Цели:
- Познакомить учащихся с новой орфограммой.
- Показать связь конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова.
- Научить детей делать правильный вывод о работе мягкого знака.
- Научить дифференцировать слова с основой на шипящий по родам.
- Формировать навыки работы с Обратным словарём для решения практических задач.
- Способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости.
- Воспитывать культуру учебного труда.
Оборудование: листы формат А4, маркеры, памятки.
Ход урока
Организационный момент.
Мы с вами сегодня будем исследователями, а для этого требуется выполнение определенных инструкций. Слушайте очень внимательно и выполняйте то, о чем я буду говорить.
«Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу».
Актуализация знаний. Словарная работа.
- Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: «Какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других?» (Шипящие согласные звуки.)
- Какие согласные называются шипящими? Почему?
- Назовите их. Охарактеризуйте эти звуки.
- Какие орфограммы мы уже знаем? (Ча, ща, чу, щу, жи, ши.)
- Подберите синонимы к словам тьма, спокойствие, доктор, чтобы они заканчивались на шипящий. (Тьма – ночь, спокойствие – тишь, доктор – врач.) Придумайте предложение с одним из этих слов.
- Сможем мы сразу записать эти слова? В чем трудность?
Постановка темы и целей.
- Как вы думаете, какая у нас тема урока?
- Какие цели на уроке?
Работа по теме урока.
Работа в группах.
Каждой группе раздается памятка. Алгоритм исследования:
- Прочитайте слово.
- Определите часть речи.
- Какие звуки слышатся на конце слова?
- Определите, на какие группы можно распределить слова.
- Запишите слова, распределив их в группы.
- Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.
- Сделайте вывод.
Карточка: помощь, речь, лещ, рожь, нож, камыш, гуашь.
(Каждая группа выполняет задание на листах. Затем дети рассказывают о результатах своей работы у доски.)
Вывод: мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется.
- Какова же работа мягкого знака в этих словах? (Грамматическая, он указывает на род.)
- Давайте вернемся к словам ночь, тишь, врач. Запишите их самостоятельно. Проверка в парах.
Закрепление изученного материала.
- Откройте учебник с. 154 № 120 (выполнение в соответствии с заданиями).
- Какой вывод можно сделать?
Подведение итогов урока.
- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
- Что было легко?
- Что было трудно?
- Что понравилось?
Домашнее задание.
Тетрадь для самостоятельной работы №1: № 60 (с. 49).