"Класс насекомые". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Цель: Познакомить учащихся с многообразием насекомых, их ролью в природе и в жизни человека. Ознакомить с редкими видами насекомых Ростовской области. Развивать навыки работы в группах, умение добывать информацию из учебной литературы.

Эпиграф
Насекомые сейчас – единственные существа,
оспаривающие у человека право господства над планетой.
(У.Холленд, ученый)

План урока.

  1. Водное слово учителя.
  2. Разминка.
  3. «Зачем мы друг другу?» Роль  насекомых в природе и жизни человека.
  4. «Это интересно». Многообразие насекомых. (Работа в парах по карточкам).
  5. Конкурс эрудитов.
  6. Блиц- опрос «Дальше, дальше, дальше».
  7. Подведение итогов викторины.
  8. Заключение. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Водное слово учителя.
В 5-ой книге цикла «Мир животных» И.Акимушкина есть слова: «Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на Земле десять в восемнадцатой степени (!) Это – миллиард миллиардов! Больше, чем звёзд в нашей Галактике! О ком написаны эти строки?(слайд 1-2)
Прежде, чем начать урок, ребятам предлагается разделиться на команды (как правило, по количеству рядов в классе, либо по две парты), выбрать название (связанное с классом насекомых), а также капитана.

II. Разминка.
Давайте вспомним хотя бы некоторых из представителей этого самого большого класса животных. Вам предлагаются загадки, отвечая на которые вы должны не только отгадать, о каком насекомом идет речь, но и к какому отряду относится этот представитель (фронтальный опрос).

1.Не зверь, ни птица,
Не крылат, не пернат.
Нос долог, голос тонок.
Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар, о.Двукрылые)

2. Летит – жужжит,
На землю падет – землю дерёт. (Жук, о.Жуки или Жесткокрылые) (слайд 3)

3. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи, о. Перепончатокрылые)

4. В тёмной темнице
Красны девицы
Без нитки, без спицы
Вяжут вязеницы.  (Пчёлы, о.Перепончатокрылые) (слайд 4)

5. Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка, о.Бабочки или Чешуекрылые)

6. Ходит над нами вверх ногами,
С нами обедает – всего отведает,
Станешь гнать – начнет жужжать.  (Муха, о.Двукрылые)(слайд 5)

7. Пледы ест и одеяла,
И шарфы, и все ей мало!
Вот обжора! Чтоб ей лопнуть!
Нет, пора ее прихлопнуть. (Моль, о.Бабочки или Чешуекрылые)

8. Она как кузнечик, но только крупней,
Есть парочка крылышек длинных у ней.
А если вредитель тот  в поле попал,
То урожай у крестьян весь пропал. (Саранча, о.Прямокрылые)(слайд 6)

9. Он цветочки опыляет,
Вкус нектара тоже знает.
У него знакомый был,
Бабариху укусил. (Шмель, о.Перепончатокрылые)

10. На ромашку у ворот
Опустился вертолет.
Золотистые глаза
Кто же это? (Стрекоза. о.Стрекозы )(слайд 7)

III. «Зачем мы друг другу?» Роль  насекомых в природе и жизни человека.

Давайте все вместе подумаем, какова роль насекомых в природе и жизни человека? (в форме беседы) (слайд 8)
Ученики должны ответить, что насекомые имеют положительное и отрицательное значение в природе.
Для чего в природе насекомые нужны?
Мы сейчас об этом вам рассказать должны.

Учащиеся высказывают версии по вопросу о роли насекомых в природе и жизни человека, учитывая их положительное и отрицательное значение. Возможные варианты ответов: опыление цветковых растений, входят в цепи питания, получение меда, шелка, вредители сельскохозяйственных растений и др.
 (слайд 9-11)
А как же человек влияет на численность и видовой состав насекомых?
Конечно же, своей хозяйственной деятельностью он уничтожает многие виды, ограничивает их естественные ареалы обитания (или изменяет их). Однако многие виды насекомых находятся под охраной человека - занесены в Красную книгу природы (некоторые виды богомолов, жужелиц, шмелей, муравьев, бабочек и др.)

            Невозможно представить без насекомых и нашу Донскую степь. Их в степи великое множество! Летом слышна бесконечная трескотня кузнечиков, сверчков, порхают разноцветные бабочки, в траве копошатся жучки.
Полезные насекомые степи: пчелы, шмели, муравьи, божья коровка и др.
Вредные насекомые: клоп вредная черепашка, медведка, тля, саранча, жук-кузька и др.
(слайд 12-14)

            Одному ученому принадлежат следующие слова: «Я сорвал цветок – и он завял. Я поймал мотылька – и он умер, и тогда я понял, что к природе можно прикоснуться только сердцем…»
Обсудите высказывание!

 IV. Викторина: «Это интересно». Многообразие насекомых.
(Работа в парах по карточкам).

На Земле огромное количество насекомых, до сих пор ученые не пришли к единому выводу о том, сколько же их на самом деле. Цифры разняться от одного до полутора миллионов видов. Большинство из них занимают наземно-воздушную среду (бабочки, жуки, стрекозы), есть живущие в воде (водомерки, плавунцы, гладыши). Бывают насекомые – паразиты человека и животных (вши, блохи).
Вниманию команд предлагаются карточки с заданиями, на их выполнение – 3-5 минут. В зависимости от количества команд выдаются первые карточки с двумя вопросами, а остальные задания дополнительные. Они задаются всем командам, на время.

Возможные варианты вопросов.

  1. Блоха (размер 3 мм) прыгает на высоту 20 см. На какую высоту прыгнул бы человек ростом 170 см? (примерно на 102 метра)
  2. На Руси это насекомое звали запечным соловьем, а японцы заводили это насекомое вместо собак, чтобы быть предупрежденными ночью о приближении чужака? (Сверчок домовый. Ночью, когда хозяева спали, сверчки постоянно стрекотали, а при приближении кого-либо к дому резко умолкали, от этого хозяева и просыпались).
  3. Чтобы собрать 1 кг меда пчеле надо принести 120-150 взятков нектара. За каждым взятком она летит 3 км. Сколько километров надо пролететь, чтобы собрать 1 кг меда? (от 360 до 450 тысяч километров)
  4. Одинаковой ли пищей питаются самки и самцы комаров? Свой ответ поясните. (Обычно и самки, и самцы питаются нектаром растений, но для продолжения рода самка ищет теплокровных животных, чтобы напиться крови. Именно из белков крови она получает вещества, необходимые для созревания ее яиц).
  5. В течение дня одна муха оставляет на посуде, окнах, продуктах до 50 следов испражнений и отрыжек пищи, так называемых «мушиных пятен». Сколько следов оставят в вашей квартире 10 мух за месяц? (15 тысяч)
  6. Что представляют собой чешуйки на крыльях бабочки? (видоизмененные хитиновые волоски)
  7. Один килограмм коконов тутового шелкопряда дает 90 грамм шёлка-сырца. Сколько килограммов коконов надо для получения 1 тонны шелка сырца? (примерно 11 111 кг)
  8. Жук-плавунец дышит атмосферным воздухом, и время от времени поднимается на поверхность воды – обновляет воздух. Как можно объяснить, что жук при этом держится на поверхности воды задним концом тела вверх, а головой вниз, под воду? Как же он при этом может дышать? (дыхальца, ведущие в трахеи, расположены на брюшке)
  9. Летом пастух заметил на теле коров вздутия в виде желваков. Чем могли заболеть коровы? (Это оводы отложили под кожу свои личинки)
  10. Это насекомое само по себе не опасно для человека, но является переносчиком возбудителя смертельно опасной болезни, от которой погибло больше людей, чем на полях боевых сражений. (Малярийный комар)
  11. В Западной Германии это насекомое называют французом, а в Южной Германии – прусаком. (Таракан)
  12. Какое насекомое «самое сладкое»? (Тля)
  13. Тараканы и моль живут в домах человека, но их нельзя назвать домашними насекомыми. Почему? Каких насекомых одомашнил человек? (это медоносная пчела и тутовый шелкопряд; домашних животных человек разводит специально, с целью получения выгоды)
  14. У каких насекомых самое хорошее обоняние? (У бабочек)
  15. Согласно преданию Ной  этого жука не взял с собой на ковчег, исходя из практических соображений безопасности? (Жук-древоточец)
  16. Где расположены органы вкуса у комнатной мухи? (на лапках)

V. Конкурс эрудитов.
Приглашаются три-четыре желающих участника (по одному от каждой команды). Каждому по очереди предлагается отгадать насекомое с трех попыток. Если ученик отгадывает с первой фразы – получает 3 очка, если со второй, то два очка, а с третей – всего одно очко. Для удобства можно написать на листочке и по мере узнавания передавать учителю. Если ученик не справляется, то на помощь приходит команда, в таком случае максимальный балл – 1.
№1. Рассказ майского жука (слайд 15)
- я принадлежу самому многочисленному отряду, численностью в 250 тысяч видов, а мое название связано с одним из прекрасных месяцев в году;
- я одет в доспехи из хитинового покрова, мое второе название – хрущ;
- лично я предпочитаю листья березы, а мои личинки неравнодушны к корням молодых сосен.
№2. Рассказ капустной белянки (слайд 16)
- обожаю растения семейства крестоцветных, от их запаха просто теряю голову;
- за это меня недолюбливает человек и все норовит уничтожить кладки моих яиц и моих личинок – гусениц;
- хотя я сама и не приношу вреда посевам капусты, а питаюсь нектаром цветок с помощью своего хоботка.
№3. Рассказ комнатной мухи (слайд 17)
- мои личинки не имеют ног, они похожи на кольчатых червей и часто развиваются в компостных и навозных кучах;
- на своих лапках переношу возбудителей опасных болезней, в том числе и яйца аскарид;
- мои задние крылья видоизменились в жужжальца;
№4. Рассказ клопа - вредной черепашки (слайд 18)
- очень люблю злаковые растения, протыкаю своим хоботком незрелые зерна и высасываю их содержимое - клейковину;
- имею пахучие железы;
- мои «двоюродные братья» обитают в жилищах человека, являются наружными паразитами и питаются кровью человека и животных.

VI. Викторина  «Дальше, дальше, дальше».
Учитель выводит на слайде вопросы. Каждый вопрос читается дважды (в быстром темпе). Затем проводится проверка работы путем обмена листочков с ответами между командами. Зачитываются правильные варианты, подсчитываются баллы команд. (слайд 19)

Вопросы викторины.
1. У насекомых три отдела тела: голова, грудь и  (…)
2. В природе их легко отличить по количеству конечностей. Сколько их? (…)
3. У них разнообразные ротовые аппараты, например, у жуков – (…)
4. У большинства насекомых на груди помимо ног
     находятся (…)
5. Среди насекомых бывают общественные виды,
       например (…)
6. Существуют одомашненные виды насекомых - это пчела медовая и (…)
7. Саранча, кузнечики, медведки относятся к отряду (…)
8. Божья коровка, жужелица, майский хрущ относятся к отряду (…)
9.Траурница, крапивница, лимонница, тутовый шелкопряд – представители отряда (…)
10. Комары, слепни, оводы – представители отряда (…)

VII. Подведение итогов викторины (слайд 20).

VIII. Заключение. Домашнее задание.
Так в чем же заключается жизнестойкость и причины господства насекомых на нашей планете?
Возможные варианты ответов:
- много защитных приспособлений,
- плодовиты,
- сложный цикл развития,
- заселяют разные среды жизни,
- много ядовитых видов, т.е. не являются пищей для других животных,
- быстро адаптируются к меняющимся условиям среды (например, тараканы в шестом поколении, а это примерно через полгода, приобретают полный иммунитет к любому новому химическому средству борьбы против него);
- другие варианты ответа.

Ученый У.Холленд в своей книге о ночных бабочках писал:
«Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнуться на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыплются в пыль, и всякая жизнь на планете будет идти к угасанию, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, последний остаток живой жизни на нашей Земле».

Домашнее задание – творческое. Составить кроссворд на отдельном листочке, в основе кроссворда взять слово «насекомые» (слайд 21)

Презентация