Активизация воображения личности не происходит сама по себе, а для этого необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействие
Л. С. Выготский
Основной проблемой, стоящей перед современной школой, является активизация творческого потенциала личности. Творческие возможности младших школьников безграничны. Учитель начальных классов должен помочь детям активизировать их умственный и творческий потенциал. Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для этого возраста. По мнению Л. С. Выготского, стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как игра.
Уроки развития речи способствуют совершенствованию творческой деятельности младших школьников. На этих уроках основное внимание уделяется речевой деятельности, которая проявляется в устной и в письменной формах. Цели такого урока – опираясь на полученные знания о языке:
1) обогащать лексико-грамматический строй речи детей;
2) учить их воспринимать и понимать чужую речь;
3) строить собственные высказывания в соответствии с нормами русского языка.
Речь как деятельность по использованию языка в целях общения, познания, воздействия на других людей определяет содержание и структуру урока развития речи.
В основе содержания обучения на уроках развития речи лежит система теоретических знаний о речи, ее формах, видах, свойствах. Помогают обучающимся усвоить знания, составлять план текста с учетом типа речи памятки, таблицы и схемы.
Блок-схема 1. “Виды текстов”.
Блок-схема 2. “Составление текста-рассуждения”.
Блок-схема 3. “Составление текста-описания”.
Блок-схема 4. “Составление текста-повествования”.
Структура урока диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций. Сюда входят такие структурные элементы, как:
– введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи;
– определение учебной задачи, нахождение способов ее решения;
– организация учебной и речевой деятельности по восприятию;
– контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и
текстов; выводы и обобщения относительно достигнутых целей.
Введение в содержание урока практических и познавательных речевых задач – еще одна характерная черта урока. Решение практических задач в соответствии с речевой ситуацией способствует развитию познавательных потребностей у учащихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению речевыми умениями, обеспечивает осознанное усвоение знаний. Преобладание упражнений поискового и творческого характера (игра-рассуждение “Что было бы …”, “Узнай дерево”, “Расшифруй слово” “Слово за словом”) способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. “Игра в рифму” предшествовала написанию сочинения-миниатюрры “Осень”. По окончании игры самыми лучшими были признаны работы Коршиковой Оксаны, Лукашевой Даши, Шишковой Софьи.
Осень к нам опять пришла.
Корзину шишек принесла,
Припасла качан капусты –
В огороде стало пусто.
Коршикова ОксанаОсень к нам опять пришла –
Непогоду привела:
Дожди как из ведра все льют,
Идешь по лужам там и тут.
Лукашева ДашаОсень к нам опять пришла,
В школу всех нас позвала.
В классе встретила Наташку
И своего соседа Сашку.
Шишкова Софья
На первом этапе урока заинтересовать детей, привлечь их внимание помогают стихи, загадки, музыкальные произведения.
Лексико-орфографическая подготовка формирует у учащихся умения использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений. Правильному построению предложений способствует работа с синонимами. Под руководством учителя дети находят близкие по значению слова (художник, живописец, пейзажист, автор картины, мастер кисти).
Предлагаемые эпитеты, сравнения помогают детям строить красивые предложения.
Пословицы и поговорки заставляют детей задуматься и сделать выводы.
Передать свои чувства, эмоциональный настрой помогает “Словарик настроений”.
Таблица 1. “Словарик настроений”.
Радость | Грусть | ||
Восторг | Хорошее | Печаль | Плохое |
Очарование | Веселое | Точка | Грустное |
Восхищение | Бодрое | Уныние | Слезливое |
Легкость | Праздничное | Страдание | Скорбное |
Беззаботность | Восторженное | Жалость | Тягостное |
Приподнятое | Сожаление | Безысходно | |
Жизнерадостное |
Самостоятельная работа над сочинением и изложением формирует умение по плану построить устную и письменную речь. Если ребенок раньше других справился с работой, получает задание на карточке.
Индивидуальную форму работы (подготовить интересный рассказ о жизни и творчестве художника, подобрать пословицы, поговорки, загадки о временах года, найти в словаре лексическое значение слова) использую в третьем и четвертом классах.
Во время работы над ошибками ученики, которые не допустили ошибок, получают творческие задания по группам: сочинить сказку, стихотворение, придумать рассказ.
На этапе контроля речевого действия ученики под руководством учителя редактируют текст, исправляют лексические, грамматические, смысловые, логические, стилистические ошибки.
Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинам, сочинение с грамматическим заданием, сочинение по наблюдениям, сочинение на основе прочитанного, написать сказку, составить сценарий, сочинение-рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение-миниатюра – способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника.
Давать задания творческого характера надо осторожно, постепенно переходя от воспроизводящих работ к воспроизводяще-творческим, и затем к творческим работам Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребенок может испугаться творческого задания, его непривычной формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Выполнение творческих заданий требует большой подготовительной работы.
Творческие работы служат не столько цели овладения учебным материалом, сколько цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развития у них творческого подхода к решению конкретных вопросов, формированию познавательных интересов учащихся.
Примером творческой работы служит написание сочинения-минитатюры на тему “Волшебная поляна” по мотивам волшебных сказок. Задание – сделать описание более ярким, используя прилагательные и сохраняя язык и стиль волшебный сказки.
Все с заданием справились. Описание получилось красочным, прилагательные употреблялись уместно, без излишеств.
“Пришла Аленушка на светлую поляну. Посмотрела по сторонами и увидела под высокой стройной березой маленького старичка…” – так начала сочинение Шенцева Аня. А Желтиков Вова описал поляну стихами:
На большую светлую поляну
Утром рано Настенька пришла.
Под кудрявой белою березой
Очень странный гриб она нашла…
Участие школьников в творческой деятельности на внеклассных мероприятиях наиболее ярко демонстрируют уровень интереса к выполнению творческих заданий. Сочинения и стихотворения обучающихся были опубликованы в школьной газете “Двадцать первая в двадцать первом” и газетах “Православное Осколье”, “Веснушка”.
Ученики научились связно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной формах, выбирать языковые средства более уместные в конкретной речевой ситуации. Приобретенные знания, умения и навыки сориентированы на осуществление преемственности между начальным и средним звеном школы.
Список литературы.
- Жиренко, О. Е. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе/ О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, В. А. Яровенко. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. – 88с.
- Мищенкова, Л. В. Развивающие занятия в начальной школе: методическое пособие/ Л. В. Мищенкова. – М.: Дрофа, 2007. – 140с.
- Шадриков, В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении/ В. Д. Шадриков, И.П. Аксимова, Е.Н. Корнеева. – М.: Просвещение, 1990. – 142с.
- Шульгина, В. П. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учебное пособие/ В. П. Шульгина. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320с.