Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет.
(М.В. Ломоносов)
Цели:
- Овладение способами проектной деятельности: выбор темы проекта; выявление проблемы и пути ее решения; составление плана работы; поиск и анализ необходимой информации; оформление результатов работы; презентация проекта.
- Развитие личностного потенциала учащихся, их познавательных и творческих способностей.
- Воспитывать самостоятельность и умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и взрослыми.
Задачи:
- Создать условия для развития УУД (умения учиться) на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта.
- Помочь учащимся оформить результаты проекта: тематическое лото, кроссворд, синквейн, кроссенс, фишбоун.
- Составить тексты к слайдам презентации.
- Научить оценивать творческие работы одноклассников.
Образовательные и воспитательные технологии: проектные, игровые, ИКТ, ТРКМ (технология развития критического мышления).
Оборудование: мультимедийный комплекс (интерактивная доска, ноутбук, проектор).
Информационно-образовательные ресурсы:
- Презентация (PowerPoint 2007, Mimio Studio).
- Игровые задания на интерактивной доске Mimio.
- Раздаточный материал, книги о Ломоносове.
Планируемые результаты: развитие навыков самостоятельной работы с информацией; изучение способов представления результатов проекта; освоение навыков общения, развитие способности к самоанализу и рефлексии.
Методический паспорт проекта Приложение 1.
Технологическая карта проекта
Алгоритм проектной деятельности | Деятельность учащихся | Деятельность воспитателя |
Запуск проекта | Обсуждают тему проекта, определяют проблему, которая обуславливает мотив деятельности: можно ли назвать Ломоносова творцом наук российских? | Сосредотачивает внимание учащихся на теме, обсуждает с ними актуальность проблемы: почему это важно для каждого? Представляет тему в виде кластера. |
Планирование работы | Выбирают подтемы: в проекте выделяются три направления – “Жизнь Михайло на Родине”, “Учеба Ломоносова в Москве, Петербурге и Германии”, “Научная деятельность ученого в Петербурге”. Что должно стать результатом моей работы и как этого добиться? Определяют формы работы (индивидуальной, групповой), распределяют обязанности. | Планирует работу вместе с детьми. Определяет сроки выполнения проекта. Составляет график промежуточной отчетности. Помогает детям выбрать средства и методы выполнения. Обсуждает с ними критерии оценки качества проекта и сценарий презентации. |
Актуализация знаний | Учащиеся готовят сообщения об экспонатах музея. Вспоминают основные понятия темы: первый русский ученый, области научный знаний, учебные заведения 18 века. Дидактические игры: лото по теме проекта, игровые задания на интерактивной доске. | Задания детям: подготовить сообщение о посещении Музея Ломоносова в Кунсткамере. Вспомнить, что названо именем ученого (улица, площадь, фарфоровый завод, город, университет...) |
Реализация проекта | Осуществляют поисковую деятельность. Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников. Подготовка наглядно-графического материала |
Предлагает книги о Ломоносове и тексты из Интернета. Составляет вопросы и задания к текстам. Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей. |
Оформление результатов | Оформление творческих проектов: тексты к слайдам презентации, кроссворд, синквейн, кроссенс. | Делает презентацию проекта (Power Point, Mimio Studio). Советует, помогает, проверяет. |
Презентация проекта | Рассказывают о жизни и деятельности Ломоносова. Представляют результаты работы. | Организует выступления учащихся. Обобщает полученные результаты. |
Рефлексия | Анализ пути достижения целей проекта. | Предлагает схему “Фишбоун” |
Презентация проекта
Многими славными именами по праву гордится Россия. Среди них – удивительный русский ученый. В давние времена он интересовался звездами и стихами, химией и историей, изучал многие науки. Догадались ли вы, о ком идет речь? Конечно, это Михаил Васильевич Ломоносов.
Сын поморского рыбака, он за пять лет прошел восьмилетний курс обучения в московской Славяно-греко-латинской академии. В числе лучших учеников обучался за границей. Стал профессором Петербургской академии наук. “Утверждение наук в своем Отечестве” Ломоносов считал главным делом жизни.
Всю свою жизнь трудился Михаил Васильевич Ломоносов во славу России. И Россия всегда будет помнить о нем. Имя Ломоносова носит Московский университет. В честь него назван учеными минерал ломоносовит. О нем пишут книги и снимают фильмы.
Воспитатель рассказывает об этапах проекта:
Слайд 1. Информационный проект “Все испытал и все проник”.
Слайд 2. Что такое метод проектов?
Слайд 3. Личностно-ориентированная технология.
Слайд 4. Универсальные учебные действия.
Слайд 5. Этапы работы над проектом.
Слайд 6. Запуск проекта. Кластер.
Слайд 7-10. Актуализация знаний. Игровые занятия на интерактивной доске: лото (Приложение 2), найди слова, составь слова из букв слова “Кунсткамера”, задание “Экспонат”.
Учащиеся комментируют слайды презентации:
Слайд 11. Быт поморской семьи.
Михайло родился в семье крестьянина-помора. Поморами их называли потому, что они плавали “по морю”, ловили рыбу и добывали морского зверя: тюленей и моржей.
Слайд 12. Холмогорская резьба по кости.
Поморы славились своим трудолюбием, стойкостью и отвагой. Они были искусными в ремеслах. Холмогорская резьба по кости известна так же, как и Вологодские кружева.
Слайд 13. Вопросы
Михайло любил вопросы задавать, да такие, на которые ему никто ответить не мог:
– откуда ветер берется, который шторм на море поднимает?
– почему каждый день морские приливы и отливы происходит?
Слайд 14. Северное сияние.
– Отчего на зимнем небе появляется северное сияние?
Смотрит Михайло на огромный прекрасный мир, который его окружает. Как же разгадать его тайны и загадки? Может, в книгах найдутся разгадки?
Слайд 15. Врата учености.
Прочитал Михайло все книги, которые мог найти в деревне. Больше всего ему понравились арифметика и грамматика. Много интересного узнал из книг Михайло.
– Как знания изменили мир Ломоносова, от Холмогор – до столицы, от сына рыбака – до великого ученого?
Скоро сам узнаешь в школе
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Н.А. Некрасов “Школьник”
– Почему люди не ограничиваются существующими знаниями о мире, а пытаются “раздвинуть горизонты”?
Слайд 16. Путь в Москву.
Но чем больше он узнавал, тем больше ему хотелось учиться в настоящей школе. В 19 лет он отправился учиться в Москву. Так началась самостоятельная жизнь Ломоносова.
Слайд 17. Спасские школы, Университет при петербургской Академии Наук.
В Москве Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за сына дворянина. Через пять лет Ломоносова направили учиться в Петербург, а затем – в Германию.
Слайд 18. Университет в Германии.
В Германии он познакомился с новейшими теориями в области физики и химии, посещал лекции по металлургии и горному делу.
Слайд 19. Везде исследуйте всечасно.
Вернулся в Россию Ломоносов сформировавшимся ученым. В своих произведениях он писал:
Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет.
Слайд 20. Петербургская Академия Наук.
Ломоносов стал работать в Академии Наук – разными науками заниматься и русских студентов обучать, чтобы в России свои ученые появились.
Слайд 21. Стол химика. Экспонаты химической лаборатории.
В петровской Академии наук он создал физическую и химическую лаборатории, получил должность профессора химии и право на потомственное дворянство.
Слайд 22-24. Области научных открытий
Михаил Васильевич Ломоносов занимался многими науками. Он имел не только мудрую голову, но и искусные руки.
Ломоносов изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.
Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы. Он открыл атмосферу Венеры с помощью изобретенных им приборов.
Открылась бездна
Звезд полна
Звездам числа нет
Бездне – дна.
М.В. Ломоносов.
Слайд 25-28. Возрождение мозаичного искусства.
Ломоносов первым в России наладил производство цветных стекол, смальты, из которых составлялась мозаика.
Елизавета Петровна пожаловала Ломоносову грамоту на владение землей в Усть-Рудице. Мозаичная картина “Фабрика в Усть-Рудице” составлена из цветного стекляруса. Самая большая мозаичная картина, набранная Ломоносовым, называется “Полтавская баталия”
Слайды 29-33. Оформление результатов проекта.
Кроссворд, составленный учащимися;
Синквейн, который позволяет большой объем информации представить в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, обозначающего “Пять”
Синквейн (пятистишие) представляет собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
1-я строка – тема (название синквейна);
2-я строка – описание темы (два прилагательных);
3-я строка – действие (три глагола, относящиеся к теме);
4-я строка – фраза, выражающая отношение автора к теме;
5-я строка – синоним первой строки (существительное).
Кроссенс – означает “пересечение смыслов”. Придуман в 2002 году авторами С. Фединым и В. Бусленко по аналогии со словом “кроссворд”, которое означает “пересечение слов”. Кроссенс представляет собой таблицу из 9 картинок. Необходимо найти ассоциативную связь между картинками.
Слайд 34-42. Что названо именем Ломоносова.
- “Ломоносов создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом” (А.С. Пушкин);
- Императорский фарфоровый завод;
- Стация метро “Ломоносовская” в Санкт-Петербурге;
- Площадь, улица и мост Ломоносова;
- Город Ломоносов (Ораниенбаум);
- Памятники Ломоносову.
Слайд 43-44. Ломоносов – русский гений.
“Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник”. (А.С. Пушкин)
Слайды 45-46. Подведение итогов. Рефлексия.
Учащиеся систематизируют информацию в виде схемы “Фишбоун” и получают ответ на вопрос “Можно ли назвать Ломоносова творцом наук российских”
Слайд 47. Достоинства метода проектов.
Слайд 48-49. Библиография.
Материалы к проекту: буклет (Приложение 3)
БИБЛИОГРАФИЯ
- Автобус: Петербургский детский исторический журнал / ООО “Агентство путешествий и экскурсий “Эклектика”. – СПб.: Эклектика, 2011, №1. – 31с.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения)
- Гусева Н.Ю. Михаил Ломоносов и елизаветинское время / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011. – 84 с.
- Михаил Васильевич Ломоносов: Жизнь замечательных людей // Веселые уроки. – 1999. – №4. – С. 24-28;
- Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с. – (Серия “Уроки для педагогов”)
- Наша история.100 великих имен [Текст]. – М.: Де Агостини, 2011 Вып. №19: Михаил Ломоносов. – 2011г. – 31 с.;
- Перевезенцев С.В. Михайло Ломоносов / Худ. Орлов Е.И.. – М.: Белый город, 2011. – 48 с.;
- Повести о Ломоносове / Вступ. Ст. А.Морозова; художник В.Бритвин. – М.: Детская литература, 2011. – 476 с. – (Школьная библиотека);
- Приложение к журналу “Школьная библиотека”. – М.: РШБА, 2011, Сер. 2: Выставка в школьной библиотеке; Вып. 2: Ломоносов. – 8 л.
- Роньшин В.М. Михаил Ломоносов: Удивительная судьба великого русского ученого: Кн. для чтения. – М.: Белый город, 2007. – (Проект “Энциклопедия малыша”, серия “Рассказы по истории”);
- Саплина Е.В. Введение в историю. Учеб. для общеобразоват. учебных заведений / Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М.: Дрофа, 1997. – 128 с.;
- Твоя Россия: Учебник–хрестоматия по истории / Авт.-сост.: Н.Я.Чутко, Л.Е. Родионова. – М.: ФНМЦ им. Л.В.Занкова; Обнинск: Духовное возрождение., 1996. – 264 с.;
- Черненко Г. Российские изобретатели и ученые. – СПб.: Тимошка, 2000. – 111 с. – (Энциклопедия для школьников);
- Черненко Г. Творцы наук российских / Худ. Н.Андреев. – Л.: Художник РСФСР, 1989. – 80 с.
- Интернет-ресурсы
- Проект студентов МГУ и учащихся Ломоносовской школы. http://lomonosov300.ru/
- Холмогорский Историко-мемориальный музей имени http://museum.lomic.ru/
- М.В. Ломоносова. Виртуальная экскурсия. http://virtmuseum.aonb.ru
- Социокультурный проект Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А.Добролюбова “Виртуальный музей книжных памятников Архангельского Севера”
- Кунсткамера. Каталог “М.В. Ломоносов и российская наука XVIII века” http://www.kunstkamera.ru
- Эрмитаж. Николаевский зал. Выставка “М.В. Ломоносов и елизаветинское время” http://www.hermitagemuseum.org
- Проект студентов Академии экономики и управления. http://lomonosovmv.ru/
- Биографические сведения о Ломоносове: детство, учеба в Академии Наук, в Марбургском университете и в Москве. http://мв-ломоносов.рф/
- Санкт-Петербургский государственный Горный университет. Виртуальная выставка к 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова http://www.spmi.ru/node/3191