Урок русского языка по теме "Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с новой орфограммой.
  2. Показать связь конечной буквы основы слова на шипящий с родом этого слова.
  3. Научить детей делать правильный вывод о работе мягкого знака.
  4. Научить дифференцировать слова с основой на шипящий по родам.
  5. Формировать навыки работы с Обратным словарём для решения практических задач.
  6. Способствовать развитию фонематического слуха, орфографической зоркости.
  7. Воспитывать культуру учебного труда.

Оборудование: листы формат А4, маркеры, памятки.

Ход урока

Организационный момент.

Мы с вами сегодня будем исследователями, а для этого требуется выполнение определенных инструкций. Слушайте очень внимательно и выполняйте то, о чем я буду говорить.

«Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На «отлично» напишу».

Актуализация знаний. Словарная работа.

- Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: «Какие согласные звуки встречаются в этом стихотворении чаще других?» (Шипящие согласные звуки.)

- Какие согласные называются шипящими? Почему?

- Назовите их. Охарактеризуйте эти звуки.

- Какие орфограммы мы уже знаем? (Ча, ща, чу, щу, жи, ши.)

- Подберите синонимы к словам тьма, спокойствие, доктор, чтобы они заканчивались на шипящий. (Тьма – ночь, спокойствие – тишь, доктор – врач.) Придумайте предложение с одним из этих слов.

- Сможем мы сразу записать эти слова? В чем трудность?

Постановка темы и целей.

- Как вы думаете, какая у нас тема урока?

- Какие цели на уроке?

Работа по теме урока.

Работа в группах.

Каждой группе раздается памятка. Алгоритм исследования:

  1. Прочитайте слово.
  2. Определите часть речи.
  3. Какие звуки слышатся на конце слова?
  4. Определите, на какие группы можно распределить слова.
  5. Запишите слова, распределив их в группы.
  6. Понаблюдайте, где пишется мягкий знак, где не пишется.
  7. Сделайте вывод.

Карточка: помощь, речь, лещ, рожь, нож, камыш, гуашь.

(Каждая группа выполняет задание на листах. Затем дети рассказывают о результатах своей работы у доски.)

Вывод: мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется.

- Какова же работа мягкого знака в этих словах? (Грамматическая, он указывает на род.)

- Давайте вернемся к словам ночь, тишь, врач. Запишите их самостоятельно. Проверка в парах.

Закрепление изученного материала.

- Откройте учебник с. 154 № 120 (выполнение в соответствии с заданиями).

- Какой вывод можно сделать?

Подведение итогов урока.

- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?

- Что было легко?

- Что было трудно?

- Что понравилось?

Домашнее задание.

Тетрадь для самостоятельной работы №1: № 60 (с. 49).