Повышение мотивации к изучению физики

Разделы: Физика


Введение

Современный подход к определению целей образования, его структуры состоит в ориентации на потребность формирующейся личности. Под процессом структурирования в конкретном учебном заведении понимается такой способ организации учебной деятельности, при котором учитываются возрастные, социальные, психологические особенности контингента обучающихся, а также специфика образовательного учреждения, в котором происходит процесс обучения, учебного предмета.

Формирование учебной мотивации – одна из важнейших проблем современного образования, так как учебная деятельность у разных обучающихся имеет мотив учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности. Мотив показывает, ради чего ребенок учится.

Мотивы условно можно разделить на профессиональные и учебные, на внутренние и внешние; причём у учащихся, выбравших обучение в классах нефизического профиля, внутренние мотивы не являются направленными на изучение физики. Следовательно, нам необходимо большее внимание уделять внешним мотивам, то есть главная задача мотивации в процессе обучения физики – это такая организация учебной деятельности учащегося, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Из опыта работы

Анализ работы и проведённый эксперимент позволили разработать следующий вариант обучения физике.

Учитель проводит лекционные занятия, даёт объяснение темы, её содержание в целом, проводит необходимые демонстрационные эксперименты. Особое внимание он уделяет стержневой идее материала. На дом учитель предлагает учащимся ознакомиться с материалом данной темы по учебнику.

На следующем уроке учитель предлагает группе разбиться на три группы (эти группы будут работать в таком составе на протяжении всего времени изучения темы) так, где в каждой группы входили как сильные, так и слабые ученики.

Вслед за лекциями учитель проводит семинарские занятия, построенные по принципу проблемного обучения. На обсуждение группам он даёт какую-то проблемную ситуацию, спорный вопрос. Каждой группе отдельный вопрос. Обсуждение происходит сначала в группах (10-15 мин.), а затем выносится на общее рассмотрение. На дом – каждой группе своё задание по параграфам.

Опрос на следующем уроке проводится в виде игры "Слёт специалистов". Учитель просит выделить от каждой группы по три человека: теоретик, практик и ученик, показывающий связь данной темы с жизнью. Роли преподаватель распределяет в начале урока.

Далее проводится урок решения задач. По данной теме учитель подбирает по 2-3 задачи на группу. Желательно использовать занимательные задачи. На выполнение этого задания он даёт 20 минут, по истечении этого времени начинается проверка и обсуждение. Учащиеся делают выводы.

На завершающих уроках темы учитель проводит зачёт по группам. Оценки выставляются всей группе, каждому по степени участия в процессе обучения и отдельно отвечающим.

Таким образом, изучение курса физики строится по блочному типу, в основе которого лежит лекционно-семинарская форма обучения

ГБОУ СПО “Сосновский агропромышленный техникум”, где я исследую данную проблему, готовит следующих специалистов:

  • профессии – автомеханик; мастер строительных отделочных работ; мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка; маляр-штукатур; швея;
  • специальности – вычислительные машины, комплексы, системы и сети; коммерция; экономика и бухгалтерский учет; техническое обслуживание и ремонта автомобильного транспорта; технология машиностроения. Видно, что в большинстве профессий и специальностей данным выпускникам нужна в дальнейшей профессиональной деятельности.

Отметим, что данный возраст характеризуется такими изменениями в жизни ребят, как:

  • возникает необходимость в выборе профессии/ специальности;
  • происходит знакомство с новым учебным заведением, с новыми формами обучения (лекции, семинары, зачеты);
  • получают паспорта как свидетельства взрослости;

Следовательно, расширяется спектр положительных и отрицательных эмоций, связанных с целостным представлением о самом себе, с дифференцированной самооценкой.

Опыт работы в СПО и НПО показывает, что большая часть обучающихся демонстрирует обоснованную уверенность в себе, в своих силах, а также способность к рефлексии, здоровой иронии, что является я источником активной личности. Но отрицательная сторона – юношеская неуверенность, колебания, сомнения, ложное самолюбие. Конфликтные эмоции возникают, при осознании несоответствия своих возможностей тем требованиям, которые предъявляются к той или иной профессии. При этом большую роль играет процесс становления отношений со сверстниками и преподавателями.

По социальному статусу обучающиеся СПО и НПО – это, в основном, дети рабочих, где более трети обучающихся воспитываются в неполной семье. Подчеркну, что социальное окружение большинства учащихся не способствует процессу осознания ими объективной значимости учения.

Анализ входящего контроля вновь поступающего контингента показал, что “3” по физике имеют 89%.

Из всего выше сказанного следует, что начинать процесс обучения необходимо с установления мотивации предмету.

Мотивировать обучающихся к предмету можно с помощью творческих заданий, самостоятельной работы, лабораторных работ, демонстрационного эксперимента, уроков – соревнований.

Интеллектуальные задания

Анализ моей деятельности в данном учебном заведении показал, что процесс обучения учащихся решению задач по физике имеет свои особенности, которые заключаются в том, что учитель обучает решению задач, начиная от задач репродуктивного характера и заканчивая творческими. Не случайно внимание многих ученых и методистов-физиков приковано к проблеме обучения учащихся применению знаний к решению задач в новой, измененной ситуации. Иными словами, во главу угла ставится проблема развития таких операций мышления учащихся, как анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, сравнение и аналогия, обобщение и др.

Мое исследование показывает, что в процессе обучения физике для решения указанной выше проблемы можно выделить четыре уровня развития интеллектуальных умений учащихся.

Первый уровень (нулевой) характеризуется решением задач тренировочного характера (задач-вопросов, качественных и расчетных задач) строго по схеме. На данном уровне развития интеллектуальных умений школьники находятся до начала изучения предмета, у них практически отсутствует самостоятельность при решении новой задачи.

Второй уровень (низкий) характеризуется способностью учащихся самостоятельно решать стандартные задачи, частично формулировать выводы и выделять существенные признаки рассматриваемых в задаче явлений и процессов. Для перехода учащихся на второй уровень необходимо формирование у них умения выделять главное и систематизировать уже полученные знания и умения. С этой целью в общее число задач следует включать творческие задачи – задачи игрового характера и задачи с избыточными или недостающими данными.

Третий уровень (средний) отличается самостоятельным решением учащимися задач, владением операциями анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, способностью физически верно решать задачи повышенной сложности. На данном уровне у учащихся должны быть сформированы такие мыслительные операции, как абстрагирование, конкретизация, обобщение. Для этого в процессе обучения физике необходимо применение задач занимательного характера и задач-парадоксов, позволяющих учащимся проводить логические умозаключения и тем самым овладевать целым рядом мыслительных операций.

Четвертый уровень (высокий) характеризуется способностью учащихся самостоятельно решать задачи (качественные, расчетные, экспериментальные), в том числе творческих, справляться с решением возникших проблем, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их, применяя в процессе решения различные мыслительные операции. Для формирования у учащихся интеллектуальных умений высокого уровня следует использовать задачи-оценки.

Таким образом, творческие задачи, способствующие развитию у учащихся интеллектуальных умений, можно разделить на три основные группы.

  1. Задачи, направленные на развитие умения выделять главное и систематизировать.
  2. Задачи на развитие логического мышления
  3. Задачи на развитие умения выдвигать гипотезы и подтверждать их.

Самостоятельная работа

Полноценному развитию личности ученика способствует внедрение разнообразных видов самостоятельной работы на уроках физики. Самостоятельная работа обучающихся в процессе изучения физики имеет особое значение, так как способствует не только развитию умений и навыков самостоятельной работы по предмету, формированию и росту самостоятельности мышления, но и создает основу для подготовки к творческому труду.

Под самостоятельной работой учащихся понимается такая работа, которая

выполняется учащимися по заданию и под контролем преподавателя (но без его непосредственного участия) в специально предоставленное для этого время. При правильно организованной самостоятельной работе обучающиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои умственные усилия и выражая полученный результат умственных и физических действий в той или иной форме (устный ответ, графическое построение, описание опытов, расчеты и т.д.). Самостоятельная работа связывает умственную активность обучающихся с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных заданий, с анализом результатов работы.

В процессе обучения физике применяются различные виды самостоятельной работы обучающихся. Виды самостоятельной работы принято классифицировать по различным признакам: по дидактической цели, по характеру учебной деятельности обучающихся, по содержанию, по степени самостоятельности и элементам творчества я и т. д.

По дидактической цели все виды самостоятельной работы можно подразделить на пять групп:

А) приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания;
Б) закрепление и уточнение знаний;
В) выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач;
Г) формирование умении и навыков практического характера;
Д) формирование умений творческого характера, умения применять знания в сложной ситуации

Каждая из перечисленных групп включает в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач. С каждым выделенным видом самостоятельной работы учащихся можно сопоставить виды деятельности при обучении физике.

Группа А:

  • Работы с учебником: изучение нового, работа с таблицами, рисунками.
  • Наблюдения.
  • Лабораторный эксперимент: установление связи между явлениями; установление количественной зависимости между величинами; изучение физических свойств вещества.
  • Работа с раздаточным материалом.
  • Изучение устройства и принципа действия приборов по моделям и чертежам.
  • Вывод формул, выражающих функциональную зависимость физических величин.
  • Анализ формул, получение на этой основе выводов о характере зависимости физических величин, входящих в формулы.

Группа Б:

  • Наблюдения за проявлением и использованием изучаемых явлений и законов в производственных условиях.
  • Эксперимент: проверка справедливости законов; определение физических констант.
  • Выполнение заданий по классификации: явлений; физических форм движения; состояний вещества; приборов, машин, установок.
  • Работа с дополнительной литературой.
  • Сбор и классификация коллекционного материала.

Группа В:

  • Решение задач: вычислительных (абстрактных и с производственно-техническим содержанием графических, экспериментальных, логических.
  • Доказательство справедливости формул.
  • Объяснение и предсказание явлений на основе изученных теорий.
  • Выделение в тексте основных структурных элементов научных знаний (выделение главного, существенного).

Группа Г:

  • Решение задач практического характера.
  • Вычерчивание и чтение схем приборов и электрических цепей.
  • Построение и анализ графиков.
  • Сборка приборов из готовых деталей Выявление неисправностей в приборах и их устранение.
  • Измерение физических величин.
  • Сборка электрических цепей по заданной схеме.

Группа Д:

  • Подготовка докладов и рефератов.
  • Разработка нового варианта опыта.
  • Решение задач, требующих комплексного применения знаний.
  • Составление задач на использование физических законов и формул.
  • Построение гипотез.
  • Выполнение опытов с элементами исследования в лабораторных условиях.

Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе выполнения ими самостоятельных работ должно происходить постепенно и систематично в течение всего периода обучения. Оно предусматривает способность полноценно аргументировать свои мысли, умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов.

В привитии умения самостоятельно мыслить и применять знания важную роль играет систематическая организация самостоятельной работы учащихся по решению физических задач.

Одной из наиболее важных причин неумения обучающимися решать физические задачи является недооценка роли самостоятельной работы учащихся при выполнении этого вида учебной деятельности, стремление решать все задачи коллективно с вызовом одного из учащихся к доске для записи решения. Иногда учителя предлагают ученикам решать задачи самостоятельно, но в то же время вызывают одного из учащихся для решения у доски.

Привить учащимся умение самостоятельно решать задачи – одна из наиболее трудных проблем, требующих пристального постоянного внимания учителей. Решать задачи следует постепенно, начиная с выработки умения выполнять отдельные несложные операции и переходя к выполнению более трудных, а затем к самостоятельному решению сложных задач, постепенно наращивая трудность заданий.

Можно сформулировать некоторые этапы обучения умению самостоятельно решать задачи:

  1. Выработка умения самостоятельно анализировать содержание задач, ознакомление с наиболее рациональными способами краткой записи содержания и способами решения. Для этого нужно периодически вызывать учащихся к доске для краткой записи условия, и путем коллективного обсуждения находить наиболее рациональные пути записи.
  2. Формирование умения решать задачи в общем виде и проверять правильность решения, выполняя операции с наименованиями единиц физических величин.
  3. Включение в самостоятельную работу поиск путей решения задач после усвоения учащимися приемов краткой записи условий задач и анализа физической ситуации, описанной в условии.
  4. Большей самостоятельности требует от учащихся нахождение новых способов решения по сравнению с теми, которыми решалась задача на доске.

Полезно систематически предлагать учащимся решать одну и ту же задачу несколькими способами, чтобы научить их самостоятельно находить наиболее рациональные способы решения сложных задач. Решение одной и той же задачи несколькими способами – один из методов проверки правильности решения.

Лабораторные работы

Лабораторные работы по физике в учебном процессе рассматриваются как средство связи теории с практикой, способствующее формированию экспериментальных умений и навыков, а также умений и навыков практического характера, развитию познавательных способностей учащихся, формированию у них активности и самостоятельности. Очень важно так организовывать лабораторные работы, чтобы они содействовали решению укапанных задач.

Цели лабораторных работ могут быть различны.

1. Выработать элементарные умения и навыки практического характера:

  • собирать электрические цепи;
  • правильно включать в цепь электроизмерительные приборы;
  • пользоваться измерительными приборами, правильно производить отсчет
  • показаний приборов;
  • правильно пользоваться источниками энергии.

2. Сформировать у учащихся более сложные умения и навыки практического характера. К ним, например, относится умение измерять физические величины косвенными методами.

3. Сформировать у учащихся умение самостоятельно выполнять опыты, а также помочь учащимся установить связи между явлениями и характеризующими их величинами. Такие работы можно отнести к экспериментальным, они отличаются от работ практического характера наличием элементов исследования.

Выполнение экспериментальных работ требует от учащихся применения ранее полученных знаний и умений в новой, усложненной ситуации. Так, например, учащийся уже определял сопротивление проводников при помощи амперметра и вольтметра. Учитель с целью закрепить это умение предлагает ему определить сопротивление еще одного проводника. Эта работа чисто практического характера. Если перед учащимися будет поставлена задача изучить зависимость сопротивления нити накала от температуры, то работа будет экспериментальной (исследовательской).

В процессе обучения физике необходимо правильно сочетать различные виды самостоятельных работ. Условие успешного выполнения учащимися лабораторных работ с элементами исследования – овладение элементарными умениями, без которых невозможно выполнение сложных опытов. Формирование этих умений и осуществляется в процессе выполнения лабораторных работ этих видов. Поэтому преподавателю необходимо включать в учебный процесс лабораторные работы как исследовательского характера, предоставляя учащимся больше самостоятельности в их выполнении, так и работы практического характера, гармонически их сочетая.

Демонстрационный эксперимент

Основной задачей обучения физике является формирование у учащихся глубоких и прочных знаний.

Демонстрационный эксперимент – важное средство обучения физике, т. к. глубокое усвоение учащимися большинства изучаемых в школе физических вопросов невозможно без использования демонстрационных опытов.

В процессе обучения демонстрационный эксперимент выполняет триединую функцию. Он является

  • предметом изучения в физике,
  • методом познания,
  • средством изучения физических явлений.

В зависимости от роли, которую выполняют демонстрационные эксперименты в учебном процессе, классифицирует их на:

  • исходные, которые проводятся перед изучением основного материала темы и открывают класс новых явлений, подлежащих в дальнейшем изучению, тем самым создавая основу для изучения темы;
  • определяющие, с помощью которых учитель вводит новые физически понятия; – функциональные, лежащие в основе экспериментально открываемых законов и закономерностей;
  • иллюстрирующие, подтверждающие высказывания, предположения и следствия, вытекающие из теории;
  • технические, позволяющие моделировать технические установки или помогающие понять использование физических процессов.

Задача моего исследования состояла в разработке такой технологии демонстрации, которая максимально способствовала бы развитию логического мышления учащихся. Технология определяющего эксперимента воспроизводит алгоритмическое предписание введения физической величины:

  1. Экспериментальное доказательство необходимости введения физической величины;
  2. Выяснение физической сущности величины;
  3. Установление зависимости новой величины от уже известных характеристик;
  4. Возможности использования вновь введённой величины.

Такой детальный анализ позволяет учащимся более глубоко уяснить логику введения и сущность понятия, а данная им возможность самостоятельно выдвигать предположения и делать выводы развивает познавательную активность, знакомит их с сущностью экспериментальных исследований.

Эффективность эксперимента будет ещё выше, если часть действий, предусмотренных нашей технологией, ученики будут выполнять самостоятельно.

Индивидуальные творческие задания

Курс физики в современной школе постоянно модернизируется. Однако по-прежнему актуальной остаётся проблема формирования познавательного интереса у школьников.

В моей работы я разработала и внедрила способ формирования познавательной активности – использование индивидуальных творческих заданий. Применением данной методики является разработка урока – соревнования под названием " А ну-ка повтори!". Соревнование проводится на повторительно-обобщающем уроке по теме "Законы постоянного тока"

Класс делится на три группы, задания для групп, как правило, даются ученикам с учетом разной степени подготовленности. Самое простое – первое задание, самое сложное – третье. В каждой группе ребята делятся на подгруппы и выполняют индивидуальные задания в парах.

Ученикам из первой группы предлагается составить кроссворд "Люди науки" обо всех известных учёных по пройденной теме – это вопросы для своих соперников (других ребят из этой же группы). Другим ученикам из этой же группы предлагается составить кроссворд "Физические величины" для своих соперников.

Ученикам из второй группы предлагается составить "Физическую эстафету" по основным формулам этой темы для команды соперницы. Ребятам из другой подгруппы составить "Кубик электрических цепей".

Ученики из третьей группы составляют "Задачи по теме" (2-3 задачи) для своих соперников.

Проверка эффективности предложенного метода состояла из нескольких этапов:

  • изучение уровня развития учащихся,
  • разработка и подбор индивидуальных заданий,
  • организация самостоятельной деятельности на уроке,
  • подведение итогов.

Для оценивания эффективности предложенной методики был проведен с классом тест, проверяющей объем и глубину знаний, который показал улучшение качества обучения. А педагогическое наблюдение за деятельностью учеников показало рост их познавательной активности.

Уроки-соревнования

Установка учить всех одинаково привела к тому, что упорно борясь с неуспеваемостью, ориентировалась лишь на "среднего" ученика. Это приводит к тому, что для "слабого" ученика учебный процесс не по силам и не интересен, а у "сильного" пропадает желание из-за легкости и простоты.

Анализируя свой опыт преподавания физики в техникуме и ПТУ позволили сделать вывод о том, что для решения этой проблемы необходимо найти оптимальное сочетание работы с группой с учетом индивидуальных особенностей учащихся. А это возможно при применении развивающего обучения, учитывающего индивидуальные особенности и интересы обучающихся, а также предоставляющего немалые возможности для расширения их кругозора.

Проведенный педагогический эксперимент показал, что одним из путей выхода из данной ситуации является применение нетрадиционной формы урока, одной из таких форм может быть урок-соревнование.

Цель проведения занятия в виде урока-соревнования состоит в закреплении у учащихся навыков решения задач; формировании навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью; применении знаний в новой ситуации; развитии умений объяснять природные явления и процессы; расширении кругозора учащихся.

На уроке организуется соревнование между учащимися класса. Подготавливаются жетоны, которыми награждаются победители тех или иных конкурсов. Ребята заранее сами выбирают конкурсы, в которых будут участвовать.

Рассмотрим методические особенности проведения подобного урока

Конкурс Разминка состоит в следующем, в течение пяти минут весь класс в быстром темпе заканчивает фразу учителя. Первый правильно ответивший ученик получает жетон. Можно провести этот конкурс в форме физического диктанта. В этом случае учащиеся должны записать окончание каждой фразы на листочках, которые сдаются и проверяют жюри.

Цель конкурса "Люблю задачи я!" заключается в том, что участники должны в течение десяти минут решить как можно больше задач. Условия задач заранее записаны на карточках, и выдаются по мере решения. Листочки с решениями сдаются жюри.

В конкурсе "Аукцион" на обсуждение выставляют по очереди лоты. Задача учащихся – дать как можно больше сведений о данном лоте. Информация, вывешиваемая учащимися, должна быть дозированной и являться логически законченным высказыванием.

Для проведения последнего конкурса "Викторины" должны быть подобраны специальные задачи качественного типа. Участвует весь класс. Каждый правильный ответ оценивается жетоном.

Ученикам, набравшим большее количество жетонов, в каждом конкурсе ставятся отличные отметки, а в конкурсе "Аукцион" пятеркой будет оценен каждый ученик, выигравший лот. В конкурсе "Люблю задачи я!" при выставлении отметок учитывается количество решенных задач, а так же их сложность.

Работа по внедрению уроков-соревнований позволяет сделать вывод, что такая форма занятия по сравнению с традиционной более эффективна, потому что создает условия для проявления познавательной активности, заинтересованности каждого учащегося, дает ему право на выбор "своего" способа выполнения заданий и, как результат, способствует глубокому усвоению знаний по физике.

Литература:

  1. Боброва С.В. Нестандартные уроки. Физика 7-10 класс, – Волгоград: Учитель, 2001.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  3. Кон И. С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.
  4. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Высшая школа, 1990.
  5. Малафеев Р.Н. Творческие задания по физике. М.: Издательство “Просвещение”, 1971.
  6. Манаенкова О.А. Активизация творческой деятельности учащихся. Автореферат диссертация. Елец, 2004.
  7. Материалы по теории и методике обучения физики, Н. Новгород, 2005.
  8. Чипурова М.В. Эвристический метод решения физических задач//”Физика” – 2002, №2, с 46.
  9. Тихомирова С.А. Обучение решению задач по образцу// “Физика в школе” – 2001, №1, с 27.
  10. Усова А.В., Бобров А.А. Формирование учебных компетенций на уроках физики – М.: Просвещение, 2011.
  11. Усова А.В., Володарская З. А. Самостоятельная работа обучающихся по физике – М.: Просвещение, 1981.
  12. Усова А.В., Завъялов В.В. Самостоятельная работа в процессе изучения физики: Методическое пособие – М.: Высш. шк., 1984.
  13. Каринкин Н.М. Демонстационный исследовательский эксперимент по физике, М., 1995.