Пояснительная записка
Глубокое и прочное усвоение учащимися основ современного курса математики чрезвычайно важно для формирования их математической культуры. Вместе с тем формирования их математической культуры выпускников современной школы предполагает новую организацию собственной познавательной деятельности обучающихся, в процессе которой у них формируются умения изучать математику самостоятельно и творчески, а, следовательно, создаются предпосылки к активному применению знаний в дальнейшем.
Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов (1 полугодие) направлена на рассмотрение важных вопросов теории чисел. В основной школе обучающиеся изучают некоторые ключевые вопросы теории чисел в 5-6 классах. Но дальнейшая деятельность обучающихся при обучении математики будет связана с числами и операциями над ними.
Цель курса: систематизация знаний обучающихся о числе:
Задачи курса:
- Расширение представлений обучающихся о числах, их свойствах, действиях с ними.
- Формирование у обучающихся познавательного интереса и самостоятельности, развитие математических способностей.
- Формирование у обучающихся творческой активности.
- Подготовка обучающихся к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения и выявления изучения предмета.
Методический инструментарий
Методы работы:
- Объяснительно-иллюстрационный.
- Словесно-наглядно практический.
- Рассказ с элементами беседы и с демонстрацией средств наглядности.
- Самостоятельная работа обучающихся с применением ПК.
- Частично-поисковый.
- Проектная деятельность.
Формы обучения: сочетание коллективной, групповой, парной и индивидуальной работы.
Средства обучения:
- Предметные: вспомогательные средства.
- Практические: составление алгоритмов, письменные упражнения, тестирование.
- Средства ИКТ: программные, программно-аппаратные, технические.
- Интеллектуальные: анализ, сравнение, обобщение.
- Эмоциональные: радость, интерес, удовлетворение.
Планируемые результаты:
- Мотивация к предмету.
- Осознанный выбор обучающимися профиля.
- Использование математических знаний и умений в практической деятельности, успешное участие в олимпиадах.
Измерители достижений планируемых результатов.
Установление уровня достижения обучающимися результатов проводится на каждом занятии в результате использования:
- консультаций;
- тестов;
- практикумов;
- самостоятельных и проверочных работ;
- зачетных работ.
По окончании курса ставится зачетная отметка и выдается сертификат, свидетельствующий о прохождении элективного курса.
Список литературы:
- Берман Г. Н. Число и наука о нем. М., Гостехиздат, 1949.
- Колягин Ю. М. и др. Поисковые задачи по математике. М., Просвещение, 1979.
- Перельман Я. И. Живая математика. М., Гостехиздат, 1949.
- Петраков. И. С. Математические кружки. М., Просвещение, 1987.
- Фирсов В. В. и др. Избранные вопросы математики. М., Просвещение, 1980.
- Чистяков В. Д. Старинные задачи по элементарной математике. Мн., Высшая школа, 1978.
Учебно-тематический план
№ | Наименование тем | Всего часов | Форма Контроля. |
1 | Наука о числе. | 3 | Текст. |
2 | Числа и действия с ними. | 4 | Зачет. Аукцион «Числа и действия с ними». |
3 | Множества. Операции на множествах. | 3 | Урок самооценки знаний. Составление диаграмм Эйлера-Венна. |
4 | Разные задачи. | 3 | Взаимооценка знаний. Защита проектов. |
5 | Эвристическая проба. | 1 | Контрольная работа. |
Содержание программы
Тема 1. Наука о числе.
На первом занятии учащимися сообщаются цели и значение элективного курса, углубляется и расширяется понятие числа.
Рассматриваются вопросы:
- наша система счисления;
- как считали предки;
- арифметика, в которой нужно считать;
- Эратосфеново решето;
- числа Фибоначчи.
Проводится исторический экскурс. Дополнительный материал позволяет организовать детей на написание рефератов с использованием ИКТ.
Тема 2. Числа и действия с ними.
Рассматриваются признаки делимости натуральных чисел на 7, 11, 13, 25; эквивалентные сравнения; кольца, поля, группы и действия с ними, которые не рассматриваются в школьной программе.
Последовательность заданий составлена так, что при определенной организации учебного процесса обучающиеся будут приобщаться к исследовательской работе.
Тема 3. Множества. Операции над множествами.
Изучаются символы, связанные с понятиями « множества» и «подмножества».
Рассматриваются операции на множествах: пересечение, объединение, разность; свойства операций над множествами.
Лучшему осмыслению учебного материала будут способствовать обучающие и контролирующие таблицы и составление учащимися диаграмм Эйлера-Венна.
Тема 4. Разные задачи.
Учащиеся познакомятся с рядом нестандартных задач. В ходе решения таких задач учащиеся должны провести поиск плана решения задачи, установить, какой теоретический материал дает ключ к тому или иному решению, уметь анализировать и обобщать, вводить ограничение. Предложенные задачи потребуют знания понятий, определяемых не одним, а несколькими признаками.
Обучающимся будут предложены задачи, решаемые на множестве целых чисел, обыкновенных дробей, простых чисел; различные измерительные задачи, задачи прикладного характера.
Курс заканчивается пробой – контрольной работой.
Литература:
- Долгинцева Л. В. «Элективные курсы предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов образовательной области». Тверь 2005 г.
- Козина М. Е. Сборник элективных курсов «Математика 8-9 классы». Волгоград: Учитель, 2007 г.
- Концепция профильного обучения на старшие ступени общего образования.
- Харламова Л. М. Элективные курсы «Математика 8-9 классы». Волгоград: Учитель, 2008 г.
- Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе генформационно-коммуникационных средств. М.,: НИИ школьных технологий, 2005 г.
- Студенецкая В. М., Сагателова Л.С. Сборник элективных курсов «Математика 8-9 классы». Волгоград: Учитель, 2006 г.