениками.
– О чем сожалеет автор? (Об убитой им птице)
– Когда произошел этот случай? (В детстве.) Астафьев был примерно в вашем
возрасте, когда совершил этот бездушный и бездумный поступок, но он мучал
писателя всю жизнь.
– Найдите подтверждение этому в тексте. (Последний абзац.)
– Почему же этот случай так запал ему в душу? (Птица была совершенно безобидной,
не могла защитить себя, обижать слабого – подло.)
– Чем трудна жизнь коростеля? Найдите ответ в тексте (Абзацы 3, 4, 5).
Вот эта птица.(Демонстрация изображения коростеля) (Рисунок 1) Скромное оперение, небольшая по размеру. А это кладка в гнезде.(Демонстрация гнезда с кладкой ) (Рисунок 2) Птицы вьют его на земле, маскируют в траве. Если вы идете по полю или опушке, то необходимо внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить случайно на гнездо этой птички.
– Можно ли назвать эту птицу привлекательной? (Нет.)
Сейчас мы услышим крик коростеля. (Прослушивание аудиозаписи с криком птицы.)
– На что похож крик птицы? (На скрип.)
– Можно ли сказать,что это красивая песня? (Нет.)
– Дает ли нам это право уничтожать тех, кто кажется нам непривлекательным,
некрасивым? (Нет.)
– Назовите еще животных, которые вызывают у человека антипатию. (Змеи, лягушки и
др.)
– Чем полезны эти животные? (Змеи уничтожают грызунов, лягушки – насекомых.)
– Давайте вспомним в какой стране расположен город, где на гербе изображен
коростель? (Франция.) Взгляните на герб этого города.(Демонстрация изображения
герба.) (Рисунок 3)
– Какому наказанию подвергался человек, убивший птицу, изображенную на гербе?
(Приговаривали к смерти.)
– На что надеется автор, когда вспоминает убитую птицу? Найдите ответ в тексте.
– Чему учит этот рассказ?
– Если вы случайно нашли гнездо с кладкой или птенцами, то как нужно поступить?
– Какое еще название есть у коростеля? (Дергач.) Оказывается, ребята, не только
во Франции есть город, на гербе которого изображен коростель, но и в России.
– Кто из вас догадался, как называется город в России, на гербе которого
изображена эта птица? (Дергач.) (Рисунок 4)
– Как называются слова близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию?
(Синонимы.)
– Найдите в тексте фразеологизм, который обозначает “быстро убежать”. (Унести
ноги.)
– Что же мы можем сделать для природы?
– Почему так важно охранять природу? (Человек– часть природы. Он не может без
нее прожить ни в физическом, ни в духовном смысле. Природа вдохновляет нас,
помогает восстановить силы, здоровье. Художники рисуют пейзажи, композиторы
сочиняют музыку, поэты пишут стихи.)
Завершить урок мне вновь хочется поэзией. Послушаем стихотворение Н.И.Рыленкова “Как мне жалко людей…”. (Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.)
Как мне жалко людей, про которых
Говорят, что угрюмый их глаз
Видит лишь водоемы в озерах,
А в лесу древесины запас;
Кто не может с речушкой сдружиться,
Не заплачет навзрыд с куликом,
Кто не знает, как пахнет душица
На поемном лугу вечерком;
Никогда не намокнет под ливнем,
Босиком по росе не пройдет
И под небом пронзительно-синим
Не забудет про дни непогод.
И о чем бы они не старались, –
Есть присловье одно про таких:
– Ни себе, ни другим не на радость
Суетливые хлопоты их!
Пей же всласть родниковую воду,
Росной свежестью луга дыши,
Кто не любит родную природу –
Тот не знает народной души!
Берегите природу – народную душу, замечайте ее красоту! Помните, что все живое имеет право на жизнь не меньше, чем человек!
Домашнее задание. Написать развернутый ответ на вопрос: “Чем я могу помочь природе?”