Нетрадиционная форма урока математики с элементами интеграции окружающего мира, литературного чтения по теме "Королевство плоских зеркал. Зеркальная симметрия". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: дать целостное представление о взаимосвязи математических законов и законов зеркальной симметрии окружающего мира.

Задачи:

  • познакомить со свойствами плоских зеркал путем наблюдений и экспериментов, на основе собственных наблюдений учить делать выводы, видеть красоту в окружающем нас мире, в простых предметах; обогащать словарный запас;
  • дать первичное представление зеркальной симметрии и применением ее в математике, науке, технике и в жизни;
  • способствовать развитию абстрактного, пространственного воображения, речь, умение выделять главные и отличительные признаки предметов и явлений, навыки самоанализа, логического мышления, коммуникативные качества;
  • воспитывать интерес к изучению законов природы, любознательность.

Оборудование:

Раздаточный материал:

  • маленькие плоские зеркала (2 зеркала на парту)
  • матрешки;
  • планшеты;
  • листы с заданиями (Приложение);
  • цифровые ключики.

Ход урока

I. Целеполагание. Организационный момент.

Этот урок у нас сейчас науке посвящается,
Что математикой всегда в школе называется.
Она поможет воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить.
Учитесь тайны открывать, ответы полные давать,
Чтоб за работу получать, только лишь оценку “5”!

Воспитательный аспект.

– Прежде чем совершить удивительное путешествие, я хочу убедиться, что вы готовы открывать тайны, внимательны, быстры, можете ли вы поддержать своих товарищей в трудную минуту.

II. Актуализация знаний. Устный счет.

1) Игра “Молчанка. Цветик-семицветик”. Слайд 2

2) Работа с обратной связью (планшеты).

1-й вариант 7, 14, 21,……………

– Найдите закономерность и запишите три числа. Объясните свой выбор. (Счет через 7, увеличение на 7, кратные делителя 7.
– Назовите компоненты при умножении. Как изменится произведение, если один из множителей увеличить?

2-й вариант 54, 48, 42,………….

– Найдите закономерность и запишите три числа. Объясните свой выбор. (Кратные делителя 6.)
– Назовите компоненты при делении.
– Если делимое увеличится, то частное ………….
– Если делитель увеличится, то частное …………..
– Вы быстры и точны, готовы к новым открытиям. В путь!

II. Вызов (включение в тему урока).

Работа с произведениями. Слайд 3

– Перед вами три карточки, за ними спрятаны иллюстрации к известным произведениям.

Дети работают на индивидуальных листах по уровням. (Приложение. Задание №1)

– Прочитайте отрывок. Вспомни, как называется произведение и кто автор?
– Решите математическое выражение удобным способом, и узнай, где спряталось твое произведение.

1) А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

(527 + 102 ) – 527 = (вычитание числа из суммы).

“Я ль скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?
“Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
И румяней и белее”.

2) И.А. Крылов “Зеркало и Обезьяна”.

827 – (727 + 60 ) = (вычитание из числа сумму).

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
“Смотри-ка”,– говорит, – “кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

– А кто может продолжить эти строки?

(Чтение басни одним учеником.)

3) Виталий Губарев “Королевство кривых зеркал”.

(68 + 70 ) + 30 = (сочетательный закон сложения).

“ Ведь я твое отражение, значит имя у меня такое же, как у тебя, только наоборот;

Оля наоборот будет Яло. Видишь, у тебя родинка на правой щеке, а у меня на левой.

Я все делаю левой рукой”. (Каждый вариант обосновывает свой выбор, комментируя и доказывая правильность ответа.) Самопроверка, самооценка по баллам.

III. ВНИМАНИЕ! Слайд 4 – Какая из этих пословиц подходит ко второй иллюстрации? (Обратная связь – цифровые ключики.)

1) “ По одежке встречают, по уму провожают”.

2) “ Других не суди, на себя погляди”.

Как вы это понимаете?
– Кому из героев Виталия Губарева советовали посмотреть на себя со стороны? (Оле.) Почему?
– Оля просит вас ей помочь ответить на один очень важный вопрос. Вы готовы ей помочь?

IV. Решите примеры и расшифруйте тот предмет, который объединил три известных литературных произведения. Слайд 5

60 260 40 70 50 20 84
З е р к а л о

(Приложение. Задание № 2)

Какой волшебный предмет объединяет произведения?

V. Осмысление (развернутая работа над темой).

1) – Вот оно. (Показ зеркала.) Зеркало поможет нам путешествовать по волшебной стране.

Словарь. Зеркало – русское слово, образовано от слова зерцать, родственное слово созерцать (смотреть, видеть).

История происхождения зеркала.

– А что в природе похоже на зеркало? (река, вода…) Что отражается в воде? Слайд 6

Зеркало появилось очень давно, сама природа подсказала человеку видеть свое отражение в воде. В старину женщины смотрелись только в “зеркало воды”. Но модницам неудобно было носить в сумочках ведерки с водой.

Физкультминутка.

К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре – вот так славно освежились!
А теперь поплыли дружно. Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс, одной, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой и отправились домой. (ОБЖ – Какие правила поведения на воде мы должны соблюдать?)

2) – Первые зеркала были хорошо отполированные бронзовые или медные диски. Слайд 7

Разные предметы быта заменяли зеркало: поднос, самовар. Стеклянные зеркала появились позже и придумали их мужчины. В современных зеркалах на полированную поверхность наносят слой металла, например, Al.

– А где в нашей жизни можно увидеть зеркало? (Стоматология, медицина, в приборах, в транспорте, архитектура Слайд 8 и т.д.) – Посмотритесь в зеркало? Кого вы увидели? (Себя.)

– Все ли у изображения, так как у тебя? То, что левое стало правым. А в математике мы с этим встречались? а + в = в + а (переместительное свойство сложения и умножения) Приведите примеры. (Можно проверить с помощью зеркала)

Зеркало отражает наше настроение, показывает нашу мимику. В сказке В.Губарева “ Королевство кривых зеркал” мы встречаемся с зеркальной симметрией (отображением). Вспомните героев сказки. Как их зовут? (Аксал, Абаж, Анидаг, Нушрок, Яло, Гурд, Топсед, Щиравот.) Почему их так назвали?

– На какие группы можно разделить героев? Почему? Докажи. Найдите два слова близкие по смыслу (синонимы). (Друг, товарищ.) За что был наказан Гурд? Чтобы помочь ему, необходимо выполнить задания Топседа 7.

VI. БЛИЦ – ТУРНИР ! (Приложение. Задание № 3.)

А) В одной комнате моего королевства 6 кривых зеркал. Сколько зеркал в 5 комнатах?

Б) В первый день Гурд сделал 14 зеркал, а во второй день в 2 раза меньше. Сколько зеркал Гурд сделал во второй день?

В) Измени вопрос задачи (Б) так, чтобы она решалась в два действия. Сколько _______ зеркал он сделал за ______ дня?

Физкультминутка для глаз.

Задание № 4 Задача. Топсед приказал мастерам сделать 40 зеркал. В течение 3 дней мастера делали по 7 зеркал в день. Сколько зеркал им осталось сделать?

– Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему? Что еще необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? Сколько действий в задаче? Можно ли задачу записать одним выражением? (Самопроверка и самооценка.)

VII. Опыт с зеркалами. Работа в парах.

1) – Из королевства Топседа мы заглянем к Нушроку в зеркальные мастерские. Какие углы мы знаем? (Работа с цифровыми ключиками.)

– Поставьте два зеркала так, чтобы получился развернутый угол. Внутри посередине поставьте предмет (матрешку). Сколько раз она отразилась? (1) Постройте из зеркал прямой угол. Сколько раз отразилась матрешка? (2, 4) Постройте острый угол и посмотрите, сколько отражений в зеркалах. (6, 8) Что интересного вы заметили?

ВЫВОД: – При увеличении угла между зеркалами количество отражений уменьшается.

Чем угол меньше, тем отражений становится больше.

– А где мы с вами уже встречались в математике с такой закономерностью? (При решении равенств, уравнений, задач.)

2) – Коварная Анидаг поставила нам ловушку. Найдите корень уравнений и сделайте вывод.

24 : х = 6
24 : х = 8 – Если делитель увеличивается, что происходит с частным?
х = 4
х = 3 

3) Итак, наше путешествие по удивительной стране подходит к концу.

Если с помощью зеркала мы восстановим и сумеем прочитать поговорку, которую заколдовал Абаж, то злые чары разрушатся. Мы поможем Гурду – другу. (Задание № 5.) ДРУГ ПОЗНАЕТСЯ В БЕДЕ. Слайд 9

– Как вы это понимаете? Приведите свои примеры.

Домашнее задание. Попробуйте зашифровать любую пословицу или поговорку для своего друга с помощью зеркала.

IX. Рефлексия (итог урока).

– Понравилась ли вам работа на уроке? Какие задания вам понравились?
– Что нового для себя открыли? Какие математические законы повторили?
– Сколько баллов набрали за урок? Все ли у вас получилось? Что нам помогало преодолеть трудности и опасности?
– Покажите с помощью смайликов, какое у вас настроение?
– Более подробно с зеркальной симметрией мы познакомимся на уроке окружающего мира.