Угол. Сравнение углов. Биссектриса угла

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Глава V  (9 часов)
Тема урока  № 53

Дидактическая цель:  создать условия для формирования новой учебной информации.

Цели по содержанию:

  • Обучающие: познакомить с геометрической фигурой – угол, дать понятие угла, научить сравнивать углы, познакомить с понятием – биссектрисы угла.
  • Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание;
  • Воспитательные: развивать познавательный интерес и регуляторные навыки через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, развивать коммуникативные способности во время работы в парах, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

Тип урока: изучения нового материала через экспериментальную проверку, с помощью наблюдений.

Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;
  • по степени взаимодействия учитель – ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, эвристический, объяснительно-иллюстративный.

Место проведения: учебный кабинет.

Оборудование: Учебник: Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Е.А. Бунимович и др. –2-е изд. – М.:Просвещение, 2011. – 223 с.: ил. – (Академический школьный учебник) (Сферы), проектор, компьютер, интерактивная доска (ИД), презентационная работа с вспомогательным материалом; на каждой парте цветной комплект моделей разных видов углов, линейка, карандаш, ластик, заготовка угла из тетрадного листа в клеточку, раздаточный материал для закрепления изученной темы (самостоятельной работы) в виде карточек.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапа

Визуальный ряд

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент Создать  благоприятный психологический настрой на работу На доске дата. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в ритм урока Регулятивные – умение организовывать себя, настраиваться на работу
Актуализация знаний и умений Актуализировать опорные знания и способы действий

– Прежде чем начать изучение новой темы, давайте с вами вспомним, что такое точка, прямая, луч и как они обозначаются? Давайте их назовем?

(на доске изображены точки, прямые и лучи)

– А как называется эта точка О?

точка обозначается заглавными латинскими буквами:  А, В, С.

– прямая – это незамкнутая линия, которая неограниченно продолжается в обе стороны. Обозначается маленькой латинской буквой или двумя заглавными:  b или  KN.

луч – это часть прямой, которая ограничена с одной стороны точкой. Обозначается двумя заглавными буквами: OL и OM.

– эта точка называется началом луча.

Коммуникативные: вступать в диалог.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме

Развитие устной речи учащихся, умение обосновывать свою точку зрения

Целеполагание и мотивация Обеспечить мотивацию учения детей, принятия ими целей урока Флеш-видео (определение угла)

– Давайте теперь с вами посмотрим видео и определим, о какой фигуре пойдет речь на нашем уроке.

Совершенно верно. Вы сами сказали  тему нашего сегодняшнего урока, но мы еще поговорим о сравнении углов и о новом понятии  биссектрисы угла.

– Запишем тему урока в тетрадь:
«Угол. Сравнение угла. Биссектриса угла»

(смотрят видео)

– фигура называется – угол.

 

 

 

Запись темы урока в тетрадь

Регулятивные: принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения и четко выполняют требования познавательной задачи
   

– Прочитав тему урока, скажите, какие цели урока вы для себя ставите? Что бы вы хотели узнать нового на нашем уроке? Учащиеся  отвечают, какие цели урока они для себя определяют.  
Усвоение новых знаний и способов усвоения Обеспечить восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Набор цветных углов:

 

 

 

Флеш-видео (из электронного учебного пособия)

 

 

 

 

Флеш-видео (определение из учебника)

– Давайте еще раз внимательно прослушаем флеш-видео и ответим на несколько вопросов.
– Какая фигура называется углом?

– Как называются эти лучи и общая точка?
– Как обозначается угол?
(обратить особое внимание на правильное обозначение угла – буква вершины пишется посередине)
– С помощью линейки и карандаша выполните в тетрадях чертеж, похожий на тот, что вы видите на доске, и подпишите стороны и вершину угла.
– А теперь попробуйте начертить свой угол и обозначьте его своими буквами.

(Опытным путем организовать сравнение углов)

– У вас на столе находится набор моделей углов. Все ли эти углы одинаковые?
– А как вы определили, что они неодинаковые? Каким способом можно сравнить углы?
(в случае затруднения напомнить детям о сравнении отрезков способом наложения)
(демонстрация флеш-видео)

Вывод:

– Если при наложении одного угла на другой они совпадут, то эти углы равны. А если один угол оказался внутри другого, то этот угол меньший, а другой угол соответственно больший.

– На доске изображены углы, попробуйте определить равные углы; а также назовите два угла, один из которых больше, а другой меньше.

– Теперь нам нужно познакомиться с новым определение, связанным с углом.
(Организовать исследовательскую работу в группах)
– Возьмите угол, вырезанный  из тетрадного листа бумаги и сложите его так, чтобы совпали стороны угла. У вас получилась линия сгиба. Выделите ее с помощью карандаша и линейки. Образовались два угла, как вы думаете какие эти углы?

– Углы равны, и это видно из наложения друг на друга. Так вот, эта линия называется биссектрисой угла.

– Попробуйте сами дать определение биссектрисе угла.

– А теперь посмотрим флеш-видео

 

 

 

 

– На доске появилось определение биссектрисы угла, прочитайте и запишите его в тетрадь.

Слушают определение

угол – это фигура, которая состоит из двух лучей, имеющих общее начало.
– сторонами угла и вершиной угла.

 

Чертят угол и обозначают его

 

Дети работают в тетради

 

 

 

Дети отвечают

 

– способом наложения одного угла на другой.
(сравнивают свои углы и делают вывод: о большем, меньшем и равных углах.)

Слушают объяснение

 

 

(несколько учеников повторяют вывод)

Называют равные углы:
С и K;  Aи F;
Меньший и больший углы:
B меньше D;  Bменьше K;
D больше C; А больше В… т.д. 

 

 

 

Выполняют задания учителя

 

– эти углы равные,
(высказывают варианты ответов)

 

 

Устно: дают определение биссектрисе угла.

 

Слушают определение

 

 

 

Читают вслух (хором) и записывают определение биссектрисы.

Познавательные:

Ориентироваться в электронном учебнике, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунка,

 

 

Оформлять свои мысли в устной форме, уметь взаимодействовать с соседом при выполнении учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают свои выводы в виде правил, передают информацию в сжатом виде

   

Физкультминутка

   
Организация первичного закрепления Обеспечить восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы

 

 Установить правильность и осознанность изучения темы

Задача № 1

Учитель приглашает учеников к доске и они  выполняют следующие задания:
№1
–  Записать все варианты названий углов, изображенных на доске.

№2
– Построить 2 угла и подписать их.

№3
– Построить угол АОВ и провести из вершины угла луч ОС так, чтобы угол АОС был меньше угла ВОС.

 

 

Углы: KLM, MLK, FOP, POF, ABC, CBA

 

Выполняют построение и обозначают углы.

 

Выполняют построение.

Личностные: учатся аргументировать свою точку зрения.

Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Организация первичного контроля Выявить качество и уровень  усвоения знаний и способов действий, а также выявить недостатки  в знаниях и способах действий, установить причины выявленных

недостатков

 

Самостоятельная работа  (проверка усвоения нового материала)

(5 минут)

Раздаются карточки с вопросами и заданиями.

Выполняют самостоятельно каждый свой вариант работы, обмениваются карточками  с соседом и оценивают работу соседа по парте. Регулятивные: Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения
Подведение итогов урока Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых   – Какую фигуру изучили сегодня на уроке?
– Какие  правила сравнения углов вы узнали?
– Что такое биссектриса угла?
– Сегодня на уроке все работали хорошо, но особенно хочется отметить некоторых

Выставление оценок

Отвечают на вопросы. Регулятивные: структурируют знания, оценивание проделанной работы, целесообразность, объяснять причины успехов и неудач.
Информация   о домашнем задании  Обеспечить понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания  На доске записывается:

 № 263, № 267; выучить определение в тетради

Комментирование  и разбор домашнего задания Записывают домашнее задание в дневник Регулятивные: саморегуляция, развитие самосознания, ответственного отношения
Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации, их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе Учащиеся  видят перед собой карточки красного, желтого и зеленого цвета

– Поднимите карточку

красного цвета, если вы не поняли тему урока,
желтую – если вы не совсем уверены,
зеленую – если вы хорошо усвоили новый материал.

Поднимают карточку определенного цвета Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения.

Приложение 1