Интерактивная игра "У рождественской елки"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • воспитание чувства любви к родному краю, к школе;
  • развитие творческого потенциала учащихся в современном информационном пространстве;
  • формирование исторического самосознания школьников путем повышения уровня их знаний, касающихся христианской истории, традиции русского народа;
  • способствовать сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и их детьми.

Задача: рассказать участникам о событиях христианской истории, лежащих в основе праздника Рождества Христова, обычаях, традициях, сопутствующих этому празднику в разные эпохи в разных странах.

Ведущая:

Мы рады нашей встречи:
Зажгли сегодня свечи,
Они горят меж нами
Волшебными огнями.
И предвещают свечи
Счастливый добрый вечер.

На экране – красочная картинка зимы, новогодняя открытка.

Звучит песня «Три белых коня».

Ведущая:

За окном зима. У многих это любимое время года. Дети всегда с нетерпением ждут прихода зимы. В давние времена люди встречали и провожали времена года как важных и добрых гостей. Их ждали, зазывали, заманивали песнями.

Учащиеся исполняют песню «Здравствуй, гостья – зима!».

Выходит девочка в костюме Зимы.

Ведущая:

Зима, где ты так долго была?

Зима:

В мешке стужу я несла,
С неба холод трясла,
У речки гостила –
Мосты намостила.
У избы побывала,
Окна все изрисовала.
По полям, лесам ходила –
Белой шубой все накрыла.
Все дороги снегом замела,
У крыльца сугробы нагребла,
Серебра на всю зиму принесла,
Да к вам в гости на праздник пришла.

Ведущая:

Ребята, а за что вы любите зимушку? А какие вы пословицы и поговорки вы знаете о зиме?

На экране – фотографии класса, снятые во время зимних каникул.

Дети:

Много снега – много хлеба.
Снег глубок – хлеб хорош.
Зимой морозы, а летом грозы.
Чем ядренее морозы, тем жарче летние месяцы.
Солнце заходит в облака к снегопаду.

Ведущая:

А сейчас вам предстоит быть предсказателями погоды. Я начинаю говорить, а вы продолжаете:

Если ярко блестят зимою звезды – к морозу.
Дым столбом – … к морозу.
Длинные сосульки – … к затяжной весне.
Зимой туман – … будет оттепель.
Зима снежная – … лето дождливое.
Снег прилипает – … к оттепели.
Зимой собаки валяются – … к метели.
Кошка на печку лезет – … к морозу.

Ведущая:

Зима удивительная пора. И удивительна она своими праздниками. А какие зимние праздники знаете вы?

Дети перечисляют зимние праздники: Новый год, Святки, Крещение, Рождество.

Ведущая: А что такое Рождество?

На экране появляется спроецированное изображение иконы «Рождество Христово».

Ведущая:

Рождество – праздник ожидания чуда. Более двух тысяч лет назад в иудейском городе Вифлееме родился младенец Иисус, Спаситель человечества. И каждый год все с нетерпением ждут прихода этого святого дня. В этот замечательный праздник происходит невероятное переплетение христианских и народных традиций – ожидание в сочельник появления первой звезды на небе, елка, ряженые, подарки…

Мы зажигаем огни на нашей Рождественской елке и будем вспоминать сегодня старые традиции, древние обычаи, будем играть, петь и веселиться у красавицы елки.

Сейчас вы узнаете историю, которая произошла более двух тысяч лет назад.

Сценка.

Мальчик сидит на сцене, строит кораблик, который потом медленно «уплывает» со сцены. Мальчик ойкает – он упустил кораблик, потом машет ему рукой. Входит мама, мальчик бежит к ней).

Мальчик: Мама, у меня сейчас кораблик уплыл!

Мама: Как уплыл? Сейчас же зима, снег кругом лежит.

Мальчик: Не знаю. Я его поставил на снег, а он взял и уплыл. И мне стало так грустно. Что мне делать?

Мама: Твоя путеводная звезда тебе поможет, она укажет тебе путь.

Мальчик: Какой путь?

Мама: Может кораблик тебе его показывал.

Мальчик: Мама, расскажи, что за звезда!

Мама: Ложись сынок, закрой глаза, и я тебе все расскажу. Давно это было…две тысячи лет назад. В те времена в стране иудеев жили муж и жена, Мария и Иосиф…

Мальчик: А иудеи – это кто?

Мама: Это народ, живущий далеко – далеко отсюда, на юге, у Средиземного моря.

Мальчик: Они и сейчас там живут?

Мама: (укладывая мальчика) Засыпай. Закрой глаза, и ты все увидишь сам.

Мама: Они только хотели пожениться, как вдруг к Марии явился Ангел Господень и сказал, что Мария в свой срок родит Сына от Духа святого. Так и случилось. Родила Мария Сына и назвала Его Иисус.

Мальчик: Поэтому и праздник – Рождество?

Мама: Да. Но это еще не все. Иисус родился в Вифлееме, а в столице, в Иерусалиме, в это время правил царь Ирод. И вот к нему приходят волхвы и говорят, что они видели звезду на востоке, она говорит о том, что родился новый царь. Ирод очень испугался, ведь появился какой-то новый царь,

помимо него. И приказал волхвам идти туда, куда указываем им путеводная звезда, а потом рассказать ему куда она их приведет.

Мальчик: Это такая же путеводная звезда как у меня?

Звучит музыка «Город золотой» и стихотворение Н.Рубцова «Звезда полей».

Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело
И сон окутал родину мою.
Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Мама: Тише. Тише. Ты прав, такая же. И вот звезда привела волхвов к младенцу. Поклонились они младенцу и принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

Мальчик: Что это такое?

Мама: Золото?

Мальчик: Нет, ладан и смирна.

Мама: Ладан и смирна – это специальные ароматические вещества. Да, но я еще не сказала, что волхвы решили не возвращаться к Ироду, а ушли к себе домой. У каждого человека есть своя звезда, она ведет его по жизни, указывает путь. Спи, малыш, завтра светлый праздник, завтра Рождество. Пусть тебе приснится твоя звезда, и пусть она тебе поможет.

Ученик:

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба.
Как месяц и луч в углубленье дупла,
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумерке хлева,
Шептались едва подбирая слова,
Вдруг кто-то в потемках, немного налево,
От ясли рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

На экране появляются старые открытки и репродукции, затем стихотворение И.Северянина.

Ведущая:

Рождество стало великим событием для человечества. Мы ведем летоисчисление от рождения Спасителя. Итак мы живем в 2008 году от Рождества Христова. Этот день имеет давние традиции, которые передавались из поколения в поколение. Праздник приходил на улицу и в каждый дом. Народ праздновал его красиво и весело. Наши предки верили, что в студеном декабре солнце умирает, а потом снова возвращается. Празднеством возрождающего солнца и была Коляда. Дети и молодежь ходили по домам с песнями – колядками, а хозяева угощали гостей сладостями.

На экране появляется картинка, на которой изображен обряд колядования.

Выступление фольклорной группы, в исполнении ряженных звучат колядки, проводятся игры с присутствующими гостями.

Одного из ребят выбирают Колядой – заводилой, наряжают его и начинают с ним переговариваться:

– Таусень – коляда,
  Барыня – молода,
  Барыня – молода,
  Ты где была?
– Коней пасла.
– А что выпасла?
– Коня в седле, в золотой узде.
– А где кони?
– За воротами стоят.
– А где ворота?
– Водой снесло.
– А где вода?
– Быки выпили.
– А где быки?
– За горы ушли.
– А где горы?
– Да червы выточили.
– А где черви?
– Гуси выклевали.
– А где гуси?
– В тростник ушли.
– А где тростник?
– Дети выломали.
– А где дети?
– Сидят на повети,
Лапоточки плетут
Коляду одевают,
Гулять посылают.

Ведущая:

После такой переклички дети отправлялись по селу с колядками.

Звучит веселая музыка.

Ведущая:

А хозяева в Рождественский сочельник ждали колядок и гостей, готовя им подарки и угощения.

На сцену выходят две группы детей, одна – «хозяева», другая – «колядовщики».

Ведущая:

Вот и хозяева этой избы: Иван-свет-Иванович и хозяюшка Прасковушка. Теперь пришла пора колядовать!

1 колядовщик:

Коляда – моляда!
Ты на двор пришла
Накануне Рождества,
По снежному полю,
Гуляй на просторе.

2 колядовщик:

Мы – молодые колядовщики
Забежали во широкий двор,
К Иван Иванычу да к тетушке Прасковушке.
Пришли прославлять,
Хозяев величать.

3 колядовщик:

Иван Иванычу – жить богато сто лет,
А его Прасковушке – всегда здоровьюшка.

4 колядовщик:

Дай Бог тому,
Кто в этом дому.
Чтоб рожь густа,
А солома пуста!
И здоровья и битья
И богатства и житья!

5 колядовщик:

Дай вам Господь
В поле – природ,
Скотинке – приплод,
А еще в семье деточек,
Что в лесу веточек!

6 колядовщик:

Сею, сею, посеваю:
С новым годом поздравляю!
На новый год, на новое счастье
Уродись пшеничка,
Горох, чечевичка
На поле копнами, на столе пирогами!

Ведущая:

Весело играли дети на улице. А в домах зажигались свечи на рождественских елках, вокруг которых собиралась вся семья. Мы сейчас с вами тоже соберемся у нашей лесной красавицы, как и сто лет назад, по всей России, в каждой семье.

Всей семьею в этот вечер
Соберемся за столом.
Скажет мама:
Может свечи, ради праздника зажжем.
Электричество погасим –
Обойдемся без него,
И торжественно украсим
Общий ужин в Рождество.
Пусть огонь веселый скачет
Над малиновой свечой,
И в подсвечник тихо плачет
Стеариновой слезой.

рис.1

1 ученик:

Обычай встречать Рождество и Новый год у нарядно украшенной елки не принадлежит к числу коренных русских традиций. Еще в Древней Греции накануне наступления Нового года дома украшали зелеными веточками, считая, что это принесет здоровье и счастье в будущем году.

2 ученик:

Елку впервые стали украшать в Германии в XVI веке. Первые игрушки (снежинки, звезды, фигурки животных) делали из соломы. Этот материал символизировал будущий богатый урожай.

3 ученик:

В России праздничная елка, как любое новшество, приживалась с трудом. Первые новогодние торжества в Мосвке состоялись в честь нового 1700 года. В этот день все дома Москвы, даже небогатые, были украшены еловыми веточками – все старались исполнить указ Петра I о праздновании Нового года.

4 ученик:

Игрушки на елке – это тоже неспроста. Например, вешать яблоки и мандарины – такова давняя традиция: напоминание природе о том, что она должна позаботиться о людях в новом году и осыпать их спелыми плодами.

Дети группами делают елочные игрушки из заранее приготовленных заготовок и украшают ими елку.

1 ученик:

Трудно представить елку без гирлянд и огоньков. Эта традиция пришла из далекого прошлого. Древние люди испытывали страх – вдруг зимой солнце исчезнет навсегда. Чтобы помочь солнцу, ему светили в ночи.

2 ученик:

Неприменным участником Рождества и встречи Нового года был Дед Мороз. Современный Дед Мороз или Санта Клаус, появился в 1822 году, когда Клемент Кларк Мур написал поэму «Приход Святого Николая», в которой рассказывается о встречи одного мальчика со святым Николаем накануне Рождества.

3 ученик:

В Финляндии Дед Мороз живет на Севере, и дети пишут ему письма. Там даже существует специальная служба писем Деду Морозу. Отправив ему письмо можно получить от Деда Мороза ответ.

4 ученик:

У нас в России Дед Мороз живет в городе Великий Устюг. Российские дети тоже пишут письма своему любимцу.

Ведущая:

По традиции у рождественской елки и дети и взрослые поют любимую всеми песню «В лесу родилась елочка». А как вы думаете, ребята, сколько песенке лет? Эта песенка была написана очень давно. Сочинила ее Раиса Адамовна Кудашева. Она родилась в конце 19 века, окончила женскую гимназию, работала сначала гувернанткой, затем учителем. С детства писала стихи, с 18 лет начала печататься в журналах.

 

К работе прилагается презентация (Приложение 1).