Образовательная программа дополнительного образования детей "Знакомьтесь, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии"

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Дополнительная программа “Знакомьтесь – Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии” имеет культурологическую направленность и разработана на основе типовой программы “ Английский язык для общеобразовательных школ”, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации 1996 года выпуска – автор А.Ю. Горчев.

Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 года № 06-1844 “О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей” и реализуется в творческом объединении муниципального автономного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №1 имени Н.А. Некрасова”.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что она позволяет освоить программный материал детьми разного возраста с различными способностями, способствует развитию интереса детей к иностранному языку, формирует позитивный настрой к общению на английском языке.

Дополнительная программа по английскому языку востребована учащимися. Данная программа позволяет усилить практическую направленность образования детей, нацелена на развитие личностных качеств ребенка. Такой подход тесно связан с гуманистическими ценностями образования.

Данная программа является актуальной на сегодняшний момент. В настоящее время возрос интерес школьников к изучению иностранных языков, поэтому обучение данной программе поможет школьникам глубже изучить предмет, а также понять многие особенности английского языка. Данная программа предоставляет школьникам возможность познакомиться с историей и культурой страны, язык которой они изучают. Программа позволяет поставить в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учесть его способности, возможности и склонности, она предполагает включение школьников в диалог различных культур и создает условия для многостороннего развития личности каждого из них.

Целью программы является создание условий для развития мотивации в изучении английского языка, формирование навыков творческой деятельности и самореализации ребенка через знакомство с культурой страны изучаемого языка.

Для достижения этой цели формируются следующие задачи:

Обучающие:

  • обогащать словарный запас новыми лексическими единицами;
  • обучать чтению художественных произведений;
  • учить писать рассказ, историю, стихотворение, письмо;
  • учить понимать стихи, отгадывать загадки, ребусы, шарады;
  • учить читать разные виды текстов;
  • учить отыскивать нужную информацию и использовать ее;
  • учить интерпретировать прочитанное, соотнося его с личным опытом;
  • учить общаться, используя изученные речевые структуры;
  • учить понимать иноязычную речь на слух.

Развивающие:

  • развивать воображение, способность к догадке;
  • развивать внимание к языковым нюансам, лингвистическое мышление;
  • развивать способность эмоционального восприятия художественного текста;
  • развивать комплексное восприятие различных событий;
  • развивать умение учиться самостоятельно;
  • развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитывающие:

  • воспитывать умение понять нужную культуру;
  • воспитывать уважение к культуре другой страны;
  • воспитывать чувства интернационализма, патриотизма, чувства прекрасного;
  • воспитывать уважение к традициям, особенностям и привычкам другого народа;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, вдумчивость, наблюдательность;
  • воспитывать бережное отношение к историческим достопримечательностям.
  • Данная программа модифицированная – она адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения.

Возраст детей, участвующих в данной программе 12–15 лет.

Срок реализации – 1 год. Занятия проводятся по 2 часа один раз в неделю. Всего за год 72 часа.

Формы и режимы занятий.

Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы.

Наполняемость до 15 человек. Наполняемость учебных групп выдержана в пределах требований СанПин и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 “О методических рекомендациях”. Приложение 7 “Примерная наполняемость групп”.

В целом состав групп остается постоянным. Однако состав группы может изменяться по следующим причинам:

  • учащиеся могут быть отчислены при условии систематического непосещения учебных занятий;
  • смена места жительства, противопоказания по здоровью.

Ведущей формой организации обучения является групповая работа. Наряду с групповой формой работы осуществляется индивидуальный подход, т.к. в связи со способностями ребенка результативность может быть различной.

Дифференцированный подход поддерживает мотивацию и способствует творческому росту учащихся, большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся.

Программа предполагает использование современных технических средств обучения: компьютер, аудио и видеомагнитофон, ИКТ.

Ожидаемый результат и способы определения его результативности.

По окончании обучения учащиеся должны ЗНАТЬ:

  • особенности культуры страны изучаемого языка;
  • достопримечательности Великобритании;
  • праздники и традиции Великобритании;
  • известных представителей страны;
  • правила составления и разгадывания различных ребусов, шарад, загадок на английском языке, презентаций;
  • изученную за период обучения лексику;

Должны УМЕТЬ:

  • выражать собственное мнение;
  • составлять рефераты;
  • написать письмо, рекламное объявление, заполнять анкету;
  • вести беседу в рамках изученных тем;
  • выполнять проектную работу и оформлять ее в виде газеты, доклада, коллажа, презентации;
  • самостоятельно подготовить устное сообщение и выступить с ним;
  • использовать развитые в процессе обучения свои задатки и способности для реализации творческого потенциала в сфере языковой деятельности;
  • уметь пользоваться средствами информации.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • диагностика уровня сформированности знаний – стартовая и итоговая в виде творческих работ;
  • участие в Международном конкурсе “ Британский бульдог”;
  • участие в олимпиадах;
  • участие в школьной предметной неделе иностранных языков;
  • подготовка к ГИА и ЕГЭ.

Учебно-тематический план.

Тема Всего Теория Практика
1 Что мы знаем о Соединенном Королевстве? 6 2 4
2 Что может быть на визитной карточке Лондона? 6 2 4
3 Давайте познакомимся с Оксфордом и Кембриджем. 6 2 4
4 Пословицы и поговорки в английском языке. 6 2 4
5 Кто такой Сэр Филей? 6 2 4
6 Великие люди. У. Шекспир и Р. Бернс. 8 4 4
7 Мой дом – моя крепость. 8 2 6
8 Читаем газеты и журналы на английском языке. 8 2 6
9 Мифы и легенды Средневековья. 10 5 5
10 Короли и королевы. 8 4 4
Всего 72 18 54

Содержание.

Тема 1. Что мы знаем о Соединенном Королевстве? (4 часа.)

Теория. Рассказ о национальных символах, о частях Великобритании и о жителях Британских островов. Введение лексики по теме. Беседа о символике, интересных фактах в истории государства.

Практика. Игра “Who? Where? When? ”. Отработать навыки по оставлению кроссворда, презентации. Конкурс ученических презентаций. Развитие навыка письменной речи: написание открытки, письма другу.

Тема 2. Что может быть на визитной карточке Лондона? (4часа.)

Теория. Определение понятия содержание визитной карточки. Введение лексики по теме. Беседа по теме: города Великобритании, Лондон и его достопримечательности; знаменитые замки, дворцы, сады и парки Великобритании.

Практика. Развитие навыка письменной речи: создание визитных карточек Великобритании, Лондона и своей страны. Отработка навыка составления загадок, фотозагадок. Развитие умения читать тематические тексты с общим охватом содержания, с извлечением необходимой информации. Провести практику диалогической речи: игра “ Извините, я заблудился” (заочная экскурсия в Лондон). Использование презентаций из копилки педагога.

Тема 3. Давайте познакомимся с Оксфордом и Кембриджем (6 часов).

Теория. Предъявление сведений об Оксфорде и Кембридже (история городов, история университетов). Введение лексики по теме.

Практика. Отработка навыка работы с энциклопедиями и интернет ресурсами (поиск информации об университетах), создания коллажей, загадок, кроссвордов об этих городах, их истории и истории университетов.

Провести практику диалогической речи : ориентирование по карте (заочное путешествие по Оксфорду и Кембриджу). изготовление плакатов, рекламного объявления. Просмотр презентаций из копилки педагога.

Тема 4. Пословицы и поговорки в английском языке (6 часов).

Теория. Правила и особенности работы со словарем при работе с необычными текстами (пословицы, поговорки, загадки, шарады, ребусы и т.п.). Знакомство со специализированными словарями.

Практика. Отработка умения пользоваться словарем. Чтение пословиц, поговорок, стихов, иллюстрации к ним, их перевод с русского на английский и с английского на русский. Работа с картой. Беседа об история английского языка. Обучение составлению загадок, ребусов, шарад. Знакомство с лимерик (особый вид стихов). Провести конкурс чтецов, конкурс на смекалку и догадку, конкурс переводчика.

Тема 5. Кто такой Сэр Филей? (6 часов.)

Теория. Предъявление сведений о национальной кухне жителей Британских островов (повседневная еда, рестораны и пабы, чай – любимый напиток англичан, что едят в Великобритании по праздникам и т.д.). Умение работать с энциклопедией, искать информацию в различных учебных пособиях, использование интернет ресурсов. Обучение проектной деятельности.

Практика. Перевод отрывков из художественной литературы, содержащей информацию о британской кухне. Работа с пословицами, поговорками, загадками, составление ребусов, кроссворда, плаката, рекламного объявления; проба пера в написании стихотворения по данной теме; написание личного письма другу в рамках темы; составление меню; рецептов и т. д. Просмотр презентации из копилки педагога. Составление алгоритма защиты проекта. Проведение конкурса проектов (на бумажных носителях).

Тема 6. Великие люди. Уильям Шекспир и Роберт Бернс. (8 часов.)

Теория. Знакомство с литературным наследием У. Шекспира и Р. Бернса. Работа со словарями, объяснение значений слов, подбор синонимов, антонимов, омонимов.

Практика. Чтение стихов Шекспира и Бернса, анализ и сравнение литературных и своих переводов, просмотр презентаций о жизни и творчестве поэтов из копилки педагога, составление кроссворда, разыгрывание сценок (произведения У. Шекспира), написание сочинений, составление коллажа о У. Шекспире и Р. Бернсе. Составление сценария заочной экскурсии в музеи У. Шекспира и Р.Бернса.

Тема 7. Мой дом – моя крепость. (8 часов.)

Теория. Беседа о жизни типичной семьи Великобритании (типичные дома, семейные традиции, праздники); информация о том, как проводят свободное время британцы. Введение лексики по теме.

Практика. Отработка навыка диалогической речи по теме “ кто и как проводит свободное время”. Создание коллажа, кроссвордов, просмотр презентаций из копилки педагога (“ Лондонская Национальная галерея”, “ Спорт в Великобритании”). Ролевая игра “ гид-переводчик”. Выставка рисунков по теме “ свободное время школьника в России”, изготовление плакатов, сочинение стихов, составление загадок. Отработка навыка письменной речи: написание письма другу, написание рекламного объявления. Составление презентации в рамках темы. Отработка навыка монологической речи: конкурс рассказчика “ дом моей мечты”.

Тема 8. Читаем газеты и журналы на английском языке. (8 часов.)

Теория. Как разработать алгоритм работы с газетной статьей? Введение лексики и основных лексических клише по теме.

Практика. Разработка алгоритма работы с газетной статьей. Знакомство с газетами и журналами Великобритании и России, сравнение изданий, изучение макетов изданий. Изготовление газеты или журнала. Конкурс юных журналистов, фотокорреспондентов.

Игра “ Телемост: Москва – Нью – Йорк”.

Тема 9. Мифы и легенды Средневековья. (10 часов.)

Теория. Знакомство с народным эпосом: рассказ о деяниях Бритта, легендарного основателя королевства Британии; сказание о короле Лире; Сказания о Мерлине и короле Артуре; сказание о святом Граале; сказание о Тристане и Изольде; сказания о Робине Гуде. Знакомство с шотландским поэтом 13 века Томасом Лермонтом.

Практика. Выставка рисунков; сравнение литературных и собственных переводов отрывков из Баллады о Робине Гуде. Работа со справочной литературой. Поиск информации в различных источниках. Подготовка бесед и презентаций в рамках данной темы. Игра “ Звездный час”. Отработка навыка диалогической речи: мини – диалоги в рамках изучаемой темы. Отработка навыка письменной речи: написание письма другу.

Тема 10. Короли и королевы. (6 часов.)

Теория. Беседа об английских, шотландских королях. Знакомство с королевскими династиями. Сбор сведений о королях по различным источникам. Введение лексики по теме.

Практика. Игра “ Звездный час”. Выпуск газет, плакатов, коллажей, составление кроссвордов. Просмотр презентации из копилки педагога. Отработка навыка письменной речи: написание статьи в газету или журнал. Отработка навыка диалогической речи: мини – диалоги по теме.

Основа обучения – вовлечение учащихся в активную учебную деятельность

Методы:

  • ознакомление с новыми ЛЕ, новыми темами, проблемами;
  • совместное чтение текстов, стихов, газет;
  • обсуждение, анализ содержания;
  • выполнение творческих заданий (диалоги, сочинения, рисунки, коллажи);
  • игры;
  • инсценировки на заданную тему;
  • тренинги и упражнения;
  • беседы, рассказы учителя.

Формы обучения:

  • творческие мастерские;
  • мини-конкурсы;
  • индивидуальная работа.

Методическое обеспечение программы:

Методические виды продукции:

  • разработки занятий по всем темам программы;
  • разработки составления кроссвордов по разным темам;
  • сценарии заочных экскурсий.

Дидактический материал:

  • словари;
  • энциклопедии;
  • карты Соединенного Королевства и России;
  • газеты, журналы на иностранном языке, изданные в России и в Великобритании;
  • произведения У. Шекспира, Р. Бернса и др.(на русском и английском языках);
  • фотографии, иллюстрации памятных мест Великобритании;
  • видеофильмы о Великобритании;
  • диски CD (достопримечательности городов Великобритании);
  • презентации на английском и русском языках.

Литература на английском языке:

  • Голицинский Ю. Great Britain. – СПб.: Каро, 1999.
  • Степанова И.С. Time, Events, People. – М.: Просвещение, 1987.
  • Тимановская Н. Spotlight on Britain. – Тула: Автограф, 1996.
  • Шустилова И.И. Britain in Brief. – M.: Просвещение, 1993.

Лекционный материал:

  • беседы о великих людях Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии; беседы об Оксфорде и Кембридже;
  • беседа о праздниках и традициях Королевства;
  • беседа о британской кухне;
  • беседа о семейном укладе и семейных традициях Великобритании;
  • беседы о народном эпосе Средневековья;
  • беседа о газетах и журналах Великобритании.

Электронные ресурсы:

Материально-техническое обеспечение:

  • Кабинет;
  • Столы 15;
  • Стулья 30;
  • Аудиомагнитофон 1;
  • Видеомагнитофон 1;
  • Мультимедиапроектор 1;
  • Переносной экран 1;
  • Ноутбук;
  • Интерактивная доска.

Приложение.