Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуре "Русские традиции – это прекрасно!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: создание условий для формирования интереса детей к русскому народному творчеству через музыкальную деятельность

Задачи:

  • Учить чувствовать характер русской народной музыки и передавать его в пении, движении, игре на музыкальных инструментах.
  • Развивать музыкальное восприятие, способность чувствовать настроения в музыке.
  • Воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям своего народа.

Программное содержание: приобщение детей дошкольного возраста к русскому народному творчеству.

Интеграция образовательных областей: «Мир музыки», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация»

Оборудование: магнитофон, кассеты, СD-диски, музыкальные инструменты – деревянные ложки, бубны, барабаны, карточки с музыкальными инструментами, русские народные костюмы.

Ход занятия

Дети входят в музыкальный зал под русскую народную мелодию дробным шагом. Останавливаются в кругу.

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, девочки!

Девочки: Здравствуйте! (реверанс)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, мальчики!

Мальчики: Здравствуйте! (руки за спину, кивают головой)

Музыкальный руководитель: А по старинному русскому обычаю можно поздороваться – низкий поклон (здороваются)

Музыкальный руководитель: Все люди говорят словами. Читают ли сказку или вы рассказываете стихотворение – все это на языке слов. Сейчас я тоже с вами разговариваю на языке слов. Но оказывается, «рассказывать» можно не только словами, но и движениями. Движениями можно выражать мысли, желания, настроения. Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попытайтесь отгадать, что я хочу выразить движением.

Поклон – приветствие.

Описание: корпус из прямого положения наклонить вперед (чем ниже поклон, тем больше выражается почтение, уважение). В русском поклоне могут участвовать руки: одну или обе руки приложить к груди, затем вывести их мягко-округло перед собой (в направлении партера) и опустить вниз (перед собой); при возвращении корпуса в исходное положение руки опускаются вниз. Поклон выполняется стоя, как правило, на выпрямленных в коленях ногах.

– Показать движение, выяснить его смысл, выучить с детьми более простой его вариант – поклон головой. Описание: наклонить голову вперед (можно на мгновение зафиксировать это положение), затем поднять ее в исходное (прямое) положение. При этом корпус – прямой,

«открытый». В мужском поклоне, который выполняется стоя в полный рост, обе руки могут быть опущены вдоль корпуса, или правая рука прикладывается ладонью к груди. В женском поклоне одновременно с кивком головы можно слегка присесть, взявшись руками «за юбочку», или развести в стороны-вниз (повернув кисти ладонями вниз). Музыкальный руководитель: Поклон может означать не только приветствие, но и прощание. Наши занятия мы будем начинать поклон в знак приветствия и заканчивать поклоном в знак прощания.

Музыкальный руководитель: А с каким настроением я вас, ребята встретила?

Ответы детей. Каким музыкальным термином можно назвать моё настроение? (Мажор)

Предлагаю всем взяться за руки и обращаясь, друг к другу ласкательно -уменьшительно по имени, передать весёлое настроение, смотрим друг другу в глазки. (Дети выполняют).

Музыкальный руководитель: Теперь разогреем наши горлышки и голосовые связки.

Старый замок полон звуков (а-а-а-а шёпотом)
Гном сегодня – озорник!
То он выл (в-в-в),
А то мяукал (мя-у, мя-у),
То он хрюкал (хрю-хрю-хрю),
То жужжал (ж-ж-ж-ж-ж).
То он топал (топ-топ-топ),
То кричал (Ау-Ау-Ау),
Ну, а то, тихонько – тихо
Тонким голосом пищал (и-и-и-и-и)
Старый замок полон звуков (а-а-а-а шёпотом).

Музыкальный руководитель: Предлагаю всем под музыку присесть на свои стульчики. (В грамзаписи звучит рус.нар.мелодия «Во саду ли, в огороде»)

Музыкальный руководитель: Ребята, сейчас вы прослушали русскую народную мелодию «Во саду ли, в огороде» в исполнении оркестра народных инструментов. Скажите, какие инструменты вы услышали?

Ответы детей. Правильно! И эти инструменты называются русскими народными.

А какая мелодия звучала по характеру?

Ответы детей.

И сейчас я предлагаю вам проиграть на шумовых музыкальных инструментах ритмический рисунок, который я буду вам показывать на карточках.

Дети выполняют задание.

Музыкальный руководитель: Скажите мне ребята, а какие скороговорки вы знаете?

Дети называют по одной, затем все повторяют.

Музыкальный руководитель: Скороговорки нужно проговаривать чётко, выговаривая каждое слово, ускоряя темп (Артикуляционная гимнастика по методу В.Емельянова).

Музыкальный руководитель: Предлагаю вам ребятки, звуки спеть, но, по порядку. (Распевка по звукам – па-па-па; ба-ба-ба; та-та-та; ля, лё..).

Играю вступление к песне «Снежный карнавал» Дети должны назвать песню, характер, о чём поётся.

Музыкальный руководитель: Ребята, давайте споём песню без музыкального сопровождения.

Дети поют

А сейчас, по моему знаку будем петь про себя. Теперь споём с муз. сопровождением, чётко произнося слова, слушая друг друга, правильно передаём мелодию.

Звучит «Кадриль» рус.нар.мел.

Музыкальный руководитель: Эй, ребята! Что сидите? Музыка играет! Музыка играет, На танец приглашает!

1-й ребенок:

Веселил нас много раз
Русский танец «перепляс».
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре!
Выходи смелее, друг!
Плясуны, вступайте в круг!

2-й ребенок:

Веселей берись за дело,
Так, чтоб все вокруг запело,
Пусть никто не усидит,
Хоть немного подробит.

Предлагаю детям разучить танцевальные движения к русскому народному танцу «Кадриль».

Девочки – Девицы – красавицы.
Мальчики – Добры – молодцы.

1. Приглашение – Дробным шагом.
2. Мальчики-богатыри. Присядка, разводя руки в стороны-Ух!
3. Девицы-красавицы. Руки к плечам, кружатся то в одну сторону, то в другую – Ух!

Музыкальный руководитель: А теперь детвора, поиграть пришла пора.

Русская народная игра «Плетень»

Объяснить правила игры

Итог занятия.

Музыкальный руководитель: Мне понравилось, как вы занимались!

Давайте похвалим друг друга.

Дети встают в круг

Обратимся друг к другу по имени ласково, похлопаем по плечу своего товарища. И попрощаемся по русскому обычаю (поклон).

Под русскую народную мелодию дети уходят из зала.

Используемая литература:

  1. Журнал «Музыкальный руководитель» №1 – 2009, №3 – 2008.
  2. Журнал «Музыкальная Палитра» №6 – 2009.
  3. Зацепина М.Б., Антонова Т.В. «Народные праздники в детском саду». М., 2008.
  4. Николаева С.Р., Катышева И.Б.и др. «Народный календарь». С-Пб, 2004.
  5. Бударина Т.А., Маркеева О.А.и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». С-Пб, 2003.

Мастер-класс «Народные гуляния – Святки»

Цель: дать педагогам представление о народном зимнем празднике – Святки

Ведущий: Ой, вы, добры молодцы и красны девицы! Удалые, молодые, пухленькие и худые, Девушки, старушки, милые ребятушки!

Спешите на представление!
Спешите к нам,
Не проходите мимо,
Мы сегодня с вами
Зиму встречаем!
Подходи, честной народ,
Праздновать зимы приход!
Не ради денег, не ради славы,
А ради шуток и забавы.
Русскую зиму встретить нужно
По-старинному весело, дружно.
Грустить сегодня здесь не полагается,
Итак, наш праздник начинается.

– А какой праздник, вы узнаете в конце, когда выполните все мои задания. С каждым угаданным заданием открывается табло.

С помощью моих подсказок вы должны определить жанр и слова произведения.

Задание 1. «Пойми меня»

Русский народный фольклор – одно из самых живых и богатых явлений русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные.

Веселые стихи, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают из уст в уста, с давних времён русский народ. Это общенациональное искусство слова.

1. Ведущий – подсказка:

С помощью этих людей сидящих на «золотом крыльце» выбирали водящего

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, кроль, королевич,
Сапожник, портной
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых
И честных людей.

Считалка – это счет. Счетом решают, кому водить, ну сам процесс выбора водящего при помощи считалки является игрой

2. Ведущий – подсказка:

У него покупали молоко по три пятака

Рева-корова,
Дай молока!
Сколько стоит?
– Три пятачка.

Дразнилка – небольшой рифмованный стишок. Столкнувшись с несправедливостью или обидевшись на товарища и не желая прибегать к помощи кулаков, ребенок обращается к дразнилке. В детском мире дразнилки – это умение постоять за себя, восстановить справедливость, наказать обидчика, дать выход чувствам в слове.

3. Ведущий – подсказка:

а) Или будет крепкой дружба, или получишь травму

б) когда двое берутся за мизинцы – приходит она.

Мирилка

Мирись, мирись, мирись,
Больше не дерись

А если будешь драться,
Я буду кусаться.

Свое название мирилки получили от слова "мир" – мириться, дружба. Это короткие стихотворные строки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

4. Ведущий – подсказка:

а) Пожалев маленькое можно лишиться большого
6) Когда хозяин отдаст маленькое, то их ждет целый год удача.

Коляда, коляда – подавайте пирога, Не дадите пирога – мы корову за рога, Бычка за хвост, уведем за рога Закличками – называют забавные стихотворения обращение к различным народным праздникам

5. Ведущий– подсказка:

а) Отдавали молоко, а получали кость.
б) Когда это отдавали животному, в замен получали костяной.

Мышка, мышка, Возьми мой убишко! Возьми ряпяной И дай мне золотой!

Приговорки – это обращение детей к животным, насекомым, птицам. К улитке – чтобы выставила рожки, к пчелке – чтобы принесла мед; к мышке – чтобы дала новый зуб; к кукушке – чтобы прокуковала, сколько лет жизни будет дано.

6. Ведущий – подсказка:

а) Золотая голова – громко поющая.
б) Модник, не дающий спать.

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляно головка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Что ты громко поешь,
Детям спать не даешь?

Потешки – это небольшие стихотворения, обычно веселые и смешные по содержанию. Слово "потешать" означает позабавить, развлечь, рассмешить. И детская потешка делаег это красиво остроумно, радуя малышей звуками ласковых напевных слов.

7. Задание – «Замечательный оркестр» – слушание, карточки»

Сейчас я предлагаю прослушать р.н. мелодию «Во саду ли в огороде».

Звучит музыка, ведущая предлагает всем послушать и назвать, какие инструменты вы слышите, участники называют, ведущая, в знак поощрения раздает муз. инструменты, вызывая участников в центр. Прохлопать ритм, работа по карточкам. Игра на муз.инстументах под рус.нар.мел. «Во саду ли, в огороде».

8. Задание «Назови одним словом»

Участникам игры показывают атрибуты (зеркало и свеча; кофе и чашка; валенок и плетень; яйцо и чашка с водой) и предлагается назвать одним словом – для чего они нужны. (Гадание)

9. 3адание – русская народная игра «Плетень»

Объяснить участникам правила игры.

10. Задание – «Запомни слова»

Ведущая предлагает участникам выучить следующие слова:

Аи, заинька, аи серенький. Аи, заинька, хвостик беленький. А он на столицу вскочил, кусок сахара схватил. Штаны рваные, худые, ножки тонкие, кривые. (Обращать внимание на чёткое произношение слов, на ритм) (Разучивание р.н.танца)

11. Задание «Танцуй со мной» (Разучивание русского народного танца без музыкального сопровождения).

Разделить участников на две колонны – девочки – мальчики.

Девочки – Красны-девицы.

Мальчики – Добры молодцы, богатыри.

М. – приглашают девочек – руки на поясе, идут к ним навстречу 4
шага, 4 шага назад, выставить правую ногу на пятку.

Д. – 4 шага вперёд -Ух!, развести руки в стороны; 4 шага назад – Ух!,
развести руки в стороны.

Мальчики делают свой круг, Девочки – свой.
Идут по кругу, выставляя ногу на носок.

«Ковырялочка», с «Полочкой» в кругу.

12. Задание «Хоровод с пением» (соединить песню с хороводом)

М. – приглашают девочек – руки на поясе, идут к ним навстречу 4 шага, 4 шага назад, выставить правую ногу на пятку.
Д. – 4 шага вперёд – Ух!, развести руки в стороны; 4 шага назад – Ух!, развести руки в стороны.

Пение песни «Коляда» – 1 и куплет. Руки опущены.

На припев Мальчики делают свой круг, Девочки – свой. Идут по кругу, выставляя ногу на носок.
На вторую часть музыки движения в кругу – «Ковырялочка», с «Полочкой».

Итог: Открывается табло.

Ведущий: Кто может ответив, какой мы с вами праздник только что отпраздновали?

Правильно! Святки! А кто помнит, сколько было заданий? Да, заданий было 12. А теперь подумайте и скажите, почему 12?

Святки начинаются в России с Рождества Христова и продолжаются до крещенского сочельника. Святки – время забав. Самые тёмные ночи. Древнейший славянский обряд -гадание.

Ведущий: Ну вот, провели мы с вами праздник «Святки». Вот вам конфетки, кушайте, милые! Вот вам печенье, всем угощенье. Вот вам пирожок – положи на зубок. А вот вам леденец – и моим подарочкам конец!

Модели методических занятий с родителями

Посиделки с родителями

Цель:

  • Познакомить с народными традициями и обрядами.
  • Рассказать о народном празднике Кузьминки.
  • Приобщить родителей к народным традициям.

Ход мероприятия

Зал оформлен под русскую избу. В центре стол. На нём самовар, блюдо с угощениями: баранки, конфеты, яблоки. Вокруг стола скамейки, на них самотканые дорожки. На стенах развешаны вышитые полотенца, лапти. В зале оформлена выставка работ – рукодельниц: вышитые салфетки, полотенца, подушки, поделки мягкой игрушки.

Хозяйка: на тихом фоне русской народной мелодии: Ах, ты, русская изба! Необычная, волнующая, яркая, радостная и такая родная! В тебе родились наши деды и прадеды, в тебе свадьбы играли, детей на свет божий рожали.. Трудились, рук не покладая. А также праздники гуляли. Как тепло и уютно в нашей избе этим холодным ноябрьским вечером. За окном гуляет одинокий ветер, а мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться, поиграть. Ведь Кузьминки – первый зимний праздник.

Слышится песня «Заинька» в исполнении фольклорного ансамбля «Иван Купала».

Хозяйка: Вот и праздник на пороге.

(Хозяйка в это время достаёт хлеб из печи. Кладёт на поднос с рушником и выходит на крыльцо, встречать гостей.)

Гости: Добрый вечер в вашу хату!

Хозяйка: Пусть моя изба не красна углами, не богата пирогами, но рада гостям, как добрым вестям!

Гостей округи Салымской
Приглашаю к вечёрке Кузьминской! (кланяется)

Угощает гостей хлебом с солью, приглашает в дом, девушки берутся за рукоделие.

3-я Девушка: Умница дорогая, пожалте полотенце, посмотреть на ваше рукодельство.

(Даёт девушке-подружке полотенце).

1-я Девушка: (сердясь) – Дорожка возле вас, проходите мимо нас.

3-я Девушка: Всю беседу смотрю, трудолюбивее вас не найду. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуюсь.

Садится рядом с девушкой-подружкой.

Хозяйка: Пришли наши девушки – подружки мастерство своё показать. Ведь именно с Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?

Ведущая проводит игру на знание зимних работ, это: вязание, вышивание, шитьё, прядение, ткали на станках

Игра «Знания зимних работ»

Хозяйка спрашивает у гостей – родителей. какими зимними работами занимались наши предки? Подводит разговор к тому, что любили шить, вышивать, да песни петь

Хозяйка с девушками садятся вышивать, вязать и поют песню «Пряха».

Русская народная песня «Пряха»

2-я Девушка:

У нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и вышивать умеют.
Вот деревня Кузьмы, а вот Демьяна

Присутствующих делит на две команды.

Выходите по одной рукодельницы от каждой деревни сноровку показать, мастерство выказать.

Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли. Хуторяне, на окраинах у себя поищите. Как найдёте, быстрее по рядам передавайте её своим односельчанам-конкурсантам. А девушки должны быстро перемотать пряжу в клубки. Кто быстрее клубок перемотает, та и победит.

Зрители находят прикреплённые к низу стульев мотки пряжи, передают по рядам девушкам, те начинают перематывать. Звучит песня «Дуня-тонкорпяха». Кончается песня, останавливается работа. Чей клубок больше, та девушка и победила. Ей вручается приз, а второй за участие.

Игра «Кто быстрее перемотает пряжу»

1-я Девушка: Для умелых рук нужен постоянно труд. Девицы-молодцы. Ну, а где же удальцы? Умелые кузнецы?

Как куётся, так и песня льёт
Как песня льётся, так и куётся
Сегодня праздник кузнецов.

Воспоём хвалу кузнечному ремеслу, добрым словом святых Кузьму и Демьяна помянем, что, как говорила моя бабушка, за работу охотно брались, но денег не брали, только ели досыта, за что прослыли бессеребренниками.

Песня «Во ку, во кузнице!

(На столах, перед гостями лежит заранее отпечатанный текст песни, предложить гостям петь : сначала одной деревне, потом другой, затем всем вместе).

Гости: перекличкой, текст лежит на столах:

Праздник сегодня Кузьминки,
По осени поминки.

– Будем Кузьму и Демьяна величать, да кашу хлебать!

– Полно девкам чужое пиво варить,
Пора своё затевать.

1-я Девушка: Ой, девчата, давайте частушки попоём!

Частушки:

Выхожу и начинаю я свои частушки.
Затыкайте, дорогие, свои нежны ушки.

Полотенце вышивала петухами, утками.
Я милёнка поджидала часами да минутками.

Кто-то едет, кто-то там, кто-то едет по полям
На лошадке сивенькой – это мой красивенький.

Не стой, миленький, в порожке, не большая тебе честь!
Иди, сядь ко мне на лавку, для тебя местечко есть!

У моёго у милёнка, ох плохая кобылёнка:
Она стояла у горы, её заели комары!

Мы частушки вам пропели, хорошо ли, плохо ли
А теперь мы вас попросим, чтобы вы похлопали.

Хозяйка: А теперь мои дорогие в круг вставайте, да в игру «Горелки» поиграйте!

Игра «Горелки»

Играющие становятся в круг. Водящий под музыку идёт пританцовывая в кругу; как только музыка прекратится, водящий останавливается! Те, кто находится по обе стороны, бегут в разных направлениях. Выигрывает тот, кто первый в вернётся на место и заберёт платок у ведущего, теперь ведущий тот, кто победил. Играющие повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Раз, два, три, беги!

2-я Девушка: Хорошо веселитесь. Пора и за дело приниматься. Посмотрим, какие вы рукодельницы!

Родителям предлагается расшить кокошники. На столах заготовки

Рукоделие

Хозяйка:

Ну, гости желанные, гости званные!
Хорошо потрудились, пора и подкрепиться.
Пора и чай пить!
Угощайтесь, чем бог послал.
Пироги, да ватрушки, сладкие пампушки.
Чем богаты, тем и рады!

Накрыть столы, поставить угощения. Звучит тихая музыка, все пьют чай. Девушки ухаживают за гостями.

3-я Девушка: Хочу познакомить вас с традициями этого праздника:

Народный календарь:

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: «Кузьминки – об осени поминки», Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин– рукодельниц.

Закуёт Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пированье приглашались молодцы, которые по сердцу. Поэтому ещё один народный праздник связан с днём имени Кузьмы и Демьяна – Кочеты, или «Куриные именины» 13 ноября. Почитали в этот день Кура и Курку. Особыми почестями величались перо и пух, откуда и пошло знакомое каждому русскому человеку выражение «ни пуха, ни пера».

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки!

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые «поцелуйные игры». После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздёргивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Ещё Кузьминки называли «кашниками», к первому ноября готовили кашу из зёрен нового урожая, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма – Демьян, приходите к нам кашу хлебать».

Сколько видов каш готовили русские крестьяне в 18 веке? Более 20! Что же это за каши такие? Были каши царские, а были и крестьянские, попроще. Отведайте, гости дорогие нашей кашки, на семи крупах варёную, на парном молочке варёную.

Девушки угощают кашей гостей

3-я Девушка: В старину говаривали: «Как ест, так и работает!». А, что, сейчас и посмотрим, какие работнички в деревне Кузьмы и Демьяна. А, ну, выходи по 2 человека от каждой деревни.

Игра «Накорми кашей»

За два стола садятся по двое участников, задача – кто быстрее накормит друг друга кашей, т.е у кого тарелка быстрее будет пуста, та деревня и победила, участникам призы.

Хозяйка: А, что, девчата, посплетничать, посудачить любят в ваших краях?

Вот мы сейчас это и проверим.

Игра «Пересказ»

Вызываются семь игроков, шесть уходят за дверь, а одной из участниц читается текст в быстром темпе, затем по одному игроку заходят, тот, кому читали, пересказывает, затем второй, третьему и т.д.

Хозяйка: Слушай, чего скажу! Нюрке на прошлой неделе к празднику мужик – то подарков понавёз! Сапоги красные, две пары туфлей заграничных, тапочки домашние меховые с балабошками, 21 метр атласа тонкого да 5 метров шёлка бирюзового, леденцов монпансье трёх видов, платьев два чемодана! Так ей один чемодан не подошёл по размеру, раздаёт платья всем теперь, тебе не надо?

Хозяйка: Вот так и в жизни бывает! Один недопонял, другой приукрасил, а третий – не досказал.

На середину зала выходят все ведущие

1-я Девушка:

На Руси Кузьминки длились с вечера и до утра.
Но, вам, гости дорогие, отдохнуть уже пора.
Трынцы-брынцы, толи-чоли, отдохнуть уже пора!

2-я Девушка: Наш поклон вам за участие добродушное весьма!

3-я Девушка:

А вам ручкой машут брат Демьян и брат Кузьма!
Трынцы-брынцы, толи-чоли, брат Демьян и брат Кузьма!

Хозяйка: Уносите в дом родимый радость нашего двора,

Все: На прощанье пожелаем вам «ни пуха, ни пера!» (2 раза)

Литеретура:

  1. Науменко Г.М. «Фольклорный праздник» – М., 2000.
  2. Панкеев И. «Полная энциклопедия быта русского народа» – ОЛМА – ПРЕСС, 1998.
  3. Журнал «Музыкальный руководитель» №1 – 2009, №3 – 2008.
  4. urok.1sept.ru
  5. forum.in-ku.com
  6. nsportal.ru