Тип урока: повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры.
Цели и задачи урока:
- Познавательные УУД:
- на основе изучения наследия П.А.Столыпина, способствовать осознанию осмысления и умению определить, какие уроки можно извлечь из опыта его реформаторской деятельности, чтобы использовать их в современной России;
- формирование умений и знаний выявления положительных и отрицательных сторон реформ П.А. Столыпина;
- формировать умение преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- формировать умение анализировать, сравнивать, делать вывод;
- Регулятивные УУД:
- формировать умение прогнозировать предстоящую работу;
- формировать умение принять и удерживать учебную задачу:
- формировать умение осуществлять познавательную рефлексию.
- Коммуникативные УУД:
- формировать умение доносить свою позицию до других, владеть приемами монологической и диалогической речи;
- формировать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами.
- Личностные УУД:
- формировать мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности;
- формировать умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
- способствовать формированию у учащихся личностного восприятия исторических фактов;
- воспитание активной жизненной позиции.
Формы и методы: ролевая игра, организация самостоятельной исследовательской деятельности, диалог.
Ожидаемые результаты:
- осознание осмысления и умение определить, какие уроки можно извлечь из опыта его реформаторской деятельности, чтобы использовать их в современной России;
- сформированность умений и знаний выявления положительных и отрицательных сторон реформ П.А. Столыпина
- сформированность у учащихся личностного восприятия исторических фактов;
- воспитание активной жизненной позиции.
ХОД УРОКА
Эпиграф урока: Слайд № 7
I. Актуализация знаний
Вступительное слово учителя:
В шестидесятые Россия бунтовала.
Вбирая мятежи тех столь далёких лет.
И именно тогда и появился
На свет столь важный для России человек.
Карьера начиналась в Министерстве,
Дворянства предводитель. Потому
Он отдавал России своё сердце,
Хотел великой сделать Родину свою.
– Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?
Учитель: Кто такой Петр Аркадьевич Столыпин? Что Вам о нем известно? Слайд № 8
Слайд № 9 «Тема урока: Реформаторская деятельность Столыпина П.А. в истории современной России.
О Столыпине много спорят:
В чём-то он исторически прав,
Ну, а может, принёс много горя,
Суть решений своих, не поняв.
Пустословить о нём можно много,
Осуждать, оскорблять, презирать,
Ну а мы его жизни дорогу
По ступеням хотим разобрать.
С чего начать рассказ судьбы России
В эпоху войн, реформ и кутерьмы?
С того, что люди в закоулках говорили
Или быть может «светлые умы»?
Давайте вместе проведём беседу,
Поговорим о прошлом, о былом…
О смутном времени иль может о победах
Речь заведём. Давайте, друзья начнём…
Сообщение ученицы о жизни и юности Петра Аркадьевича Столыпина Слайды № 9-17
Учитель: Сообщение темы урока Слайды № 18
II. Изучение нового материала
Председатель II Государственной Думы Головин Ф.А.: Ученик 11 кл
Напоминаю:
– Не выходить за рамки установленного для
выступления времени;
– Не мешать выступающим, уважая их право на
изложение своего мнения;
– Соблюдать порядок прений
– Прошу встать!
Звучит гимн царской России «Боже царя храни».
– Господа! Мы продолжаем заседания второй государственной думы. Прошу садиться.
Учитель: Так начиналось заседание Государственной Думы в 1907 году. Но сегодняшнее заседание II Государственной Думы необычное, на нем присутствуют представители парламентских фракции Государственной Думы VI созыва 2012 года, заседание которой начинается не менее торжественно.
Звучит гимн России.
Председатель II Государственной Думы Головин Ф.А.: (ученик 11 кл.)
Сегодня на заседании II Государственной Думы присутствует председатель Совета министров, Петр Аркадьевич Столыпин, у вас есть уникальная возможность задать Петру Аркадьевичу все интересующие вопросы. Прошу, господа!
Встают представители парламентских фракции и задают вопросы:
Фракция "Единая Россия": Уважаемый Пётр Аркадьевич! В настоящее время под руководством Д.А. Медведева и В.В. Путина Россия взяла курс на модернизацию. По мнению многих современных исследователей разработанные под вашим руководством в начале ХХ века реформы были одной из самых ярких попыток модернизации России. Расскажите, пожалуйста, какие идеи лежали в основе Вашей программы модернизации России?
Столыпин П. А. В декларации правительства, оглашённой на заседании Государственной Думы 6 марта 1907 года объявлялось о задаче превратить Россию в правовое государство, отстаивалась необходимость крестьянской реформы, говорилось о закреплении политических свобод, предстоящих реформах земства, местного управления и суда, других политических, социальных и финансовых вопросах. Это и была по сути программа модернизации России, которую мы в последующей деятельности пытались осуществить.
Фракция «Единая Россия»: Пётр Аркадьевич, Ваши реформы охватывали практически все политические и общественные институты Российской империи. Какие изменения в государственном управлении Вы считали важными для России?
Столыпин П. А. По моему мнению, очень важной для власти была задача совместной работы с представительным органом – Государственной Думой. Министры регулярно посещали заседания Думы, выступали на них. Я сам неоднократно произносил речи. Нелегко нам было взаимодействовать и с Государственным Советом. К сожалению, большинство его членов не поддерживали программу реформирования России. Но, я твёрдо убеждён, что реформы невозможны без диалога с обществом.
Фракция Единая Россия: Скажите, пожалуйста, почему Вы придавали такое большое значение реформе местного самоуправления?
Столыпин П.А. Цель одна – повысить эффективность, самостоятельность работы органов местного самоуправления, расширить их полномочия, чтобы власть могла иметь прочную опору на местах.
Фракция Единая Россия: Модернизация не возможна без реформирования системы образования. В нашей стране за последние годы в образовании произошли большие изменения. У нас давно уже нет неграмотных людей, большинство молодёжи стремится получить качественное высшее образование.
Столыпин П.А.: Без образования
общество не будет продвигаться вперёд. Мы
понимали это и не жалели средств на
переподготовку учителей средних школ. Мы
разработали законопроект «О введении всеобщего
начального обучения в Российской империи»,
согласно которому «Всем детям обоего пола должна
быть предоставлена возможность, по достижению
школьного возраста, пройти полный курс обучения
в правильно организованной школе».
Каково Ваше мнение?
Председатель II Государственной Думы Головин Ф.А.: Большое спасибо за ответы, уважаемый Пётр Аркадьевич. Мы знаем, что Вы планировали ещё целый ряд важнейших реформ, имеющих целью вывести Россию в число ведущих стран мира. Но самой актуальной и значительной для судьбы России Вы считали аграрную реформу. Давайте поговорим о ней.
Учитель: Прервем на время заседание II
Государственной Думы.
В начале XX века перед страной стояло много
нерешенных задач. Одна из них – нерешенность
аграрного вопроса, которая привела Россию к
первой революции.
Слайды № 19-21 «Предпосылки аграрной реформы»
Ученик: Анализ информации слайда
- Власть извлекла из революции определённые уроки.
- Крестьянские волнения грозили перерасти в народный бунт «…бессмысленный и беспощадный».
Интерактивная карта: «Экономическое развитие России в начале XX века»
Слайды № 22-25 «Итоги аграрной реформы»
Ученики анализируют и делают выводы.
Работа с документом «Письма из Пензенской деревни» (Фрагмент)
Задание по документу: В пользу, какой формы землепользования перешло наибольшее количество десятин земли?
– Какое количество десятин приходилось здесь на одно домохозяйство?
Учащиеся делают выводы из документа.
Учитель. Вернемся в зал заседаний II государственной Думы.
Председатель II Государственной Думы Головин Ф.А.: Господа, продолжаем нашу работу! Прошу Вас!
Фракция «Справедливая Россия» Вопрос: В настоящее время актуальной является у нас проблема формирования гражданского общества. Мы знаем, что впервые в России основные политические и гражданские права и свободы были провозглашены в Манифесте 17 октября 1905 года, подписанным императором Николаем II.Как вы думаете, почему они не стали реальностью в тогдашней России?
Ответ: Мы пытались реализовать принцип равноправия граждан. Уже 5 октября 1906 года был издан указ, даровавший гражданское равноправие крестьянству. Крестьяне получили право свободно избирать место жительства. Предполагалось снять ограничения, связанные с национальной и религиозной принадлежностью граждан России. Правительство предполагало расширить права всех граждан, независимо от сословий. Так что мы старались сделать так, чтобы права и свободы граждан Российской империи существенно расширялись.
Фракция «ЛДПР»: Как часто вам приходилось выступать на заседаниях Думы?
Ответ: В I-й Думе мне пришлось выступать 5 раз с ответами на запросы, а так же с репликой по повестке дня. Во II-й Государственной думе я выступил с 8 речами и кратким заявлением. Я неоднократно говорил о готовности правительства сотрудничать с Думой в деле «восстановления порядка и спокойствия».
Председатель II Государственной Думы Ф.В.Головин: По воспоминаниям ваших современников, коллег Вы выступали всегда громко, уверенно, отчётливо и авторитетно. Искренне и убеждённо Вы обосновывали правительственную политику. Даже ваши враги и недоброжелатели слушали Вас и относились к Вам с уважением. Продолжаем работу!
Фракция КПРФ: Как Вы считаете, что же не хватило Вам тогда, чтобы осуществить свою программу модернизации России? Почему у Вас было столько недоброжелателей?
Ответ: Весьма часто реформы и их авторы, вызывают недовольство, критику. К сожалению, наша программа модернизации России не получила серьёзной поддержки в обществе. Я чувствовал, что меня не любит царь, ненавидит царица, многие думские депутаты, члены революционных партий, даже монархисты. Я думаю, что я бы мог рассчитывать на поддержку «среднего класса», но он ещё не успел сформироваться. Я думаю, что большинство просто не понимали всей опасности ситуации. Многие представители интеллигенции поняли, что во многом я был прав, но было уже поздно. Почитайте, господа, мемуары наших эмигрантов. Это весьма интересно.
Фракция «Единая Россия»: Философ В.В. Розанов дал Вам очень высокую оценку, «на нём не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического деятеля». Согласны ли вы с такой оценкой?
Ответ: По моему мнению: «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу и парализует работу».
Фракция «Справедливая Россия»: Вы делали ставку на русскую национальную идею?
Ответ: Да. Я верил в русский народ, в Россию. Я призывал и призываю вас: «разрушьте, господа, в себе опасный призрак, нечто худшее, чем вражда и ненависть – презрение к собственной родине».
Фракция ЛДПР: Пётр Аркадьевич, каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития нашей страны? Сможет ли она стать великой державой?
Ответ: «Твёрдо верю, что свет русской
национальной идеи не погаснет и скоро озарит всю
Россию». Дерзайте, молодые, будущее России в
ваших руках.
«Я думаю, что Россия обновится, улучшит свой
уклад, поведёт вперёд, но путём разложения не
пойдёт, потому, что где разложение, там и смерть».
Председатель II Государственной Думы Ф.В.Головин: Пётр Аркадьевич, большое Вам спасибо, за встречу. Мы многое узнали и поняли. Вы помогли нам разобраться в ваших реформах и извлечь некоторые уроки, которые могут пригодиться нам в наше непростое время. Мы, так же как и Вы, верим в светлое будущее России и будем так же как Вы неустанно работать ради её блага.
Учитель:
1. Возглавив правительство Российской империи,
Столыпин имел смелость взять на себя
историческую ответственность за крутой поворот
в стратегическом курсе страны.
2. Представители террористических организаций
развязали настоящую "охоту" на премьера,
подготовив и осуществив более 10 покушений.
Последнее, совершенное террористом Богровым в
Киевском оперном театре 1 сентября 1911 г., явилось
роковым.
Учитель: Почему же, несмотря на всю важность и значимость предложенных Столыпиным реформ они остались незавершенными? Слайды № 26-27
Беседа с учащимися.
Обобщение – вывод на основе слайда.
- Сложные взаимоотношения окружения царя и Столыпина.
- Слишком мало у Столыпина было единомышленников, сопротивлялись реформированию, как правые, так и левые политические силы.
- Программа модернизации была рассчитана на 20 лет, но первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года остановили реформы.
Учитель: Проблема незавершенности реформ, начатых П.А. Столыпиным, остается актуальной и в наши дни.
Слайд № 28 «Слова Медведева Д.А.»
III. Дискуссия. Слайд №29
– Вашему вниманию предоставляются две противоположные точки зрения о значимости деятельности и политики П.А. Столыпина. Какая точка зрения кажется вам более предпочтительной? Аргументируйте свой ответ.
Ученица: Слайд № 30. При подготовке к уроку нами было проведены социологический опрос и исследование учащихся, учителей, жителей нашего города по вопросу: Как вы считаете, какую роль Петр Аркадьевич Столыпин сыграл в истории России начала XX века: положительную или отрицательную?
Учитель: Ваша точка зрения подтверждает величие жизненного подвига служения Родине, высокое чувство гражданственности и патриотизма А.П. Столыпина.
Учитель: Хочется надеяться, что и в современной России есть ещё представители национальной элиты, для которых не пустым символом остаются слова, сказанные великим российским гражданином Петром Столыпиным незадолго до своей смерти: «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не в состоянии был ничего делать».
Слайд № 31. Учитель:
28 декабря 2008 года на телеканале «Россия»
завершился телепроект «Имя России». Исходный
список, включавший 500 имен наиболее достойных
представителей нашего прошлого, потом выбрали 50
имен, а до заключительного этапа дошли 12 имен:
Александр Невский, П.А. Столыпин И.В. Сталин, А.С.
Пушкин, Петр I, В.И. Ленин, Ф.М. Достоевский, А.В.
Суворов, Д.И. Менделеев, Иван IV Грозный, Екатерина
II, Александр II.
Итог подводили зрители путем голосования.
Всего проголосовало 4 498 840 человек, первое
место занял Александр Невский, второе место
занял П.А. Столыпин. Возникает вопрос, что русский
народ нашел в Петре Столыпине? Сегодня на уроке
нам кажется, что мы нашли ответ на него.
Ученик читает стихотворение Слайд 32.
IV. Закрепление: Интерактивное тестирование.
V. Рефлексия Слайд 33.
Учитель: Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы, привлекательность выбранных форм работы. Для такой оценки используйте начало любой из фраз:
VI. Домашнее задание: Слайд 34.