Пояснительная записка.
В качестве конечной цели специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех странах мира выдвигается их социальная интеграция. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт.
При поступлении ребёнка, имеющего сложные дефекты, в 1-й класс специальной (коррекционной) школы 8 вида ведущей проблемой является отсутствие навыков самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы. Предполагается, что практические навыки ученики смогут приобрести в семье, во взаимодействии с учреждениями, в ближайшем социуме. Такой возможности лишены дети, воспитывающие в детских домах и школах-интернатах.
Одним из учебных предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО – социально-бытовая ориентировка. СБО относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учётом возрастного и интеллектуального уровня развития учащихся.
Целью данного предмета в 1-4 классах является формирование у учащихся первоначальных знаний и практических умений, способствующих бытовой и социальной адаптации.
В программе по социально-бытовой ориентировке для учащихся младших классов определяются следующие разделы:
- "Личная гигиена" (1 класс).
- "Одежда", "Обувь" (2 класс).
- "Жилище" (3 класс).
- "Питание" (4 класс).
Каждый из разделов программы нацелен на решение специальных образовательных, коррекционных и воспитательных задач:
- формирование у учащихся бытовых умений в области личной гигиены, сохранения и укрепления своего здоровья;
- формирование и совершенствование навыков самообслуживания при повседневном уходе за одеждой, обувью и жилищем;
- формирование и совершенствование необходимых навыков коллективного труда;
- формирование у учащихся представлений о нормах культуры поведения, взаимоотношений с людьми (в семье, классе, общественных местах);
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности младших школьников.
1 КЛАСС
Личная гигиена
(34 часа).
Тема: Личная гигиена и её значение (4 часа).
Понятие о личной гигиене. Режим дня. Утренний и вечерний туалет. Моё тело.
Словарная работа: гигиена, чистота, аккуратность, парикмахерская, режим, обед, часы, ванна, полотенце, щётка, локти, колени.
Оборудование:
- плакат "Режим дня";
- картинки "Части тела";
- предметы личной гигиены: мыло, полотенце (для рук и банное), зубная щётка и паста, шампунь, мочалка;
- иллюстрации "Части тела";
- лист бумаги, простые и цветные карандаши.
Учащиеся должны знать:
- понятие "личная гигиена" ;
- режим своего дня;
- последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;
- средства ухода за телом;
- названия частей тела человека.
Учащиеся должны уметь:
- называть и показывать части тела на себе и схематическом изображении;
- пользоваться средствами личной гигиены по назначению;
- правильно выполнять последовательность утреннего и вечернего туалета.
Тема: Уход за руками (5 часов).
Руки – мои помощники. Средства ухода за руками. Моем руки – практическое занятие.
Средства ухода за ногтями пальцев рук. Уход за ногтями пальцев рук – практическое занятие.
Словарная работа: помощник, правая, левая, жидкое мыло, полотенце, умывальник, ногти, ножницы, микробы.
Оборудование:
- картинки "Части тела";
- дидактическая игра "Мышкины запасы";
- дидактическая игра "Чудесный мешочек";
- памятка "Я мою руки";
- умывальник;
- мыло: кусковое и жидкое;
- полотенце для рук;
- ножницы;
- маникюрный набор;
- шаблоны кистей рук;
- лист бумаги, простые и цветные карандаши.
Учащиеся должны знать:
- значение рук;
- средства ухода за руками;
- когда нужно мыть руки;
- последовательность действий при мытье рук;
- средства ухода за ногтями;
- когда нужно стричь ногти;
- об индивидуальности средств ухода за руками.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться умывальником, кусковым и жидким мылом;
- пользоваться индивидуальным полотенцем;
- насухо вытирать руки;
- правильно выполнять последовательность действий при мытье рук;
- следить за чистотой и аккуратностью своих ногтей на руках.
Тема: Уход за ногами (5 часов).
Ноги и их значение. Средства для ухода за ногами. Моем ноги – практическое занятие.
Средства ухода за ногтями пальцев ног. Уход за ногтями пальцев ног – практическое занятие.
Словарная работа: правая, левая, полотенце для ног, тазик, ногти, ножницы, микробы, обувь.
Оборудование:
- картинки "Части тела";
- маленький батут;
- маленькие маты;
- памятка "Я мою ноги";
- тазик;
- мыло;
- полотенце для ног;
- ножницы;
- маникюрный набор;
- лист бумаги, простые и цветные карандаши.
Учащиеся должны знать:
- значение ног;
- средства ухода за ногами;
- когда нужно мыть ноги;
- последовательность действий при мытье ног;
- средства ухода за ногтями;
- когда нужно стричь ногти;
- об индивидуальности средств ухода за ногами.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться тазиком с водой и мылом;
- пользоваться индивидуальным полотенцем;
- насухо вытирать ноги;
- правильно выполнять последовательность действий при мытье ног;
- следить за чистотой и аккуратностью своих ногтей на ногах.
Тема: Уход за зубами (5 часов).
Зубы и их значение. Средства ухода за зубами. Необходимость и периодичность чистки зубов. Правила чистки зубов. Чистим зубы - практическое занятие.
Словарная работа: десна, зубы: молочные и постоянные, пережевывание, микробы, зубная паста: детская и взрослая, зубная щётка: детская и взрослая.
Оборудование:
- рисунок "Зубы во рту";
- схема чистки зубов;
- зубные щётки различной формы, детские и взрослые;
- зубные пасты разных фирм, с разными добавками, детские и взрослые;
- индивидуальные зубные щётки учащихся;
- подставки для щёток и паст;
- зеркало;
- умывальник.
Учащиеся должны знать:
- значение зубов;
- о бережном отношении к зубам;
- средства ухода за зубами и место их хранения;
- необходимость и периодичность чистки зубов;
- правила чистки зубов;
- об индивидуальности средств ухода за зубами.
Учащиеся должны уметь:
- бережно относиться к своим зубам;
- пользоваться по назначению зубной щёткой и пастой;
- правильно чистить зубы;
- пользоваться индивидуальной зубной щёткой.
Тема: Уход за ушами (5 часов).
Уши и их значение. Средства ухода за ушами. Необходимость и периодичность чистки ушей. Правила чистки ушей. Чистим уши - практическое занятие.
Словарная работа: ушная раковина, внутреннее ухо, слух, ватные палочки.
Оборудование:
- плакат "Строение уха";
- игрушечные музыкальные инструменты;
- аудиозапись "Звуки природы";
- памятка "Береги слух";
- дидактическая игра "Как правильно?";
- ватные палочки;
- мыло;
- умывальник;
- полотенце.
Учащиеся должны знать:
- значение ушей;
- о бережном отношении к слуховому аппарату;
- средства ухода за ушами;
- необходимость и периодичность чистки ушей;
- правила чистки ушей.
Учащиеся должны уметь:
- бережно относиться к своему и чужому органу слуха;
- пользоваться по назначению ватными палочками;
- периодически чистить уши;
- соблюдать правила безопасности при чистке ушей.
Тема: Уход за глазами (5 часов).
Глаза и их значение. Бережём зрение. Гигиена зрения. Гигиена чтения и просмотра телевизионных передач. «Уход за глазами» - практическое занятие.
Словарная работа: веко, зрачок, карие, ресницы, зрение, очки, телепередача.
Оборудование:
- плакат "Строение глаза";
- зеркало;
- игры на развитие зрительного восприятия "Наложенные рисунки", "Что исчезло?";
- памятка "Бережем зрение";
- настольная лампа;
- книги;
- телевизор;
- очки;
- мыло;
- умывальник;
- полотенце.
Учащиеся должны знать:
- значение глаз;
- о бережном отношении к зрительному аппарату;
- о гигиене глаз;
- о правильном освещении и посадке при чтении и просмотре телепередач;
- о временных ограничениях при просмотре телепередач;
- необходимость ношения очков при назначении врача.
Учащиеся должны уметь:
- бережно относиться к своему и чужому органу зрения;
- соблюдать правила безопасности при работе с острыми предметами;
- правильно освещать свое рабочее место;
- соблюдать правила посадки при чтении и просмотре телепередач;
- соблюдать временные ограничения при просмотре телепередач;
- обязательно носить очки при назначении врача.
Тема: Уход за волосами (4 часа).
Средства ухода за волосами. Правила расчёсывания волос. Необходимость и периодичность мытья волос. "Играем в парикмахерскую" – практическое занятие.
Словарная работа: шампунь, расческа, заколка, заплетание, прическа, парикмахер, стрижка.
Оборудование:
- зеркало;
- расческа;
- заколки;
- шампуни разных марок: детские и взрослые;
- банное полотенце;
- душевая или умывальник;
- набор для сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская";
- лист бумаги, простые и цветные карандаши.
Учащиеся должны знать:
- средства ухода за волосами;
- необходимость и периодичность мытья волос;
- правила расчёсывания и мытья волос;
- назначение "Парикмахерской".
Учащиеся должны уметь:
- расчесываться;
- следить за аккуратностью своей прически;
- пользоваться по назначению шампунем;
- соблюдать правила безопасности при мытье головы;
- правильно себя вести при посещении парикмахерской.
Тема: Обобщающий урок «Моё тело и уход за ним» (1 час).
Словарная работа: личная гигиена, зубная щетка, зарядка, носовой платок, расческа, прическа, ножницы, ногти.
Оборудование:
- карточки "Я мою руки";
- шаблоны кистей рук, ножницы;
- предметы личной гигиены (зубные щетки, мыло, носовой платок, расчески);
- разрезные картинки (расчески);
- куклы, заколки;
- лист А3, маркеры, мольберты.
Учащиеся должны знать:
- о необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья;
- средства ухода за телом;
- режим своего дня;
- последовательность действий при мытье рук;
- необходимость и периодичность чистки зубов;
- правила чистки зубов;
- правила ухода за волосами;
- правила ухода за ногтями;
- названия частей тела человека.
Учащиеся должны уметь:
- использовать по назначению средства личной гигиены;
- правильно выполнять последовательность действий при мытье рук;
- следить за чистотой и аккуратностью своих ногтей;
- правильно выполнять последовательность действий при чистке зубов;
- пользоваться носовым платком;
- следить за аккуратностью своей прически;
- называть и показывать части тела на себе и схематическом изображении.
2 КЛАСС
Одежда и обувь (34 часа).
Одежда (21 час).
Тема: Одежда и её значение (3 часа).
Одежда и её значение. Виды одежды в соответствии с полом человека. Виды одежды в соответствии с предстоящей деятельностью (моделирование ситуаций).
Словарная работа: одежда, лицевая и изнаночная сторона, девочка, семья, работа, школа, театр.
Оборудование:
- дидактическое пособие "Одежда";
- плакат "Времена года";
- дидактическая игра "Одень Машу и Мишу";
- комплекты одежды: школьная, домашняя, спортивная, рабочая, повседневная, праздничная;
- изображение школы, театра, дома, спортивной площадки.
Учащиеся должны знать:
- слово обобщенного значения "одежда";
- назначение одежды;
- названия предметов одежды;
- виды одежды: одежда для мальчиков и девочек;
- по назначению: одежда школьная, домашняя, спортивная, рабочая, повседневная, праздничная;
- сезонная одежда: зимняя, летняя, демисезонная;
- части одежды;
- наличие лицевой и изнаночной стороны одежды.
Учащиеся должны уметь:
- выделять предметы одежды среди других групп предметов;
- показывать называемую одежду;
- называть одежду;
- узнавать одежду по описанию;
- описывать предметы одежды;
- сравнивать предметы одежды;
- выбирать одежду определенного вида;
- классифицировать одежду по группам, видам;
- определять лицевую и изнаночную сторону одежды.
Тема: Способы расстегивания и застёгивания одежды (3 часа).
Виды застёжек для одежды – пуговицы, кнопки, крючки. Практическое занятие – застёгивание и расстёгивание одежды с пуговицами, кнопками, крючками. Виды застёжек для одежды – молния и липкая лента. Практическое занятие – застёгивание и расстёгивание одежды с молнией и липкой лентой. Практическое занятие – застёгивание и расстёгивание одежды с разными застёжками.
Словарная работа: застёжка, пуговица, молния, кнопка, липучка.
Оборудование:
- дидактическое пособие "Развиваем мелкую моторику: шнуровка, молнии, кнопки, липучки";
- комплекты одежды с различными застежками.
Учащиеся должны знать:
- как застегивают (расстегивают) пуговицы на одежде ;
- как завязывают и развязывают шнурки, пояса ;
- как застегивают (расстегивают) молнию, крючки на одежде.
Учащиеся должны уметь:
- застегивать и расстегивать крупные (а затем маленькие) пуговицы, крючки, молнии;
- завязывать и развязывать шнурки и пояса.
Тема: Складывание одежды (4 часа).
Приёмы складывания носовых платков, маек, трусов. Приёмы складывания брюк, юбок, кофт. Складывание сложенной одежды в стопку. Практическое занятие – укладывание одежды в личном шкафу. Практическое занятие – у меня в шкафу порядок.
Словарная работа: линия сгиба, край, штанина, складка, шов, стопка, аккуратно.
Оборудование: носовые платки, майки, трусы, брюки, юбки, кофты, шкафчики.
Учащиеся должны знать:
- способы хранения одежды: складывание, развешивание;
- приемы складывания различных вещей: носовых платков, трусов, маек, кофт, юбок, брюк;
- способы аккуратного размещения одежды в личном шкафчике.
Учащиеся должны уметь:
- складывать различные предметы одежды;
- рационально и аккуратно размещать одежду в личном шкафчике.
Тема: Головные уборы (2 часа).
Головной убор и его значение. Виды головных уборов.
Словарная работа: шапка, берет, кепка, платок, панама, ушанка.
Оборудование:
- дидактическое пособие "Головные уборы";
- дидактическая игра "Чей головной убор?";
- дидактическая игра "Четвертый лишний";
- головные уборы: шапки, кепки, береты, платки, ушанки, панамы и т. п.
Учащиеся должны знать:
- слово обобщенного значения "головные уборы";
- назначение головных уборов;
- названия головных уборов ;
- виды: головные уборы для мальчиков и девочек;
- наличие лицевой и изнаночной стороны головных уборов.
Учащиеся должны уметь:
- выделять головные уборы среди других групп предметов;
- показывать называемые головные уборы;
- называть головные уборы ;
- узнавать головные уборы по описанию;
- описывать головные уборы ;
- сравнивать головные уборы ;
- определять лицевую и изнаночную сторону головных уборов.
Тема: Подбор одежды и головных уборов (3 часа).
Подбор одежды и головного убора по сезону – осень, зима. Подбор одежды и головного убора по сезону – весна, лето.
Практическое занятие – смена одежды и головного убора по сезону.
Словарная работа: осень, зима, весна, лето, демисезонная.
Оборудование:
- дидактическое пособие "Головные уборы", "Одежда";
- плакат "Времена года";
- дидактическая игра "Выбери головной убор и одежду";
- головные уборы и комплекты одежды (зимняя, летняя, демисезонная)
Учащиеся должны знать:
- названия и последовательность времен года;
- признаки времен года;
- температурные особенности разных сезонов;
- виды головных уборов и сезонной одежды: зимняя, летняя, демисезонная.
Учащиеся должны уметь:
- определять по признакам время года;
- подбирать одежду и головной убор соответствующие сезону.
Тема: Уход за одеждой (6 часов).
Повседневный уход за одеждой. Значение чистоты и опрятности одежды. Средства для чистки и стирки одежды. Правила чистки и стирки одежды и способы действий. Сушка мокрой одежды. Практическое занятие – чистка щёткой повседневной одежды. Практическое занятие – ручная стирка небольших вещей. Пользование утюгом. Техника безопасности. Практическое занятие – глажение небольших вещей. Мелкий ремонт одежды. Инструменты и приспособления для ремонта одежды. Обобщающий урок «Одежда и уход за ней».
Словарная работа: опрятность, неряха, щётка, порошок, утюг, глажка, игла, штопка, ателье, швея.
Оборудование:
- щётка для одежды;
- сушилка;
- стиральный порошок, таз;
- утюг, гладильная доска;
- игла, нитки, ножницы.
Учащиеся должны знать:
- значение чистоты и опрятности одежды;
- средства для чистки и стирки одежды;
- правила чистки и стирки одежды и способы действий;
- основы техники безопасности при работе с электроприборами;
- инструменты и приспособления для ремонта одежды;
- название места, где можно отремонтировать одежду.
Учащиеся должны уметь:
- следить за чистотой и опрятностью своей одежды;
- чистить щеткой свою одежду;
- сушить мокрую одежду;
- стирать в ручную мелкие вещи;
- пользоваться утюгом и соблюдать технику безопасности;
- гладить мелкие вещи;
- производить мелкий ремонт вещей.
Обувь (13 часов).
Тема: Обувь и её значение (3 часа).
Обувь и её значение. Виды обуви в соответствии с полом человека. Виды обуви в соответствии с предстоящей деятельностью (моделирование ситуаций).
Словарная работа: обувь, обувать, подошва, носок, пятка, голенище, каблук, стелька, девочка, семья, работа, школа, театр.
Оборудование:
- дидактическое пособие "Обувь";
- дидактическая игра "Четвертый лишний";
- дидактическая игра "Обуй детей";
- пары обуви: для улицы, для дома, спортивная, повседневная, праздничная;
- изображение школы, театра, дома, спортивной площадки.
Учащиеся должны знать:
- слово обобщенного значения "обувь";
- назначение обуви;
- названия предметов обуви;
- виды обуви;
- обувь мужская, женская, детская;
- по назначению: для улицы, для дома, спортивная, повседневная, праздничная;
- части обуви: носок, пятка, голенище, подошва, каблук, стелька.
Учащиеся должны уметь:
- выделять обувь среди других групп предметов;
- показывать называемую обувь;
- называть обувь;
- узнавать обувь по описанию;
- описывать пары обуви;
- классифицировать обувь по группам, видам.
Тема: Надевание обуви (1 час).
Нахождение в группе предметов обуви одинаковых по наименованию пар. Правильное надевание обуви, различение правого и левого ботинка.
Словарная работа: пара обуви, правый, левый, обувная ложка.
Оборудование:
- дидактическая игра "Найди пару";
- дидактическая игра " Обуй куклу";
- разные пары обуви;
- обувная ложка.
Учащиеся должны знать:
- обувь имеет пару;
- где правый и левый ботинок.
Учащиеся должны уметь:
- спаривать пары обуви между собой;
- выбирать обувь определенного вида;
- определять правый и левый ботинок;
- правильно обуваться;
- как при необходимости пользоваться обувной ложкой.
Тема: Зашнуровывание обуви (3 часа).
Приёмы выполнения шнуровки. Практическое занятие – выполнение шнуровки. Завязывание узелка и бантика. Практическое занятие-завязывание узелков и бантиков на обуви. Практическое занятие-шнуровка обуви, завязывание узелков и бантиков на обуви.
Словарная работа: обувь, шнуровка, завязывать.
Оборудование:
- дидактическое пособие "Развиваем мелкую моторику: шнуровка";
- обувь со шнурками.
Учащиеся должны знать:
- приёмы выполнения шнуровки;
- приёмы завязывания узелка и бантика.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять шнуровку;
- завязывать узелок и бантик.
Тема: Подбор обуви (2 часа).
Подбор обуви по сезону – осень, зима. Подбор обуви по сезону – весна, лето. Практическое занятие - смена обуви по сезону.
Словарная работа: погода, время года, мороз, дождь, жара, слякоть.
Оборудование:
- дидактическое пособие "Обувь";
- плакат "Времена года";
- дидактическая игра "Выбери обувь";
- пары обуви (зимняя, летняя, демисезонная)
Учащиеся должны знать:
- названия и последовательность времен года;
- признаки времен года;
- температурные особенности разных сезонов;
- виды обуви: зимняя, летняя, демисезонная.
Учащиеся должны уметь:
- определять по признакам время года;
- подбирать обувь соответствующую сезону.
Тема: Уход за различного вида обувью (4 часа).
Повседневный уход за обувью. Значение чистоты обуви. Средства для чистки и мытья обуви. Правила чистки, мытья обуви и способы действий. Сушка мокрой обуви. Практическое занятие – чистка обуви влажной тряпочкой. Практическое занятие – чистка обуви щёткой. Обобщающий урок по теме «Обувь и уход за ней».
Словарная работа: опрятность, неряха, щётка, чистка, сушка.
Оборудование:
- щётка для обуви;
- сушилка;
- тряпочка.
Учащиеся должны знать:
- значение чистоты обуви;
- средства для чистки и мытья обуви;
- правила чистки и мытья обуви и способы действий.
Учащиеся должны уметь:
- следить за чистотой своей обуви;
- чистить щеткой и мыть тряпочкой свою обувь;
- сушить мокрую обувь.
3 КЛАСС
Жилище (35 часов).
Тема: Город (4 часа).
Жилое помещение. Виды жилых помещений в городе. Экскурсия по соседним улицам города.
Словарная работа: город, помещение, улица, многоэтажный, соседний.
Оборудование:
- картина «Улица»;
- наборы строительных конструкторов.
Учащиеся должны знать:
- виды жилых помещений и их различие;
- название улицы и номер своего дома;
- сколько этажей в их доме.
Учащиеся должны уметь:
- различать жилые помещения;
- называть свой адрес.
Тема: Жилое помещение (6 часов).
Квартира. Комната. Практическое занятие – посещение различных помещений Центра, знакомство с их назначением.
Словарная работа: помещение, квартира, комната, кабинет, спальня, столовая, музыкальный и спортивный зал.
Оборудование:
- дидактическое пособие "Жилые помещения";
- иллюстрации "Квартира", "Комната";
- план-схема «Наш класс».
Учащиеся должны знать:
- название, местонахождение, назначение помещений в здании Центра;
- название, местонахождение, назначение помещений в своей квартире.
Учащиеся должны уметь:
- находить по названию местонахождение помещений в здании Центра;
- находить по названию местонахождение помещений в своей квартире.
Тема: Уборка помещения (14 часов).
Поддержание чистоты и порядка в комнате. Удаление пыли. Практическое занятие – вытирание пыли с предметов жёсткой мебели, подоконника. Поддержание чистоты и порядка игрушек. Практическое занятие – наведение порядка в игровой комнате. Практическое занятие – мытье игрушек. Поддержание чистоты и порядка на книжной полке. Практическое занятие – аккуратное расставление книг и дидактических игр. Подметание полов. Практическое занятие – подметание пола веником.
Словарная работа: чистота, порядок, вытирание, подоконник, веник, совок, мусор.
Оборудование:
- тряпочка для доски, для пыли;
- тазик;
- полотенце;
- веник;
- совок;
- мусорное ведро.
Учащиеся должны знать:
- гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям;
- значение для человека чистоты и порядка в помещении, вреде пыли;
- как пользоваться тряпкой, веником.
Учащиеся должны уметь:
- видеть, где чисто, а где грязно;
- замечать непорядок;
- определять, что является причиной беспорядка;
- вытирать пыль;
- мыть игрушки;
- мыть доску;
- подметать пол.
Тема: Рабочее место (9 часов).
Рабочее место школьника. Правила и способы наведения порядка на рабочем месте школьника. Практическое занятие – наведение порядка на рабочем месте и портфеле ученика. Обобщающий урок«Жилище».
Словарная работа: парта, портфель.
Оборудование:
- портфель;
- школьные принадлежности.
Учащиеся должны знать: правила ухода за рабочим местом школьника и классной комнатой.
4 КЛАСС.
Питание (30 часов).
Тема: Продукты питания (10 часов).
Питание. Питание и его значение в жизни человека. Разнообразие продуктов питания. Молочные продукты. Мучные продукты. Крупы. Обобщающий урок «Виды продуктов».
Словарная работа: питание, продукты, молоко, меню, холодильник, хлебница, масленка, сахарница, солонка.
Оборудование:
- дидактическое пособие "Продукты питания";
- набор основных продуктов питания.
Учащиеся должны знать:
- слово обобщенного значения "продукты";
- основные продукты питания: их названия,отличия по внешнему виду, вкусу, запаху. консистенции;
- условия хранения продуктов питания ( в хлебнице, в продуктовом шкафу, в холодильнике и т. д.);
- группы продуктов: овощи, фрукты, мясные, рыбные, молочные, мучные и др.;
- сырые съедобные продукты(овощи, фрукты, ягоды);
- сырые несъедобные продукты( мясо, рыба, зерно и др.).
Учащиеся должны уметь:
- выделять продукты среди других групп предметов;
- узнавать продукты по внешнему виду, вкусу, запаху;
- называть продукты;
- описывать продукты;
- называть группы предметов.
Тема: Кухонная посуда и столовые приборы (10 часов).
Кухня. Пользование посудой и столовыми приборами. Практическое занятие «Пользование посудой и столовыми приборами». Сервировка стола. Практическое занятие «Сервировка стола». Правила поведения за столом.
Словарная работа: кухня, посуда,столовый прибор, сервировка, поведение.
Оборудование:
- дидактические пособия "Посуда", "Столовые приборы";
- посуда, столовые приборы;
- пособие с иллюстрациями по сервировке стола;
- памятка "Как вести себя во время еды".
Учащиеся должны знать:
- слова обобщенного значения "посуда", "столовые приборы";
- названия предметов посуды, их назначение;
- виды посуды (кухонная, столовая, чайная);
- столовые приборы(ложка(чайная, столовая), вилка, нож);
- как пользоваться столовыми приборами;
- правила и последовательность сервировки стола;
- правила поведения за столом.
Учащиеся должны уметь:
- выделять посуду среди других групп предметов;
- показывать и называть предметы посуды и столовые приборы;
- узнавать предметы посуды и столовые приборы на изображениях;
- распределять посуду по видам;
- пользоваться столовыми приборами;
- выбирать посуду и приборы, необходимые для сервировки стола;
- сервировать стол;
- оценивать правильность выполненной сервировки стола;
- соблюдать правила приема пищи и культуру поведения за столом.
Тема: Приготовление пищи (10 часов).
Практическое занятие – оказание помощи учителю в приготовлении простых бутербродов. Практическое занятие – самостоятельное приготовление комбинированных бутербродов. Правила приготовления овощных блюд (из свежих и отварных овощей). Практическое занятие – оказание помощи учителю в приготовлении салатов из свежих овощей. Практическое занятие – самостоятельное приготовление салатов из свежих овощей. Практическое занятие – оказание помощи учителю в приготовлении салатов из отварных овощей. Практическое занятие – самостоятельное приготовление салатов из отварных овощей. Обобщающий урок по теме «Питание».
Словарная работа: бутерброд, овощи, майонез, масло, нарезка, приготовление, помощь.
Оборудование:
- разделочная доска;
- нож;
- рецепты;
- батон;
- мясная и сырная нарезка;
- листья салата;
- свежие овощи;
- отварные овощи;
- растительное масло, майонез.
Учащиеся должны знать:
- гигиенические требования при приготовлении пищи;
- технику безопасности при работе с ножом;
- ингредиенты и последовательность приготовления бутербродов;
- ингредиенты и последовательность приготовления салатов из свежих овощей;
- ингредиенты и последовательность приготовления салатов из отварных овощей.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять гигиенические требования при приготовлении пищи;
- пользоваться ножом и соблюдать технику безопасности;
- готовить бутерброды;
- готовить салаты из свежих овощей;
- готовить салаты из отварных овощей.