Автоматизация звука [Ш] "Путешествие маленькой мышки"

Разделы: Логопедия


Группа: старшая.

Цель: формирования правильного звукопроизношения шипящих звуков, используя информационно-коммуникативные технологии.

Время реализации занятия: 25 минут.

Авторский медиапродукт:

  1. Среда – Microsoft XP, редактор – Power Point.
  2. Вид медиапродукта – наглядная презентация 15 слайдов (переход по щелчку мыши)
№ п/п СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВРЕМЕННАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ № СЛАЙДА
1. Организационный момент 2 минуты 1–2
2. Пальчиковая гимнастика 1 мин. 30сек. 3
3. Дыхательная гимнастика 2 минуты 4
4. Артикуляционная гимнастика 2 минуты 5
5. Изолированное произношение звука Ш 2 минуты. 6-8
7. Автоматизация звука в слогах 2 минуты 9
8. Зрительная гимнастика 1 минута  
9. Автоматизация звука в словах 2 минуты 10
10. Автоматизация звука в словах (образование существительных родительного падежа и множественного числа имен существительных) 3 минуты 11-12
11. Физкультминутка 1 мин. 30сек.  
12. Автоматизация звука в словах (начале, середине, конце) 2 минуты 13
13. Автоматизация звука в словах (игра «Дополни словечко») 3 минуты 14-15
14. Рефлексия 2 минуты 16

Задачи занятия:

  • Закрепить артикуляционный и оптический образ звука [ш], умение определять наличие и место звука в словах.
  • Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, словах.
  • Упражнять в образовании множественного числа имен существительных и существительных родительного падежа.
  • Развивать внимание, память, артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев рук, речевое дыхание.
  • Воспитывать чувство сострадания, желание помочь.

Средства обучения

  • Компьютер.
  • Экран.
  • Мультимедийный проектор.
  • Мышь.
  • Настольное зеркало.

Ход занятия

I. Организационный момент.

СЛАЙД 1, 2.

Логопед: Сегодня мы опять будем заниматься с компьютером. Какой герой нас сегодня пригласит к себе в гости, ты узнаешь, поиграв в игру «Да-нет». Правило: НАЙДИ СЕРЕДИНКУ, УБЕРИ ПОЛОВИНКУ, (отгадка: мышка). Верно. Сегодня ты встретишься с маленькой Мышкой и отправишься с ней в небольшое путешествие. Она даже оставила карту, которая не только покажет дорогу, но и поможет ничего не перепутать и не забыть. Но прежде чем отправиться в путь нам вместе с мышкой нужно подготовиться.

II. Пальчиковая гимнастика.

СЛАЙД 3.

Логопед: Мышка предлагает поиграть с ней, и «разогреть» наши пальчики.

По реке плывет кораблик, (Складывают ладони лодочкой, и показывают, как лодочка покачивается на волнах)
Он плывет издалека. («Лодочки» двигаются змейкой в направлении от груди вперед)
На борту его четыре
Очень храбрых моряка. (Дети показывают 4 пальца, загнув большой)
У них ушки на макушке, (Прикладывают кисти рук к голове, как уши)
У них длинные хвосты, (Проводят рукой по воображаемому хвосту)
И страшны им только кошки
Только кошки и коты. (Делают скребущие движения руками по столу).

III. Упражнения на развитие длительной воздушной струи и мимики.

СЛАЙД 4.

Логопед: Это Мышкин сад. Ей очень хочется развести цветы, но у нее не получается. Поможем ей. Представим красивые, ароматные цветы, будем вдыхать их ароматы и петь им песенки.

Может, тогда они вернутся на свои места. Не забывай правило: вдох носом – короткий, а выдох ртом – длинный. При вдохе плечи не поднимать. На первом выдохе поем песенку АААА; на втором выдохе – ОООО; на третьем – УУУУ, на четвертом – ИИИИ.

Какой красивый получился сад. Наша мышка очень довольна.

IV. Артикуляционная гимнастика.

СЛАЙД 5.

Логопед: Вышла Мышка на улицу еще раз посмотреть на свой сад, посмотрела, а заборчик уже закрыт (упражнение «Заборчик»), собралась уходить, смотрит на заборчик птенчик сел («птенчик»), он то взлетит, то снова сядет (чередование «Заборчик» – «птенчик»). Посмотрела Мышка на него, взяла «лопатку», да грядку в саду поправила. Когда грядку поправила, решила на качелях покачаться («качели»). Пошла в дом, решила перед дорожкой чая выпить. Взяла «чашечку» налила чай. Выпила одну чашку, вторую, третью, а потом вспомнила, что у нее «варенье вкусное» есть, его поела. Все убрала (убрать язычок в рот).

V. Изолированное произношение звука (Ш).

СЛАЙД 6.

Логопед: Пока мы уборкой занимались, появилась схема. Прочти ее. (Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки»). Что это за звук? (Ш-Ш). Расскажи про него. (Ребенок дает характеристику звука) Чья это песенка? (змеи). Сегодня эта схема будет помогать нам в путешествии.

СЛАЙД 7.

– А вот и карта, по которой мы пойдем в путешествие. Рассмотри, что на ней изображено.

СЛАЙД 8.

Посмотри, что нарисовано возле домика? (На карте изображение листьев.) Мышка побежала по дорожке из сухих листьев: ш-ш-ш. Давай пойдем за ней и пошуршим, как листочки. Я буду начинать слово, а вы с мышкой шуршите погромче, чтобы его закончить, если правильно скажем, то появится сам предмет:

Мы…, ду..., камы..., каранда..., малы... .

VI. Автоматизация звука (ш) в слогах.

СЛАЙД 9

Логопед: Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Мышка любит слушать, как они шуршат. Послушай камыши и пошурши, как они:

Ша-шо-шу-шы ши-шо-шу-ша

Ребенок качает поднятыми над головой руками и проговаривает слоговые цепочки. А кто же тут прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи и скажи, как она это делает:

аш-аш; ош-ош; ыш-ыш; уш-уш.

VII. Зрительная гимнастика.

Открываем глазки – раз,
А зажмуриваем – два,
1-2-3-4,
Раскрываем глазки шире.
А теперь опять сомкнули,
Наши глазки отдохнули.

VIII. Автоматизация звука в словах.

СЛАЙД 10.

Логопед: Что подсказывает нам карта? Впереди дорожка. Ой, а на дорожке сидит очень грустная улитка, она несла своим деткам подарки и все перепутала. Мышка нам подсказывает, чтобы пройти по дорожке, нужно помочь улитке выбрать только те подарки для своих деток, в названии которых есть звук [ш]. Выбери нужные предметы, наводя курсором на объект. Если ты прав подарок окажется на домике улитки. Если нет, подарок исчезнет. (После выполнения задания). Еще раз проговори названия подарков для маленьких улиток, выделяя звук и находя его место в слове. Слова: петушок, машинка, лягушка, лошадка, мишка, штаны, шапка.

IX. Автоматизация звука в словах (образование существительных родительного падежа и существительных множественного числа).

СЛАЙД 11.

Логопед: По дорожке Мышка привела нас в магазин. Подскажи, что она там купила. Мышка купила… (Появляются картинки: шкаф, шар, подушку, машинку, шубу, шапку).

СЛАЙД 12.

А потом подумала и решила купить много… (Появляются картинки: шкафов, шаров, подушек, машинок, шуб, шапок).

X. Физкультминутка.

Ох-ох-ох, что за гром?
(Руки к щекам, наклоны в стороны)
Мышка строит новый дом
(Движения руками, имитирующие стены, крышу.)
Молоток: стук, стук.
(Изображение работы с молотком)
Помогать идет ей друг.
(Руки на поясе, шаги с высоким подниманием колен).

XI. Автоматизация звука в словах (начале, середине, конце).

СЛАЙД 13.

Логопед: А как же вернуться домой? Карта нам поможет. Вот и знакомая дорожка. Вспомни, что изображено на картинках.

Ребенок вспоминает и еще раз проговаривает слова с отрабатываемым звуком (петушок, машинка, лягушка, лошадка, мишка, штаны, шапка).

А дальше пойдем по короткому пути. Как пойдем – расскажи.

(Глядя на карту, ребенок описывает обратный путь)

XII. Автоматизация звука в словах (игра «Дополни словечко»).

СЛАЙДЫ 14-15.

Логопед: Вот и домик Мышки. Вошла мышка в дом, а на небе тучки заходили. Скучно ей стало, посмотрела она на небо и стала сочинять стихи. А чтобы Мышке было легче, подскажи ей последние словечки. Может тогда и тучки с неба уплывут.

Рисуют дружно малыши,
У них в руках ... карандаши.
Носит яркий гребешок
Наш веселый ... петушок.
Вот бежит малышка —
Серенькая ... мышка.
Зашуршали тихо шины —
Это едет к нам ... машина.
Мама просит Машу:
«Свари братишке ... кашу».
Мышка моется под душем,
Моет хвостик, моет ... уши.

– Вот мы помогли Мышке разогнать все тучки. И на небе выглянуло яркое … солнышко. Мышка очень обрадовалась, улыбнулась, и (нажать на солнце) запела веселую песенку.

XIII. Рефлексия занятия.

Логопед. Нам пора прощаться с мышкой. СЛАЙД 16.

Ты сегодня очень хорошо ей помогал!

– Вспомни и расскажи, как мы помогали мышке?

– Какие задания ты выполнял?

– Какое из них для тебя были наиболее трудными? Почему?

– А какой звук помогал тебе на нашем занятии? (ш-ш-ш).

Учебно-методическое обеспечение:

  1. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольникамиМ.: ТЦ Сфера.
  2. Кислова Т. Р. По дороге к азбуке.
  3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.
  4. Репина З.А. Уроки логопедии. Екатеринбург.

Приложение.