“Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот не понял и не узнал ее”.
Виссарион Григорьевич Белинский
Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.
По данным психологов (Алексей Николаевич Леонтьев, Александр Владимирович Запорожец, и др.), у него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. В дошкольном возрасте начинают закладываться так называемые социальные эмоции и такие чувства как ответственность, справедливость; ребенок становится способен к обобщению собственных переживаний, пониманию чувств других людей, эмоциональному предвосхищению своих и чужих поступков. Сочувствие является одним из важных чувств, переживаемых дошкольниками.
Только с умения понять другого человека начинается путь к добру и справедливости. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, весьма прочен и принимает характер установки.
Развитию эмоциональности способствуют все виды деятельности ребенка. Огромные возможности в обогащении эмоционального опыта представлены в художественном конструировании.
В этом возрасте, как показали исследования Леонида Абрамовича Венгера, происходит активное усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и соотнесение с ними соответствующих предметов.
Благодаря усвоению эталонов процесс восприятия действительности начинает приобретать опосредованный характер. Использование эталонов делает возможным переход от субъективной оценки воспринятого к его объективной характеристике.
Для создания художественно-выразительного образа необходимо эмоционально-эстетическое восприятие, развитие у ребенка умения замечать выразительность формы, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.
Наиболее благодатный материал, раскрывающий перед детьми мир человеческих чувств – это произведения художественной литературы.
Мы подобрали в соответствии с тематикой творческой деятельности и разделами программы “Развитие” детские художественные произведения, к героям которых ярко выражено эмоциональное отношение. Это:
– потешки: “Идет коза рогатая, Мишка косолапый, Кошкин дом, и т. д.”;
– стихи: А. Барто: Игрушки. Девочка ревушка. Девочка чумазая;
– сказки: К Чуковского: Тараканище. Мойдодыр. Муха-Цокотуха. Краденое солнце.
Айболит. Народные сказки: Маша и медведь. Как собака друга искала. Волк и семеро
козлят.
Особое внимание при подборе книг мы уделяли иллюстрациям. Все знают, что дети любят рассматривать картинки, глядя на них, ребенок лучше представляет себе происходящее. Еще не умея читать, ребенок, рассматривая иллюстрации вживается в бескрайний волшебный мир, который изобразил художник. Детские книжные иллюстрация служит многим целям: раскрывают содержание, стимулируют воображение, формируют эмоции, воспитывают культуру восприятия, развивают ум, сердце и душу ребенка.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих людей.
Наиболее целостному эмоциональному восприятию образа способствуют игры по сюжетам сказок: игра – режиссерская,
игра драматизация. Разыгрывая сказки, дети “проживают” эмоции, связанные с создаваемым образом и примеривают к себе важное личностное качество – инициативность.
В продуктивной творческой деятельности при создании образов дети, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.
Для передачи своего эмоционального отношения к герою мы предлагаем детям разные
Материалы:
По форме: пять геометрических форм: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник.
По цвету: семь цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; белый и черный, серый.
По фактуре: цветная бумага гладкая и бархатная, картон гофрированный и гладкий, изолон, флис и войлок разного цвета.
В процессе совместной деятельности с детьми мы развивали :
– умения понимать свои эмоции и эмоции других людей. Мы играли в “волшебное
зеркальце”,
эта деятельность направлено на развитие начал выражения эмоций радости, грусти,
злости, страха главным образом с помощью жестов и пантомимики;
– способность к сопереживанию, умение проявлять сочувствие, жалость, другие
формы положительного отношения к людям через проживание, изображая голосом и
мимикой настроение персонажа сказки. При этом дети называют чувства, которые
испытывают герои, их настроение.
Для развития способности к пониманию символических обозначений различных эмоциональных состояний нами разработаны дидактические игры: демонстрация игр в оригинале
– “Путешествие в страну эмоций”, где ребенку показывается маска с различными
выражениями и его задача сделать такое же лицо, а затем назвать настроение;
– “Найди такое же” в этой игре дети находят две карточки с одинаковыми эмоциями
(фото ребенка и карточка схема) и т.п.
Для овладения действием символизации на рисовании дети знакомились с тепло-холодными характеристиками цветовой гаммы, а затем создавали композиции контрастных эмоциональных состояний, настроений, чувств и переживаний. Например, “хорошее настроение” – “плохое настроение”; “зло – добро”; “Солнечно – дождливо” и т.д.
Изображая испуганную и спокойно гуляющую кошку из пластилина, дети передавали эмоциональное состояние животного в пластике.
Тематическое планирование деятельности позволяет осуществлять интеграцию разных видов детской деятельности. Я предлагаю рассмотреть примерные виды интеграции художественного конструирования с образовательными областями в соответствии с Федеральными Государственными Требованиями в двух направлениях: 1. по задачам и содержанию воспитательно-образовательных задач 2. По средствам организации и оптимизации воспитательно-образовательного процесса.
По задачам и содержанию художественное конструирование интегрируется с образовательными областями: “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”, “Труд”. А по средствам организации и оптимизации художественное конструирование интегрируется с образовательными областями: “Художественное творчество”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”.
Работы по рисованию мы используем как фон для работ по художественному конструированию или как основу для других видов деятельности. Например: иллюстрация к художественному или музыкальному произведению.
Для повышения интереса к результатам своего труда детям мы предлагаем организацию выставок работ для тематического героя или родителей.
Взаимодействие с родителями позволяет решать задачи обогащения детских впечатлений в социальной среде: совместные прогулки по городу и в зоопарк; посещение детских спектаклей и выставок; чтение художественной литературы в семейном кругу.
Для определения уровня развития художественных и творческих способностей, овладения основными видами конструкторских навыков направленных на передачу характерных особенностей сказочных героев, используется диагностика разработанная авторами программы “Развитие” для раздела “художественное конструирование”, которая проводится в конце учебного года.
Работая углубленно по данному направлению, мы обратили внимание на развитие у детей умений, передавать характерные черты образа, что говорит о формировании эмоциональной отзывчивости.