Методическая цель: активизация познавательной деятельности обучающихся на уроке алгебры с использованием образовательного группового мини-проекта.
Учебные цели:
- Продолжить формирование знаний и умений по теме «Линейная функция», выяснить, как располагаются графики линейной функции у = кх + m в зависимости от к и m.
- Повторить основные определения и понятия темы.
Развивающие цели:
- Развивать мотивационные качества суворовцев, познавательный интерес к предмету.
- Развивать творческие способности.
- Развивать умения применять приобретенные знания в новой учебной ситуации, анализировать изученный материал.
- Развивать учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные компетентности.
Воспитательные цели:
- Воспитывать учебно-познавательную активность суворовцев.
- Показать практическую значимость изученной темы.
- Воспитывать умение работать в группах для решения совместной задачи.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Вид урока: комбинированный.
Материальное обеспечение: интерактивная доска, аудиовизуальная информация, раздаточный материал (тесты, рабочие листы для оформления результатов исследования), презентация к уроку.
Учебные вопросы:
- График линейной функции.
- Расположение графика линейной функции у = кх + m в зависимости от к и m.
- Использование графика линейной функции в различных областях жизни.
№ п/п |
Название современных образовательных технологий, применяемых в УВП |
Этапы урока/занятия, на которых технология применяется |
Компетенции |
1 |
Технология критического мышления |
1. Организационный этап |
Личностные: самоопределение; смыслообразование; |
2 |
ИКТ + проектно-исследовательская технология |
1. Актуализация знаний |
Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; |
3 |
Технология проблемного обучения |
1. Организация закрепления знаний |
Регулятивные: целеполагание; |
I. Организация начала урока
Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова американского математика Д. Пойя: «Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому». Давайте попробуем открыть для себя на уроке что-то новое…
II. Актуализация опорных знаний
Тема урока «График линейной функции». Ранее мы рассмотрели понятие линейной функции и познакомились с графиком линейной функции.
Вспомните: | какая функция называется линейной? |
Что является графиком линейной функции? | |
Какая из переменных х и у является зависимой, какая – независимой? | |
Является ли линейной функция, заданная формулой … ? |
На предыдущем уроке задание на самоподготовку было дано по группам.
1 группа. Постройте графики функций а) у = 3х, б) у = 3х + 1, в) у = 3х - 2 , г) у = 3х + 4.
Сделайте вывод о взаимном расположении графиков функций в зависимости от “к”.
Найдите связь между координатами точек пересечения графиков функций с осями координат и числом “m”.
2 группа. Постройте графики функций а) у = -2х, б) у = -2х + 2, в) у = -2х - 3, г) у = -2х + 5.
Сделайте вывод о взаимном расположении графиков функций в зависимости от “к”.
Найдите связь между координатами точек пересечения графиков функций с осями координат и числом “m”.
3 группа. Постройте график функции у = кх + в, если k = 0, m = 2; k = 0, m = 0; k = 0, m = -3.
Сделайте вывод, как расположен график линейной функции у = кх + m, если k = 0.
Представители групп показывают результаты своей работы, отвечают на вопросы.
III. Организация закрепления знаний
Математика – наука прикладная.
Рассмотрим применение линейной функции в разных областях жизни.
№1. Турист движется с постоянной скоростью 4 км в час. Постройте график его движения.
№2. Одна из формул, рекомендующих «идеальную» массу человека m выраженную в килограммах, при данном его росте L (в сантиметрах) имеет вид m = L – 100.
Найдите идеальную массу при росте 150,160, 171 см.
№3. Медиками установлено, что для нормального развития ребенок или подросток, которому Т лет (Т ≤ 18), должен спать в сутки t часов, где t определяется по формуле . Определите сколько ребенок должен спать в 2 года, в 12 лет и в 16 лет.
№4. Затраты на перевозку одного и того же груза двумя разными видами транспорта определяются формулами:
У1 = 2000 + 8х,
У2 = 3000 + 6х,
где х – расстояние в километрах,
у1, у2 – стоимость перевозки в рублях.
Построим графики этих функций. При каких значениях х выгоднее пользоваться первым видом транспорта?
Обсуждается вопрос, – в каких областях применяется линейная функция.
Физкультминутка
IV. Рефлексия
Определяется задача по работе с тестами. Суворовцы слушают преподавателя, письменно и (на компьютерах) отвечают на вопросы теста в программе May Tast и осуществляют самопроверку.
V. Подведение итогов урока. Задание на самоподготовку
Наш урок подошел к концу, пора подводить итоги.
Рефлексия.
Что вы узнали нового?
Что показалось особенно трудным?
Задание на самоподготовку – по группам.
№1. Постройте графики функций
Ответьте на вопросы:
- Чему равен угловой коэффициент прямой?
- Каково взаимное расположение графиков?
- Каковы координаты точек пересечения графиков с осями координат?
№2. Постройте графики функций y = 2x + 4, y = -2x + 4, y = 2x - 4, y = -2x - 4
Укажите пары параллельных прямых.
№3. Постройте графики функций y = 5x – 2, y = 5x + 2, y = 6x – 3, y = -6x + 3
Если графики пересекаются, то определите координаты точки пересечения.