Цели урока:
- Образовательная – приобщение учащихся к графической культуре, освоение правил и приемов выполнения геометрических построений с помощью чертежных инструментов.
- Воспитательная – формирование художественного вкуса учащихся.
- Развивающая – формирование и развитие мышления и творческого потенциала личности.
Задача урока: Разработка эскиза предмета, используемого в оформлении интерьера.
Методическое оснащение урока: демонстрационный материал (демонстрация слайдов на интерактивной доске, таблицы, наглядные пособия); рабочая тетрадь; материал для контроля знаний.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности: групповая; индивидуальная.
Тип урока: урок закрепления или комплексного применения ключевых компетенций (организация деятельности учащихся в новой ситуации – творческой).
Ход урока
1. Организационный момент:
– приветствие;
– проверка явки учащихся;
– заполнение классного журнала;
– проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся:
Вопросы:
а) Какие простейшие геометрические построения вы знаете?
б) С какой целью их применяют?
в) Можем ли мы использовать данные построения в нашей жизни для изготовления
предметов обихода?
3. Сообщение плана урока.
Доведение до учащихся плана урока:
а) повторение пройденного материала;
б) проверка понимания (закрепление знаний);
в) создание эскиза разделочной доски;
г) подведение итогов – обсуждение выполненных эскизов.
Повторение пройденного материала (материал был подготовлен учащимися).
На предыдущих уроках учащиеся познакомились с инструментами, которые используются при выполнении геометрических построений и историей их появления.
Циркуль знаком каждому человеку со школы – на уроках черчения нельзя обойтись без этого инструмента для рисования окружностей и дуг. Кроме того, его используют для измерения расстояний, например, на картах, его применяют в геометрии и для навигации. Обычно циркуль делается из металла и состоит из двух “ножек”, на конце одной из них находится игла, на второй пишущий предмет, обычно графитный грифель. В случае если циркуль измерительный, на обоих его концах расположены иглы. Само слово циркуль происходит от латинского circulus – “круг, окружность, кружок”, от латинского же circus – “круг, обруч, кольцо”. В русский язык циркуль или циркул пришел от польского cyrkuɫ или немецкого Zirkel.
Сейчас уже нельзя сказать, кто именно изобрел этот инструмент – история не сохранила для нас его имя, но легенды Древней Греции приписывают авторство Талосу, племяннику знаменитого Дедала, первого “воздухоплавателя” древности. История циркуля насчитывает уже несколько тысяч лет – судя по сохранившимся начерченным кругам, инструмент был знаком еще вавилонянам и ассирийцам (II–I века до нашей эры). Стирательная резина (стирательная резинка, резина для стирания, ластик) – канцелярская принадлежность для удаления карандашных (и иногда чернильных) надписей с бумаги и других поверхностей для письма. Представляет собой мягкий кусок невулканированной резины, иногда укрепляемой на обратном конце карандаша. Может быть любого цвета и различной плотности. Чем резинка мягче, тем приятнее и удобнее ей пользоваться. Есть специальные ручки, которые можно стереть резинкой.
Каранда́ш (тюрк.. “кара таш” – черный камень) – пишущий инструмент в виде деревянного стержня с графитовой сердцевиной (грифелем).
Карандаши принято делить на простые и цветные. Простой карандаш пишет, как правило, серым цветом. Бывают также цветные карандаши. Новый карандаш перед первым применением необходимо заточить. Помимо одноразовых деревянных карандашей существуют многоразовые механические карандаши со сменными грифелями.
Карандаши различаются по твердости грифеля, которая как правило указана на карандаше и обозначается буквами М (или B) – мягкий и Т (или H) – твердый. Стандартный (твердо-мягкий) карандаш помимо сочетаний ТМ и HB обозначается буквой F.
В отличие от Европы и России, в США для указания твердости используется числовая шкала. Начиная с XIV века, художники, по большей части, использовали для рисования палочки, изготовленные из смеси свинца с цинком, которые иногда называли “серебряными карандашами”. Для примера, подобным карандашом пользовался великий художник Ботичелли.
Линейка относится к древнейшим геометрическим инструментам. Употребление линейки берет свое начало с незапамятных времен. Фигуры папируса Ахмеса, например, свидетельствует о применении линейки!!! Этот папирус был написан при фараоне Payee ученым писарем его Ахмесом (Ahmes) в период между 2000 и 1700 г. до нашей эры. Лине́йка – простейший измерительный геометрический инструмент, представляющий собой пластину, у которой как минимум одна сторона прямая. Обычно линейка имеет нанесенные деления, кратные единице измерения длины (сантиметр, дюйм), которые используются для измерения расстояний.
Проверка понимания (закрепление знаний).
С незапамятных времен человек начал использовать в своей жизни простейшие геометрические построения, где необходимым является использование чертежного инструмента. Создавая жилища, расписывая узорами и орнаментами сосуды для хранения зерна и вина, изготовляя различные механизмы, приборы, приспособления и машины, украшая здания, человек все более совершенствовал нужные ему приемы и способы выполнения простейших геометрических операций. Использована информация из различных источников.
Создание эскиза разделочной доски.
Изучение построений деления окружности на равные части и построение сопряжений
Используя геометрические построения: деление окружности на равные части и построения сопряжений, учащимися создаются эскизы форм разделочных досок (Приложение 1) с применением построения орнамента (Приложение 2). Из полученных эскизов выбирается один для изготовления в материале.
Изучение свойств наиболее распространенных пород деревьев позволяет выбрать материал дерева – липу, как наиболее удачным материалом.
Свойства пород деревьев (материал подготовлен учащимися):
Липа является лучшим материалом для резьбы самых разных изделий. Древесина липы мягкая, легкая, мало подвержена растрескиванию, короблению, не усыхает, белого цвета, отличается чистотой и однородностью; легко поддается обработке, хорошо режется. Липу используют для изготовления сувениров, игрушек, резного декора, для украшения дома, различной деревянной посуды. Очень ценным свойством липы является ее вязкость. Многие мастера делают из липы доски, на которых режут кожу, вырезают берестяные кружева, мозаичные элементы из шпона, не боясь затупить нож.
Древесина березы белого цвета с легким красноватым и желтоватым оттенком, отличается средней твердостью, упругостью, прочностью, однородностью и тонкостью строения. Береза применяется в строительстве, в столярно-мебельном производстве, из нее изготавливают лущеный шпон, фанеру, деревянные части инструментов, ложе охотничьих ружей, лыжи, различные древесные плиты.
Клен имеет белую древесину с красно-бурым оттенком. Древесина клена плотная, твердая, прочная и тяжелая, хорошо поддается обработке резанием и отделывается. Применяют ее для производства музыкальных, в том числе смычковых инструментов, в машиностроении. Из клена делают ручки, колодки для рубанков, сапожные колодки, спортивный инвентарь и многое другое
Сосна является самой распространенной из хвойных пород. Древесина сосны мягкая, умеренно легкая, механически прочная, не пластична, слабо поддается загниванию, имеет запах скипидара, она хорошо обрабатывается и отделывается только после обессмоливания. Сосна широко используется в строительстве, мебельном производстве, применяется в деревянном зодчестве и резьбе.
Ель – наиболее распространенная хвойная порода в европейской и азиатской части нашей страны. Древесина однородного строения, белого цвета с легким желто-розовым оттенком, мягкая, средней пластичности, легкая, хорошо окрашивается. Ель отличается наличием сучков повышенной твердости, обычно резчики проверяют качество заточки инструментов на еловых сучках.
Осина обладает рядом замечательных качеств: морозо-, влаго-, и кислотно-устойчивостью. Древесина осины отличается мягкостью, однородностью текстуры, белизной и чистотой, меньше других поддается червоточине. Одно из ее важных свойств-светоустойчивость. Она долгое время не желтеет, если находится в помещении. При сгорании осина не дает копоти, и поэтому незаменима в спичечном производстве, из отходов делают упаковочную стружку для фруктов. Исстари на Руси сруб для погреба или колодца, особенно нижнюю ее часть, делали из осины. Кроме того, ее мелкослойная древесина в воде становится очень плотной и слабо пропускает воду. Поэтому из осины делают бочки, ушата, корыта. Для кровли крыш всегда старались использовать дранку из осины. Купола знаменитых северных деревянных храмов покрывали лемехом (гонтом) – небольшими фигурными дощечками.
Составляются этапы выполнения разделочной доски и далее происходит ее изготовление. (Приложение 3). Подведение итогов деятельности учащихся и обсуждение выполненных эскизов и работы в материале.
Мы рассказали вам об одной из самых доступных разновидностей декоративного оформления деревянных изделий. Надеемся, что вам захочется попробовать свои силы в создании своего неповторимого орнамента или разработать оригинальную конструкцию готового изделия. Знание приемов – это лишь ступенька лестницы, ведущей в неповторимый мир орнамента.
А постижение закономерностей построения орнаментальных форм как раз и является необходимым условием создания вещи, доставляющей эстетическое удовольствие.
Также геометрические построения широко используются при выполнении чертежей и рисунков технических деталей, изделий художественно-прикладного искусства с узорами, орнаментами на кружевах, вышивкой, резьбой по дереву и металлу и т.п., продуктов графического дизайна, в архитектуре и т.д. личные изделия, например кухонные полочки, разделочные доски, настенные панно, рамы для зеркал и др.
Использованная литература. (Приложение 4)