Участники – учащиеся 3 общеобразовательного класса.
Цель: создать условия, способствующие усвоению деления с остатком.
Задачи:
- Обучающая: закрепить прием деления с остатком при решении примеров.
- Развивающая: развивать умение логически мыслить, анализировать результаты работы.
- Воспитывающая: воспитывать интерес к математике, умение работать в группе.
Оборудования и материалы: оформление учебной доски (тема урока, план урока, плакат «2011 год – год 50-летия полёта Ю.А. Гагарина в космос», плакат с изображением планет солнечной системы), оценочные листы каждому учащемуся, карточки для заполнения решения практической задачи, коробки, макеты тюбиков, аудиозапись песни «Трава у дома».
Ход урока
I. Организационный момент.
Психологическая установка на урок: «Я на уроке математики. Сейчас я начну учиться. Я внимателен, запоминаю всё, что слышу и вижу. Я хочу учиться! Я очень хочу учиться!» (дети хором повторяют за учителем)
Учитель задаёт детям вопросы:
– сколько детей сидит во 2 ряду?
– сколько детей стоит за дверью?
– сколько в классе девочек по имени Арина? А Вика?
Ответы детей транслируются на доску с помощью цифр. В итоге должно получиться 2011.
Учитель: Прочитайте это число. Как вы думаете, что оно означает? (ответы детей)
II. Вступительная беседа учителя с детьми, погружение в игровую ситуацию.
В России 2011 год объявлен годом космонавтики. Ребята, я сегодня приглашаю вас отправиться в путешествие. А на чем? Отгадайте?
Крыльев нету, но она
Для полетов рождена
Выпускает яркий хвост –
Поднимается до звезд.
Что нас в космос, на планеты
Быстро мчит, друзья.. (ракета)
Мы полетим на ракете и побываем на некоторых планетах. На пути нам встретятся разные ситуации, но мы должны их разрешить, чтобы путешествие было приятным. Вспомним деление с остатком, таблицы умножения и деления, закрепим умение решать задачи, находить площадь.
Психолог раздает оценочные листы, объясняет детям их назначение: в оценочном листе в столбике «оценка» нужно поставить «+», если считаете, что справились с заданием, и «-», если считаете, что не справились.
Оценочный лист
Вид задания | Оценка |
Устный счёт. | |
Решение примеров с остатком. Закрепление. | |
Решение задачи. Практическая работа в парах. | |
Блиц-турнир по теме «Нахождение площади». | |
Итог |
Учитель: Прежде чем взлететь – устный счет!
- Реши примеры (проверка знания таблицы умножения и деления)
- Задача. В путешествие отправилось 8 девочек, а мальчиков в 2 раза больше. Сколько отправилось мальчиков?
Оцените свою работу, отметку поставьте в оценочном листе. (Психолог наблюдает за самооцениваем детей).
Молодцы! Завели моторы! Взлетаем с Земли! (музыкальный фрагмент)
Бортовые журналы (рабочие тетради) открыли. Записали сегодняшнее число.
III. Мы подлетаем к первой планете.
Но нам не приземлиться, пока мы не повторим алгоритм деления с остатком.
Повторяем алгоритм деления с остатком.
- Находим самое большое число до …
- Разделим это число на делитель и найдем частное.
- Вычтем это число из делимого и получим остаток.
Благополучно приземлились на Марсе. Выполните деление с остатком.
Решение примеров из учебника (с объяснением).
Психолог: Марс – интересная и загадочная планета. Посмотрите в иллюминаторы ракеты, что необычного вы видите? (психолог предлагает детям задание «Найди нелепицы» с космическим сюжетом).
IV. Физкультминутка.
Раз, два – выше голова.
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
V. Завели мотор! Полетели!
(музыкальный фрагмент) На пути неопознанные объекты. Чтобы избежать столкновения с ними, уверенно вести ракету по космическим просторам необходимо подкрепиться. Космическая пища находится в тюбиках. Тюбики упакованы в коробки по 5 штук. Решите, сколько коробок понадобится для 7 (13, 19) тюбиков? А сколько не уместится?» Работайте в парах. Ответы запишите в таблицу. Оцените свою работу в оценочном листе.
ТЮБИКИ | КОРОБКИ | ОСТАТОК |
7 | ||
13 | ||
19 |
Дети выполняют практическую работу с использованием раздаточного материала (коробки, тюбики).
VI. Астероиды.
Психолог: мы приближаемся к Сатурну, входим в зону астероидов. Астероиды – это обломки планет – большие и маленькие. Они касаются нашей ракеты, издавая звуки разной силы: большие – громкие, а маленькие – тихие. Если ракеты коснётся больше 10 больших астероидов, то придётся менять дальнейший маршрут, если меньше 10, то мы продолжим полёт по намеченному маршруту. Но, чтобы разобраться, требуется полное молчание. Итак, прислушайтесь и сосчитайте (про себя), сколько больших астероидов (громкие удары) коснётся бортов нашей ракеты. Психолог производит карандашом по столу за ширмой серию перемежающихся громких и тихих ударов. Слушает ответы детей.
VII. Физкультминутка «Космические капитаны».
Психолог: мы благополучно преодолели зону астероидов и приземлились на планете Сатурн. Предлагаю отдохнуть. Поиграем! Я произношу задание. Если оно сопровождается обращением «Космические капитаны!» – вы его выполняете. Если я не произношу слова «Космические капитаны!» – вы задание не выполняете.
«Космические капитаны, дотроньтесь до правого уха соседа!
Встаньте, попрыгайте на двух ногах….»
Молодцы! Продолжаем путешествие! (музыкальный фрагмент)
VIII. Блиц-турнир.
Учитель: Предлагаю вам участие в блиц-турнире.
Задания для блиц-турнира:
- Вспоминаем формулу нахождения площади.
- Длина листа бумаги 8дм, а ширина 4дм. Какова его площадь?
- Для игры в классики Оля начертила на асфальте прямоугольник со сторонами 2м. и 3м. Какова его площадь?
Решения задач дети выполняют письменно в тетрадях и оценивают своё участие, заполняя графу в оценочном листе.
IX. Завершение.
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Давайте закроем глаза (музыкальный фрагмент)… Итак, наша ракета коснулась Земли! Путешествие закончилось!
X. Итог урока.
Подсчёт «+» в оценочных листах.
XI. Рефлексия.
Понравилось ли путешествие? Что помогло справиться с заданиями?
Пальчиковая гимнастика (дети массируют определённый палец руки и по желанию отвечают на вопросы):
- Большой палец – Чему научились сегодня на уроке?
- Указательный палец – Кому помогли сегодня на уроке?
- Средний палец – Что нового узнали сегодня на уроке?
- Безымянный палец – Как себя чувствовали на уроке?
- Мизинец – С каким настроением заканчиваем урок?