Цели урока:
- Учить выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия, и писать их с заглавной буквы. Формирование отдельных приёмов учебно-познавательной деятельности (умение ориентироваться в заданиях, выполнять необходимые действия, осуществлять самоконтроль).
- Развивать логическое мышление, внимание, орфографическую зоркость, самостоятельность, инициативность, стремление к расширению знания.
- Воспитание коммуникативных умений, доброжелательности, умения взаимодействовать со сверстниками и педагогом. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за свою Родину.
Оборудование: презентация (Приложение).
Ход урока
I. Организационный момент.
1) Создание атмосферы психологической комфортности.
Стерегут вас загадки и тайны вокруг,
А ответ не даётся никак,
И волнуется рядом ваш искренний друг
Ваш слуга – вопросительный знак.
Он с ленивым незнайкой без дела грустит,
С почемучкой – волшебник и маг.
И ответ хоть на дне, хоть в огне отыскать,
Вас зовёт вопросительный знак.
А когда вместе с вами до цели дойдёт,
И ответ вам блеснёт, как маяк, -
Он от радости спину свою распрямит,
Превратясь в восклицательный знак! (Приложение. Слайд 2)
2) Определение формы работы.
Как будем работать на уроке? Какие будут предложения?
Правила работы в группе:
- Мы нужны друг другу.
- Мы стараемся понять друг друга.
- Мы не говорим все сразу.
- Мы смотрим на говорящего.
- Мы не ссоримся, а доказываем свою точку зрения. (Слайд 3)
II. Актуализация знаний.
1) Чистописание.
Написание букв: д, я, б, Оо.
- Что общего есть в написании данных букв?
Письмо на свободных строчках:
Бабушка Ольга Олеговна с внучкой Яной уехала в деревню.
- Подчеркните имена собственные.
- Какой частью речи являются имена собственные?
2) Что мы знаем о написании имён собственных?
- Что относится к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей и клички животных.)
- Что относится к именам нарицательным? (Имена существительные, обозначающие общее название предметов и явлений.)
III. Постановка темы.
Выполним задание в группе.
Задание. Вставьте маленькую или заглавную букву в слово. Объясните, как записали одинаково звучащие слова.
1 группа.
Высоко летает (о?О) .рёл. В нашей стране есть город (о?О) .рёл.
2 группа.
В Азии есть река (т?Т) .игр. В лесах живёт (т?Т) .игр.
3 группа.
Ребята приехали в город (л?Л) .ьвов. В Африке живёт много (л?Л) .ьвов.
Группы распределяют на доске предложения по двум группам и оценивают работу.
- Какие слова в предложениях ещё записаны с заглавной буквы?
- Азия, Африка, город Орёл, город Львов, река Тигр – это?
- Значит, тема урока?
IV. Изучение нового материала.
1) Работа над правилом.
- Как пишутся географические названия?
- Что относится к географическим названиям? (Названия городов, посёлков, проспектов, деревень, улиц, рек, морей.)
- Прочитайте об орфограмме на стр.21.
2) Словарная работа.
- Имя собственное нашего государства? (Слайд 4)
- Россия – страна, расположенная в Европе и Азии.
- Подчеркните имена собственные.
- Имя собственное столицы нашего государства? (Москва.) (Слайд 5)
Работа в группах: составить предложение из слов о Москве, подчеркните имена собственные. (Работа с деформированным предложением.)
1 группа: столица, Российской Федерации, Москва – .
2 группа: сердце, Красная площадь – Москвы.
3 группа: Москва – спортивных, один из, городов, самых.
- Прочитайте любые слова, которые написаны по всей карте.
Вывод: географические названия пишутся с большой буквы.
V. Закрепление новых знаний, умений и навыков.
1) Выборочное списывание с доски (записать в столбик географические названия).
Россия – это речной и озёрный край. Величайшие реки её – Волга, Дон, Енисей, Обь, Лена. Озеро Байкал – самое глубокое озеро в мире. (Cлайд 6)
- Определить количество слогов, букв, звуков (по цепочке).
- А какие реки Москвы вы знаете? (Москва-река, Яуза, Сходня, Неглинная, Сетунь).
2) Упражнение 38 стр.24/
Работа в группах:
1 группа: название городов, улиц.
2 группа: название сёл и посёлков.
3 группа: названия рек и морей.
VI. Инструктаж по домашнему заданию.
Упражнение 37 стр.23.
VII. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд 7)