Сложноподчиненное предложение. Типы придаточных предложений

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Личностные УУД. Формирование у учащихся умения устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (ради чего осуществляется учебная деятельность).
  • Регулятивные УУД. Создавать условия для организации учащимися своей деятельности (постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно о СПП и того, что еще не известно, определение последовательности действий, прогнозирование результата, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него, оценивая качества и уровня усвоения учебного материала).
  • Познавательные УУД. Обучать учащихся самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, выделять необходимую информацию, структурировать задания, выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий, составлять алгоритмы способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Знаково-символические УУД. Обучать моделированию действий с целью выявления общих законов построения СПП.
  • Логические УУД. Учить сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам , выдвигать гипотезы и их обоснование.
  • Коммуникативные УУД. Обучать планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе работы.

Задача: сформировать представление о типах придаточных в СПП.

Ход урока

1. Формирование групп (3 группы). Определение координатора в каждой группе (самостоятельно учащимися). Знакомство с маршрутным листом (Приложение 6). Постановка задачи.

На прошлом уроке мы начали работу над сложноподчиненным предложением. Отметьте в листе диагностики (Приложение 1) уровень своих знания о СПП по 10-бальной шкале.

Приложение 7, слайды 1-3

2. Эпиграф:

Любовь к русскому языку одна из неотъемлемых частей того чувства которое мы называем любовью к родной земле.
К.Г. Паустовский

Как вы понимаете смысл данного высказывания? Спишите предложение, расставляя недостающие знаки препинания. Охарактеризуйте предложение с точки зрения его структуры. Дайте определение сложноподчиненного предложения.

Вспомните, чем союзы отличаются от союзных слов.

3. Проверка домашнего задания:

  • Для активизации ваших знаний выполните небольшой тест (Приложение 2) . слайды 4–13
  • Взаимопроверка в группах. Ответы озвучивает 1 ученик. Проверка правильности выполнения теста с опорой на презентацию.
  • Подведение итогов, запись результатов в маршрутном листе.

4. Работа над формулировкой темы

  • Прочитайте записанные на доске предложения (слайд14)

Язык становится могучим и гибким орудием, если им пользуются умело. Ведь любое орудие приносит наибольшую пользу в руках того, кто знает его секреты, владеет им как мастер. (И.Б. Голуб)

  • Спишите предложения, графически объясните постановку знаков препинания.

Самопроверка с опорой на презентацию (слайды 15, 16)

  • Обратитесь к высказываниям Паустовского и Голуб еще раз. Вопросы каких членов предложения вы задавали к придаточным частям? Как бы вы назвали типы придаточных предложений?

Сформулируйте тему урока. (слайд 17)

5. Работа в группах над предложениями (Приложение 3)

  • По каким признакам можно объединить данные предложения, обоснуйте ответ (придаточные изъяснительные, обстоятельственные, определительные)

Проверка. Работа с маршрутным листом, выставление баллов.

6. Создания алгоритма определения типа придаточного предложения в группах.

  • Опираясь на материал § 13 и свои наблюдения, составьте алгоритм определения типа придаточных предложений.
  • Опираясь на составленный алгоритм, подготовьте рассказ (по группам) о различных типах придаточных предложений.
  • Проверка (материал, наработанный группой озвучивает представитель команды).
  • Сравнение составленных алгоритмов с вариантом, предложенным учителем. (слайд 18-22) Приложение 4.
  • Работа с маршрутным листом, выставление баллов.

7. По каким признакам можно объединить данные предложения: (слайд 23)

Найдите «лишнее предложение». Докажите правильность своего ответа. Замените одно из простых предложений так, чтобы получился текст. Обоснуйте свой выбор. Текст запишите.

  • Для оценки произведения недостаточно внимательно прочитать его.
  • Без знания эпохи не понять сказанного мастером.
  • Открывая для себя смысл сказанного, надо понять, с какой целью автор использует художественные приемы.

8. Итог урока

Завершая урок, обратимся еще к одному высказыванию К. Г. Паустовского о языке. (слайд 24)

Для чего же надо изучать родной язык и структуру предложений в частности?

Используя полученные знания на уроке, составьте синквейны «Типы придаточных предложений» по группам:

1 группа – сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, 2 группа – сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными, 3 группа – сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Приложение 5.

Структура синквейна

  • 1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным;
  • 2 строка – два имени прилагательных;
  • 3 строка – три глагола;
  • 4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку;
  • 5 строка – вывод, выраженный одним именем существительным

Зачитывается синквейн. Работа с маршрутным листом.

9. Заполнение листа диагностики учащимися по результатам урока.

10. Домашнее задание

Оформить теоретический материал «Типы придаточных предложений» (продолжение работы над проектом «Сложное предложение»), в качестве иллюстраций подобрать из художественной литературы по 2 предложения каждого вида.