Определение степени с целым отрицательным показателем

Разделы: Математика


Цель урока: создать условия для самостоятельной формулировки определения степени с целым отрицательным показателем.

Задачи урока:

личностные: развитие логического и критического мышления, культуры речи, навыков культуры умственного труда;

метапредметные: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики, значимых для различных сфер человеческой деятельности;

предметные: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах.

Используемые приемы технологии РКМЧП:

– верите ли Вы, что.
– инсерт.

Раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предметные учебные действия

УУД

Время (в мин)

1 Орг. момент Приветствие Проверка готовности к уроку     1
2 Стадия вызова Вступительное слово. Инструктаж к выполнению приема “верите ли вы, что…”, подводит учащихся к формулировке темы и целей урока Отвечают на вопросы Вспоминают, что известно по теме, делают предположения Формулируют тему и цель урока, развитие логики, догадки, интуиции 7
3 Стадия осмысления содержания Задание для самостоятельного прочтения текста Чтение текста п.37 с применением приема инсерт Анализ, воспроизведение информации Развитие способности подтвердить или опровергнуть свое мнение 10
4 Стадия рефлексии     Преобразование графической информации в аналитическую, аналитической в словесную Умение слушать собеседника, высказывать и обосновывать свое мнение 18
5 Итоги урока Постановка вопросов Отвечают, записывают, обсуждают     3
6 Постановка домашнего задания комментирует Записывают, задают вопросы     1

Ход урока

I. Стадия вызова.

Ребята, чтобы сформулировать тему и цель сегодняшнего урока, я предлагаю вам в течение 3-х минут ответить на вопросы, которые содержаться на карточках. Каждый вопрос начинается со слов “верите ли вы, что…?” Если вы согласны с утверждением, то напротив вопроса в колонке под буквой “а” поставьте знак плюс, если не согласны, то поставьте знак минус. Работать можно в парах.

№ п/п

Верите ли Вы, что…

а

б

в

1

а + а + а + а + а =

     

2

     

3

     

4

     

5

     

6

     

7

     

8

     

9

     

По окончании работы учащихся фиксируем на доске возможные ответы.

Далее учитель подводит учащихся к формулировке темы и целей урока.

  1. Что вы вычисляли в каждом примере? (степень числа)
  2. Что мы уже знаем о степени? (запись, основание степени, показатель степени)
  3. Степень с каким показателем мы изучали? (с натуральным)
  4. Какие числа называют натуральными?
  5. Какие еще показатели степеней встретились при выполнении работы?
  6. О чем пойдет речь сегодня на уроке. Сформулируйте тему урока.
  7. Какую цель можете поставить перед собой (что надо знать, уметь)?

II. Стадия осмысления содержания

Итак, ребята, вы сформулировали тему и цели урока, ответили на вопросы. Но пока не знаем, правы вы или нет. Чтобы подтвердить или опровергнуть свои ответы, предлагаю вам вдумчиво прочитать текст п. 37, с. 203-204. Читая, текст делайте пометки карандашом на полях (как маркировать текст во время чтения у вас есть подсказка).

Маркировка текста (инсерт): “V” – уже знал это, “+” – новая информация, “-” – думал иначе, “?” – не понял.

По окончании чтения текста, вернитесь к таблице и ответьте еще раз на вопросы, заполните колонку под буквой “б”.

Затем ответы снова фиксируются на доске, это еще не значит, что все ответы правильные.

III. Стадия рефлексии

  1. Обсуждаем вопросы из таблицы. Учащиеся по очереди комментируют данные в первом и во втором случаях ответы. Если не изменили своего мнения, то почему? Если изменили свое мнение, то почему? На этом этапе в колонке под буквой “в” в процессе обсуждения появляются правильные ответы.
  2. Вернуться к тексту. Выяснить, у кого остались невыясненные вопросы. Предлагаю ребятам ответить на вопросы одноклассников.
  3. А для чего надо изучать степени? В каком из разделов математики мы встречались с понятием степени? (при изучении функций). Предлагаю учащимся посмотреть на графики, заранее заготовленные на доске или в электронном виде.

(Рисунки)

Вопросы:

1) Знакомы ли вам функции, графики которых представлены на плоскости?
2) Запишите для каждого графика зависимость у от х?
3) Запишите каждую зависимость в виде степени с целым показателем.
4) Все ли у вас получилось? Для какого графика вы не смоги записать формулу степени с целым показателем? Это степень с дробным показателем, тема изучения в 9-м классе.

  1. Переходим к закреплению определения степени с целым показателем.

Устно № 966(а)

Письменно № 966(б),№ 964(а, в, д, е), № 968(б, д, з, к), № 971.

IV. Итоги урока

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что будем называть степенью с целым показателем?

Запишите верное равенство (текст на доске):

; ; ;

; ; .

V. Постановка домашнего задания:

П. 37, № 965, № 967 (б), № 968 (а, в, г, е).

Подумать, где применяется понятие степени в физике, астрономии, химии, биологии. Привести примеры.