Урок окружающего мира по теме «Обобщение по разделу "Природа"»

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Класс: 2

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: нестандартный, с использованием ИКТ.

Место в учебном плане: итоговый урок по разделу “Природа”.

Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе, о разнообразии растений и животных.

Задачи:

  • Обучающая: обобщить представления учащихся о факторах, угрожающих живой природе. Формировать важнейшие правила поведения детей в природе, направленные на её сбережение. Провести проверочную работу.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, вырабатывать навыки компьютерной грамотности;
  • Воспитательная: воспитывать любовь к природе, ответственность за все живое, что нас окружает, чувство коллективизма, взаимовыручки.

Методы:

  • иллюстративный;
  • беседа;
  • диалог;
  • фронтальный опрос;
  • оперативный контроль;
  • работа с компьютером;
  • индивидуальная работа;

Оборудование:

  • компьютеры;
  • демонстрационный материал;
  • доска;
  • раздаточный материал (разрезные карточки);
  • рисунки животных и растений, о которых пойдет речь на уроке;
  • картины “Лес” и “Жилище человека”;
  • Красная книга;
  • схема “Влияние человека на природу”;
  • знаки правил друзей природы;
  • памятки-закладки;
  • перфокарты с проверочными листами;
  • сигнальные карточки;
  • магниты.

Используемая литература:

  • А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: – М.: Просвещение.
  • СD-диск “БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ”

План урока.

1. Организационный момент (1 минута)

2. Актуализация опорных знаний (работа с разрезными карточками).
Объявление темы и цели урока. (5 минут)

3. Живая и неживая природа. (5 минут)

4. Физминутка. (1 минута)

5. Культурные и дикорастущие растения. (8 минут)

  • Работа по картине.
  • Игра “Найди пару”.

6. Животные. (8 минут)

  • Кроссворд.
  • Работа в группах.
  • Индивидуальная работа у доски.

7. Физминутка. (1 минута)

8. Красная книга. Просмотр видеосюжета. (5 минут)

9. Работа по схеме. (5минут)

10. Работа с перфокартами. (3минуты)

11. Итог урока. (2 минуты)

Ход урока

I. Орг. момент

Учитель:

- Ну-ка, детки, встаньте в ряд.
Готов работать мой отряд?
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Они хотят посмотреть, чему вы научились, как умеете отвечать и как работаете на уроке.

- Какая сегодня погода? (ясно, пасмурно, ветрено, с осадками или без осадков и т.д.)

- Какая сегодня температура воздуха?

- А сейчас подумайте и ответьте. В программе “Новости” сообщили, что в Якутии t-50°, а в Хабаровске -27°.

Где теплее? Почему?

II. Работа с разрезным раздаточным материалом. Слайд №2

Дети работают за партами, а один ученик у интерактивной доски.

- Найдите нужную карточку и положите её перед собой на парту.

  • Холод 28 градусов (-28)
  • Двенадцать градусов мороза(-12)
  • Четыре градуса ниже нуля (-4)
  • Нуль градусов (0)
  • Семь градусов тепла (+7)
  • Десять градусов выше нуля (+10)
  • Жара 30 градусов (+30)

- Если мы правильно выполним задание, то сможем прочитать тему урока.

-28 -12 -4 0 +7 +10 +30
П Р И Р О Д А

- Сегодня мы подведём итог большому разделу “Природа”.

Вспомним, какая бывает природа, какие бывают животные и растения, почему некоторые растения и животных заносят в Красную книгу, что должен делать человек и чего делать нельзя для сохранения всего прекрасного и живого на Земле.

III. Живая и неживая природа. Слайд №3

Учитель: - А какая бывает природа? (живая и неживая)

Задание: Назвать картинки с изображением неживой природы. (Один ученик у интерактивной доски)

Проверка:

  • неживая природа (солнце, туча, солнце);
  • живая природа (растения, животные, человек)

IV. Физминутка. (Упражнения для глаз)

Прилетела бабочка,
Села на указку.
Мы на бабочку посмотрим,
Чтоб отдохнули глазки.

V. Культурные и дикорастущие растения.

Учитель: - Ребята, отгадайте загадку.

Дышит, растёт,
А ходить не может. (растение).

Работа по картинке Слайд №4

Посмотрите на картинку. Какие вопросы можно задать по этой картинке?

- Какие растения мы видим на картинке? (деревья, кустарники, травы) Все ли деревья одинаковые? (хвойные и лиственные)

К какой группе (дикорастущие или культурные) относятся эти растения и почему? (дикорастущие, потому что за этими растениями не ухаживает человек)

Если растения выращивают люди то, как называются эти растения? (культурные)

Игра “Найди пару”. (культурные растения) Слайд №5

Учитель: - Мы должны разложить культурные растения по корзинам.

Учитель загадывает загадки. Кто отгадывает, тот выходит к доске, находит пару к разгадке и кладёт культуры в нужную корзинку.

1.

На стеблях белеют чашки.
В них и нитки и рубашки. (хлопок – прядильная культура)+лён

2.

Сидит красная девица в темнице,
А коса на улице. (морковь – овощная культура)+лук

3.

Круглое, румяное,
Я росту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко – плодовая культура) + абрикос

4.

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Белым хлебом пришла.(пшеница – зерновая культура) +рожь

5.

На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд,
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт руками.... (розы – декоративная культура) +  лилии

VI. Животные.

1. Кроссворд Слайд №6

Учитель:

- Чтоб кроссворд наш отгадать
Я прошу вас не зевать.
Вмиг тогда вы все поймёте
Быстро и ответ найдёте.
Кто о себе так говорит?

  • Я маленький. Меня знает каждый. Не очень люблю, когда меня берут в руки, сразу сворачиваюсь в клубок. Я имею иголки, но ни одной нитки. (ЁЖ)
  • Я житель водоёмов. Похож я на бревно и имею усы. (СОМ)
  • Меня называют санитаром леса. Я птица яркая красивая. Весь день стучу. (ДЯТЕЛ)
  • А меня можно встретить вблизи рек и озер. У меня есть крылышки. А ещё меня называют вертолётом. (СТРЕКОЗА)

- Какое ключевое слово? (животные) К каким группам относятся эти животные?

СТРЕКОЗА – насекомое

СОМ – рыба

ДЯТЕЛ – птица

ЁЖ – зверь

2. Работа в группах.

Дети получают конверты с картинками животных. Нужно выбрать животных с названием своей группы и положить в карманы наборного полотна.

Проверка у доски.

Насекомые – животные, у которых три пары ног.

Звери – животные, у которых две пары ног и тело покрыто шерстью.

Птицы – животные, у которых два крыла, две ноги и тело покрыто перьями.

Рыбы – животные, тело которых покрыто чешуёй и вместо ног плавники.

3. Домашние и дикие животные. Слайд №7

Ученики должны расселить животных в лес и к человеку.

Дети делают выводы, что

  • Животные, которые живут в лесу (в поле, на лугу) и сами добывают себе пищу, называются дикими.
  • Животные, которых разводит человек и ухаживает за ними, называются домашними.

VII. Физминутка.

Учитель: - Поиграем в игру “Прилетели птицы”.Я буду называть только птиц, но если ошибусь, то вам нужно хлопать в ладошки. Итак, полетели.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи...
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны...
Прилетели птицы: голуби, куницы...
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Воробьи, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы
Все мы молодцы!

VIII. Красная книга. Слайд №8

Учитель:

- К нам на урок пришли наши знакомые Сережа и Надя.

- Что за книга у них в руках? (Красная книга)

- Почему она красная? (В эту книгу заносят названия исчезающих животных и растений.)

- Каких животных и растения из этой книги мы узнали на прошлом уроке?

(учитель показывает картинки, а дети называют что изображено)

- Мы растения и животных этих знаем, бережём и охраняем

В книгу красную они уж давно занесены.

Учитель указывает на экране на картинки с изображением ежа и дятла.

Учитель: - Эти животные стали редкими. И теперь они занесены в Красную книгу Саратовской области. Давайте посмотрим видео сюжет про этих животных.

(Просмотр видеосюжетов, взятых из СD-диска “БОЛЬШАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ”)

Учитель: - Почему же становятся редкими и исчезают многие растения и животные? Вот схема, которая поможет в этом разобраться.

Слайд №9

- Какое влияние оказывает человек на природу?

Ответы детей по схеме на доске.

IX. Будь природе другом. Слайд №10

Учитель: - Ребята, а мы с вами можем ли помочь природе?

Можем стать ей другом?

Что для этого нужно делать? (ответы детей)

- Необходимо не только знать растения и животных, которые занесены в Красную книгу. Но и бережно к ним относиться и охранять их.

X. Работа с перфокартами.

Учитель: - Ребята, Сережа и Надя принесли вам задание и хотят

проверить хорошо ли вы изучили раздел “Природа”?

Ребята работают с перфокартами и затем самостоятельно проверяют работу с помощью проверочного листа.

XI.Итог урока. Слайд №11

Ученик читает стихотворение.

- Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость!
И даст вам природа здоровье и радость.

Учитель: - Спасибо вам, ребята, за хорошие и правильные ответы, за активную работу на уроке. Мне с вами было очень интересно.