Цели:
- Личностные УУД.
Задача: сформировать представление о типах придаточных в СПП.
Ход урока
1. Формирование групп (3 группы). Определение координатора в каждой группе (самостоятельно учащимися). Знакомство с маршрутным листом (Приложение 6). Постановка задачи.
На прошлом уроке мы начали работу над сложноподчиненным предложением. Отметьте в листе диагностики (Приложение 1) уровень своих знания о СПП по 10-бальной шкале.
Приложение 7, слайды 1-3
2. Эпиграф:
Любовь к русскому языку одна из неотъемлемых частей
того чувства которое мы называем любовью к родной земле. |
Как вы понимаете смысл данного высказывания? Спишите предложение, расставляя недостающие знаки препинания. Охарактеризуйте предложение с точки зрения его структуры. Дайте определение сложноподчиненного предложения.
Вспомните, чем союзы отличаются от союзных слов.
3. Проверка домашнего задания:
- Для активизации ваших знаний выполните небольшой тест (Приложение 2) . слайды 4–13
- Взаимопроверка в группах. Ответы озвучивает 1 ученик. Проверка правильности выполнения теста с опорой на презентацию.
- Подведение итогов, запись результатов в маршрутном листе.
4. Работа над формулировкой темы
- Прочитайте записанные на доске предложения (слайд14)
|
- Спишите предложения, графически объясните постановку знаков препинания.
Самопроверка с опорой на презентацию (слайды 15, 16)
- Обратитесь к высказываниям Паустовского и Голуб еще раз. Вопросы каких членов предложения вы задавали к придаточным частям? Как бы вы назвали типы придаточных предложений?
Сформулируйте тему урока. (слайд 17)
5. Работа в группах над предложениями (Приложение 3)
- По каким признакам можно объединить данные предложения, обоснуйте ответ (придаточные изъяснительные, обстоятельственные, определительные)
Проверка. Работа с маршрутным листом, выставление баллов.
6. Создания алгоритма определения типа придаточного предложения в группах.
- Опираясь на материал § 13 и свои наблюдения, составьте алгоритм определения типа придаточных предложений.
- Опираясь на составленный алгоритм, подготовьте рассказ (по группам) о различных типах придаточных предложений.
- Проверка (материал, наработанный группой озвучивает представитель команды).
- Сравнение составленных алгоритмов с вариантом, предложенным учителем. (слайд 18-22) Приложение 4.
- Работа с маршрутным листом, выставление баллов.
7. По каким признакам можно объединить данные предложения: (слайд 23)
Найдите «лишнее предложение». Докажите правильность своего ответа. Замените одно из простых предложений так, чтобы получился текст. Обоснуйте свой выбор. Текст запишите.
- Для оценки произведения недостаточно внимательно прочитать его.
- Без знания эпохи не понять сказанного мастером.
- Открывая для себя смысл сказанного, надо понять, с какой целью автор использует художественные приемы.
8. Итог урока
Завершая урок, обратимся еще к одному высказыванию К. Г. Паустовского о языке. (слайд 24)
Для чего же надо изучать родной язык и структуру предложений в частности?
Используя полученные знания на уроке, составьте синквейны «Типы придаточных предложений» по группам:
1 группа – сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, 2 группа – сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными, 3 группа – сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Приложение 5.
Структура синквейна
- 1 строка – заголовок, в который выносится тема синквейна, ключевое слово или понятие, выраженное именем существительным;
- 2 строка – два имени прилагательных;
- 3 строка – три глагола;
- 4 строка – фраза, несущая смысловую нагрузку;
- 5 строка – вывод, выраженный одним именем существительным
Зачитывается синквейн. Работа с маршрутным листом.
9. Заполнение листа диагностики учащимися по результатам урока.
10. Домашнее задание
Оформить теоретический материал «Типы придаточных предложений» (продолжение работы над проектом «Сложное предложение»), в качестве иллюстраций подобрать из художественной литературы по 2 предложения каждого вида.