Цель: познакомить учащихся с теоремой Пифагора, ее следствиями, применять их при решении задач; развивать кругозор учащихся, логическое мышление и интерес к предмету.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Устная работа
1. Какой треугольник изображен на рисунке?
2. Как называются стороны прямоугольного треугольника?
3. Назовите катеты и гипотенузу?
4. Решив задачи, расшифруйте слово:
– АВС – прямоугольный, АС = 5, АВ = 20. Найти
cos A.
– АВС – прямоугольный, ВС = 8, cos В = 0,8. Найти
АВ.
– АВС –
прямоугольный, СD – высота, АС = 20, АD = 16, DB = 9, CB =
15. Найти
а) cos A из ACD,
б) cos A из ABC,
в) cos B из ACD,
г) cos B из ABC.
5. Найдите неизвестный член пропорции:
П – ; И– 10; Ф – ; А – ; Г – ; О – ; Р – 3,6
Пифагор – древнегреческий ученый, живший в VI веке до нашей эры. Сегодня вы познакомитесь с важной теоремой геометрии – теоремой Пифагора.
III. Историческая справка
Пифагор (580-500 гг. до н. э) родился на острове Самос вблизи Ионийского побережья. В молодости много путешествовал по Египту, посетил Вавилон и, наконец, в Кротоне, что в Южной Италии, основал тайное общество для высоких математических и духовных размышлений. Пифагорейцы занимались математикой, философией, естественными науками; ими было сделано много важных открытий в арифметике и геометрии. До сих пор неизвестно, доказал ли ее сам Пифагор или кто-то из его учеников. Ведь все свои открытия они держали в тайне. Существует легенда о том, что пифагореец Гиппазий, разгласивший один из секретов союза, был казнен богами и погиб в море. Однако судьба самого Пифагора и его союза имела печальный конец. Пифагор был убит, а его ученики рассеялись по разным городам Греции, причем большинство их сосредоточилось в Афинах. Но учение Пифагора не погибло.
После его смерти ученики окружили имя своего учителя множеством легенд, что установить о Пифагоре правду невозможно.
IV. Изучение нового материала
1. Дан
прямоугольный треугольник со сторонами 6 см, 8 см,
10 см.
Рассмотрите числовые значения длин сторон.
Возведите эти числа в квадрат. Заметьте, что
100=36+64,т. е. квадрат гипотенузы равен сумме
квадратов катетов. Так звучит формулировка
теоремы Пифагора.
2. Докажем эту теорему.
– Что дано?
– Что необходимо доказать?
Задавая ученикам наводящие вопросы, доказываем теорему.
CD – высота, ACD и BCD – прямоугольные.
– Чему равен cos A из
ACD? cos A=
– Чему равен cos A из
ABC? cos A= =
– Вспомните основное свойство пропорции.
Используя основное свойство пропорции,
получим AC2 = AD·AB.
– Чему равен cos B из ACD?
cosB =
– Чему равен cos B из
ABC? cosB = =
BC2 = BD·AB.
– Сложите полученные равенства.
AC2 = AD · AB.
BC2 = BD · AB.
AC2 + BC2 = AD·AB + BD · AB = AB · (AD + BD) = AB · AB = AB2.
Во времена Пифагора формулировка теоремы звучала так: «Квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника равновелик сумме квадратов, построенных на катетах»
3. Следствия теоремы.
– Сравните длины гипотенузы и катетов.
Вывод: « Любой катет прямоугольного треугольника
меньше гипотенузы».
– Какие значения может принимать cos острого
угла прямоугольного треугольника? Вывод: «Для
любого острого угла ? cos ? < 1» Докажем это
следствие.
cos A = , AC < AB,
значит, дробь правильная, а она меньше 1, что
требовалось доказать.
4. Теорема Пифагора издавна широко применялась в разных областях науки. Техники и практической жизни. О ней писали в своих произведениях римский архитектор и инженер Витрувий, греческий писатель-моралист Плутарх и другие. Легенда о том, что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву быка, или, как рассказывали другие, сто быков, послужила поводом для рассказов писателей и стихов поэтов. Вот одно из стихотворений:
Пребудет вечной истина, как скоро
Все познает слабый человек!
И ныне теорема Пифагора
Верна как и в его далекий век.Обильно было жертвоприношенье
Богам от Пифагора. Сто быков
Он отдал на закланье и сожженье
За свет луча, пришедший с облаков.Поэтому всегда с тех самых пор
Чуть истина рождается на свет,
Быки ревут, ее почуя, вслед.Они не в силах свету помешать,
А могут лишь, закрыв глаза, дрожать
От страха, что вселил в них Пифагор.(А. Шамиссо)
V. Решение задач (учебник А.В.Погорелов «Геометрия 7-9 класс»)
1 уровень № 2(1), 3(1) – устно
2 уровень № 4
3 уровень (задача индийского математика 12 века
Бхаскары)
На берегу реки рос тополь одинокий
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. И угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в том месте река
В четыре лишь фунта была широка
Верхушка склонилась у края реки
Осталось три фунта всего от ствола.
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
У тополя как велика высота?
VI. Тестирование
1. Катеты прямоугольного треугольника равны 12 см и 5 см. Найти гипотенузу этого треугольника.
а) 49 см б) 13 см в) 289
2. Гипотенуза прямоугольного треугольника равна 5 см, а один из катетов 3 см. Найти второй катет.
а) 4 см б) 2 см в)
3. Найти cos A, если BC = 12 cм, AC = 5 см, AB = 13 см.
а) б) в)
4. В прямоугольном треугольнике стороны имеют длину 9 см, 15 см, 12 см. Как называется сторона, имеющая длину 15 см?
а) катет б) основание в) гипотенуза
5. Запишите теорему Пифагора для треугольника АВС, у которого угол В прямой.
а) AB2 = AC2 + BC2 б) AC2 = AB2 + BC2 в) BС2 = AB2 + AC2.
VI. Подведение итогов и домашнее задание
п. 63, п. 64, № 2(2), № 3(2)