Цель: Познакомить учащихся с многообразием насекомых, их ролью в природе и в жизни человека. Ознакомить с редкими видами насекомых Ростовской области. Развивать навыки работы в группах, умение добывать информацию из учебной литературы.
Эпиграф
Насекомые сейчас – единственные существа,
оспаривающие у человека право господства над планетой.
(У.Холленд, ученый)
План урока.
- Водное слово учителя.
- Разминка.
- «Зачем мы друг другу?» Роль насекомых в природе и жизни человека.
- «Это интересно». Многообразие насекомых. (Работа в парах по карточкам).
- Конкурс эрудитов.
- Блиц- опрос «Дальше, дальше, дальше».
- Подведение итогов викторины.
- Заключение. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Водное слово учителя.
В 5-ой книге цикла «Мир животных» И.Акимушкина есть слова: «Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на Земле десять в восемнадцатой степени (!) Это – миллиард миллиардов! Больше, чем звёзд в нашей Галактике! О ком написаны эти строки?(слайд 1-2)
Прежде, чем начать урок, ребятам предлагается разделиться на команды (как правило, по количеству рядов в классе, либо по две парты), выбрать название (связанное с классом насекомых), а также капитана.
II. Разминка.
Давайте вспомним хотя бы некоторых из представителей этого самого большого класса животных. Вам предлагаются загадки, отвечая на которые вы должны не только отгадать, о каком насекомом идет речь, но и к какому отряду относится этот представитель (фронтальный опрос).
1.Не зверь, ни птица,
Не крылат, не пернат.
Нос долог, голос тонок.
Кто его убьет, свою кровь прольет. (Комар, о.Двукрылые)2. Летит – жужжит,
На землю падет – землю дерёт. (Жук, о.Жуки или Жесткокрылые) (слайд 3)3. Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке. (Муравьи, о. Перепончатокрылые)4. В тёмной темнице
Красны девицы
Без нитки, без спицы
Вяжут вязеницы. (Пчёлы, о.Перепончатокрылые) (слайд 4)5. Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка, о.Бабочки или Чешуекрылые)6. Ходит над нами вверх ногами,
С нами обедает – всего отведает,
Станешь гнать – начнет жужжать. (Муха, о.Двукрылые)(слайд 5)7. Пледы ест и одеяла,
И шарфы, и все ей мало!
Вот обжора! Чтоб ей лопнуть!
Нет, пора ее прихлопнуть. (Моль, о.Бабочки или Чешуекрылые)8. Она как кузнечик, но только крупней,
Есть парочка крылышек длинных у ней.
А если вредитель тот в поле попал,
То урожай у крестьян весь пропал. (Саранча, о.Прямокрылые)(слайд 6)
9. Он цветочки опыляет,
Вкус нектара тоже знает.
У него знакомый был,
Бабариху укусил. (Шмель, о.Перепончатокрылые)10. На ромашку у ворот
Опустился вертолет.
Золотистые глаза
Кто же это? (Стрекоза. о.Стрекозы )(слайд 7)
III. «Зачем мы друг другу?» Роль насекомых в природе и жизни человека.
Давайте все вместе подумаем, какова роль насекомых в природе и жизни человека? (в форме беседы) (слайд 8)
Ученики должны ответить, что насекомые имеют положительное и отрицательное значение в природе.
Для чего в природе насекомые нужны?
Мы сейчас об этом вам рассказать должны.
Учащиеся высказывают версии по вопросу о роли насекомых в природе и жизни человека, учитывая их положительное и отрицательное значение. Возможные варианты ответов: опыление цветковых растений, входят в цепи питания, получение меда, шелка, вредители сельскохозяйственных растений и др.
(слайд 9-11)
А как же человек влияет на численность и видовой состав насекомых?
Конечно же, своей хозяйственной деятельностью он уничтожает многие виды, ограничивает их естественные ареалы обитания (или изменяет их). Однако многие виды насекомых находятся под охраной человека - занесены в Красную книгу природы (некоторые виды богомолов, жужелиц, шмелей, муравьев, бабочек и др.)
Невозможно представить без насекомых и нашу Донскую степь. Их в степи великое множество! Летом слышна бесконечная трескотня кузнечиков, сверчков, порхают разноцветные бабочки, в траве копошатся жучки.
Полезные насекомые степи: пчелы, шмели, муравьи, божья коровка и др.
Вредные насекомые: клоп вредная черепашка, медведка, тля, саранча, жук-кузька и др.
(слайд 12-14)
Одному ученому принадлежат следующие слова: «Я сорвал цветок – и он завял. Я поймал мотылька – и он умер, и тогда я понял, что к природе можно прикоснуться только сердцем…»
Обсудите высказывание!
IV. Викторина: «Это интересно». Многообразие насекомых.
(Работа в парах по карточкам).
На Земле огромное количество насекомых, до сих пор ученые не пришли к единому выводу о том, сколько же их на самом деле. Цифры разняться от одного до полутора миллионов видов. Большинство из них занимают наземно-воздушную среду (бабочки, жуки, стрекозы), есть живущие в воде (водомерки, плавунцы, гладыши). Бывают насекомые – паразиты человека и животных (вши, блохи).
Вниманию команд предлагаются карточки с заданиями, на их выполнение – 3-5 минут. В зависимости от количества команд выдаются первые карточки с двумя вопросами, а остальные задания дополнительные. Они задаются всем командам, на время.
Возможные варианты вопросов.
- Блоха (размер 3 мм) прыгает на высоту 20 см. На какую высоту прыгнул бы человек ростом 170 см? (примерно на 102 метра)
- На Руси это насекомое звали запечным соловьем, а японцы заводили это насекомое вместо собак, чтобы быть предупрежденными ночью о приближении чужака? (Сверчок домовый. Ночью, когда хозяева спали, сверчки постоянно стрекотали, а при приближении кого-либо к дому резко умолкали, от этого хозяева и просыпались).
- Чтобы собрать 1 кг меда пчеле надо принести 120-150 взятков нектара. За каждым взятком она летит 3 км. Сколько километров надо пролететь, чтобы собрать 1 кг меда? (от 360 до 450 тысяч километров)
- Одинаковой ли пищей питаются самки и самцы комаров? Свой ответ поясните. (Обычно и самки, и самцы питаются нектаром растений, но для продолжения рода самка ищет теплокровных животных, чтобы напиться крови. Именно из белков крови она получает вещества, необходимые для созревания ее яиц).
- В течение дня одна муха оставляет на посуде, окнах, продуктах до 50 следов испражнений и отрыжек пищи, так называемых «мушиных пятен». Сколько следов оставят в вашей квартире 10 мух за месяц? (15 тысяч)
- Что представляют собой чешуйки на крыльях бабочки? (видоизмененные хитиновые волоски)
- Один килограмм коконов тутового шелкопряда дает 90 грамм шёлка-сырца. Сколько килограммов коконов надо для получения 1 тонны шелка сырца? (примерно 11 111 кг)
- Жук-плавунец дышит атмосферным воздухом, и время от времени поднимается на поверхность воды – обновляет воздух. Как можно объяснить, что жук при этом держится на поверхности воды задним концом тела вверх, а головой вниз, под воду? Как же он при этом может дышать? (дыхальца, ведущие в трахеи, расположены на брюшке)
- Летом пастух заметил на теле коров вздутия в виде желваков. Чем могли заболеть коровы? (Это оводы отложили под кожу свои личинки)
- Это насекомое само по себе не опасно для человека, но является переносчиком возбудителя смертельно опасной болезни, от которой погибло больше людей, чем на полях боевых сражений. (Малярийный комар)
- В Западной Германии это насекомое называют французом, а в Южной Германии – прусаком. (Таракан)
- Какое насекомое «самое сладкое»? (Тля)
- Тараканы и моль живут в домах человека, но их нельзя назвать домашними насекомыми. Почему? Каких насекомых одомашнил человек? (это медоносная пчела и тутовый шелкопряд; домашних животных человек разводит специально, с целью получения выгоды)
- У каких насекомых самое хорошее обоняние? (У бабочек)
- Согласно преданию Ной этого жука не взял с собой на ковчег, исходя из практических соображений безопасности? (Жук-древоточец)
- Где расположены органы вкуса у комнатной мухи? (на лапках)
V. Конкурс эрудитов.
Приглашаются три-четыре желающих участника (по одному от каждой команды). Каждому по очереди предлагается отгадать насекомое с трех попыток. Если ученик отгадывает с первой фразы – получает 3 очка, если со второй, то два очка, а с третей – всего одно очко. Для удобства можно написать на листочке и по мере узнавания передавать учителю. Если ученик не справляется, то на помощь приходит команда, в таком случае максимальный балл – 1.
№1. Рассказ майского жука (слайд 15)
- я принадлежу самому многочисленному отряду, численностью в 250 тысяч видов, а мое название связано с одним из прекрасных месяцев в году;
- я одет в доспехи из хитинового покрова, мое второе название – хрущ;
- лично я предпочитаю листья березы, а мои личинки неравнодушны к корням молодых сосен.
№2. Рассказ капустной белянки (слайд 16)
- обожаю растения семейства крестоцветных, от их запаха просто теряю голову;
- за это меня недолюбливает человек и все норовит уничтожить кладки моих яиц и моих личинок – гусениц;
- хотя я сама и не приношу вреда посевам капусты, а питаюсь нектаром цветок с помощью своего хоботка.
№3. Рассказ комнатной мухи (слайд 17)
- мои личинки не имеют ног, они похожи на кольчатых червей и часто развиваются в компостных и навозных кучах;
- на своих лапках переношу возбудителей опасных болезней, в том числе и яйца аскарид;
- мои задние крылья видоизменились в жужжальца;
№4. Рассказ клопа - вредной черепашки (слайд 18)
- очень люблю злаковые растения, протыкаю своим хоботком незрелые зерна и высасываю их содержимое - клейковину;
- имею пахучие железы;
- мои «двоюродные братья» обитают в жилищах человека, являются наружными паразитами и питаются кровью человека и животных.
VI. Викторина «Дальше, дальше, дальше».
Учитель выводит на слайде вопросы. Каждый вопрос читается дважды (в быстром темпе). Затем проводится проверка работы путем обмена листочков с ответами между командами. Зачитываются правильные варианты, подсчитываются баллы команд. (слайд 19)
Вопросы викторины.
1. У насекомых три отдела тела: голова, грудь и (…)
2. В природе их легко отличить по количеству конечностей. Сколько их? (…)
3. У них разнообразные ротовые аппараты, например, у жуков – (…)
4. У большинства насекомых на груди помимо ног
находятся (…)
5. Среди насекомых бывают общественные виды,
например (…)
6. Существуют одомашненные виды насекомых - это пчела медовая и (…)
7. Саранча, кузнечики, медведки относятся к отряду (…)
8. Божья коровка, жужелица, майский хрущ относятся к отряду (…)
9.Траурница, крапивница, лимонница, тутовый шелкопряд – представители отряда (…)
10. Комары, слепни, оводы – представители отряда (…)
VII. Подведение итогов викторины (слайд 20).
VIII. Заключение. Домашнее задание.
Так в чем же заключается жизнестойкость и причины господства насекомых на нашей планете?
Возможные варианты ответов:
- много защитных приспособлений,
- плодовиты,
- сложный цикл развития,
- заселяют разные среды жизни,
- много ядовитых видов, т.е. не являются пищей для других животных,
- быстро адаптируются к меняющимся условиям среды (например, тараканы в шестом поколении, а это примерно через полгода, приобретают полный иммунитет к любому новому химическому средству борьбы против него);
- другие варианты ответа.
Ученый У.Холленд в своей книге о ночных бабочках писал:
«Когда луна навсегда померкнет, а полуденное солнце будет еле светиться темно-красным светом, когда все моря замерзнут, а полярные шапки, расползаясь, сомкнуться на экваторе... Когда давно опустевшие города рассыплются в пыль, и всякая жизнь на планете будет идти к угасанию, под лучами состарившегося Солнца будет сидеть, чистя свои усики, крошечное насекомое, последний остаток живой жизни на нашей Земле».
Домашнее задание – творческое. Составить кроссворд на отдельном листочке, в основе кроссворда взять слово «насекомые» (слайд 21)