Идея красоты в искусстве модерна

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: развитие у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению особенностей стиля модерн.

Художественно-педагогическая идея урока: путем погружения в живопись и архитектуру модерна прийти к пониманию основной идеи этого стиля — идеи абсолютной Красоты.

Задачи урока:

  1. расширение культурно-художественного кругозора учащихся через знакомство со спецификой и образной системой стиля модерн;
  2. развитие у старшеклассников умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал;
  3. постижение мировоззренческих акцентов искусства модерна, воплощенных в произведениях архитектуры и живописи.

Зрительный ряд: афиши и плакаты (А. Муха); иллюстрация портьерного узора «Удар бича» (Х. Обрист); первая афиша выставки Сецессиона, общий вид здания Сецессиона в Be» (Й. Ольбрих); «Бетховенский фриз» — иллюстрации отдельных образов (Г. Климт); интерьеры особняка Тасселя (B. Oрта), общий вид Ярославского вокзала (Ф. Шехтель); интерьеры собора Св. Семейства в Барселоне (А. Гауди).

Музыкальный ряд: К. Сен-Санс «Лебедь», Симфония № 9 («Ода к радости»), С.С. Прокофьев Вальс из балета «Золушка» (фрагмент).

Литературный ряд: О.У айльд «Портрет Дориана Гр-стихотворения М.Волошина.

Материалы: карта Европы конца XIX — начала XX век_г (с городами — центрами модерна); карточки — иллюстрации для работы в группах: интерьеры особняка Тасселя (В. Орта «Общий вид и архитектурные детали Ярославского вокзала (Ф.Шехтель);

Оборудование (ТСО): музыкальный центр, магниты, экран, проектор.

План урока:

  1. Аромат времени. Эмоционально-образное погружение в атмосферу начала XX века.
  2. Приметы стиля. Поисково-творческое задание по афишам и плакатам А. Мухи (работа в группах).
  3. География модерна. Главные центры модерна, множество названий стиля.
  4. Знаковое выражение стиля. Линия модерна. Эмоционально-образное погружение «Художественный образ модерна».
  5. Идея синтеза искусств {Венский Сецессион). Преобразование окружающей жизни Красотой.
  6. Образы, олицетворяющие идею поисков Красоты (Г.Климт. «Бетховенский фриз»). Познавательно-творческое задание «Путь к Красоте» (работа в группах). Комментарий-импровизация «Движение как алгоритм эстетического восприятия фриза».
  7. Преобладание живописности над симметрией. (В. Орта. Особняк Тасселя). Познавательное задание «Живописность как характерная черта модерна» (работа в группах).
  8. Принцип «изнутри наружу» (Ф.Шехтель. Ярославский вокзал). Эмоционально-образное погружение «Художественное пространство модерна» (М.Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток...»). Поисково-творческое задание «Элементы русской архитектуры в модерне» (работа в группах).
  9. Эстетизация национальной идеи (А. Гауди. Собор Св. Семейства). Познавательное задание «Идея прорастания архитектурной формы» (работа в группах).

Методы обучения:

а) эмоционально-образное погружение;
б) комплексное воздействие искусств;
в) активизация восприятия, воображения и творческого мышления;
г) создание ситуаций творческого поиска;
д) анализ художественных впечатлений.

Формы обучения: сочетание групповой и индивидуальной познавательно-творческой деятельности.

Приложение

Ход урока

Слайд 1

Чтец:

В час вечерний здесь каждый дрожащий цветок,
Как кадильница, льет фимиам умиленный,
Волны звуков сливая с волной благовонной;
Где-то кружится вальс, безутешно глубок;
Льет дрожащий цветок фимиам умиленный,
Словно сердце больное, рыдает смычок,
Где-то кружится вальс, безутешно-глубок,
И прекрасен закат, как алтарь позлащенный;
Словно сердце больное, рыдает смычок, —
Словно робкое сердце пред тьмою бездонной,
И прекрасен закат, как алтарь позлащенный;
огружается солнце в кровавый поток...
(Шарль Бодлер)

1. «Аромат времени»

Эмоционально-образное погружение в атмосферу начала XX века

Учитель: Рост влиятельного и высококультурного среднего класса — банкиров, промышленников, торговцев, врачей, юристов — вследствие промышленной революции обусловил спрос на изящные, красивые вещи с ярко выраженной функциональностью. Однако заполнившие буржуазные гостиные тиражированные предметы роскоши разного стиля, абсолютно не сочетавшиеся друг с другом, не могли его удовлетворить. Новый гедонизм, преобладающей чертой которого явилось высокоразвитое стремление к Красоте, привел к возникновению элегантного стиля модерн

Слайд 2

Звучит «Лебедь» К.Сен-Санса.

Идею о том, что Красота выступает высшим видом Гения, четко сформулировал английский писатель и эстет Оскар Уайльд в романе «Портрет Дориана Грея». «Она, — говорит один из героев, — великое явление окружающего нас мира, как солнечный свет, или весна, или отражение в темных водах серебряного щита луны. Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями тех, кто ею обладает... Красота — чудо из чудес. Только пустые, ограниченные люди не судят по внешности. Подлинная тайна жизни заключена в зримом, а не в сокровенном».

2. Приметы стиля

Поисково-творческое задание по афишам и плакатам А.Мухи (работа в группах)

Учитель: Рассмотрите в группах афиши и плакаты чешского художника Альфонса Мухи. Назовите характерные приметы стиля, которому посвящен наш урок.

Слайды 3-5

Учащиеся обсуждают работы художника, высказывают свои мысли.

Иллюстрации для работы групп.

Группа 1 — афиша спектакля В. Сарду «Жизмонда» с участием Сары Бернар.

Группа 2 — рекламный плакат «Аллегория танца» .

Группа 3 — рекламный плакат сигарет «Job»..

3. География модерна

Слайд 6

Учитель демонстрирует карту Европы конца XIX — начала XX века (с городами — центрами модерна) и располагает ее на доске.

Учитель: Главным центром модерна стала не «художественная столица мира» тех времен — Париж, а Вена и Брюссель. Ярко проявился стиль в таких точках Европы, как провинция Нанси (Франция), города Мюнхен и Дармштадт (Германия), Барселона (Испания), Турин (Италия). Центрами архитектурного модерна в России были Москва, усадьбы Талашкино и Абрамцево.

4. Знаковое выражение стиля. Линия модерна

Эмоционально-образное погружение «Художественный образ модерна»

Слайд 7

«Удар бича» Хермана Обриста .

Учитель: Стиль модерн, промелькнув словно молния на рубеже XIX—XX веков, не только заворожил современников и будущие поколения, но и совершил настоящую революцию в искусстве.

«Знаковым выражением стиля стала волнистая линия, заимствованная из растительного мира, поэтому в орнаменте преобладали водоросли, колеблющиеся в струях потока, растения с длинными стеблями и изысканно-утонченными цветами — лилии, цикламены, ирисы, орхидеи, восточные мотивы с хризантемами, стрекозами и павлинами. С ними соперничали женские образы с неимоверно длинными струящимися волосами, напоминающими то языки пламени, то океанские волны» (учебник, с. 174 175).

Учитель: Красота выходит в мир и обволакивает предметы и самого человека своими пленительными линиями. Линия модерна гибкая, упругая, нетерпеливая, не признающая препятствий.-

5. Идея синтеза искусств (Венский Сецессион)

Слайды 8, 9

Учащиеся знакомятся с текстом учебника и отвечают на вопросы.

Учитель: Вы впервые видите это здание. С помощью текста учебника (с. 175, 232) ответьте на вопросы:

  • Где находится это здание?
  • Кто его построил и с какой целью?
  • Как в названии отражена идея его создания?

Ответы учеников

Учитель: Это здание венского Сецессиона — выставочного зала, созданного по инициативе молодых представителей австрийского искусства. В их группу входили писатель, архитекторы, художники, скульпторы.

При входе в здание Сецессиона на фризе можно прочесть надпись: «Der Zeit ihre Kunst, der Kunst ihre Freiheit» («Каждому времени свое искусство, каждому искусству свою свободу»). На стене парадного фасада крупными буквами написано: «Ver sacrum» («Весна священная»).

Участники Сецессиона соединяли живопись, скульптуру, архитектуру и декоративное искусство. Предпочтение отдавалось тематическим выставкам, сосредоточенным вокруг одного произведения, которому подчинялись все остальные, рождая общее гармоничное впечатление.

Основной целью Сецессиона было преобразование жизни эстетическими средствами, исцеление болезней общества Красотой. За первые 7 лет существования объединения были организованы 23 выставки, экскурсии для рабочих, бесплатная раздача каталогов.

Четырнадцатая выставка Сецессиона (1902 г.) стала знаменательным событием в истории группы. Центральным экспонатом выставки была скульптура «Бетховен» немецкого мастера Макса Клингера.

Слайд 10

Приглушенно, как бы рождаясь из тишины, начинает звучать финал Девятой симфонии Л. В. Бетховена.

Оркестр Венской оперы исполнял IV часть Девятой симфонии Бетховена, а три стены занимал грандиозный цикл панно «Бетховенский фриз», который выполнил Густав Климт.

6. Образы, олицетворяющие идею поиска Красоты (Густав Климт «Бетховенский фриз»)

Слайды 11. 12

«Бетховенский фриз» рассчитан на последовательное восприятие при движении слева направо. Он дает представление об основных образах симфонии Бетховена: это страдания человечества, силы зла и символический хор, исполняющий финал «К радости» на слова одноименной оды Фридриха Шиллера — немецкого поэта эпохи Просвещения.

Учитель: Синтез музыки, поэтического текста и изобразительного ряда в этой работе Климта довершает стилизация под византийскую мозаику.

Слайд 13

7. Преобладание живописности над симметрией (Виктор Орта. Особняк Тасселя)

Учитель: Цельность художественного образа достигалась в модерне различными путями. В выставках венского Сецессиона это синтез искусств. В интерьерах особняков, ставших в то время особенно популярными, это сохранение единства стиля, в котором нет мелочей. Интерьер модерна создавал особую атмосферу, поэтому была важна каждая деталь. Единству стиля должны были отвечать «живописные фризы, скульптура, витражи, мебель, светильники, каминные решетки, посуда, даже украшения и одежда хозяев» (учебник, с. 176).

И все это было органично связано с внешним обликом здания. Первым архитектором модерна стал бельгийский мастер Виктор Орта.

Познавательное задание «Живописность как характерная черта модерна» (работа в группах)

Учитель:

  • Назовите характерные черты стиля, проявляющиеся в экстерьере здания (учебник, с. 177—178).
  • Назовите особенности стиля, проявляющиеся в интерьере (учебник, с. 178—179).
  • Рассмотрите на конкретном примере, как соблюдается принцип преобладания живописности над симметрией во внутреннем и внешнем облике особняка Тасселя.

Слайды 14, 15

Учащиеся в группах рассматривают фрагменты фасада и интерьера особняка Тасселя

Ответы, размышления ребят.

8. Принцип «изнутри наружу» (Федор Шехтель. Ярославский вокзал)

Слайд 16

Эмоционально-образное погружение «Художественное пространство модерна»

Звучит Вальс из балета «Золушка» С. Прокофьева (фрагмент).

Чтец:

Сквозь сеть алмазную зазеленел восток.
Вдаль по земле, таинственной и строгой,
Лучатся тысячи тропинок и дорог.
О, если б нам пройти чрез мир одной дорогой!
Все видеть, все понять, все знать, все пережить.
Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,
Пройти по всей земле горящими ступнями,
Все воспринять — и снова воплотить!
Максимилиан Волошин

Поисково-творческое задание «Элементы русской архитектуры в модерне» {работа в группах)

Учитель: Приведите примеры соединения архитектурных и декоративных элементов неорусского стиля и стиля модерн. Дополните свои ответы материалом учебника (с. 179 — 180).

• Найдите в этом сооружении проявления принципа «изнутри наружу», выражающегося в оформлении внешних объемов здания согласно внутреннему предназначению помещений.

Ответы учащихся

Учитель: Архитектура Ярославского вокзала представляет собой уникальный пример соединения эстетизма и функциональности.

9. Эстетизация национальной идеи (Антонио Гауди. Собор Св. Семейства)

Слайды 17, 18

Учитель: Недостроенный Антонио Гауди собор Св. Семейства — реплика так называемой каталонской готики, вобравшей в себя черты готической архитектуры и национальный колорит северо-востока Испании с ее огромным синим небом, огненно-красным солнцем, апельсиновыми деревьями, запахом ирисов и хвои.

Познавательное задание «Идея прорастания архитектурной формы» (работа в группах)

Слайды 19, 20, 21

Группа 1 — Рождественский фасад.

Группа 2 — Внешний вид и декор Страстного фасада.

Группа 3 — Портал Милосердия и его декор.

Ответы, размышления ребят.

Один из учащихся зачитывает фрагмент текста.

Учитель: Рассмотрите иллюстрации собора Св. Семейства в Барселоне.

  • Какое впечатление производит на вас собор?
  • В чем состоят особенности изображения религиозных сюжетов в искусстве модерна?
  • Что роднит это сооружение с природными формами? Прочитайте об этом на страницах учебника.

«В нем нет ни одного прямого угла, он органически "растет" как природная форма. О таких по-змеиному извивающихся стенах, о таком декоре итолько стен, но и башен, льющих потоки окрашенного света, готика в своем стремлении преобразить реальность не могла и мечтать» (учебник, с. 181).

Слайд 22

10. Эпилог

Учитель: Сегодня на уроке мы наблюдали прорастание цветка модерна из семени, несущего в себе идею Красоты как абсолютной ценности. Погружаясь в художественное пространство стиля, наполненное внутренним динамизмом, пытаясь прочувствовать художественный образ — живой, пульсирующий, субъективный, мы выявили главные черты модерна:

  1. синтез искусств («Бетховенский фриз» Густава Климта);
  2. преобладание живописности над симметрией (особняк Тасселя Виктора Орты);
  3. принцип «изнутри наружу» (Ярославский вокзал Федора Шехтеля);
  4. эстетизация национальной идеи (собор Св. Семейства Антонио Гауди).

Мы обращали внимание на удивительную цельность художественных образов модерна, на их изящную Красоту. И вот в финале нашего урока цветок распустился.

Каждый из вас по-своему воспринял, почувствовал и пережил то, что происходило здесь. Попробуйте выразить свое отношение к стилю модерн. Вы можете выбрать любую форму художественной рефлексии (прозаический или поэтический текст, графический или живописный образ, высказывание-афоризм и т.д.). Ваши реплики, впечатления и размышления мы назовем «Мой лепесток в распустившемся цветке модерна».

Звучит «Лебедь» К.Сен-Санса.

Рефлексия:учащиеся составляют синквейн «Стиль модерн»

В качестве домашней работы учащимся предлагается выполнить задание № 27 в рабочей тетради (с. 34).

Примечание: урок построен в соответствии с программой Емохоновой Л.Г.

Интернет-ресурсы:

  • artclassic/edu.ru
  • music.edu.ru
  • www.archi-tec.ru
  • www.artyx.ru
  • www.world.art
  • www/castles.narod.ru
  • www.artyx.ru
  • urok.1sept.ru/subjects/28/
  • fcior.edu.ru/
  • www.krugosvet.ru
  • www.artclassic.edu.ru