Развитие творческой активности на уроках математики

Разделы: Математика


План выступления:

  • Введение.
  • Цели развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Модель урока математики, направленного на развитие творческой активности учащихся.
  • Формы проявления математического мышления.
  • Способы развития творческого воображения школьников.
  • Интеллектуальные и творческие игры – как средство развития творческой личности.
  • Программа творческого развития учащихся на уроках математики.
  • Заключение.

1. Введение.

Актуальным для каждого учителя сегодня является вопрос: “Как учить?” Как включить учеников в учебно-познавательную творческую деятельность, чтобы они сами “открывали” новые свойства и отношения, а не получали их от учителя в готовом виде.

В этом смысле необходимо, чтобы обучение было направлено на формирование творческой личности. И хотя человек не всегда имеет возможность для создания чего – то нового в той или иной сфере деятельности, но, будучи личностью, он всегда готов к творческому самовыражению. Главным критерием деятельности учителя является представление о конечном результате: хотим ли мы дать ученику определенный набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности. Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Очень важно развивать у учащихся творческие способности, независимо от того , хорошо ребенок учиться или не очень. А такие способности есть у каждого ученика.

Задача учителя – вовремя заметить и поощрить стремление ребят к творчеству и углублению способностей.

У творчества два главных врага – страх и психологическая инерция мысли. Долг учителя – сделать процесс обучения для каждого ученика психологически комфортным. Интеллектуальное, творческое развитие личности – это фактически реализация прав каждого ученика быть умным.

2. Цели развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  • Поддерживание интереса к предмету;
  • Развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности;
  • Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения;
  • Развитие мышления вообще и творческого в частности;
  • Подготовка учащихся к творческой деятельности;
  • Умение переносить знания в незнакомые ситуации.

Поэтому развитие инициативы, творческих начал является первейшей задачей каждого педагога.

Преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Выявление и развитие потенциала каждого ученика, раскрытие его творческих способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения математике. Для учителя важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач. Важнейшим элементом в его деятельности является работа над содержанием, которая включает глубокое продумывание учебного материала и выявление существенных связей не только внутри одной темы, раздела, но и по всему курсу школьного математического образования. Возникает потребность усиления гуманистической, общечеловеческой направленности математики, обеспечения активного творческого включения учащихся в процесс освоения математического материала.

3. Модель урока математики, направленного на развитие творческой активности учащихся.

Разминка: работа проходит в форме учебного диалога, используются репродуктивные задачи, цифровые диктанты. Учитель, оценивая варианты решения, обращает внимание на ошибки, неточности, вскрывает причины их возникновения.

  1. Задачи от дяди я Степы – милиционера:
    а) Ширина проезжей части дороги 15 м. зеленый сигнал светофора горит 20 секунд. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу?
    б) Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста? Кому из них легче остановиться?
  2. Математический диктант
    а) запишите натуральное число, следующее за 339, за 1089, за 999.
    б) запишите натуральное число, предшествующее числу: 426, 151, 1021.
    в) запишите все трехзначные числа, каждое из которых содержит 9 сотен и 9 единиц.

Развитие творческих механизмов: вводятся рациональные приемы и алгоритмы, ориентированные на творческую деятельность, а также задания с отсроченным вопросом.

Найдите неизвестное слово:

а) 2х – 5 = 5 СОПКА СОК
8 – х = 5    
б) 5х + 1 = 6 СТАНОК ?
15 – 2х = 5    

Найдите пропущенное число:

? 165 170
83 88 ?
? 26 52
11 ? 44

Развитие частично поисковых задач разного уровня: здесь рассматриваются задачи, в процессе самостоятельного решения которых обучающиеся открывают новые для себя знания и способы их добывания. Описанные типы заданий могут включать в себя вопросы интуитивного характера, догадки.

Решение творческих задач делятся на два этапа:

Первый – творческие задания, связанные с изучаемой дисциплиной, они требуют самостоятельности, поисковой деятельности, нетрадиционных подходов.

Второй – задачи повышенной трудности интегрированного характера, глее знания применяются из различных школьных дисциплин одновременно.

В математике научить учиться, научить творческой деятельности возможно только через решение задач, требующих от учеников исследовательской деятельности и творческого подхода.

Знания теории предмета, психологии, педагогики, философии позволяют разработать свою систему преподавания предмета на основе образовательной программы, индивидуальной для каждого класса. В образовательной программе отражаются последовательность и особенности изучения темы по принципу выявления причинно – следственных связей.

Основным компонентом системы является работа над содержанием. Содержание конкретизируется системой учебно-познавательных и творческих задач. Интерпретируются результаты выполнения контрольных работ, используются методы статистического анализа. На основании полученных результатов идет коррекция: выбор программы, отбор конкретного содержания, подбор средств и изменение целей образования. При этом учитываются возрастные, физиологические, психологические, физические, индивидуальные особенности учащихся. При отборе материала, при подготовке к уроку учитывается подготовка учащихся класса, результаты работы над предыдущими темами. На основе этого учитель определяет материал повторения, изучение нового материала, закрепления, контроля. Структурирование учебного материала преследует цель обобщенного видения тем, разделов учащимися, создания активной, деятельностной среды, в которой каждый ученик овладевает учебным материалом.

4. Этапы разработки темы из учебной программы:

  • изучение программы, темы, учет современных требований;
  • анализ учебного материала;
  • методическая отработка теорем, теоретического материала;
  • выбор алгоритма типовых задач;
  • выбор алгоритма “ключевых” задач;
  • методы решения задач.

В процессе обучения учитель руководствуется следующими принципами:

  • формирование и развитие у школьников внутренних мотивов к обучению математике;
  • практическая направленность обучения, формирование умений решать учебные задачи, формирование творческого подхода к решению задач;
  • учет достигнутого уровня обученности и развитости, планирование конечного результата;
  • учет психолого – педагогических закономерностей;

Замечать и поощрять малейшие успехи детей, не подвергать осуждению, критике их неудачи и промахи.

Руководствуясь данными принципами, учитель выделяет следующие задачи обучения математике:

  • Формирование у школьников базового фонда предметных знаний и умений;
  • Формирование у школьников устойчивых мотивов к учению;
  • Развитие творческих способностей через предмет;
  • Интеллектуальное развитее школьников, обучение школьников основным приемам умственной деятельности;
  • Нравственное воспитание учащихся через предмет.

Учитель проводит работу по совершенствованию форм, методов, средств проведения уроков, методов контроля. Осуществляет мониторинг достижений учащихся на тестовых заданиях, готовых и составленных им. Эта работа связана со стремлением более полно реализовать цели и задачи школьного математического образования.

Такая система работы учителя позволяет решать проблему развития творческих способностей учащихся в процессе деятельности на уроке математики.

Для интеллектуального и творческого развития школьников необходимо также развивать особые формы проявления математического мышления.

5. Формы проявления математического мышления.

1. Логическое мышление. Оно характеризуется умением выводить следствия из данных предпосылок, вычленять частные случаи из некоторого общего положения, теоретически предсказывать конкретные результаты, обобщать полученные выводы и т.д. логическое мышление проявляется и развивается у учащихся, прежде всего в ходе различных математических выводов, индуктивных и дедуктивных, при доказательстве теорем, обосновании решения задач. И т. д.

2. Функциональное мышление, характеризуемое осознанием динамики общих и частных соотношений между математическими объектами или их свойствами, ярко проявляется в связи с изучением одной из ведущих идей школьного курса математики – идеи функции

3. Пространственное воображение. Сформированность пространственного воображения характеризуется умением мысленно конструировать пространственные образы или схематические модели изучаемых объектов и выполнять над ними различные операции.

4. Интуитивное мышление. Опытный учитель всегда уделяет должное внимание развитию у школьников сообразительности, способности к догадке.

Что такое творчество? Как проявляются творческие способности?

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта

Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то все это станет залогом успеха начинающей творческой деятельности.

6. Способы развития творческого воображения школьников.

Я начала работать с пятиклассниками. Их легко можно увлечь математикой, если суметь представить мир чисел как нечто сказочное, загадочное, манящее. Для этого использовать на уроках интересные примеры и задачи, используя увлекательные книги для внеклассного чтения по математике, например,

  • Нагибин Ф.Ф “Математическая шкатулка”.
  • “Я иду на урок математики”, 5 класс.

Предлагаю ученикам самим находить интересные задачи или сочинить их. Например, вот несколько интересных задач, которые ребята сами нашли и сочинили:

  1. Корень верблюжьей колючки, растущей в пустыне, уходит на глубину 15 м, а корень инжира, который растет в южных районах Росси, – в 8 раз глубже. Какова длина корня инжира?
  2. Длина голубого китенка, только что появившегося на свет 7 м, длина взрослого кита 33 м. На сколько метров подрастет китенок?
  3. В комнате веселились 47 мух. Коля открыл форточку и, размахивая полотенцем, выгнал 12 мух. Но прежде чем он успел закрыть форточку, 7 мух вернулось обратно. Сколько мух теперь веселятся в комнате?

Несомненно, что творчество невозможно без умения наблюдать, примечать особенности явлений, чисел, понятий. Из учебника математики Н.Я. Виленкина и др. для 5-го класса можно применять материалы, где имеются различные рассказы о математике и математиках. Например, как маленький Гаусс сосчитал в уме сумму чисел 1 + 2 + 3 +….+ 99 = 100.

Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты – также один из способов развития творческого воображения учащихся. При этом у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать.

Вот что писал об этом В.А. Сухомлинский : “Создание сказок – один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство для умственного развития… Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира – значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить”

Ученикам 5-го класса дала задание сочинить частушки про “нуль”. Вот некоторые из них, которые сочинила ученица 5А класса Тихонова Инна:

Есть здесь правило такое,
Что на нуль делить нельзя!
Не забудь ты никогда,
В голове держи всегда.

В классе было 6 мальчишек
Ну и столько ж девочек.
И на сколько мальчиков
Было больше девочек?

Математику мы учим,
Дружно все решаем.
Только вот проблема наша:
Мы про нуль не знаем.

Есть число такое – нуль,
Он почти похож на руль.
Управлять им невозможно,
Но пример решить нам можно.

Разумеется, придумывание математических сказок, частушек предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и владение грамотной русской речью.

На уроках нужно применять как можно больше развивающих задач. К развивающим задачам относятся:

  • задачи, для решения которых не требуются новые знания по предмету, надо применять имеющиеся знания в иной комбинации;
  • задачи, с помощью и на основе которых приобретаются знания по предмету.

Необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей обучения математики. Поэтому по некоторым темам применяются нетрадиционные формы проведения уроков, и каждая из них решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Немаловажно, все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Главным результатом является повышение интереса учащихся к урокам и стабильный уровень качества обученности. Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях.

7. Интеллектуальные и творческие игры – как средства развития личности.

На уроках можно использовать интеллектуальные и творческие игры, которые являются необходимым средством развития личности.

Интеллектуальные игры – индивидуальные или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени. Интеллектуальные игры объединяют в себя черты как игровой, так и учебной деятельности. Они развивают мышление, требуя формулировки понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза). Участие в интеллектуальных играх требует от учащихся развития своего хронотипа (совокупности личностных представлений о пространстве и времени).

Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные или составные (представляющие из себя сочетание элементарных). Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, где из нескольких ответов надо выбрать правильный.

Творческие игры предполагают наличие заданий с “открытым ответом” (отсутствием правильного единого решения). В процессе игры ученики имеют возможность самовыражаться средствами того ил иного вида искусства, в результате которого рождается некий уникальный, незапланированный результат.

Одним из факторов, влияющих на интеллектуальное и творческое развитие личности является сотрудничество учителя и ученика. Основным условием сотрудничества является создание на уроке атмосферы доброжелательности, заинтересованности, разумной требовательности. Поэтому учителю следует установить правильные отношения с коллективом в целом и с каждым учеником в отдельности. Для этого необходимо стремиться понять внутренний мир детей, быть искренним с ними и дать им возможность выразить себя. Обстановка сотрудничества, атмосфера дружелюбия, общения на равных учителя и ученика позволяют сделать обсуждение проблем более свободным.

Эффективными формами работы в формировании интереса к предметам являются уроки, которые содержат какие-то неожиданные повороты, оригинальные ракурсы. Поэтому в учебной деятельности я провожу уроки различных видов: урок– игра, урок-сказка, урок-путешествие.

8. Программа творческого развития учащихся на уроках математики.

Для того, чтобы привлечь каждого ребенка к творческой деятельности, помогающей интеллектуальному развитию личности, составлена индивидуальна программа приобщения учащихся к математике.

5–6-е классы: решение на уроках занимательных и старинных задач; составление математических кроссвордов, ребусов; выполнение рисунков к отдельным темам;

6–7-е классы: сочинение о пользе математики в различных сферах общественной жизни; экскурсии на работу к родителям; математические сказки, детективы;

7–8-е классы: сообщения из истории математики; сообщения по новой теме; выполнение различных доказательств одной и той же теоремы; несколько способов решения одной т той же задачи;

8–9-е классы: исторический обзор некоторых математических задач; ознакомление с творчеством известных математиков, их трудами;

9–10-е классы: обобщение, систематизация математической темы; привлечение к педагогической деятельности.

9. Заключение.

Таким образом, каждый ребенок на уроках математики имеет право выступать со своей работой, защитить ее, поделиться своими находками и открытиями.

Необходимость творческого саморазвития личности школьников обуславливается новыми задачами, стоящими перед образованием. Желаемый конечный результат обучения в школе – это выпускник, который имеет способности учиться (учить самого себя), совершенствоваться, саморазвиваться, имеющий цель в жизни и “инструмент”для достижения этой цели.

Радость творчества может явиться для учеников стимулом к дальнейшей творческой деятельности

10. Использованная литература

  1. Журналы “Математика в школе”.
  2. Ф.Ф, Нагибин “Математическая шкатулка”.
  3. “Я иду на урок математики” 5 класс.