Программа по социально-бытовой ориентации учащихся 1–4-х классов коррекционных образовательных учреждений VIII-го вида

Разделы: Коррекционная педагогика


Пояснительная записка.

В качестве конечной цели специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех странах мира выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт.

При поступлении ребёнка, имеющего сложные дефекты, в 1-й класс специальной (коррекционной) школы 8 вида ведущей проблемой является отсутствие навыков самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы. Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, во взаимодействии с учреждениями, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, воспитывающие в детских домах и школах-интернатах.

Одним из учебных предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО – социально-бытовая ориентировка. СБО относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учётом возрастного и интеллектуального уровня развития учащихся.

Целью данного предмета в 1-4 классах является формирование у учащихся первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.

В программе по социально-бытовой ориентировке для учащихся младших классов определяются следующие разделы:

  1. "Личная гигиена" (1 класс).
  2. "Одежда", "Обувь" (2 класс).
  3. "Жилище" (3 класс).
  4. "Питание" (4 класс).

Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:

  • формирование у учащихся бытовых умений в области личной гигиены, сохранения и укрепления своего здоровья;
  • формирование и совершенствование навыков самообслуживания при повседневном уходе за одеждой, обувью и жилищем;
  • формирование и совершенствование необходимых навыков коллективного труда;
  • формирование у учащихся представлений о нормах культуры поведения, взаимоотношений с людьми (в семье, классе, общественных местах);
  • коррекция недостатков развития познавательной деятельности младших школьников.

1 КЛАСС
Личная гигиена (34 часа).

Тема: Личная гигиена и её значение (4 часа).

Понятие о личной гигиене. Режим дня. Утренний и вечерний туалет. Моё тело.

Словарная работа: гигиена, чистота, аккуратность, парикмахерская, режим, обед, часы, ванна, полотенце, щётка, локти, колени.

Оборудование:

  • плакат "Режим дня";
  • картинки "Части тела";
  • предметы личной гигиены: мыло, полотенце (для рук и банное), зубная щётка и паста, шампунь, мочалка;
  • иллюстрации "Части тела";
  • лист бумаги, простые и цветные карандаши.

Учащиеся должны знать:

  • понятие "личная гигиена" ;
  • режим своего дня;
  • последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
  • средства ухода за телом;
  • названия частей тела человека.

Учащиеся должны уметь:

  • называть и показывать части тела на себе и схематическом изображении;
  • пользоваться средствами личной гигиены по назначению;
  • правильно выполнять последовательность утреннего и вечернего туалета.

Тема: Уход за руками (5 часов).

Руки – мои помощники. Средства ухода за руками. Моем руки – практическое занятие.

Средства ухода за ногтями пальцев рук. Уход за ногтями пальцев рук – практическое занятие.

Словарная работа: помощник, правая, левая, жидкое мыло, полотенце, умывальник, ногти, ножницы, микробы.

Оборудование:

  • картинки "Части тела";
  • дидактическая игра "Мышкины запасы";
  • дидактическая игра "Чудесный мешочек";
  • памятка "Я мою руки";
  • умывальник;
  • мыло: кусковое и жидкое;
  • полотенце для рук;
  • ножницы;
  • маникюрный набор;
  • шаблоны кистей рук;
  • лист бумаги, простые и цветные карандаши.

Учащиеся должны знать:

  • значение рук;
  • средства ухода за руками;
  • когда нужно мыть руки;
  • последовательность действий при мытье рук;
  • средства ухода за ногтями;
  • когда нужно стричь ногти;
  • об индивидуальности средств ухода за руками.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться умывальником, кусковым и жидким мылом;
  • пользоваться индивидуальным полотенцем;
  • насухо вытирать руки;
  • правильно выполнять последовательность действий при мытье рук;
  • следить за чистотой и аккуратностью своих ногтей на руках.

Тема: Уход за ногами (5 часов).

Ноги и их значение. Средства для ухода за ногами. Моем ноги – практическое занятие.

Средства ухода за ногтями пальцев ног. Уход за ногтями пальцев ног – практическое занятие.

Словарная работа: правая, левая, полотенце для ног, тазик, ногти, ножницы, микробы, обувь.

Оборудование:

  • картинки "Части тела";
  • маленький батут;
  • маленькие маты;
  • памятка "Я мою ноги";
  • тазик;
  • мыло;
  • полотенце для ног;
  • ножницы;
  • маникюрный набор;
  • лист бумаги, простые и цветные карандаши.

Учащиеся должны знать:

  • значение ног;
  • средства ухода за ногами;
  • когда нужно мыть ноги;
  • последовательность действий при мытье ног;
  • средства ухода за ногтями;
  • когда нужно стричь ногти;
  • об индивидуальности средств ухода за ногами.

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться тазиком с водой и мылом;
  • пользоваться индивидуальным полотенцем;
  • насухо вытирать ноги;
  • правильно выполнять последовательность действий при мытье ног;
  • следить за чистотой и аккуратностью своих ногтей на ногах.

Тема: Уход за зубами (5 часов).

Зубы и их значение. Средства ухода за зубами. Необходимость и периодичность чистки зубов. Правила чистки зубов. Чистим зубы - практическое занятие.

Словарная работа: десна, зубы: молочные и постоянные, пережевывание, микробы, зубная паста: детская и взрослая, зубная щётка: детская и взрослая.

Оборудование:

  • рисунок "Зубы во рту";
  • схема чистки зубов;
  • зубные щётки различной формы, детские и взрослые;
  • зубные пасты разных фирм, с разными добавками, детские и взрослые;
  • индивидуальные зубные щётки учащихся;
  • подставки для щёток и паст;
  • зеркало;
  • умывальник.

Учащиеся должны знать:

  • значение зубов;
  • о бережном отношении к зубам;
  • средства ухода за зубами и место их хранения;
  • необходимость и периодичность чистки зубов;
  • правила чистки зубов;
  • об индивидуальности средств ухода за зубами.

Учащиеся должны уметь:

  • бережно относиться к своим зубам;
  • пользоваться по назначению зубной щёткой и пастой;
  • правильно чистить зубы;
  • пользоваться индивидуальной зубной щёткой.

Тема: Уход за ушами (5 часов).

Уши и их значение. Средства ухода за ушами. Необходимость и периодичность чистки ушей. Правила чистки ушей. Чистим уши - практическое занятие.

Словарная работа: ушная раковина, внутреннее ухо, слух, ватные палочки.

Оборудование:

  • плакат "Строение уха";
  • игрушечные музыкальные инструменты;
  • аудиозапись "Звуки природы";
  • памятка "Береги слух";
  • дидактическая игра "Как правильно?";
  • ватные палочки;
  • мыло;
  • умывальник;
  • полотенце.

Учащиеся должны знать:

  • значение ушей;
  • о бережном отношении к слуховому аппарату;
  • средства ухода за ушами;
  • необходимость и периодичность чистки ушей;
  • правила чистки ушей.

Учащиеся должны уметь:

  • бережно относиться к своему и чужому органу слуха;
  • пользоваться по назначению ватными палочками;
  • периодически чистить уши;
  • соблюдать правила безопасности при чистке ушей.

Тема: Уход за глазами (5 часов).

Глаза и их значение. Бережём зрение. Гигиена зрения. Гигиена чтения и просмотра телевизионных передач. «Уход за глазами» - практическое занятие.

Словарная работа: веко, зрачок, карие, ресницы, зрение, очки, телепередача.

Оборудование:

  • плакат "Строение глаза";
  • зеркало;
  • игры на развитие зрительного восприятия "Наложенные рисунки", "Что исчезло?";
  • памятка "Бережем зрение";
  • настольная лампа;
  • книги;
  • телевизор;
  • очки;
  • мыло;
  • умывальник;
  • полотенце.

Учащиеся должны знать:

  • значение глаз;
  • о бережном отношении к зрительному аппарату;
  • о гигиене глаз;
  • о правильном освещении и посадке при чтении и просмотре телепередач;
  • о временных ограничениях при просмотре телепередач;
  • необходимость ношения очков при назначении врача.

Учащиеся должны уметь:

  • бережно относиться к своему и чужому органу зрения;
  • соблюдать правила безопасности при работе с острыми предметами;
  • правильно освещать свое рабочее место;
  • соблюдать правила посадки при чтении и просмотре телепередач;
  • соблюдать временные ограничения при просмотре телепередач;
  • обязательно носить очки при назначении врача.

Тема: Уход за волосами (4 часа).

Средства ухода за волосами. Правила расчёсывания волос. Необходимость и периодичность мытья волос. "Играем в парикмахерскую" – практическое занятие.

Словарная работа: шампунь, расческа, заколка, заплетание, прическа, парикмахер, стрижка.

Оборудование:

  • зеркало;
  • расческа;
  • заколки;
  • шампуни разных марок: детские и взрослые;
  • банное полотенце;
  • душевая или умывальник;
  • набор для сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская";
  • лист бумаги, простые и цветные карандаши.

Учащиеся должны знать:

  • средства ухода за волосами;
  • необходимость и периодичность мытья волос;
  • правила расчёсывания и мытья волос;
  • назначение "Парикмахерской".

Учащиеся должны уметь:

  • расчесываться;
  • следить за аккуратностью своей прически;
  • пользоваться по назначению шампунем;
  • соблюдать правила безопасности при мытье головы;
  • правильно себя вести при посещении парикмахерской.

Тема: Обобщающий урок «Моё тело и уход за ним» (1 час).

Словарная работа: личная гигиена, зубная щетка, зарядка, носовой платок, расческа, прическа, ножницы, ногти.

Оборудование:

  • карточки "Я мою руки";
  • шаблоны кистей рук, ножницы;
  • предметы личной гигиены (зубные щетки, мыло, носовой платок, расчески);
  • разрезные картинки (расчески);
  • куклы, заколки;
  • лист А3, маркеры, мольберты.

Учащиеся должны знать:

  • о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья;
  • средства ухода за телом;
  • режим своего дня;
  • последовательность действий при мытье рук;
  • необходимость и периодичность чистки зубов;
  • правила чистки зубов;
  • правила ухода за волосами;
  • правила ухода за ногтями;
  • названия частей тела человека.

Учащиеся должны уметь:

  • использовать по назначению средства личной гигиены;
  • правильно выполнять последовательность действий при мытье рук;
  • следить за чистотой и аккуратностью своих ногтей;
  • правильно выполнять последовательность действий при чистке зубов;
  • пользоваться носовым платком;
  • следить за аккуратностью своей прически;
  • называть и показывать части тела на себе и схематическом изображении.

2 КЛАСС
Одежда и обувь (34 часа).

Одежда (21 час).

Тема: Одежда и её значение (3 часа).

Одежда и её значение. Виды одежды в соответствии с полом человека. Виды одежды в соответствии с предстоящей деятельностью (моделирование ситуаций).

Словарная работа: одежда, лицевая и изнаночная сторона, девочка, семья, работа, школа, театр.

Оборудование:

  • дидактическое пособие "Одежда";
  • плакат "Времена года";
  • дидактическая игра "Одень Машу и Мишу";
  • комплекты одежды: школьная, домашняя, спортивная, рабочая, повседневная, праздничная;
  • изображение школы, театра, дома, спортивной площадки.

Учащиеся должны знать:

  • слово обобщенного значения "одежда";
  • назначение одежды;
  • названия предметов одежды;
  • виды одежды: одежда для мальчиков и девочек;
  • по назначению: одежда школьная, домашняя, спортивная, рабочая, повседневная, праздничная;
  • сезонная одежда: зимняя, летняя, демисезонная;
  • части одежды;
  • наличие лицевой и изнаночной стороны одежды.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять предметы одежды среди других групп предметов;
  • показывать называемую одежду;
  • называть одежду;
  • узнавать одежду по описанию;
  • описывать предметы одежды;
  • сравнивать предметы одежды;
  • выбирать одежду определенного вида;
  • классифицировать одежду по группам, видам;
  • определять лицевую и изнаночную сторону одежды.

Тема: Способы расстегивания и застёгивания одежды (3 часа).

Виды застёжек для одежды – пуговицы, кнопки, крючки. Практическое занятие – застёгивание и расстёгивание одежды с пуговицами, кнопками, крючками. Виды застёжек для одежды – молния и липкая лента. Практическое занятие – застёгивание и расстёгивание одежды с молнией и липкой лентой. Практическое занятие – застёгивание и расстёгивание одежды с разными застёжками.

Словарная работа: застёжка, пуговица, молния, кнопка, липучка.

Оборудование:

  • дидактическое пособие "Развиваем мелкую моторику: шнуровка, молнии, кнопки, липучки";
  • комплекты одежды с различными застежками.

Учащиеся должны знать:

  • как застегивают (расстегивают) пуговицы на одежде ;
  • как завязывают и развязывают шнурки, пояса ;
  • как застегивают (расстегивают) молнию, крючки на одежде.

Учащиеся должны уметь:

  • застегивать и расстегивать крупные (а затем маленькие) пуговицы, крючки, молнии;
  • завязывать и развязывать шнурки и пояса.

Тема: Складывание одежды (4 часа).

Приёмы складывания носовых платков, маек, трусов. Приёмы складывания брюк, юбок, кофт. Складывание сложенной одежды в стопку. Практическое занятие – укладывание одежды в личном шкафу. Практическое занятие – у меня в шкафу порядок.

Словарная работа: линия сгиба, край, штанина, складка, шов, стопка, аккуратно.

Оборудование: носовые платки, майки, трусы, брюки, юбки, кофты, шкафчики.

Учащиеся должны знать:

  • способы хранения одежды: складывание, развешивание;
  • приемы складывания различных вещей: носовых платков, трусов, маек, кофт, юбок, брюк;
  • способы аккуратного размещения одежды в личном шкафчике.

Учащиеся должны уметь:

  • складывать различные предметы одежды;
  • рационально и аккуратно размещать одежду в личном шкафчике.

Тема: Головные уборы (2 часа).

Головной убор и его значение. Виды головных уборов.

Словарная работа: шапка, берет, кепка, платок, панама, ушанка.

Оборудование:

  • дидактическое пособие "Головные уборы";
  • дидактическая игра "Чей головной убор?";
  • дидактическая игра "Четвертый лишний";
  • головные уборы: шапки, кепки, береты, платки, ушанки, панамы и т. п.

Учащиеся должны знать:

  • слово обобщенного значения "головные уборы";
  • назначение головных уборов;
  • названия головных уборов ;
  • виды: головные уборы для мальчиков и девочек;
  • наличие лицевой и изнаночной стороны головных уборов.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять головные уборы среди других групп предметов;
  • показывать называемые головные уборы;
  • называть головные уборы ;
  • узнавать головные уборы по описанию;
  • описывать головные уборы ;
  • сравнивать головные уборы ;
  • определять лицевую и изнаночную сторону головных уборов.

Тема: Подбор одежды и головных уборов (3 часа).

Подбор одежды и головного убора по сезону – осень, зима. Подбор одежды и головного убора по сезону – весна, лето.

Практическое занятие – смена одежды и головного убора по сезону.

Словарная работа: осень, зима, весна, лето, демисезонная.

Оборудование:

  • дидактическое пособие "Головные уборы", "Одежда";
  • плакат "Времена года";
  • дидактическая игра "Выбери головной убор и одежду";
  • головные уборы и комплекты одежды (зимняя, летняя, демисезонная)

Учащиеся должны знать:

  • названия и последовательность времен года;
  • признаки времен года;
  • температурные особенности разных сезонов;
  • виды головных уборов и сезонной одежды: зимняя, летняя, демисезонная.

Учащиеся должны уметь:

  • определять по признакам время года;
  • подбирать одежду и головной убор соответствующие сезону.

Тема: Уход за одеждой (6 часов).

Повседневный уход за одеждой. Значение чистоты и опрятности одежды. Средства для чистки и стирки одежды. Правила чистки и стирки одежды и способы действий. Сушка мокрой одежды. Практическое занятие – чистка щёткой повседневной одежды. Практическое занятие – ручная стирка небольших вещей. Пользование утюгом. Техника безопасности. Практическое занятие – глажение небольших вещей. Мелкий ремонт одежды. Инструменты и приспособления для ремонта одежды. Обобщающий урок «Одежда и уход за ней».

Словарная работа: опрятность, неряха, щётка, порошок, утюг, глажка, игла, штопка, ателье, швея.

Оборудование:

  • щётка для одежды;
  • сушилка;
  • стиральный порошок, таз;
  • утюг, гладильная доска;
  • игла, нитки, ножницы.

Учащиеся должны знать:

  • значение чистоты и опрятности одежды;
  • средства для чистки и стирки одежды;
  • правила чистки и стирки одежды и способы действий;
  • основы техники безопасности при работе с электроприборами;
  • инструменты и приспособления для ремонта одежды;
  • название места, где можно отремонтировать одежду.

Учащиеся должны уметь:

  • следить за чистотой и опрятностью своей одежды;
  • чистить щеткой свою одежду;
  • сушить мокрую одежду;
  • стирать в ручную мелкие вещи;
  • пользоваться утюгом и соблюдать технику безопасности;
  • гладить мелкие вещи;
  • производить мелкий ремонт вещей.

Обувь (13 часов).

Тема: Обувь и её значение (3 часа).

Обувь и её значение. Виды обуви в соответствии с полом человека. Виды обуви в соответствии с предстоящей деятельностью (моделирование ситуаций).

Словарная работа: обувь, обувать, подошва, носок, пятка, голенище, каблук, стелька, девочка, семья, работа, школа, театр.

Оборудование:

  • дидактическое пособие "Обувь";
  • дидактическая игра "Четвертый лишний";
  • дидактическая игра "Обуй детей";
  • пары обуви: для улицы, для дома, спортивная, повседневная, праздничная;
  • изображение школы, театра, дома, спортивной площадки.

Учащиеся должны знать:

  • слово обобщенного значения "обувь";
  • назначение обуви;
  • названия предметов обуви;
  • виды обуви;
  • обувь мужская, женская, детская;
  • по назначению: для улицы, для дома, спортивная, повседневная, праздничная;
  • части обуви: носок, пятка, голенище, подошва, каблук, стелька.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять обувь среди других групп предметов;
  • показывать называемую обувь;
  • называть обувь;
  • узнавать обувь по описанию;
  • описывать пары обуви;
  • классифицировать обувь по группам, видам.

Тема: Надевание обуви (1 час).

Нахождение в группе предметов обуви одинаковых по наименованию пар. Правильное надевание обуви, различение правого и левого ботинка.

Словарная работа: пара обуви, правый, левый, обувная ложка.

Оборудование:

  • дидактическая игра "Найди пару";
  • дидактическая игра " Обуй куклу";
  • разные пары обуви;
  • обувная ложка.

Учащиеся должны знать:

  • обувь имеет пару;
  • где правый и левый ботинок.

Учащиеся должны уметь:

  • спаривать пары обуви между собой;
  • выбирать обувь определенного вида;
  • определять правый и левый ботинок;
  • правильно обуваться;
  • как при необходимости пользоваться обувной ложкой.

Тема: Зашнуровывание обуви (3 часа).

Приёмы выполнения шнуровки. Практическое занятие – выполнение шнуровки. Завязывание узелка и бантика. Практическое занятие-завязывание узелков и бантиков на обуви. Практическое занятие-шнуровка обуви, завязывание узелков и бантиков на обуви.

Словарная работа: обувь, шнуровка, завязывать.

Оборудование:

  • дидактическое пособие "Развиваем мелкую моторику: шнуровка";
  • обувь со шнурками.

Учащиеся должны знать:

  • приёмы выполнения шнуровки;
  • приёмы завязывания узелка и бантика.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять шнуровку;
  • завязывать узелок и бантик.

Тема: Подбор обуви (2 часа).

Подбор обуви по сезону – осень, зима. Подбор обуви по сезону – весна, лето. Практическое занятие - смена обуви по сезону.

Словарная работа: погода, время года, мороз, дождь, жара, слякоть.

Оборудование:

  • дидактическое пособие "Обувь";
  • плакат "Времена года";
  • дидактическая игра "Выбери обувь";
  • пары обуви (зимняя, летняя, демисезонная)

Учащиеся должны знать:

  • названия и последовательность времен года;
  • признаки времен года;
  • температурные особенности разных сезонов;
  • виды обуви: зимняя, летняя, демисезонная.

Учащиеся должны уметь:

  • определять по признакам время года;
  • подбирать обувь соответствующую сезону.

Тема: Уход за различного вида обувью (4 часа).

Повседневный уход за обувью. Значение чистоты обуви. Средства для чистки и мытья обуви. Правила чистки, мытья обуви и способы действий. Сушка мокрой обуви. Практическое занятие – чистка обуви влажной тряпочкой. Практическое занятие – чистка обуви щёткой. Обобщающий урок по теме «Обувь и уход за ней».

Словарная работа: опрятность, неряха, щётка, чистка, сушка.

Оборудование:

  • щётка для обуви;
  • сушилка;
  • тряпочка.

Учащиеся должны знать:

  • значение чистоты обуви;
  • средства для чистки и мытья обуви;
  • правила чистки и мытья обуви и способы действий.

Учащиеся должны уметь:

  • следить за чистотой своей обуви;
  • чистить щеткой и мыть тряпочкой свою обувь;
  • сушить мокрую обувь.

3 КЛАСС
Жилище (35 часов).

Тема: Город (4 часа).

Жилое помещение. Виды жилых помещений в городе. Экскурсия по соседним улицам города.

Словарная работа: город, помещение, улица, многоэтажный, соседний.

Оборудование:

  • картина «Улица»;
  • наборы строительных конструкторов.

Учащиеся должны знать:

  • виды жилых помещений и их различие;
  • название улицы и номер своего дома;
  • сколько этажей в их доме.

Учащиеся должны уметь:

  • различать жилые помещения;
  • называть свой адрес.

Тема: Жилое помещение (6 часов).

Квартира. Комната. Практическое занятие – посещение различных помещений Центра, знакомство с их назначением.

Словарная работа: помещение, квартира, комната, кабинет, спальня, столовая, музыкальный и спортивный зал.

Оборудование:

  • дидактическое пособие "Жилые помещения";
  • иллюстрации "Квартира", "Комната";
  • план-схема «Наш класс».

Учащиеся должны знать:

  • название, местонахождение, назначение помещений в здании Центра;
  • название, местонахождение, назначение помещений в своей квартире.

Учащиеся должны уметь:

  • находить по названию местонахождение помещений в здании Центра;
  • находить по названию местонахождение помещений в своей квартире.

Тема: Уборка помещения (14 часов).

Поддержание чистоты и порядка в комнате. Удаление пыли. Практическое занятие – вытирание пыли с предметов жёсткой мебели, подоконника. Поддержание чистоты и порядка игрушек. Практическое занятие – наведение порядка в игровой комнате. Практическое занятие – мытье игрушек. Поддержание чистоты и порядка на книжной полке. Практическое занятие – аккуратное расставление книг и дидактических игр. Подметание полов. Практическое занятие – подметание пола веником.

Словарная работа: чистота, порядок, вытирание, подоконник, веник, совок, мусор.

Оборудование:

  • тряпочка для доски, для пыли;
  • тазик;
  • полотенце;
  • веник;
  • совок;
  • мусорное ведро.

Учащиеся должны знать:

  • гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям;
  • значение для человека чистоты и порядка в помещении, вреде пыли;
  • как пользоваться тряпкой, веником.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть, где чисто, а где грязно;
  • замечать непорядок;
  • определять, что является причиной беспорядка;
  • вытирать пыль;
  • мыть игрушки;
  • мыть доску;
  • подметать пол.

Тема: Рабочее место (9 часов).

Рабочее место школьника. Правила и способы наведения порядка на рабочем месте школьника. Практическое занятие – наведение порядка на рабочем месте и портфеле ученика. Обобщающий урок«Жилище».

Словарная работа: парта, портфель.

Оборудование:

  • портфель;
  • школьные принадлежности.

Учащиеся должны знать: правила ухода за рабочим местом школьника и классной комнатой.

4 КЛАСС.
Питание (30 часов).

Тема: Продукты питания (10 часов).

Питание. Питание и его значение в жизни человека. Разнообразие продуктов питания. Молочные продукты. Мучные продукты. Крупы. Обобщающий урок «Виды продуктов».

Словарная работа: питание, продукты, молоко, меню, холодильник, хлебница, масленка, сахарница, солонка.

Оборудование:

  • дидактическое пособие "Продукты питания";
  • набор основных продуктов питания.

Учащиеся должны знать:

  • слово обобщенного значения "продукты";
  • основные продукты питания: их названия,отличия по внешнему виду, вкусу, запаху. консистенции;
  • условия хранения продуктов питания ( в хлебнице, в продуктовом шкафу, в холодильнике и т. д.);
  • группы продуктов: овощи, фрукты, мясные, рыбные, молочные, мучные и др.;
  • сырые съедобные продукты(овощи, фрукты, ягоды);
  • сырые несъедобные продукты( мясо, рыба, зерно и др.).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять продукты среди других групп предметов;
  • узнавать продукты по внешнему виду, вкусу, запаху;
  • называть продукты;
  • описывать продукты;
  • называть группы предметов.

Тема: Кухонная посуда и столовые приборы (10 часов).

Кухня. Пользование посудой и столовыми приборами. Практическое занятие «Пользование посудой и столовыми приборами». Сервировка стола. Практическое занятие «Сервировка стола». Правила поведения за столом.

Словарная работа: кухня, посуда,столовый прибор, сервировка, поведение.

Оборудование:

  • дидактические пособия "Посуда", "Столовые приборы";
  • посуда, столовые приборы;
  • пособие с иллюстрациями по сервировке стола;
  • памятка "Как вести себя во время еды".

Учащиеся должны знать:

  • слова обобщенного значения "посуда", "столовые приборы";
  • названия предметов посуды, их назначение;
  • виды посуды (кухонная, столовая, чайная);
  • столовые приборы(ложка(чайная, столовая), вилка, нож);
  • как пользоваться столовыми приборами;
  • правила и последовательность сервировки стола;
  • правила поведения за столом.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять посуду среди других групп предметов;
  • показывать и называть предметы посуды и столовые приборы;
  • узнавать предметы посуды и столовые приборы на изображениях;
  • распределять посуду по видам;
  • пользоваться столовыми приборами;
  • выбирать посуду и приборы, необходимые для сервировки стола;
  • сервировать стол;
  • оценивать правильность выполненной сервировки стола;
  • соблюдать правила приема пищи и культуру поведения за столом.

Тема: Приготовление пищи (10 часов).

Практическое занятие – оказание помощи учителю в приготовлении простых бутербродов. Практическое занятие – самостоятельное приготовление комбинированных бутербродов. Правила приготовления овощных блюд (из свежих и отварных овощей). Практическое занятие – оказание помощи учителю в приготовлении салатов из свежих овощей. Практическое занятие – самостоятельное приготовление салатов из свежих овощей. Практическое занятие – оказание помощи учителю в приготовлении салатов из отварных овощей. Практическое занятие – самостоятельное приготовление салатов из отварных овощей. Обобщающий урок по теме «Питание».

Словарная работа: бутерброд, овощи, майонез, масло, нарезка, приготовление, помощь.

Оборудование:

  • разделочная доска;
  • нож;
  • рецепты;
  • батон;
  • мясная и сырная нарезка;
  • листья салата;
  • свежие овощи;
  • отварные овощи;
  • растительное масло, майонез.

Учащиеся должны знать:

  • гигиенические требования при приготовлении пищи;
  • технику безопасности при работе с ножом;
  • ингредиенты и последовательность приготовления бутербродов;
  • ингредиенты и последовательность приготовления салатов из свежих овощей;
  • ингредиенты и последовательность приготовления салатов из отварных овощей.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять гигиенические требования при приготовлении пищи;
  • пользоваться ножом и соблюдать технику безопасности;
  • готовить бутерброды;
  • готовить салаты из свежих овощей;
  • готовить салаты из отварных овощей.