Игра "Поле математических чудес"

Разделы: Математика


Задачи:

1. Образовательные:

  • способствовать повышению общей осведомленности и образованности детей в области математики;
  • способствовать расширению кругозора детей.

2. Развивающие:

  • развивать логическое мышление, интуицию, творческие, познавательные и коммуникативные способности учащихся;
  • формировать память, воображение, индуктивный и дедуктивный способ анализа;
  • развивать культуру общения и умение отвечать на вопросы.

3. Воспитательные:

  • способствовать воспитанию дисциплинированности учащихся;
  • способствовать развитию трудолюбия, усидчивости, духа соперничества;
  • содействовать формированию интереса детей к математике через решение занимательных задач;
  • воспитывать чувство товарищества, коллективизма, ответственности, ориентировать в выборе профессии;
  • развивать чувство солидарности и здорового соперничества.

Тип занятия: игра (аналог телепередачи «Поле чудес»).

Оборудование:

  • ПК, мультимедийный проектор, презентация (Приложение);
  • барабан, карточки с алфавитом, призы, две грамоты.

Игра проводится для учащихся 9 классов.

В игре задействованы помощники из учеников обоих классов (учащийся открывает буквы), зрители.

Ведущий – учитель.

Жюри записывает набранные участниками баллы.

План мероприятия:

  1. Вступительное слово ведущего.
    Приветствие участников и гостей игры. Напомнить правила игры. Объявление темы игры.
  2. Игра первой тройки
    Приглашение участников первой тройки. После того, как слово отгадано – демонстрация слайдов с портретом и краткие сведения из жизни и творчества Л. Магницкого.
  3. Игра со зрителями.
    Каждый сидящий в зале имеет возможность получить приз, если он будет активно отвечать на вопросы. За каждый верный ответ выдается жетон, на котором указано количество баллов. Ваша задача: набрать как можно больше баллов.
  4. Игра второй тройки.
    Приглашение участников второй тройки. После того, как слово отгадано – демонстрация слайдов с портретом и краткие сведения из жизни и творчества У. Джонса.
  5. Математический отдых.
    Учащимся предлагаются 2 задания:
    1. Сосчитай – не ошибись: считаем до 30, вместо чисел кратных трем, произносим «Ай да я!»
    2. «Рука к перу – перо к бумаге». Сочините стихотворение о сегодняшней игре с предложенной рифмой: «Пять – опять – раз – запас».
  6. Игра третьей тройки.
    Приглашение участников третьей тройки. После того, как слово отгадано – демонстрация слайдов с портретом и краткие сведения из жизни и творчества Евклида.
  7. Игра со зрителями.
  8. Финальная игра.
    Приглашение участников финальной игры. После того, как слово отгадано – демонстрация слайдов с портретом и краткие сведения из жизни и творчества Фалеса.
  9. Игра со зрителями.
  10. Суперигра.
    Победитель крутит барабан и определяет приз суперигры. Затем ему разрешается открыть любые 4 буквы.
  11. Подведение итогов.

Ход мероприятия

Приложение

Вступительное слово ведущего.

Ведущий: Здравствуйте, гости, участники и болельщики. Итак, мы начинаем игру «Поле математических чудес».

Ваше активное участие – это гарантия того, что наша встреча будет интересной, содержательной, запоминающейся.

Участвовать в игре должны все: игроки и болельщики.

В ходе игры каждый может передать привет другу, учителю, ведущему.

Вести учет баллов, набранных вами, будет жюри.

Математика – самая древняя наука, она была и остается необходимой людям. Слово «математика» греческого происхождения.

Оно означает – «наука», «размышление». В древности полученные знания и открытия пытались сохранить в тайне.

И сегодня тема нашего поля математических чудес посвящена тем, кто стоял у истоков математики, то есть великим математикам прошлого.

Игра первой тройки.

Ведущий: На сцену приглашается первая тройка игроков. (Ведущий представляет учащихся, сообщает фамилию, имя и класс, хобби, рассказывает о математических успехах, увлечениях.)

Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!

Задание. Этот человек родился в Тверской губернии. Достоверных сведений о том, где и как он получил образование, нет. Его сын на могильном камне по этому поводу написал так: «…наукам обучался дивным и неудобовероятным способом…». В 1700 году Петром I он был «учинен российскому благородному юношеству» учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. М.В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и называл его «вратами учености».

В знак признания достоинств этого учителя математики Петр I пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с той же силой, с какой магнит притягивает к себе железо.

Назовите фамилию этого выдающегося ученого. [1] (Магницкий.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9
М А Г Н И Ц К И Й

Учащиеся отгадывают отдельные буквы на табло и слово в целом, по аналогии с телеигрой «Поле чудес».

Ассистенты открывают отгаданные буквы и слово в целом.

После того, как слово отгадано показ слайдов презентации (портрет Магницкого и основные факты биографии).

Ведущий: Еще раз приветствуем участников первой тройки, а особенно победителя громкими аплодисментами.

Игра со зрителями.

Ведущий: Каждый сидящий в зале имеет возможность получить приз, если он будет активно отвечать на вопросы. За каждый верный ответ я буду давать жетон, на которых указано количество баллов. Ваша задача: набрать как можно больше баллов.

Задача 1. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, проехал за 1 час 15 км. С какой скоростью ехала каждая лошадь? (15 км/ч) (2 балла)

Задача 2. Как можно одним мешком пшеницы, смолотивши её, наполнить два мешка, столь же велики, как и мешок, в котором находится пшеница?(Надо один из мешков вложить в другой, а затем в него высыпать смолотую муку.) (2 балла)

Задача 3. Один человек выпивает бочонок кваса за 14 дней, а вместе с женой выпивает такой же бочонок кваса за 10 дней. Нужно узнать, за сколько дней жена одна выпивает такой же бочонок кваса. (Из «Арифметики» Магницкого.) (5 баллов)

(Ответ:
1) 14 * 10 = за 140 (д) – муж выпьет 10 бочонков
2) 140 : 10 = 14 (б) – муж и жена за 140 дней
3) 14 – 4 = 10 (б) – жена выпьет за 140 дней
4) 140 : 4 = за 35 (д) – жена выпьет один бочонок.)

Игра второй тройки.

Ведущий: Вторая тройка – на сцену!

Заслушайте несколько интересных сведений.

Куда бы мы ни обратили свой взор, повсюду видим «проворное и трудолюбивое» число «пи»: оно заключено и в самом простом колесике, и в самой сложной машине.

Французский математик Франсуа Виет улучшил результат Архимеда и нашел значение числа «пи» с девятью десятичными знаками.

Голландский математик Лудольф Ван Цейлен через 200 лет получил для числа «пи» 34 цифры (вычисления заняли всю его жизнь).

Вычисление точного значения числа «пи» во все века неизменно оказывалось тем блуждающим огоньком, который увлек за собой сотни, если не тысячи, несчастных математиков, затративших бесценные годы своей жизни в тщетной надежде решить задачу, не поддающуюся усилиям предшественников, и тем снискать себе бессмертие.

Задание. Кто автор обозначения числа π = 3,1415...? Он же впервые применил двоеточие для обозначения действия деления. [1] (Джонс.)

1 2 3 4 5
Д Ж О Н С

Математический отдых

1. Сосчитай – не ошибись: считаем до 30, вместо чисел кратных трем, произносим «Ай да я!» (2 балла)

2. «Рука к перу – перо к бумаге». «Пять – опять – раз – запас». (5 баллов)

Сочините стихотворение о сегодняшней игре с предложенной рифмой.

Игра третьей тройки.

Ведущий: Третья тройка – на сцену!

(Звучит музыка, третья тройка выходит на сцену, ведущий представляет игроков.)

Задание. Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил, что «в математике нет царской дороги». В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик? [1] (Евклид.)

1 2 3 4 5 6
Е В К Л И Д

Игра со зрителями.

- Какое самое большое число можно записать четырьмя единицами? (11 в 11 степени.) (3 балла)

- Как двум пиратам разделить добычу, чтобы оба были довольны? (Один делит поровну, а другой выбирает ту часть, которая больше нравится.) (2 балла)

Финальная игра.

Ведущий: Финалисты – на сцену! (Звучит музыка, финалисты выходят на сцену.)

Задание. Греческий ученый, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ IV века до н.э., рассказывает, что этот ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, а стоящая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: «Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами – не видит… ». Древнегреческий ученый Прокл приписывает ему открытие того, что диаметр делит круг пополам, теоремы о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствия и солнцестояний. Определил продолжительность года, предсказал, как говорит предание, солнечное затмение. Был причислен к группе «семи мудрецов». Кто этот ученый? (Фалес.)

1 2 3 4 5
Ф А Л Е С

Игра со зрителями.

Задача 1. Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега была привязана лодка, в которой мог переправиться только один человек. Путешественники не умели плавать, но каждому из них удалось переправиться через реку и пойти своей дорогой. Как это могло получиться? [1] (Подошли к реке с разных сторон.) (3 балла)

Задача 2. К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число? [2] (3 балла)

Суперигра.

Задание: В древности учение об этом математическом понятии было в большом почете у пифагорейцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, и в искусстве и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения. Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена Голфридом Вильгельмом Лейбницем. В 19-м предложении VII книги Евклид доказывает основное свойство этого понятия. Его использовали для решения разных задачи в древности, и в Средние века, и настоящее время. О каком понятии идет речь ? (Пропорция.)

1 2 3 4 5 6 7 8 9
П Р О П О Р Ц И Я

Разрешается открыть четыре буквы.

Подведение итогов игры.

Суперприз победителю.

Определить победителя среди болельщиков.

До новых встреч!

Литература:

  1. Гончарова Л.В. Предметные недели в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2007.
  2. Гаврилова Т.Д. Занимательная математика. Волгоград, Издательство «Учитель», 2005.