Класс: 2
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: нестандартный, с использованием ИКТ.
Место в учебном плане: итоговый урок по разделу “Природа”.
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, о разнообразии растений и животных.
Задачи:
- Обучающая: обобщить представления учащихся о факторах, угрожающих живой природе. Формировать важнейшие правила поведения детей в природе, направленные на её сбережение. Провести проверочную работу.
- Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, вырабатывать навыки компьютерной грамотности;
- Воспитательная: воспитывать любовь к природе, ответственность за все живое, что нас окружает, чувство коллективизма, взаимовыручки.
Методы:
- иллюстративный;
- беседа;
- диалог;
- фронтальный опрос;
- оперативный контроль;
- работа с компьютером;
- индивидуальная работа;
Оборудование:
компьютеры;
Используемая литература:
А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 2 класс: Учебник
для учащихся общеобразовательных учреждений: –
М.: Просвещение.
План урока.
1. Организационный момент (1 минута)
2. Актуализация опорных знаний (работа с
разрезными карточками).
Объявление темы и цели урока. (5 минут)
3. Живая и неживая природа. (5 минут)
4. Физминутка. (1 минута)
5. Культурные и дикорастущие растения. (8 минут)
- Работа по картине.
- Игра “Найди пару”.
6. Животные. (8 минут)
- Кроссворд.
- Работа в группах.
- Индивидуальная работа у доски.
7. Физминутка. (1 минута)
8. Красная книга. Просмотр видеосюжета. (5 минут)
9. Работа по схеме. (5минут)
10. Работа с перфокартами. (3минуты)
11. Итог урока. (2 минуты)
Ход урока
I. Орг. момент
Учитель:
- Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать мой отряд?
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились, как умеете отвечать и как работаете на уроке.
- Какая сегодня погода? (ясно, пасмурно, ветрено, с осадками или без осадков и т.д.)
- Какая сегодня температура воздуха?
- А сейчас подумайте и ответьте. В программе “Новости” сообщили, что в Якутии t-50°, а в Хабаровске -27°.
Где теплее? Почему?
II. Работа с разрезным раздаточным материалом. Слайд №2
Дети работают за партами, а один ученик у интерактивной доски.- Найдите нужную карточку и положите её перед
собой на парту.
Холод 28 градусов (-28)
- Если мы правильно выполним задание, то сможем прочитать тему урока.
-28 -12 -4 0 +7 +10 +30 П Р И Р О Д А
- Сегодня мы подведём итог большому разделу “Природа”.
Вспомним, какая бывает природа, какие бывают животные и растения, почему некоторые растения и животных заносят в Красную книгу, что должен делать человек и чего делать нельзя для сохранения всего прекрасного и живого на Земле.
III. Живая и неживая природа. Слайд №3
Учитель: - А какая бывает природа? (живая и неживая)
Задание: Назвать картинки с изображением неживой природы. (Один ученик у интерактивной доски)
Проверка:
- неживая природа (солнце, туча, солнце);
- живая природа (растения, животные, человек)
IV. Физминутка. (Упражнения для глаз)
Прилетела бабочка,
Села на указку.
Мы на бабочку посмотрим,
Чтоб отдохнули глазки.
V. Культурные и дикорастущие растения.
Учитель: - Ребята, отгадайте загадку.
Дышит, растёт,
А ходить не может. (растение).
Работа по картинке Слайд №4
Посмотрите на картинку. Какие вопросы можно задать по этой картинке?
- Какие растения мы видим на картинке? (деревья, кустарники, травы) Все ли деревья одинаковые? (хвойные и лиственные)
К какой группе (дикорастущие или культурные) относятся эти растения и почему? (дикорастущие, потому что за этими растениями не ухаживает человек)
Если растения выращивают люди то, как называются эти растения? (культурные)
Игра “Найди пару”. (культурные растения) Слайд №5
Учитель: - Мы должны разложить культурные растения по корзинам.
Учитель загадывает загадки. Кто отгадывает, тот выходит к доске, находит пару к разгадке и кладёт культуры в нужную корзинку.
1.
На стеблях белеют чашки.
В них и нитки и рубашки. (хлопок – прядильная культура)+лён
2.
Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (морковь – овощная культура)+лук
3.
Круглое, румяное,
Я росту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко – плодовая культура) + абрикос
4.
В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Белым хлебом пришла.(пшеница – зерновая культура) +рожь
5.
На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд,
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт руками.... (розы – декоративная культура) + лилии
VI. Животные.
1. Кроссворд Слайд №6
Учитель:
- Чтоб кроссворд наш отгадать
Я прошу вас не зевать.
Вмиг тогда вы все поймёте
Быстро и ответ найдёте.
Кто о себе так говорит?
- Я маленький. Меня знает каждый. Не очень люблю, когда меня берут в руки, сразу сворачиваюсь в клубок. Я имею иголки, но ни одной нитки. (ЁЖ)
- Я житель водоёмов. Похож я на бревно и имею усы. (СОМ)
- Меня называют санитаром леса. Я птица яркая красивая. Весь день стучу. (ДЯТЕЛ)
- А меня можно встретить вблизи рек и озер. У меня есть крылышки. А ещё меня называют вертолётом. (СТРЕКОЗА)
- Какое ключевое слово? (животные) К каким группам относятся эти животные?
СТРЕКОЗА – насекомое
СОМ – рыба
ДЯТЕЛ – птица
ЁЖ – зверь
2. Работа в группах.
Дети получают конверты с картинками животных. Нужно выбрать животных с названием своей группы и положить в карманы наборного полотна.
Проверка у доски.
Насекомые – животные, у которых три пары ног.
Звери – животные, у которых две пары ног и тело покрыто шерстью.
Птицы – животные, у которых два крыла, две ноги и тело покрыто перьями.
Рыбы – животные, тело которых покрыто чешуёй и вместо ног плавники.
3. Домашние и дикие животные. Слайд №7
Ученики должны расселить животных в лес и к человеку.
Дети делают выводы, что
- Животные, которые живут в лесу (в поле, на лугу) и сами добывают себе пищу, называются дикими.
- Животные, которых разводит человек и ухаживает за ними, называются домашними.
VII. Физминутка.
Учитель: - Поиграем в игру “Прилетели птицы”.Я буду называть только птиц, но если ошибусь, то вам нужно хлопать в ладошки. Итак, полетели.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи...
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...
Прилетели птицы: голуби, куницы...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Воробьи, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы
Все мы молодцы!
VIII. Красная книга. Слайд №8
Учитель:
- К нам на урок пришли наши знакомые Сережа и Надя.
- Что за книга у них в руках? (Красная книга)
- Почему она красная? (В эту книгу заносят названия исчезающих животных и растений.)
- Каких животных и растения из этой книги мы узнали на прошлом уроке?
(учитель показывает картинки, а дети называют что изображено)
- Мы растения и животных этих знаем, бережём и охраняем
В книгу красную они уж давно занесены.
Учитель указывает на экране на картинки с изображением ежа и дятла.
Учитель: - Эти животные стали редкими. И теперь они занесены в Красную книгу Саратовской области. Давайте посмотрим видео сюжет про этих животных.
(Просмотр видеосюжетов, взятых из СD-диска “БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ”)
Учитель: - Почему же становятся редкими и исчезают многие растения и животные? Вот схема, которая поможет в этом разобраться.
Слайд №9
- Какое влияние оказывает человек на природу?
Ответы детей по схеме на доске.
IX. Будь природе другом. Слайд №10
Учитель: - Ребята, а мы с вами можем ли помочь природе?
Можем стать ей другом?
Что для этого нужно делать? (ответы детей)
- Необходимо не только знать растения и животных, которые занесены в Красную книгу. Но и бережно к ним относиться и охранять их.
X. Работа с перфокартами.
Учитель: - Ребята, Сережа и Надя принесли вам задание и хотят
проверить хорошо ли вы изучили раздел “Природа”?
Ребята работают с перфокартами и затем самостоятельно проверяют работу с помощью проверочного листа.
XI.Итог урока. Слайд №11
Ученик читает стихотворение.
- Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость!
И даст вам природа здоровье и радость.
Учитель: - Спасибо вам, ребята, за хорошие и правильные ответы, за активную работу на уроке. Мне с вами было очень интересно.