Цель: учить оценивать значимость действий человека в охране окружающей природы, приобщать учащихся к познавательной литературе, развивать технику чтения вместе с интересом чтения.
Задачи:
- Раскрытие воспитательной особенности произведения Ю. Яковлева,
- Развитие речевых навыков школьников: слушание, говорение, чтение,
- Закрепление знаний о классификации растений,
- Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Тип урока: обобщающий по окружающему миру и урок изучения нового по внеклассному чтению.
Виды работы: фронтальная, работа в паре, работа с карточками
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация,текст произведения Ю.Я. Яковлева «Солнце с белыми лучами», карточка для индивидуального задания
Авторский медиапродукт: презентация (настроена по щелчку).
Ход урока
I. Приветствие.
Все встали, успокоились, проверили подготовку к уроку. Сделали глубокий вдох и медленный выдох.
II. Постановка цели, сообщение темы урока.
Слайд 1
– Какой сейчас начался урок? (урок внеклассного чтения)
Слайд 2
– Рассмотрите иллюстрации. Что изображено? (растения)
– Что вам уже известно о жизни растений? (Растения делятся на несколько групп: лиственные, хвойные. Можно выделить и ярусы: деревья, кустарники, травы. Отдельно выделяют группу мхов.)
– В чем отличие каждой из групп растений?
– Что объединяет все растения? (У растений есть корни, стебель, листья, цветы, плод с семенами)
Слайд 3
– На какие группы можно разбить эти растения? (Цветы полевые и садовые)
– Какие виды растений вы можете добавить к каждой группе.
– Молодцы. Вы хорошо знаете классификацию растительности.
– А зачем по-вашему мнению, я предложила вам выполнить такие задания, ведь у нас совсем другой урок? (дома готовились, читали о жизни растений)
III. Проверка выполнения домашнего задания.
– О каких же растениях вы прочитали дома?
– Покажите рисунки. Угадайте, о чем дома читал (далее 3-4 человека показывают свои рисунки, а дети отгадывают название растения)
– А теперь шепните друг другу. Расскажите, что самого интересного вы узнали. (работа в парах)
– Кто хочет поделиться своими знаниями со всеми присутствующими и рассказать, что любопытного, нового узнал о растениях? (3-4 ученика рассказывают о том, что узнали)
IV. Работа с книжным аппаратом.
– Откуда вы почерпнули свои знания? (из книг)
– Расскажите о принесенных книгах на урок. (2-3 ученика рассказывают все, что им известно про книгу: название произведения, фамилия автора, издательство, год издания, серия, художник)
Слайд 4
– Я тоже, готовясь к уроку, просматривала детскую литературу и для выставки подобрала следующие книги - о редких растениях, о лекарственных растениях, о цветах-ловушках, о чудо-листьях, о цветах садовых)
– О чем написаны все эти книги?
– Какая книга вам понравилась? Почему?
Дети по обложке книги рассказывают, почему им симпатична обложка той или другой представленной на выставке книги, объясняют выбор желания прочитать предложенный вариант.
Слайд 5
– Ой, я совсем забыла про вот эти книги. Рассмотрите.
– Что отличает эти книги от других? (В названии книги автор спрашивает)
Слайд 6
– На следующем уроке мы будем с вами обсуждать книги, которые выпущены этой серией: Почемучкины книжки, книги квадратной энциклопедии.
Слайд 7
– Прочитайте текст с доски:
ЕСЛИ ЗНАЕШЬ ЧТО-НИБУДЬ ПОЛУЧШЕ, ПОДЕЛИСЬ.
ЕСЛИ НЕТ, У МЕНЯ ПОУЧИСЬ. (ГОРАЦИЙ)
Мне, кажется, что так древний философ говорил о книгах именно этой серии. Обязательно почитайте такие книги.
V. Физминутка.
Закройте глаза. Представьте себе, что вы гуляете по тропинке, ведущей к дому. Летает божья коровка. Вдруг тишину нарушают возгласы детей. Они, перебивая друг друга, что-то выкрикивают и стремительно бегут вперед.
– Что же ребята хотят рассказать, вы желаете узнать?
VI. Раскрытие темы.
– Мы узнаем это из произведения нашего земляка Юрия Яковлевича Яковлева.
– Послушайте и подумайте, о чем этот рассказ? (выразительное чтение книги сильными , заранее подготовленными учениками и учителем)
– Какое растение нашли дети?
Далее проводится работа по карточкам
– Определите, правильно ли эти художники изобразили цветок?
– Правы ли художники? А как бы вы изобразили этот цветок? Расскажите.
Слайд 8
– Как автор говорит о цветке? Прочитайте.
– Почему цветок сравнивается с солнцем?
– Объясните смысл словосочетания «таинственный новосел»?
– Был ли момент, когда вы улыбнулись?
– Расскажите, как отнеслись дети к находке?
– Почему автор назвал произведение рассказ-фантазия?
– Разве можно уничтожить все ромашки, их ведь миллионы? (да, можно.)
Многие растения находятся на грани исчезновения. Люди не только любуются цветами, но и собирают их в букеты. Помните: первым погибает самый красивый цветок!
– А узнать о редких, исчезающих видах растений где-нибудь можно?
(на экскурсии в Ботаническом саду, из энциклопедий)
Я бы посоветовала вам полистать страницы Красной Книги. А сейчас давайте поговорим о нашей местности – Ленинградской области.
VII. Закрепление.
Слайд 9
– Какой цветок напоминает эта композиция? (ромашку)
– Наша ромашка кричащая, зовущая на помощь. Почему?
– Давайте познакомимся поближе с этими растениями. Кто какое растение определил? Расскажите, что знаете о … (ландыше, медунице, колокольчике, кувшинке, ветренице, бруснике, зверобое, васильке). Учитель добавляет факты.
– Что заметили?
– Вот и исчезла ромашка в нашем классе. Зато на необъятной нашей планете будут жить тысячи и миллионы тысяч живых цветов.
– О чем же мы говорили на уроке? Какую тему вы бы выбрали, объясните.
Тему сегодняшнего урока мы определили так: «ЗНАЙ И ЛЮБИ РОДНУЮ ПРИРОДУ! БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! НЕ РВИ ЦВЕТОВ!»
VIII. Рефлексия.
Слайд 10
Вот и эмблему сегодняшнего урока можно было бы изобразить. Выполните задание по карточке.
– Какую вы посоветуете взять? Дети выбирают ту, что соответствует теме урока и напротив этой эмблемы прикрепляется каждым учеником маленький цветочек).
Используемые источники:
- Ю.Я. Яковлев «Солнце с белыми лучами».
- Открытки «Лекарственные растения», «Растения под охраной».
- М.Д. Свидерская, В.М. Храбрый «Сохраним для потомков», – Лениздат: 1985, с.129.
- Большая книга логических игр и головоломок. – Москва: АСТ, Астрель, 2006, с. 184.
- А. Смирнов «Зачем луку луковимца?» – Москва: «Малыш», 1990.
- Г. Граубин «Почему осенью листопад?» – Москва: «Малыш», 1983.
- М. Конствантиновский «Почему вода мокрая?» – Москва: «Малыш», 1976.
- А. Онегов «Тропинка полевая», – Москва: «Малыш», 1986.
- И. Токмакова «Деревья», – Москва: «Малыш», 1987.
- М. Аспиз «Чудо-листья», – Москва: «Детская литература», 1984.
- Редкие цветы. – Москва: «Малыш», 1985.
- К. Паустовский «Заботливый цветок», – Москва: «Малыш», 1987.
- П. Синявский «Зеленая аптека», – Москва: «Малыш», 1991.
- im6-tub-ru.yandex.net/i?id=170965147-66-72&n=21
- im5-tub-ru.yandex.net/i?id=39249763-35-72&n=21
- im6-tub-ru.yandex.net/i?id=309847548-02-72&n=21
- img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/72/10/72010852_1300057634_055020.jpg
- im3-tub-ru.yandex.net/i?id=314709373-34-72&n=21
- im5-tub-ru.yandex.net/i?id=301297812-56-72&n=21
- im5-tub-ru.yandex.net/i?id=19884747-64-72&n=21
- mnogoletniki.by/images/m_159.jpg