Цель урока: создать условия для самостоятельной формулировки определения степени с целым отрицательным показателем.
Задачи урока:
личностные: развитие логического и критического мышления, культуры речи, навыков культуры умственного труда;
метапредметные: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики, значимых для различных сфер человеческой деятельности;
предметные: овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе.
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах.
Используемые приемы технологии РКМЧП:
– верите ли Вы, что.
– инсерт.
Раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы.
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Предметные учебные действия |
УУД |
Время (в мин) |
1 | Орг. момент | Приветствие | Проверка готовности к уроку | 1 | ||
2 | Стадия вызова | Вступительное слово. Инструктаж к выполнению приема “верите ли вы, что…”, подводит учащихся к формулировке темы и целей урока | Отвечают на вопросы | Вспоминают, что известно по теме, делают предположения | Формулируют тему и цель урока, развитие логики, догадки, интуиции | 7 |
3 | Стадия осмысления содержания | Задание для самостоятельного прочтения текста | Чтение текста п.37 с применением приема инсерт | Анализ, воспроизведение информации | Развитие способности подтвердить или опровергнуть свое мнение | 10 |
4 | Стадия рефлексии | Преобразование графической информации в аналитическую, аналитической в словесную | Умение слушать собеседника, высказывать и обосновывать свое мнение | 18 | ||
5 | Итоги урока | Постановка вопросов | Отвечают, записывают, обсуждают | 3 | ||
6 | Постановка домашнего задания | комментирует | Записывают, задают вопросы | 1 |
Ход урока
I. Стадия вызова.
Ребята, чтобы сформулировать тему и цель сегодняшнего урока, я предлагаю вам в течение 3-х минут ответить на вопросы, которые содержаться на карточках. Каждый вопрос начинается со слов “верите ли вы, что…?” Если вы согласны с утверждением, то напротив вопроса в колонке под буквой “а” поставьте знак плюс, если не согласны, то поставьте знак минус. Работать можно в парах.
№ п/п |
Верите ли Вы, что… |
а |
б |
в |
1 |
а + а + а + а + а = |
|||
2 |
||||
3 |
||||
4 |
||||
5 |
||||
6 |
||||
7 |
||||
8 |
||||
9 |
По окончании работы учащихся фиксируем на доске возможные ответы.
Далее учитель подводит учащихся к формулировке темы и целей урока.
- Что вы вычисляли в каждом примере? (степень числа)
- Что мы уже знаем о степени? (запись, основание степени, показатель степени)
- Степень с каким показателем мы изучали? (с натуральным)
- Какие числа называют натуральными?
- Какие еще показатели степеней встретились при выполнении работы?
- О чем пойдет речь сегодня на уроке. Сформулируйте тему урока.
- Какую цель можете поставить перед собой (что надо знать, уметь)?
II. Стадия осмысления содержания
Итак, ребята, вы сформулировали тему и цели урока, ответили на вопросы. Но пока не знаем, правы вы или нет. Чтобы подтвердить или опровергнуть свои ответы, предлагаю вам вдумчиво прочитать текст п. 37, с. 203-204. Читая, текст делайте пометки карандашом на полях (как маркировать текст во время чтения у вас есть подсказка).
Маркировка текста (инсерт): “V” – уже знал это, “+” – новая информация, “-” – думал иначе, “?” – не понял.
По окончании чтения текста, вернитесь к таблице и ответьте еще раз на вопросы, заполните колонку под буквой “б”.
Затем ответы снова фиксируются на доске, это еще не значит, что все ответы правильные.
III. Стадия рефлексии
Вопросы:
1) Знакомы ли вам функции, графики которых представлены на плоскости?
2) Запишите для каждого графика зависимость у от х?
3) Запишите каждую зависимость в виде степени с целым показателем.
4) Все ли у вас получилось? Для какого графика вы не смоги записать формулу степени с целым показателем? Это степень с дробным показателем, тема изучения в 9-м классе.
- Переходим к закреплению определения степени с целым показателем.
Устно № 966(а)
Письменно № 966(б),№ 964(а, в, д, е), № 968(б, д, з, к), № 971.
IV. Итоги урока
Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?
Что будем называть степенью с целым показателем?
Запишите верное равенство (текст на доске):
; ; ;
; ; .
V. Постановка домашнего задания:
П. 37, № 965, № 967 (б), № 968 (а, в, г, е).
Подумать, где применяется понятие степени в физике, астрономии, химии, биологии. Привести примеры.