Пояснительная записка.
Дополнительная программа “Знакомьтесь – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии” имеет культурологическую направленность и разработана на основе типовой программы “ Английский язык для общеобразовательных школ”, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 1996 года выпуска – автор А.Ю. Горчев.
Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 “О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей” и реализуется в творческом объединении муниципального автономного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.А. Некрасова”.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она позволяет освоить программный материал детьми разного возраста с различными способностями, способствует развитию интереса детей к иностранному языку, формирует позитивный настрой к общению на английском языке.
Дополнительная программа по английскому языку востребована учащимися. Данная программа позволяет усилить практическую направленность образования детей, нацелена на развитие личностных качеств ребенка. Такой подход тесно связан с гуманистическими ценностями образования.
Данная программа является актуальной на сегодняшний момент. В настоящее время возрос интерес школьников к изучению иностранных языков, поэтому обучение данной программе поможет школьникам глубже изучить предмет, а также понять многие особенности английского языка. Данная программа предоставляет школьникам возможность познакомиться с историей и культурой страны, язык которой они изучают. Программа позволяет поставить в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учесть его способности, возможности и склонности, она предполагает включение школьников в диалог различных культур и создает условия для многостороннего развития личности каждого из них.
Целью программы является создание условий для развития мотивации в изучении английского языка, формирование навыков творческой деятельности и самореализации ребенка через знакомство с культурой страны изучаемого языка.
Для достижения этой цели формируются следующие задачи:
Обучающие:
- обогащать словарный запас новыми лексическими единицами;
- обучать чтению художественных произведений;
- учить писать рассказ, историю, стихотворение, письмо;
- учить понимать стихи, отгадывать загадки, ребусы, шарады;
- учить читать разные виды текстов;
- учить отыскивать нужную информацию и использовать ее;
- учить интерпретировать прочитанное, соотнося его с личным опытом;
- учить общаться, используя изученные речевые структуры;
- учить понимать иноязычную речь на слух.
Развивающие:
- развивать воображение, способность к догадке;
- развивать внимание к языковым нюансам, лингвистическое мышление;
- развивать способность эмоционального восприятия художественного текста;
- развивать комплексное восприятие различных событий;
- развивать умение учиться самостоятельно;
- развивать коммуникативные способности учащихся.
Воспитывающие:
- воспитывать умение понять нужную культуру;
- воспитывать уважение к культуре другой страны;
- воспитывать чувства интернационализма, патриотизма, чувства прекрасного;
- воспитывать уважение к традициям, особенностям и привычкам другого народа;
- воспитывать трудолюбие, терпение, вдумчивость, наблюдательность;
- воспитывать бережное отношение к историческим достопримечательностям.
- Данная программа модифицированная – она адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения.
Возраст детей, участвующих в данной программе 12–15 лет.
Срок реализации – 1 год. Занятия проводятся по 2 часа один раз в неделю. Всего за год 72 часа.
Формы и режимы занятий.
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы.
Наполняемость до 15 человек. Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПин и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 “О методических рекомендациях”. Приложение 7 “Примерная наполняемость групп”.
В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:
- учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;
- смена места жительства, противопоказания по здоровью.
Ведущей формой организации обучения является групповая работа. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуальный подход, т.к. в связи со способностями ребенка результативность может быть различной.
Дифференцированный подход поддерживает мотивацию и способствует творческому росту учащихся, большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся.
Программа предполагает использование современных технических средств обучения: компьютер, аудио и видеомагнитофон, ИКТ.
Ожидаемый результат и способы определения его результативности.
По окончании обучения учащиеся должны ЗНАТЬ:
- особенности культуры страны изучаемого языка;
- достопримечательности Великобритании;
- праздники и традиции Великобритании;
- известных представителей страны;
- правила составления и разгадывания различных ребусов, шарад, загадок на английском языке, презентаций;
- изученную за период обучения лексику;
Должны УМЕТЬ:
- выражать собственное мнение;
- составлять рефераты;
- написать письмо, рекламное объявление, заполнять анкету;
- вести беседу в рамках изученных тем;
- выполнять проектную работу и оформлять ее в виде газеты, доклада, коллажа, презентации;
- самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
- использовать развитые в процессе обучения свои задатки и способности для реализации творческого потенциала в сфере языковой деятельности;
- уметь пользоваться средствами информации.
Формы подведения итогов реализации программы:
- диагностика уровня сформированности знаний – стартовая и итоговая в виде творческих работ;
- участие в Международном конкурсе “ Британский бульдог”;
- участие в олимпиадах;
- участие в школьной предметной неделе иностранных языков;
- подготовка к ГИА и ЕГЭ.
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Всего | Теория | Практика |
1 | Что мы знаем о Соединенном Королевстве? | 6 | 2 | 4 |
2 | Что может быть на визитной карточке Лондона? | 6 | 2 | 4 |
3 | Давайте познакомимся с Оксфордом и Кембриджем. | 6 | 2 | 4 |
4 | Пословицы и поговорки в английском языке. | 6 | 2 | 4 |
5 | Кто такой Сэр Филей? | 6 | 2 | 4 |
6 | Великие люди. У. Шекспир и Р. Бернс. | 8 | 4 | 4 |
7 | Мой дом – моя крепость. | 8 | 2 | 6 |
8 | Читаем газеты и журналы на английском языке. | 8 | 2 | 6 |
9 | Мифы и легенды Средневековья. | 10 | 5 | 5 |
10 | Короли и королевы. | 8 | 4 | 4 |
Всего | 72 | 18 | 54 |
Содержание.
Тема 1. Что мы знаем о Соединенном Королевстве? (4 часа.)
Теория. Рассказ о национальных символах, о частях Великобритании и о жителях Британских островов. Введение лексики по теме. Беседа о символике, интересных фактах в истории государства.
Практика. Игра “Who? Where? When? ”. Отработать навыки по оставлению кроссворда, презентации. Конкурс ученических презентаций. Развитие навыка письменной речи: написание открытки, письма другу.
Тема 2. Что может быть на визитной карточке Лондона? (4часа.)
Теория. Определение понятия содержание визитной карточки. Введение лексики по теме. Беседа по теме: города Великобритании, Лондон и его достопримечательности; знаменитые замки, дворцы, сады и парки Великобритании.
Практика. Развитие навыка письменной речи: создание визитных карточек Великобритании, Лондона и своей страны. Отработка навыка составления загадок, фотозагадок. Развитие умения читать тематические тексты с общим охватом содержания, с извлечением необходимой информации. Провести практику диалогической речи: игра “ Извините, я заблудился” (заочная экскурсия в Лондон). Использование презентаций из копилки педагога.
Тема 3. Давайте познакомимся с Оксфордом и Кембриджем (6 часов).
Теория. Предъявление сведений об Оксфорде и Кембридже (история городов, история университетов). Введение лексики по теме.
Практика. Отработка навыка работы с энциклопедиями и интернет ресурсами (поиск информации об университетах), создания коллажей, загадок, кроссвордов об этих городах, их истории и истории университетов.
Провести практику диалогической речи : ориентирование по карте (заочное путешествие по Оксфорду и Кембриджу). изготовление плакатов, рекламного объявления. Просмотр презентаций из копилки педагога.
Тема 4. Пословицы и поговорки в английском языке (6 часов).
Теория. Правила и особенности работы со словарем при работе с необычными текстами (пословицы, поговорки, загадки, шарады, ребусы и т.п.). Знакомство со специализированными словарями.
Практика. Отработка умения пользоваться словарем. Чтение пословиц, поговорок, стихов, иллюстрации к ним, их перевод с русского на английский и с английского на русский. Работа с картой. Беседа об история английского языка. Обучение составлению загадок, ребусов, шарад. Знакомство с лимерик (особый вид стихов). Провести конкурс чтецов, конкурс на смекалку и догадку, конкурс переводчика.
Тема 5. Кто такой Сэр Филей? (6 часов.)
Теория. Предъявление сведений о национальной кухне жителей Британских островов (повседневная еда, рестораны и пабы, чай – любимый напиток англичан, что едят в Великобритании по праздникам и т.д.). Умение работать с энциклопедией, искать информацию в различных учебных пособиях, использование интернет ресурсов. Обучение проектной деятельности.
Практика. Перевод отрывков из художественной литературы, содержащей информацию о британской кухне. Работа с пословицами, поговорками, загадками, составление ребусов, кроссворда, плаката, рекламного объявления; проба пера в написании стихотворения по данной теме; написание личного письма другу в рамках темы; составление меню; рецептов и т. д. Просмотр презентации из копилки педагога. Составление алгоритма защиты проекта. Проведение конкурса проектов (на бумажных носителях).
Тема 6. Великие люди. Уильям Шекспир и Роберт Бернс. (8 часов.)
Теория. Знакомство с литературным наследием У. Шекспира и Р. Бернса. Работа со словарями, объяснение значений слов, подбор синонимов, антонимов, омонимов.
Практика. Чтение стихов Шекспира и Бернса, анализ и сравнение литературных и своих переводов, просмотр презентаций о жизни и творчестве поэтов из копилки педагога, составление кроссворда, разыгрывание сценок (произведения У. Шекспира), написание сочинений, составление коллажа о У. Шекспире и Р. Бернсе. Составление сценария заочной экскурсии в музеи У. Шекспира и Р.Бернса.
Тема 7. Мой дом – моя крепость. (8 часов.)
Теория. Беседа о жизни типичной семьи Великобритании (типичные дома, семейные традиции, праздники); информация о том, как проводят свободное время британцы. Введение лексики по теме.
Практика. Отработка навыка диалогической речи по теме “ кто и как проводит свободное время”. Создание коллажа, кроссвордов, просмотр презентаций из копилки педагога (“ Лондонская Национальная галерея”, “ Спорт в Великобритании”). Ролевая игра “ гид-переводчик”. Выставка рисунков по теме “ свободное время школьника в России”, изготовление плакатов, сочинение стихов, составление загадок. Отработка навыка письменной речи: написание письма другу, написание рекламного объявления. Составление презентации в рамках темы. Отработка навыка монологической речи: конкурс рассказчика “ дом моей мечты”.
Тема 8. Читаем газеты и журналы на английском языке. (8 часов.)
Теория. Как разработать алгоритм работы с газетной статьей? Введение лексики и основных лексических клише по теме.
Практика. Разработка алгоритма работы с газетной статьей. Знакомство с газетами и журналами Великобритании и России, сравнение изданий, изучение макетов изданий. Изготовление газеты или журнала. Конкурс юных журналистов, фотокорреспондентов.
Игра “ Телемост: Москва – Нью – Йорк”.
Тема 9. Мифы и легенды Средневековья. (10 часов.)
Теория. Знакомство с народным эпосом: рассказ о деяниях Бритта, легендарного основателя королевства Британии; сказание о короле Лире; Сказания о Мерлине и короле Артуре; сказание о святом Граале; сказание о Тристане и Изольде; сказания о Робине Гуде. Знакомство с шотландским поэтом 13 века Томасом Лермонтом.
Практика. Выставка рисунков; сравнение литературных и собственных переводов отрывков из Баллады о Робине Гуде. Работа со справочной литературой. Поиск информации в различных источниках. Подготовка бесед и презентаций в рамках данной темы. Игра “ Звездный час”. Отработка навыка диалогической речи: мини – диалоги в рамках изучаемой темы. Отработка навыка письменной речи: написание письма другу.
Тема 10. Короли и королевы. (6 часов.)
Теория. Беседа об английских, шотландских королях. Знакомство с королевскими династиями. Сбор сведений о королях по различным источникам. Введение лексики по теме.
Практика. Игра “ Звездный час”. Выпуск газет, плакатов, коллажей, составление кроссвордов. Просмотр презентации из копилки педагога. Отработка навыка письменной речи: написание статьи в газету или журнал. Отработка навыка диалогической речи: мини – диалоги по теме.
Основа обучения – вовлечение учащихся в активную учебную деятельность
Методы:
- ознакомление с новыми ЛЕ, новыми темами, проблемами;
- совместное чтение текстов, стихов, газет;
- обсуждение, анализ содержания;
- выполнение творческих заданий (диалоги, сочинения, рисунки, коллажи);
- игры;
- инсценировки на заданную тему;
- тренинги и упражнения;
- беседы, рассказы учителя.
Формы обучения:
- творческие мастерские;
- мини-конкурсы;
- индивидуальная работа.
Методическое обеспечение программы:
Методические виды продукции:
- разработки занятий по всем темам программы;
- разработки составления кроссвордов по разным темам;
- сценарии заочных экскурсий.
Дидактический материал:
- словари;
- энциклопедии;
- карты Соединенного Королевства и России;
- газеты, журналы на иностранном языке, изданные в России и в Великобритании;
- произведения У. Шекспира, Р. Бернса и др.(на русском и английском языках);
- фотографии, иллюстрации памятных мест Великобритании;
- видеофильмы о Великобритании;
- диски CD (достопримечательности городов Великобритании);
- презентации на английском и русском языках.
Литература на английском языке:
- Голицинский Ю. Great Britain. – СПб.: Каро, 1999.
- Степанова И.С. Time, Events, People. – М.: Просвещение, 1987.
- Тимановская Н. Spotlight on Britain. – Тула: Автограф, 1996.
- Шустилова И.И. Britain in Brief. – M.: Просвещение, 1993.
Лекционный материал:
- беседы о великих людях Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии; беседы об Оксфорде и Кембридже;
- беседа о праздниках и традициях Королевства;
- беседа о британской кухне;
- беседа о семейном укладе и семейных традициях Великобритании;
- беседы о народном эпосе Средневековья;
- беседа о газетах и журналах Великобритании.
Электронные ресурсы:
Материально-техническое обеспечение:
- Кабинет;
- Столы 15;
- Стулья 30;
- Аудиомагнитофон 1;
- Видеомагнитофон 1;
- Мультимедиапроектор 1;
- Переносной экран 1;
- Ноутбук;
- Интерактивная доска.