Философия жизни

Разделы: Иностранные языки, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Предлагаю вниманию коллег внеклассное занятие на тему «Философия жизни», построенное на аутентичном материале – слайд-щоу «Мальчик и щенок» («Щенки на продажу» в титульном слайде Приложение1) автора Quintino (Франция). Целевая аудитория: учащиеся 6-7 классов. Думаю, в презентации содержится не только прекрасный языковой материал, но и богатейший воспитательный пласт, затрагивающий духовно-нравственные составляющие человеческой жизни. Всякий творческий учитель, полагаю, может использовать данную презентацию как на различных этапах обучения через определённые приёмы и техники в соответствии с поставленными целями, так и на классных часах благодаря затронутым актуальным нравственным проблемам столь незамысловатой, но впечатляющей сюжетной линии. Актуальность поднятых проблем ещё и в том, что современное образование несколько утратило свою основную составляющую – деятельность по развитию духовных способностей человека. Посмотрев данную презентацию, которая не оставила меня равнодушной, поняла, что это одна из возможностей обратиться к тому в личности, что представляет наибольшую ценность для человека. В целом это ценность его жизни, которая у каждого народа имеет свой особенный смысл. Воспитание, как обращение к национальным личностным ценностям, более эффективно. Оно направляет ученика к самостоятельной работе над строительством своей личности. В рамках же межкультурного диалога учащиеся обозначают не только ценности национальные, но и общечеловеческие. Нет никаких сомнений, сюжет этого повествования оказывает эмоциональное воздействие и на взрослого, и на ребёнка. Действительно, слёзы застилают глаза. Глубоки мысли ребёнка о самом важном в жизни: о понимании, любви, равноправии, достоинстве. Просто, а как ёмко сказаны фразы: «Важно, чтоб кто-то тебя понимал», «Он (хромой щенок) стоит столько же, как и другие, здоровые», «Я буду отдавать за него деньги каждый месяц, пока не выплачу». Какой правильный нравственный стержень у этого мальчика! Это понимает и хозяин щенков. Ведь он обращается в конце повествования к нему «сынок». И он, взрослый мужчина, покорённый мудростью ребёнка, в ответ произносит: «Я хотел бы, чтобы у каждого моего щенка был такой же хозяин, как ты»… Содержание и поднятые проблемы материала создают благодатную почву для внеклассного занятия в рамках реально гуманной деятельности.

Именно по этой причине мною принято решение взять за основу аутентичную презентацию и разработать внеклассное занятие, связанное с духовно-нравственным воспитанием детей. Внеклассное занятие выcтроено в рамках межкультурного диалога, называется «Философия жизни». Занятие апробировала в 6-ом и 7-ом классах. Виртуальный мост моих учеников с французским мальчиком не разочаровал. Дети меня порадовали своей позицией и взглядами. Работали дружно и с удовольствием. Как педагог считаю, что подобных занятий с детьми должно быть больше.

Цель занятия: Организация межкультурного диалога через решение нравственных проблем на основе технологии сотрудничества.

Задачи

Методические:

  1. использовать интерактивные методы и приёмы для организации продуктивного межкультурного диалога;
  2. акцентировать внимание учащихся на нравственных проблемах, подлежащих решению;
  3. создать комфортные условия для работы.

Дидактические:

  1. формировать навыки работы в команде;
  2. предъявить культуру создания иноязычной презентации;
  3. создать слайд-проект по образцу.

Развивающие:

  1. развивать умение критического нестандартного мышления;
  2. развивать способности учащихся к вероятностному прогнозированию;
  3. реализовать и развивать творческий потенциал учащихся.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение и толерантное отношение к окружающим, другим народам, людям с ограниченными возможностями;
  2. прививать устойчивый интерес к культуре других народов;
  3. учить выражению сочувствия, сострадания, добра, любви к окружающим, животному и растительному миру;
  4. воспитывать чувство прекрасного.

Реквизит:

  1. Варианты тем занятия на доске (см. п.3 сценария).
  2. Ватман, фломастеры, листы А 4.
  3. Карточки с прописанными ролями (ведущий, секретарь, хронометрист, докладчик, суфлёр, аналитик).
  4. Топики с формулировкой проблем.
  5. Аутентичная презентация (Приложение 1).
  6. Алгоритм создания СИНКВЕЙНА (для каждой группы). См. Методические рекомендации.
  7. Описание технологий, методов и приёмов, используемых на данном занятии.

Сценарный ход занятия

  1. Приветствие учащихся.
  2. Введение в тему занятия строчками поэтессы Вероники Тушновой:
    Людские души – души разные,
    не перечислить их, не счесть.
    Есть злые, добрые и праздные
    и грозовые души есть.
    Иная в силе не нуждается,
    её дыханием коснись –
    и в ней чистейший звук рождается,
    распространяясь вдаль и ввысь.
    Другая хмуро-неотзывчива,
    другая каменно-глуха
    для света звёзд,
    для пенья птичьего,
    для музыки
    и для стиха…
  3. Выбор темы в соответствии с прослушанным. Возможны следующие варианты: «Дети разных народов», «Человек – это звучит гордо!», «Доброе, вечное, светлое…», «Философия жизни».
  4. Мини-полилог по поводу темы классного часа «Философия жизни» (происхождение слова философия – гр.phileõ «люблю» + Sophia«мудрость» - 1.система идей, взглядов на мир и на место человека в мире; 2.наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; 3.методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки).
  5. Деление учащихся на группы по 6 человек (деление можно осуществить, применив интерактивный приём, основанный на дне рождения учащегося).
  6. Выбор роли в группе (ведущий, секретарь, хронометрист, докладчик, суфлёр, аналитик).
  7. Постановка проблем для работы в группах.
    1. Перед вами красочное объявление: «Продаются щенки». Заинтересуетесь ли вы им? Если «да», то почему? Если «нет», то почему? Проведите опрос в группе. Учитывайте мнение каждого. Доложите результаты через 2-3 минуты.
    2. Представьте себе, по объявлению вы приходите посмотреть щенков. Интересуетесь, сколько они стоят. Денег у вас не хватает, но хозяин соглашается показать вам их. Вдруг вы видите, что один из щенков хромает и отстаёт от остальных. Какого щенка вы выберите? Проведите опрос и доложите результаты.
    3. Следующая ситуация. Хозяин предлагает вам бесплатно хромого щенка. Вы соглашаетесь? Доложите статистику.
    4. Опишите чувства, которые можно испытать в данной ситуации.
  8. Просмотр и обсуждение отдельных моментов аутентичной презентации (автор Quintino, Франция; файл «Мальчик и щенок», титульный слайд-шоу «Щенки на продажу»). Приложение1.
    1. Слайды 1-12. Предъявить можно по-разному: то ли используя рассказ по слайдам в записи, то ли с голоса, к примеру, лучшей ученицы по французскому языку. Ситуации, которые проигрывали учащиеся, отражаются как в зеркале для французского мальчика: он видит объявление о продаже щенков, спрашивает о цене, денег не хватает, но хозяин соглашается показать ему щенков, мальчик видит хромого щенка и хочет его купить. Начинается диалог культур, в том числе внутренний: ведь каждый учащийся только что решал ту же самую проблему. И сейчас, глядя на ситуацию со стороны, дети начинают сравнивать, сопоставлять, анализировать…
    2. Пауза после 12-го слайда. Мальчик не хочет, чтобы хозяин отдал ему щенка бесплатно. Задание группам: спрогнозируйте аргументацию мальчика.
    3. Слайд 13. Мальчик сказал, что хромой щенок стоит столько же, как и другие; что он отдаст хозяину все имеющиеся деньги и будет платить ежемесячно до тех пор, пока не выплатит всю сумму.
    4. Слайды 14-16. Хозяин всё же предлагает купить здорового щенка, так как щенок, которого выбрал мальчик, имеет врождённый недостаток в бедре и не сможет бегать, прыгать, озорно играть. На это наш маленький герой, задрав штанину, убедительно показал свою больную ногу на металлическом стержне и сказал: «Обязательно надо, чтобы был тот, кто тебя понимает».
    5. Слайд 17. Объясните, почему хозяин назвал мальчика «сынок» и сказал, что он хотел бы, чтобы у каждого щенка был такой же хозяин.
    6. Слайд 18. Вывод автора презентации: «Не столь важно, кто вы; куда важнее, чтобы кто-то ценил вас за то, что это вы; принимал и любил вас безоговорочно. Это очень важно». А вы согласны? Обсудите в группах. Выскажитесь!
    7. Что представляет из себя последний слайд? Не зная языка, можете ли вы об этом догадаться? Обсудив, выскажите своё мнение.
    8. Слайд 19. Рецепт хорошего начала дня от автора слайд-шоу: «Чашка хорошего кофе, ненадоедливый попутчик, красивые красные розы». Свои пожелания он приправляет доброй порцией своей дружбы и желает хорошего дня!
  9. Предложите свой рецепт для хорошего начала дня (мини-проект). Оформите его в виде слайда на листе А4. Объясните!
  10. Учитель: многие из вас и сейчас под впечатлением поступков и слов мальчика. Некоторые заняли такую же позицию, что и наш маленький герой не смотря на то, что вы разных национальностей (да и внутри класса есть несколько национальностей), имеются различия в вере, есть особые ценности у разных народов… Но не смотря на все различия есть общечеловеческие ценности, такие как любовь, понимание, уважение, сострадание, достоинство… Они понятны и доступны всем людям Земли: и большим, и маленьким. Порой ведь и дети открывают глаза взрослым на какие-то важные вещи. Так, в нашей истории у хозяина щенков в глазах стояли слёзы, когда малыш взволнованно отстаивал право хромого на равенство. Я рада, что есть среди нас те, кто думает также и поддерживает нашего героя. А кто-то задумается о своей позиции и, возможно, пересмотрит её. Думаю, что наш сегодняшний диалог помог лучше понять мировосприятие других. А благодаря просмотру презентации в рамках диалога мы смогли побывать в прекрасных уголках другой страны, наслаждаясь при этом красивой музыкой, порой тревожной…

    Людские души – души разные,
    не перечислить их, не счесть.
    Есть злые, добрые и праздные
    и грозовые души есть…

    Пусть ваши души будут добрыми, восприимчивы к свету звёзд, птичьему пению, музыке и стихам! Вот такая философия!

  11. Рефлексия: осмысление и осознание проблем, высвеченных на занятии. Задание командам: разработка синквейна (на ватмане).
  12. Оформление на доске: каждая группа закрепляет свои листы и комментирует.
  13. Выводы.

Методические комментарии к внеклассному занятию в рамках межкультурного диалога по теме «Философия жизни»

Внеклассное занятие посвящено актуальным проблемам образовательного процесса. Тема «Философия жизни» позволила применить аутентичную презентацию в рамках виртуального межкультурного диалога, выйти на решение духовно-нравственных проблем, чётко обозначить общечеловеческие ценностные ориентиры.

При проведении занятия необходимо создать человечную атмосферу близости, теплоты, единства. Это позволят сделать приветствие и удачно вплетённые в канву занятия строчки стихотворения Вероники Тушновой. Применённая технология развития критического мышления и брейн-ринг помогут учащимся определить тему: предлагается выбор темы в соответствии с содержанием процитированных строчек из нескольких, написанных на доске.

Далее с помощью интерактивного приёма учащиеся распределяются в команды по 6 человек в каждой. Предлагается интерактивный приём распределения по дню рождения учащихся: учащиеся становятся в колонну согласно месяцам своих дней рождений (январь, февраль, март и т.д.). Поскольку в команде должно быть 6 учащихся, то учитель в одном и том же порядке называет 6 определений. Например: добрый, порядочный, воспитанный, вежливый, талантливый, трудолюбивый. Все добрые – это одна команда, все порядочные – другая и т.д. Если в классе 24 учащихся, то команд будет четыре.

У каждого участника команды своя роль. В каждой команде есть ведущий, секретарь, хронометрист, суфлёр, аналитик, докладчик. Как только учащиеся получили (от учителя) или сами распределили роли (это зависит от организованности класса), начинается реализация технологии сотрудничества. Работа есть у каждого, и все работают в одной команде: ведущий инициирует и направляет обсуждение, секретарь фиксирует основные моменты обсуждения, хронометрист следит за временем, суфлёр в обязательном порядке вслед за учителем должен произнести проблему вслух ещё раз, аналитик ведёт статистику и делает резюме обсуждения в группе, докладчик доносит решения команды для всей аудитории.

Пункты 7.1-7.4 сценарного хода предполагают командную деятельность по словесно оформленным ситуациям. Это и есть начало межкультурного диалога. Продолжает его аутентичная сюжетная презентация. Собственно говоря, она ставит французского мальчика в те же ситуации. Происходит реализация синергетического принципа: взгляд наших учащихся со стороны, выход в стороннюю позицию, достаточно заинтересованную.

Во время просмотра презентации (содержание раскрыто в сценарном ходе), для акцентирования важных смыслов необходимы паузы. Вся дальнейшая совместная с учеником деятельность направлена на развитие способностей придавать и порождать смысл. В процессе просмотра и обсуждения ситуаций используются технология мозгового штурма, технология выдвижения гипотез, технология групповой дискуссии, технология развития критического мышления. Использованные интерактивные приёмы и технологии наряду с содержательным материалом предоставляют учителю возможность мягкого и тонкого регулирования процесса передачи социального опыта, ненасильственный элемент управления.

Реализация пунктов 9 и 11 сценария побуждает сознание учащихся на поиск смысла построения собственной картины и своих действий в ней, творческий полёт мысли, в котором отражается внутренний мир личности.

Уместно заключительное слово учителя (п.10 сценария), которое в рамках темы расставляет акценты.

Рефлексивный этап (отчасти уже пронизывал командную деятельность) представляет собой одновременно и творческий, так как осуществляется на основе СИНКВЕЙНА.

Благодаря содержанию и применяемым технологиям в занятии предоставлены ценностно-эмоциональные условия, обеспечивающие эмоциональность восприятия и осмысления.

Выстроен ориентировочный алгоритм взаимодействия учителя с учениками, который отчасти при желании может быть изменён.

Ниже предоставляю описание технологий, которые использовались на занятии.

Технология развития критического мышления

Основа технологии - базовая модель, включающая три стадии: «вызов-осмысление-размышление».

Синквейн - стихотворение из пяти строчек, написанных по правилам:

  • 1 строчка - существительное, обозначающее тему.
  • 2 строчка - два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета.
  • 3 строчка - три глагола, показывающих действие в рамках темы.
  • 4 строчка - фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к этой теме.
  • 5 строчка - существительное, выступающее как итог.

Технология мозгового штурма

Мозговой штурм - это метод продуцирования идей и решений при работе в группе. Правила проведения «мозгового штурма».

  • о все высказываются и все слушают;
  • о все имеют равные права;
  • о называя идеи, нельзя повторяться;
  • о чем больше список идей, тем лучше;
  • о разрабатывая проблему, подходите к ней с разных сторон, расширяя и углубляя различные подходы;
  • о идеи не оцениваются и не критикуются.

Технология групповой дискуссии

Групповая дискуссия - специфическая форма беседы, организуемая ведущим, когда у участников на основании своих знаний и опыта имеются различные мнения по какой-либо проблеме. Техника дискуссии:

  • о Постановка проблемы.
  • о Деление участников на группы.
  • о Выбор представителя от каждой группы, который будет отстаивать точку зрения группы.
  • о Обсуждение проблемы группой (мозговой штурм) в течение данного ведущим времени, либо индивидуального в зависимости от формы дискуссии.
  • о Решение проблемы.

Технология ролевой игры

Ролевая игра - это ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом.

Цель - выработать оптимальное, основанное на уверенности в себе поведение в той или иной жизненной ситуации.

Этапы ролевой игры:

  1. Постановка задачи - определение поведения, которое нуждается в коррекции или тренаже.
  2. Инструктаж и обучение участников исполнения роли запланированной ситуации.
  3. Разыгрывание ситуации.
  4. Моделирование желательного поведения.
  5. Отработка оптимального поведения.
  6. Получение обратной связи.