Интегрированный урок внеклассного чтения и окружающего мира "Знай и люби родную природу". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: учить оценивать значимость действий человека в охране окружающей природы, приобщать учащихся к познавательной литературе, развивать технику чтения вместе с интересом чтения.

Задачи:

  • Раскрытие воспитательной особенности произведения Ю. Яковлева,
  • Развитие речевых навыков школьников: слушание, говорение, чтение,
  • Закрепление знаний о классификации растений,
  • Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.

Тип урока: обобщающий по окружающему миру и урок изучения нового по внеклассному чтению.

Виды работы: фронтальная, работа в паре, работа с карточками

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация,текст произведения Ю.Я. Яковлева «Солнце с белыми лучами», карточка для индивидуального задания

Авторский медиапродукт: презентация (настроена по щелчку).

Ход урока

I. Приветствие.

Все встали, успокоились, проверили подготовку к уроку. Сделали глубокий вдох и медленный выдох.

II. Постановка цели, сообщение темы урока.

Слайд 1

– Какой сейчас начался урок? (урок внеклассного чтения)

Слайд 2

– Рассмотрите иллюстрации. Что изображено? (растения)

– Что вам уже известно о жизни растений? (Растения делятся на несколько групп: лиственные, хвойные. Можно выделить и ярусы: деревья, кустарники, травы. Отдельно выделяют группу мхов.)

– В чем отличие каждой из групп растений?

– Что объединяет все растения? (У растений есть корни, стебель, листья, цветы, плод с семенами)

Слайд 3

– На какие группы можно разбить эти растения? (Цветы полевые и садовые)

– Какие виды растений вы можете добавить к каждой группе.

– Молодцы. Вы хорошо знаете классификацию растительности.

– А зачем по-вашему мнению, я предложила вам выполнить такие задания, ведь у нас совсем другой урок? (дома готовились, читали о жизни растений)

III. Проверка выполнения домашнего задания.

– О каких же растениях вы прочитали дома?

– Покажите рисунки. Угадайте, о чем дома читал (далее 3-4 человека показывают свои рисунки, а дети отгадывают название растения)

– А теперь шепните друг другу. Расскажите, что самого интересного вы узнали. (работа в парах)

– Кто хочет поделиться своими знаниями со всеми присутствующими и рассказать, что любопытного, нового узнал о растениях? (3-4 ученика рассказывают о том, что узнали)

IV. Работа с книжным аппаратом.

– Откуда вы почерпнули свои знания? (из книг)

– Расскажите о принесенных книгах на урок. (2-3 ученика рассказывают все, что им известно про книгу: название произведения, фамилия автора, издательство, год издания, серия, художник)

Слайд 4

– Я тоже, готовясь к уроку, просматривала детскую литературу и для выставки подобрала следующие книги - о редких растениях, о лекарственных растениях, о цветах-ловушках, о чудо-листьях, о цветах садовых)

– О чем написаны все эти книги?

– Какая книга вам понравилась? Почему?

Дети по обложке книги рассказывают, почему им симпатична обложка той или другой представленной на выставке книги, объясняют выбор желания прочитать предложенный вариант.

Слайд 5

– Ой, я совсем забыла про вот эти книги. Рассмотрите.

– Что отличает эти книги от других? (В названии книги автор спрашивает)

Слайд 6

– На следующем уроке мы будем с вами обсуждать книги, которые выпущены этой серией: Почемучкины книжки, книги квадратной энциклопедии.

Слайд 7

– Прочитайте текст с доски:

ЕСЛИ ЗНАЕШЬ ЧТО-НИБУДЬ ПОЛУЧШЕ, ПОДЕЛИСЬ.
ЕСЛИ НЕТ, У МЕНЯ ПОУЧИСЬ. (ГОРАЦИЙ)

Мне, кажется, что так древний философ говорил о книгах именно этой серии. Обязательно почитайте такие книги.

V. Физминутка.

Закройте глаза. Представьте себе, что вы гуляете по тропинке, ведущей к дому. Летает божья коровка. Вдруг тишину нарушают возгласы детей. Они, перебивая друг друга, что-то выкрикивают и стремительно бегут вперед.

– Что же ребята хотят рассказать, вы желаете узнать?

VI. Раскрытие темы.

– Мы узнаем это из произведения нашего земляка Юрия Яковлевича Яковлева.

– Послушайте и подумайте, о чем этот рассказ? (выразительное чтение книги сильными , заранее подготовленными учениками и учителем)

– Какое растение нашли дети?

Далее проводится работа по карточкам

– Определите, правильно ли эти художники изобразили цветок?

– Правы ли художники? А как бы вы изобразили этот цветок? Расскажите.

Слайд 8

– Как автор говорит о цветке? Прочитайте.

– Почему цветок сравнивается с солнцем?

– Объясните смысл словосочетания «таинственный новосел»?

– Был ли момент, когда вы улыбнулись?

– Расскажите, как отнеслись дети к находке?

– Почему автор назвал произведение рассказ-фантазия?

– Разве можно уничтожить все ромашки, их ведь миллионы? (да, можно.)

Многие растения находятся на грани исчезновения. Люди не только любуются цветами, но и собирают их в букеты. Помните: первым погибает самый красивый цветок!

– А узнать о редких, исчезающих видах растений где-нибудь можно?

(на экскурсии в Ботаническом саду, из энциклопедий)

Я бы посоветовала вам полистать страницы Красной Книги. А сейчас давайте поговорим о нашей местности – Ленинградской области.

VII. Закрепление.

Слайд 9

– Какой цветок напоминает эта композиция? (ромашку)

– Наша ромашка кричащая, зовущая на помощь. Почему?

– Давайте познакомимся поближе с этими растениями. Кто какое растение определил? Расскажите, что знаете о … (ландыше, медунице, колокольчике, кувшинке, ветренице, бруснике, зверобое, васильке). Учитель добавляет факты.

– Что заметили?

– Вот и исчезла ромашка в нашем классе. Зато на необъятной нашей планете будут жить тысячи и миллионы тысяч живых цветов.

– О чем же мы говорили на уроке? Какую тему вы бы выбрали, объясните.

Тему сегодняшнего урока мы определили так: «ЗНАЙ И ЛЮБИ РОДНУЮ ПРИРОДУ! БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ! НЕ РВИ ЦВЕТОВ!»

VIII. Рефлексия.

Слайд 10

Вот и эмблему сегодняшнего урока можно было бы изобразить. Выполните задание по карточке.

– Какую вы посоветуете взять? Дети выбирают ту, что соответствует теме урока и напротив этой эмблемы прикрепляется каждым учеником маленький цветочек).

Используемые источники:

  1. Ю.Я. Яковлев «Солнце с белыми лучами».
  2. Открытки «Лекарственные растения», «Растения под охраной».
  3. М.Д. Свидерская, В.М. Храбрый «Сохраним для потомков», – Лениздат: 1985, с.129.
  4. Большая книга логических игр и головоломок. – Москва: АСТ, Астрель, 2006, с. 184.
  5. А. Смирнов «Зачем луку луковимца?» – Москва: «Малыш», 1990.
  6. Г. Граубин «Почему осенью листопад?» – Москва: «Малыш», 1983.
  7. М. Конствантиновский «Почему вода мокрая?» – Москва: «Малыш», 1976.
  8. А. Онегов «Тропинка полевая», – Москва: «Малыш», 1986.
  9. И. Токмакова «Деревья», – Москва: «Малыш», 1987.
  10. М. Аспиз «Чудо-листья», – Москва: «Детская литература», 1984.
  11. Редкие цветы. – Москва: «Малыш», 1985.
  12. К. Паустовский «Заботливый цветок», – Москва: «Малыш», 1987.
  13. П. Синявский «Зеленая аптека», – Москва: «Малыш», 1991.
  14. im6-tub-ru.yandex.net/i?id=170965147-66-72&n=21
  15. im5-tub-ru.yandex.net/i?id=39249763-35-72&n=21
  16. im6-tub-ru.yandex.net/i?id=309847548-02-72&n=21
  17. img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/72/10/72010852_1300057634_055020.jpg
  18. im3-tub-ru.yandex.net/i?id=314709373-34-72&n=21
  19. im5-tub-ru.yandex.net/i?id=301297812-56-72&n=21
  20. im5-tub-ru.yandex.net/i?id=19884747-64-72&n=21
  21. mnogoletniki.by/images/m_159.jpg