Осознание и успешное внедрение в практику работы деятельностного подхода, обеспечение активной и самостоятельной работы учащихся при использовании в построении урока методов познавательного процесса требуют пересмотра учителем подготовки урока.
В разработке уроков, приводимых автором, дан только план раскрытия изучаемых вопросов. Это объясняется тем ,что конкретный материал требует учитывать особенности работы каждого класса. Учитель в любом случае перерабатывает его в соответствии со сложившейся педагогической ситуацией.
Особенности содержания выражены в том, что при планировании урока учитель выделяет те виды знаний, которые соответствуют структуре физической теории, придумывает каким образом знакомить учеников с методами познания физической науки и планирует, как научить их пользоваться средствами информации знаний, которыми располагает предмет. Активная работа школьников на уроке обеспечивается через формы и средства их деятельности, а роль учителя-выделение целевой установки, корректировка содержания материала и руководство активной самостоятельной деятельностью ученика.
Построение уроков направлено на систематизацию знаний учащегося. Структура уроков и структура изучаемого материала должна помочь ребятам увидеть то главное, на чём концентрируется их внимание. Результативность уроков зависит не столько от деятельности учителя, сколько от активности учеников, их приобщения к получению знаний. Совместное сотрудничество учителя и учеников на уроке эффективно лишь в том случае, если учитель может ненавязчиво корректировать и направлять деятельность школьников. Метод проектов — это совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая и игровая работа учащихся и учителей.
Я предлагаю изучать тему «Электромагнитные волны» в 9 классе, используя организационную форму работы - учебный проект.
Цели моей работы
- уйти от традиционных форм и методов преподавания отдельных разделов физики в курсе средней школы
- стимулировать творческую и исследовательскую работу учеников
- совершенствование владения учащимися информационными технологиями.
Основные этапы проекта
Подготовительный этап
Учитель предлагает учащимся сформулировать основные вопросы по теме ЭМВ, которые их интересуют.
Учитель предлагает ученикам сформировать группы по интересующим их вопросам.
Учитель и ученики обсуждают способы поиска информации и методы её представления.
Ученики выдвигают гипотезы перед началом исследования.
Основной этап, содержащий элементы закрепления материала.
Изучение вопросов темы проходит в компьютерном классе или в классе с наличием Мультимедийные средств. Группа учеников выполняет роль учителя, а остальные учащиеся заполняют опросный лист по теме. На первом уроке ребята дают ответы на типовые вопросы: Что такое ЭМВ, источник ЭМВ, Кто открыл ЭМВ ,Виды ЭМВ, Влияние ЭМВ на человека и окружающий мир и т.д
На втором уроке ребята изучают свойства ЭМВ и проводят эксперименты под руководством учителя
Перед Вами варианты опросных листов (рис.1 и рис.2)
В первой , второй графах и третей графах таблицы нужно вставить пропущенные слова или закончить предложение. В четвёртой графе нужно расшифровать названия видов электромагнитных волн и указать для каждого вида длину волны и частоту. В пятой графе для каждого из видов электромагнитных волн нужно указать варианты их использования в жизни. В последней графе нужно указать, чем опасны электромагнитные волны для здоровья человека. Во втором опросном листе по свойствам электромагнитных волн нужно вставить пропущенные слова или закончить фразу. Эти опросные листы можно использовать при повторении темы в 11классе.
Этап закрепления материала с элементами проверки.
Первоначально ребята разбирают вместе с учителем тренировочный тест, а затем самостоятельно выполняют итоговый тест по теме. Вопросы теста составлены с учётом материалов ГИА и ЕГЭ .
Тема ЭМВ занимает в курсе 9 класса 3-4часа. Изучение этой темы при помощи метода проекта требует такого же времени, но делает уроки разнообразнее и интереснее. Ребята приобретают опыт самостоятельного поиска, отбора материала с использованием различных источников(но обязательно с использованием учебника), учатся воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной и образной форме.
Использование метода проекта позволяет уделить время для обсуждения вопросов безопасности жизнедеятельности. Я считаю необходимым при изучении ЭМВ предложить всем учащимся отыскать на уроке информацию и организовать обсуждение.
Ниже приводятся фрагменты выступлений учащихся по этому вопросу.
«Наиболее чувствительными к действию ЭМВ является центральная нервная система, поэтому возникают следующие симптомы: повышенная утомляемость, головная боль, нарушение сна. Со стороны нейроэндокринной системы: нарушение сердечнососудистой системы, системы крови, иммунитета и обменных процессов.»
«У работающих за монитором ПК от 2 до 6 часов в сутки функциональные нарушения центральной нервной системы происходят в среднем в 4,6 раза чаще, чем в контрольных группах, болезни сердечнососудистой системы - в 2 раза чаще, болезни верхних дыхательных путей - в 1,9 раза чаще, болезни опорно-двигательного аппарата - в 3,1 раза чаще.»
«В условиях длительного профессионального облучения возникают нарушения в органах пищеварения: изменение секреции и кислотности желудочного сока.»
«Поля сверхвысоких частот могут оказывать воздействие на глаза, приводящее к возникновению катаракты(помутнение хрусталика). СВЧ излучение нагревает организм, и хрусталик глаза, не омываясь кровью, значительно нагревается и мутнеет. Данный процесс сопровождается резью в глазах и шумом в голове. Японские учёные обнаружили, что в районах, расположенных вблизи мощных излучающих теле и радиоантенн заметно повышается заболевание катарактой глаз, поэтому коротковолновые радиостанции большой мощности (свыше 100кВт) должны размещаться вдали от жилой застройки.»
«Британские исследователи доказали вредность миниатюрных наушников для сотовых телефонов т.к эти устройства излучающие ЭМВ действуют как своеобразные антенны и уровень электромагнитного излучения, поступающего в мозг, в три раза превышает уровень излучения обычного мобильного телефона.»
«В последние годы появляются сообщения о возможности индукции ЭМВ злокачественных заболеваний. Исследователи США и Швеции установили факт возникновения опухолей у детей при воздействии на них частоты 60Гц в течении нескольких дней. Такие излучения возникают при работе компьютера и телевизора.»
После обсуждения сообщений учащиеся приходят к выводу о том, что нужно разработать рекомендации, позволяющие свести к минимуму вредные воздействия ЭМВ на здоровье человека.
Основная мера защиты - предупредительная.
Кровать для ночного отдыха максимально удалять от источников продолжительного облучения, расстояние до распределительных шкафов, силовых электрических кабелей, холодильников «без иния»,телевизора должно быть 2,5 – 3 метра;
Приобретая бытовую технику проверяйте в Гигиеническом заключении (сертификате) отметку о соответствии изделия требованиям "Межгосударственных санитарных норм допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях",
Используйте технику с меньшей потребляемой мощностью
Учитывая специфику микроволновой печи, целесообразно включив ее отойти на расстояние не менее 1,5 метра
Не пользуйтесь сотовым телефоном без необходимости и разговаривайте непрерывно не более 3-4 минут.При покупке выбирайте сотовый телефон с меньшей максимальной мощностью излучения;
Расстояние от монитора ПК до глаз должно быть не меньше 45 см;
Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. Нельзя ставить монитор рядом с окном, так чтобы вы одновременно видели и экран и то, что находится за окном. Непрерывная работа на ПК не должна превышать 2 часов для взрослого, 45минут для учеников старших классов и 30 минут для детей младших классов школы.
Изучение ЭМВ методом проекта позволяет не только повысить активность и познавательный интерес учащихся но и развивает коммуникативные умения учащихся, формирует их умения работать в группе, позволяет представить себя в роли учителя, развивает монологическую и диалогическую речь, учит выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника.
Результаты работы учеников 9 класса в перспективе можно использовать для повторения и изучения темы на новом качественном и количественном уровне в 11 классе.
Использованная литература:
1.Антипов В.В «Биологическое действие ЭМИ» М.Наука 1995
2.Шевяков Ю.Н «Электронный смог» Эхо планеты №8 1991
3.Марри Р « Биохимия человека» М Мир 1993
4.http ://humanclub.narod.ru/health/techno/radiophone.html
5. http: //lm12 .narod.ru/ zdorovie.computer.html
6. Степанова Г.Н Физика.9класс.Учебник для общеобразовательной школы- СПб.: ООО «СТП Школа»,2006г