Основные цели кружка:
- развитие эстетического вкуса учащихся
- расширение знаний учащихся в кулинарии
- формирование культуры общения
- формирование и развитие творческих способностей учащихся в кулинарии
- формировать экологические убеждения
Ход занятия
Организационный момент.
Проверка готовности рабочих мест.
Теоретическая часть.
В. – Добро пожаловать, гости дорогие!
Впрочем, какие же вы гости? Вы здесь хозяева.
А зачем мы собрались здесь? Думаю, что скоро узнаем.
Я загадаю вам загадку. Отгадав ее, вы узнаете кто же сегодня на нашем кружке главная героиня…
Что копали из земли,
Жарили, варили,
Что в золе мы испекли,
Ели, да хвалили?
(Клубень – картофель.)
Да, вы правы! Это картошка!
В некотором царстве,
В некотором государстве
Не на Марсе и не на Луне –
Жила картошечка в земле.
Свойство царское имела:
Накормить народ сумела.
Словом, наша речь о том,
Как пришел картофель в дом!
О всех свойствах, об уходе,
О работе в огороде.
О поделках, вкусной пище
Нынче в книгах мы поищем….
Многое должны узнать,
А теперь пора начать…
Фактически ни одно блюдо не обходиться без этого овоща!
Наше сегодняшнее занятие кружка посвящено этому продукту!
Издавна на Руси картошку считали “вторым” хлебом. Всегда ли картофель был на Руси? Об этом нам расскажет Володя Гордеев.
Выступление ученика:
500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до Родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал.
Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, были семена, клубни, зерна новых, неизвестных Европе растений.
“Папа”. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздник урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков, мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.
На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – картошка… Тут начались ее путешествия по суше. Сперва она разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же картошка перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку – холщовый мешок.
Но в Европе не сразу поняли, что у нее главное – клубни. Один английский богач решил угостить гостей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель зацветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебряном блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосилось лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели картошку не с того конца.
Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто, картошка, – “чертово яблоко”, сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жестокие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помните сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая-пребольшая репка? Чтоб накормить и бабку, и внучку – семью. Раньше, в студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб.
Сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка, стала для вас и для всех других народов Европы вторым хлебом.
В 1771 году вследствие голода, опустошившего за год до того Западную Европу, Французская Безанская академия объявила конкурс на решение жизненно важного для населения вопроса “быть или не быть”, сформулированного, правда, более прозаично: “Указать растения, которые в период неурожая могли бы заменить обычно употребляемые людьми в пищу и способ их использования”. В ответ академия получила семь рукописей, в которых все авторы особое внимание обратили на южноафриканскую культуру – картофель. Премия была присуждена работе бывшего военного фармацевта Антуана Огюста Пармантье, изложившего способ приготовления из картофеля крахмала и использования клубней для приготовления хлеба без пшеничной муки.
Сам Пармантье познакомился с картофелем во время войны с Германией, где в плену ему пришлось питаться исключительно картофелем. Пармантье занялся изобретением различных блюд из картофеля, понимая, что бедняки не будут иметь картофель в изобилии, если богачи не убедятся в возможности приготовления из него вкусных блюд и для себя.
Мы привыкли к тому, что пшеницу называют “Первым” хлебом, а картофель “вторым”.
Со временем европейцы убедятся не только в том, что картофель может заменить хлеб, но и в том, что сам картофель уже никак невозможно заменить хлебом. Скорее всего, именно из Польши картофель попал в имения польских магнатов в Белоруссии, Западной Украине и Литве.
К 1765 году картофель проник в Эстонию, Архангельск, Олонец, Каргополь, Новгород, Москву, Иркутск и даже Нерчинск.
Первым селекционером картофеля в России стал петербуржский огородник Ефим Андреевич Грачев (1826–1877 годы).
В. – Спасибо!
Но это еще не все!
На кружок я пригласил шеф-повара нашей столовой Юрченко Надежду Григорьевну, она познакомит вас с литературой по кулинарии и даст несколько полезных советов.
Выступление шеф-повара…
Практическая часть.
1. Дранки картофельные.
В. – А я хочу познакомить вас с блюдом, которое можно приготовить дома быстро и вкусно. Но мне нужен помощник, а лучше помощница!
Вам потребуются: картофель – 4 шт.; лук репчатый – 1 шт.; мука – 2-3 ст. л.; молоко – 1/2 стакана; яйцо – 1 шт.; масло растительное для жарения; соль – по вкусу. |
Картофель очистить, промыть и натереть на мелкой терке. (Рис. 1.) |
Чтобы картофель не потемнел, его надо сразу же залить молоком. На несколько минут тарелку с тертым картофелем можно отставить в сторону. (Рис. 2.) |
Лук мелко порезать и обжарить в растительном масле до прозрачности. (Рис. 3.) |
Молоко слить, картофель отжать, смешать с луком, приправить, добавив соль, муку, яйцо, все хорошо перемешать. (Рис. 4.) |
Из получившейся массы слепить лепешки в половину ладони. (Рис. 5.) |
Обжарить дранки на растительном масле с обеих сторон до
появления золотистой корочки. Горячие дранки подать к столу со сметаной.
(Рис. 6.) Попросим Надежду Григорьевну нам помочь, а мы приступим к следующему блюду… |
2. Салат “Оливье”.
В. – Что у нас на носу? Нет! Не бородавка! На носу у нас Новый год! А какое блюдо у нас в России стало традиционным в этот праздник? Салат “Оливье”.
Об истории этого блюда и о том, что нужно для приготовления этого салата, нам расскажет Юля Семина.
Салат "Оливье".
6 картофелин, 3 моркови, 1-2 маринованных огурчика 1 яблоко (сладкое или кисло-сладкое), 200 г. отварной курицы (домашней птицы или дичи), в крайнем случае, отварное мясо или ветчина, 1стакан консервированного зеленого горошка, 3 яйца, 1-2 банки майонеза, соль, молотый перец по вкусу.
Считалось особым шиком, когда обеды готовил повар-француз Оливье, еще тогда прославившийся изобретенным им Салатом "Оливье" и без которого обед не в обед и тайну которого не открывал. Как ни старались гурманы, не выходило: то, да не то"
Чтобы рассчитать количество салата, за основу берут картофель, сколько едоков будет, столько и берут картошин. В рецептуре овощи средней величины, не поленитесь очень тонко и ровно нарезать, а огурцы и яблоки очистить от кожицы.
Прежде чем приступить к приготовлению салата вспомним о технике безопасности на кухне:
- предельная осторожность при работе с колющими и режущими предметами.
Займите свои рабочие места. Приступим…
Приготовление салата.
Подведение итога.
Что нового узнали?
Чему научились?
Ну, что ж, наступил момент, которого все ждали долго!
Давайте пробовать, что у нас получилось!!!
Используемые ресурсы:
- Выпечка домашнего приготовления. Велхина Н. Н. Издательство – Л. 2004 г.
- Сервировка и этикет Ю. Г. Хацкевич Мн.: ООО “Харвест”, 1998 г.
- Секреты русской кухни. Воробьева Т. М. Издательство: Эксмо-Пресс; Москва, 2001 г.
- Тайны кулинарии. Вишняченко Т. Н. Издательство АСТ 2003 г.
- http://recepty1.ru/332-draniki.html