Инновационный проект "Все испытал и все проник"

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет.
(М.В. Ломоносов)

Цели:

  • Овладение способами проектной деятельности: выбор темы проекта; выявление проблемы и пути ее решения; составление плана работы; поиск и анализ необходимой информации; оформление результатов работы; презентация проекта.
  • Развитие личностного потенциала учащихся, их познавательных и творческих способностей.
  • Воспитывать самостоятельность и умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и взрослыми.

Задачи:

  • Создать условия для развития УУД (умения учиться) на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта.
  • Помочь учащимся оформить результаты проекта: тематическое лото, кроссворд, синквейн, кроссенс, фишбоун.
  • Составить тексты к слайдам презентации.
  • Научить оценивать творческие работы одноклассников.

Образовательные и воспитательные технологии: проектные, игровые, ИКТ, ТРКМ (технология развития критического мышления).

Оборудование: мультимедийный комплекс (интерактивная доска, ноутбук, проектор).

Информационно-образовательные ресурсы:

  • Презентация (PowerPoint 2007, Mimio Studio).
  • Игровые задания на интерактивной доске Mimio.
  • Раздаточный материал, книги о Ломоносове.

Планируемые результаты: развитие навыков самостоятельной работы с информацией; изучение способов представления результатов проекта; освоение навыков общения, развитие способности к самоанализу и рефлексии.

Методический паспорт проекта Приложение 1.

Технологическая карта проекта

Алгоритм проектной деятельности Деятельность учащихся Деятельность воспитателя
Запуск проекта Обсуждают тему проекта, определяют проблему, которая обуславливает мотив деятельности: можно ли назвать Ломоносова творцом наук российских? Сосредотачивает внимание учащихся на теме, обсуждает с ними актуальность проблемы: почему это важно для каждого? Представляет тему в виде кластера.
Планирование работы Выбирают подтемы: в проекте выделяются три направления – “Жизнь Михайло на Родине”, “Учеба Ломоносова в Москве, Петербурге и Германии”, “Научная деятельность ученого в Петербурге”. Что должно стать результатом моей работы и как этого добиться? Определяют формы работы (индивидуальной, групповой), распределяют обязанности. Планирует работу вместе с детьми.

Определяет сроки выполнения проекта. Составляет график промежуточной отчетности. Помогает детям выбрать средства и методы выполнения. Обсуждает с ними критерии оценки качества проекта и сценарий презентации.

Актуализация знаний Учащиеся готовят сообщения об экспонатах музея. Вспоминают основные понятия темы: первый русский ученый, области научный знаний, учебные заведения 18 века. Дидактические игры: лото по теме проекта, игровые задания на интерактивной доске. Задания детям: подготовить сообщение о посещении Музея Ломоносова в Кунсткамере. Вспомнить, что названо именем ученого (улица, площадь, фарфоровый завод, город, университет...)
Реализация проекта Осуществляют поисковую деятельность.

Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников. Подготовка наглядно-графического материала

Предлагает книги о Ломоносове и тексты из Интернета. Составляет вопросы и задания к текстам. Консультирует, координирует работу, стимулирует деятельность детей.
Оформление результатов Оформление творческих проектов: тексты к слайдам презентации, кроссворд, синквейн, кроссенс. Делает презентацию проекта (Power Point, Mimio Studio). Советует, помогает, проверяет.
Презентация проекта Рассказывают о жизни и деятельности Ломоносова. Представляют результаты работы. Организует выступления учащихся. Обобщает полученные результаты.
Рефлексия Анализ пути достижения целей проекта. Предлагает схему “Фишбоун”

Презентация проекта

Многими славными именами по праву гордится Россия. Среди них – удивительный русский ученый. В давние времена он интересовался звездами и стихами, химией и историей, изучал многие науки. Догадались ли вы, о ком идет речь? Конечно, это Михаил Васильевич Ломоносов.

Сын поморского рыбака, он за пять лет прошел восьмилетний курс обучения в московской Славяно-греко-латинской академии. В числе лучших учеников обучался за границей. Стал профессором Петербургской академии наук. “Утверждение наук в своем Отечестве” Ломоносов считал главным делом жизни.

Всю свою жизнь трудился Михаил Васильевич Ломоносов во славу России. И Россия всегда будет помнить о нем. Имя Ломоносова носит Московский университет. В честь него назван учеными минерал ломоносовит. О нем пишут книги и снимают фильмы.

Воспитатель рассказывает об этапах проекта:

Слайд 1. Информационный проект “Все испытал и все проник”.

Слайд 2. Что такое метод проектов?

Слайд 3. Личностно-ориентированная технология.

Слайд 4. Универсальные учебные действия.

Слайд 5. Этапы работы над проектом.

Слайд 6. Запуск проекта. Кластер.

Слайд 7-10. Актуализация знаний. Игровые занятия на интерактивной доске: лото (Приложение 2), найди слова, составь слова из букв слова “Кунсткамера”, задание “Экспонат”.

Учащиеся комментируют слайды презентации:

Слайд 11. Быт поморской семьи.

Михайло родился в семье крестьянина-помора. Поморами их называли потому, что они плавали “по морю”, ловили рыбу и добывали морского зверя: тюленей и моржей.

Слайд 12. Холмогорская резьба по кости.

Поморы славились своим трудолюбием, стойкостью и отвагой. Они были искусными в ремеслах. Холмогорская резьба по кости известна так же, как и Вологодские кружева.

Слайд 13. Вопросы

Михайло любил вопросы задавать, да такие, на которые ему никто ответить не мог:

– откуда ветер берется, который шторм на море поднимает?

– почему каждый день морские приливы и отливы происходит?

Слайд 14. Северное сияние.

– Отчего на зимнем небе появляется северное сияние?

Смотрит Михайло на огромный прекрасный мир, который его окружает. Как же разгадать его тайны и загадки? Может, в книгах найдутся разгадки?

Слайд 15. Врата учености.

Прочитал Михайло все книги, которые мог найти в деревне. Больше всего ему понравились арифметика и грамматика. Много интересного узнал из книг Михайло.

– Как знания изменили мир Ломоносова, от Холмогор – до столицы, от сына рыбака – до великого ученого?

Скоро сам узнаешь в школе
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
Н.А. Некрасов “Школьник”

– Почему люди не ограничиваются существующими знаниями о мире, а пытаются “раздвинуть горизонты”?

Слайд 16. Путь в Москву.

Но чем больше он узнавал, тем больше ему хотелось учиться в настоящей школе. В 19 лет он отправился учиться в Москву. Так началась самостоятельная жизнь Ломоносова.

Слайд 17. Спасские школы, Университет при петербургской Академии Наук.

В Москве Ломоносов поступил в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за сына дворянина. Через пять лет Ломоносова направили учиться в Петербург, а затем – в Германию.

Слайд 18. Университет в Германии.

В Германии он познакомился с новейшими теориями в области физики и химии, посещал лекции по металлургии и горному делу.

Слайд 19. Везде исследуйте всечасно.

Вернулся в Россию Ломоносов сформировавшимся ученым. В своих произведениях он писал:

Везде исследуйте всечасно,
Что есть велико и прекрасно,
Чего еще не видел свет.

Слайд 20. Петербургская Академия Наук.

Ломоносов стал работать в Академии Наук – разными науками заниматься и русских студентов обучать, чтобы в России свои ученые появились.

Слайд 21. Стол химика. Экспонаты химической лаборатории.

В петровской Академии наук он создал физическую и химическую лаборатории, получил должность профессора химии и право на потомственное дворянство.

Слайд 22-24. Области научных открытий

Михаил Васильевич Ломоносов занимался многими науками. Он имел не только мудрую голову, но и искусные руки.

Ломоносов изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений.

Ломоносов пытался проникнуть в тайны природы. Он открыл атмосферу Венеры с помощью изобретенных им приборов.

Открылась бездна
Звезд полна
Звездам числа нет
Бездне – дна.
М.В. Ломоносов.

Слайд 25-28. Возрождение мозаичного искусства.

Ломоносов первым в России наладил производство цветных стекол, смальты, из которых составлялась мозаика.

Елизавета Петровна пожаловала Ломоносову грамоту на владение землей в Усть-Рудице. Мозаичная картина “Фабрика в Усть-Рудице” составлена из цветного стекляруса. Самая большая мозаичная картина, набранная Ломоносовым, называется “Полтавская баталия”

Слайды 29-33. Оформление результатов проекта.

Кроссворд, составленный учащимися;

Синквейн, который позволяет большой объем информации представить в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, обозначающего “Пять”

Синквейн (пятистишие) представляет собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

1-я строка – тема (название синквейна);

2-я строка – описание темы (два прилагательных);

3-я строка – действие (три глагола, относящиеся к теме);

4-я строка – фраза, выражающая отношение автора к теме;

5-я строка – синоним первой строки (существительное).

Кроссенс – означает “пересечение смыслов”. Придуман в 2002 году авторами С. Фединым и В. Бусленко по аналогии со словом “кроссворд”, которое означает “пересечение слов”. Кроссенс представляет собой таблицу из 9 картинок. Необходимо найти ассоциативную связь между картинками.

Слайд 34-42. Что названо именем Ломоносова.

  • “Ломоносов создал первый университет, он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом” (А.С. Пушкин);
  • Императорский фарфоровый завод;
  • Стация метро “Ломоносовская” в Санкт-Петербурге;
  • Площадь, улица и мост Ломоносова;
  • Город Ломоносов (Ораниенбаум);
  • Памятники Ломоносову.

Слайд 43-44. Ломоносов – русский гений.

“Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник”. (А.С. Пушкин)

Слайды 45-46. Подведение итогов. Рефлексия.

Учащиеся систематизируют информацию в виде схемы “Фишбоун” и получают ответ на вопрос “Можно ли назвать Ломоносова творцом наук российских”

Слайд 47. Достоинства метода проектов.

Слайд 48-49. Библиография.

Материалы к проекту: буклет (Приложение 3)

 БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Автобус: Петербургский детский исторический журнал / ООО “Агентство путешествий и экскурсий “Эклектика”. – СПб.: Эклектика, 2011, №1. – 31с.
  2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения)
  3. Гусева Н.Ю. Михаил Ломоносов и елизаветинское время / Государственный Эрмитаж. – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2011. – 84 с.
  4. Михаил Васильевич Ломоносов: Жизнь замечательных людей // Веселые уроки. – 1999. – №4. – С. 24-28;
  5. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с. – (Серия “Уроки для педагогов”)
  6. Наша история.100 великих имен [Текст]. – М.: Де Агостини, 2011 Вып. №19: Михаил Ломоносов. – 2011г. – 31 с.;
  7. Перевезенцев С.В. Михайло Ломоносов / Худ. Орлов Е.И.. – М.: Белый город, 2011. – 48 с.;
  8. Повести о Ломоносове / Вступ. Ст. А.Морозова; художник В.Бритвин. – М.: Детская литература, 2011. – 476 с. – (Школьная библиотека);
  9. Приложение к журналу “Школьная библиотека”. – М.: РШБА, 2011, Сер. 2: Выставка в школьной библиотеке; Вып. 2: Ломоносов. – 8 л.
  10. Роньшин В.М. Михаил Ломоносов: Удивительная судьба великого русского ученого: Кн. для чтения. – М.: Белый город, 2007. – (Проект “Энциклопедия малыша”, серия “Рассказы по истории”);
  11. Саплина Е.В. Введение в историю. Учеб. для общеобразоват. учебных заведений / Е.В.Саплина, А.И.Саплин. – М.: Дрофа, 1997. – 128 с.;
  12. Твоя Россия: Учебник–хрестоматия по истории / Авт.-сост.: Н.Я.Чутко, Л.Е. Родионова. – М.: ФНМЦ им. Л.В.Занкова; Обнинск: Духовное возрождение., 1996. – 264 с.;
  13. Черненко Г. Российские изобретатели и ученые. – СПб.: Тимошка, 2000. – 111 с. – (Энциклопедия для школьников);
  14. Черненко Г. Творцы наук российских / Худ. Н.Андреев. – Л.: Художник РСФСР, 1989. – 80 с.
  15. Интернет-ресурсы
  16. Проект студентов МГУ и учащихся Ломоносовской школы. http://lomonosov300.ru/
  17. Холмогорский Историко-мемориальный музей имени http://museum.lomic.ru/
  18. М.В. Ломоносова. Виртуальная экскурсия. http://virtmuseum.aonb.ru
  19. Социокультурный проект Архангельской областной научной библиотеки им. Н.А.Добролюбова “Виртуальный музей книжных памятников Архангельского Севера”
  20. Кунсткамера. Каталог “М.В. Ломоносов и российская наука XVIII века” http://www.kunstkamera.ru
  21. Эрмитаж. Николаевский зал. Выставка “М.В. Ломоносов и елизаветинское время” http://www.hermitagemuseum.org
  22. Проект студентов Академии экономики и управления. http://lomonosovmv.ru/
  23. Биографические сведения о Ломоносове: детство, учеба в Академии Наук, в Марбургском университете и в Москве. http://мв-ломоносов.рф/
  24. Санкт-Петербургский государственный Горный университет. Виртуальная выставка к 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова http://www.spmi.ru/node/3191