"Русская народная сказка "Лиса и Журавль"". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: формирование потребности в систематическом чтении

Задачи:

  • Обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы;
  • Учить формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя)
  • Отрабатывать умения читать вслух, про себя, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым)
  • Включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, через обучение работать в парах, группах
  • Формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова
  • Создавать “литературное пространство”, соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся, обеспечивающее условия для формирования УУД.

Тип урока: Комбинированный

Используемые педагогические технологии, методы и приемы на уроке:

Технологии:

  • технология личностно-ориентированного обучения
  • технологии развивающего обучения
  • информационно-коммуникативные технологии

Методы:

  • метод проблемного изложения в обучении
  • частично-поисковый метод обучения

Способы:

  • индивидуальные
  • групповые
  • парные

Планируемые результаты:

Предметные: Формирование потребности в систематическом чтении.

Метапредметные: Владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса при работе в парах, группах.

Личностные: Готовность конструктивно решать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Деятельность учащихся:

Воспроизводить ранее полученные знания
Слушать
произведение
Оценивать поступки героев
Осуществлять поиск необходимой информации в тексте произведения
Создавать коллективный продукт
Сравнивать информацию, полученную на уроке с информацией, полученной из собственного опыта, на основе сравнения информации делать выводы и обобщения.

Данный урок проводится в классе средних возможностей, но большинство детей, мотивировано на изучение предмета.

Необходимое оборудование урока в соответствии с ФГОС:

Библиотечный фонд:

  1. Журова, Л.Е. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011.

Дополнительная методическая литература:

  1. Евдокимова, А. О. Грамота: 1 класс: методический комментарий / А. О. Евдокимова, Е. Э. Кочурова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2003.
  2. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение: 1 класс: методическое пособие / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2004.

Печатные пособия: маски Лисы и Журавля, конверты с заданиями, клей-карандаш, сигналы со смайликами для рефлексии, таблички – слов (стряпала, званый (обед), пир, потчевать, не обессудь, несолоно хлебавши) и их значение (угощать, обед, на который получили приглашение, не относись строго, ни с чем, обильное угощение, большой званый обед, готовила.

Технические средства: Настенная доска с набором приспособлений для крепления слов, компьютер, проектор, доска СМАРТ, презентация (Приложение 1), аудиозапись крика журавля, видеозапись клипа-песни группы “Барбарики” “Дружба”.

Приложение 2, Приложение 3,
Приложение 4 (видеоролик можно посмотреть, связавшись с автором статьи), Приложение 5

Ход урока

Анализ урока Слова учителя Слова учеников
1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

1. Организационный момент. Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуйте их. А теперь мы отправляемся в путешествие (слайд 1) Приветствие учителя, самоорганизация
Прочитайте слова заклинания… (тренировка техники чтения) В… (слайд 2)

Дополните фразу и узнаете названия города, который мы посетим… (слайд 3)

…ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!

Страну Фантазию
Тема нашего урока? Сказка.
Результаты:

– Доброжелательный настрой учителя и учащихся
– Полная готовность класса к уроку
– Быстрое включение учащихся в деловой ритм

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

2. Актуализация знаний проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы Какие бывают сказки? (слайд 4) Авторские и народные.

Волшебные, про животных, бытовые.

1.Побуждающий диалог – постановка проблемы

Кто это там летит? (звук летящих журавлей) (Слайд 5)

Долгоногий, долговязый,
Он в болоте не увязнет.
Пара тонких стройных ног,
Чтоб ходить повсюду мог.
У него высокий рост.
Кто же это? – Вот вопрос.

Журавль.
3. Создание А это кто в кустах спряталась? (слайд 6) (Рыжая, пушистая, хитрая)

Кто догадался, какую сказку будем читать? (слайд 7)

Лиса.
Ребята, а зачем люди сочиняли сказки?

Проверим это утверждение, относится ли оно к нашей новой сказке (слайд 8).

Лиса и Журавль
Прежде, чем вы услышите сказку, обратимся к нашему толковому словарю (смотрим на доску)

(Сказку читает учитель)

Для того, чтобы понимать характер, мысли, чувства и поступки людей

Работа с толковым словарём

Результаты:

– Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности.

– Преемственность и перспективность в постановке целей урока.

4. Реализация построенного проекта.

Цель: уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

3. Первичное восприятие произведения Понравилась сказка?

Чем особенно?

Физкультминутка
Создадим модель обложки нашего нового произведения (слайд 9).

Автор? Как это понять?

Заглавие?

Русская народная сказка (синяя линия)
Каков жанр (вид) этого произведения? Почему?

Тема этой сказки?

Главные герои этого произведения?

Какая была лиса вначале? Прочитайте.

Лиса и Журавль (красная линия)

Сказка. Повторы, ходили в гости друг к другу, животные разговаривают.

Про животных.

Какой был Журавль? Прочитайте.

А потом какой показала себя лиса? Прочитайте.

А как вы думаете, она это сделала специально?

А Журавль хорошо поступил?

Лиса и Журавль.

Добрая, гостеприимная

Вежливый

4. Чтение текста учащимися. Мы выяснили, какая была Лиса, какой Журавль. Всё это поможет Вам прочитать сказку.

Вспомним правила я – читатель.

Дети называют правила.

Читают дети.

Физкультминутка Зарядка для глаз.
5. Беседа по прочитанному. Объясните, как вы понимаете смысл этих пословиц?

Как ты думаешь, какая пословица может быть названием сказки?

Мне вот очень грустно стало, что сказка так закончилась.

Давайте подружим Журавля и Лису. Внимание. Работа в парах.

– Решите, кто из вас Лиса, а кто Журавль.

– Помиритесь друг с другом.

Посмотрите, у нас получился словарик вежливых слов (слайд 10).

Ответы детей. Разыгрываем мини-сценки.

Слова извинения, слова в ответ.

Физкультминутка Мирилки
А теперь научим Лису и Журавля правилам гостеприимства. Накройте для них стол.

Работа в группах.

Сверяемся с электронной доской (слайд 11).

У детей конверты с заданием. Клей-карандаш.

Рисунки на доску.

Результаты:

– Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании новых знаний и овладении способами действий.

– Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Цель: фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

6. Рефлексия учебной деятельности Самооценка Мы с вами побывали в стране Фантазии, в городе сказок. Всё удалось.

С каким произведением мы познакомились?

Действительно ли сказки писали, чтобы понимать характер, мысли, чувства и поступки людей.

Но ведь у нас сказка про животных?

Всё удалось, но было трудно.

Чему вы научились?

Нам это удалось?

Оцените свою работу?

Лиса и Журавль благодарят Вас, ребята:

“Спасибо вам, ребята, что помирили нас и научили правилам гостеприимства. Примите от нас подарок”

(слайд 12).

Звучит песня о дружбе группы “Барбарики” – клип.

Мало получилось. Я буду стараться.

Результаты:

– Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке
– Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества