Россия в XVII веке. Смутное время

Разделы: История и обществознание


ВВЕДЕНИЕ

Модернизации российского образования предполагает расширение возможности интеграции предметов учебной программы. Наибольшие перспективы открываются в тесной взаимосвязи дисциплин, которые рассматривают человека всесторонне, как существо биологическое и социальное. Интеграция знаний (истории, обществознания, основ безопасности жизнедеятельности) может осуществляться как на уроках, так и во внеурочное время.

Понятие интеграция происходит от лат. Integer – цельный, что подразумевает восстановление некоего единого пространства, например общеобразовательных дисциплин. Огромна роль преподавателя в интегрированном уроке, но не менее важна позиция студента.

Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит сближение, взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и студент выполняет новую, более активную роль. Его основной задачей является не воспроизведение и пересказ знаний, полученных от источника или учителя, а выработка индивидуального пути освоения и применения этих знаний. К студенту – участнику интегрированного урока предъявляются следующие требования:

  • умение находить и обрабатывать информацию, используя различные источники;
  • навыки критического рассмотрения и осмысления полученной информации;
  • умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию;
  • выслушивать и принимать во внимание аргументированные выводы других;
  • выступать публично, литературно выражая свои мысли.

Один из главных вопросов, занимающих преподавателей должен стать вопрос о том, какое место интеграция занимает в учебной деятельности. Можно выделить несколько форм учебной интеграции (объединения) материала на уроках:

  1. на основе одинаковых тем;
  2. на основе учебных предметов гуманитарного и общеобразовательного профиля;
  3. на основе учебных материалов разных курсов.

Поэтому важную роль играет дидактическое наполнение такого урока, где наряду с традиционными этапами учебного процесса опрос – объяснение – закрепление – задание на дом для учителя открывается возможность применения и своих собственных разработок и находок.

Интегрированные уроки требуют тщательного планирования, т.к. студентам предстоит создать обобщенную картину по отдельно взятой теме, что требует определенных интеллектуальных усилий. Работа над уроком состоит из трех основных этапов.

  1. Подготовительный этап. Определяются цели и задачи урока, обосновывается необходимость интеграции с другими предметами, составляется план-конспект урока, подбирается литература, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, учащиеся получают индивидуальные задания.
  2. Основной этап. Организация и проведение урока.
  3. Заключительный этап. Преподаватели совместно со студентами подводят итоги урока. Намечаются вопросы для дальнейшей самостоятельной работы по изученной теме Организуется обмен мнениями участников о возможности проведения интегрированных уроков в дальнейшем.

Выбор темы интегрированного урока и его содержание обусловлены событиями 400-летней давности. Именно в этом году отмечается юбилей Освобождения Москвы от поляков народным ополчением под руководством К.Минина и Д. Пожарского. А в следующем году будет отмечаться 400-летие воцарения династии Романовых.

Характеризуя историческое прошлое нашей страны, урок имеет цель укрепить патриотические чувства молодежи, содействовать развитию умения выражать свою позицию, обобщить научную информацию по данной теме. На разных этапах занятия студенты демонстрируют свои способности самостоятельной работы, которая помогает им преодолевать трудности образовательного процесса.

Цели урока:

  1. Раскрыть причины Смуты, основные события и ее последствия.
  2. Показать роль русского народа в освобождении страны от интервентов.
  3. Воспитывать и укреплять патриотизм, показав значение праздника Дня народного единства для современного общества.
  4. Продолжать формировать умения студентов работать с картой, с исторической и учебной литературой, с компьютерными технологиями.

Цель интегрированного урока: при изучении и закреплении полученных знаний применять компьютерные технологии, используя интеграционные связи, углубить знания студентов по истории, обществознанию, ОБЖ на примере событий Смутного времени.

Основные понятия урока: Смута, династический кризис, общественная система, личность, дни воинской славы (викториальные дни), интервенция, гражданская война, народное ополчение.

Тип урока: интегрированный: история, ОБЖ, обществознание.

Оборудование: карта «Россия в XVII веке», книжная выставка, компьютеры, мультимедиа.

План урока.

I. Вводное слово учителя истории, обществознания.

Сегодня мы проводим необычный урок. Это интеграция трех предметов. Тема по истории «Смутное время», по обществознанию «Особенности общественной системы», по ОБЖ «Дни воинской славы России». Опираясь на исторический материал, попытаемся объяснить характерные особенности общественной системы на примере сложного Смутного времени начала XVII века.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Тест
  2. Написать на доске периоды истории России.
  3. Рассказать события истории России по векам.
  4. Охарактеризовать общество как систему, ее составляющие подсистемы.

III. Изучение нового материала.

  1. Причины и признаки Смуты.
  2. Смена царей.
  3. Крестьянская война под руководством Ивана Болотникова.
  4. Борьба русского народа против польско-шведской интервенции.
    • Патриарх Гермоген;
    • Второе народное ополчение под руководством К.Минина и Д. Пожарского.
    • Русское оружие XVI –XVII вв.
    • Воцарение Романовых. Иван Сусанин.
  5. События Смутного времени в литературе и искусстве.
  6. Дни воинской славы России.

1. Причины и признаки Смуты.

В конце XVI - начале XVII века Россия переживала Смутное время (1598-1613).

Признаки Смуты:

  • слабость государственной власти (постоянная смена царей)
  • самозванство
  • гражданская война
  • интервенция

Причины Смуты:

  • хозяйственное разорение страны в результате Ливонской войны и боярских междоусобиц
  • опричнина
  • стремление различных социальных групп общества улучшить свое положение
  • представление народа, что власть должна принадлежать «природному царю»
  • династический кризис – пресечение династии Рюриковичей.

2. Смена царей.

С 1584-1598 правил Федор Иоанович (сын Ивана Грозного), слабоумный. Фактически правил Борис Годунов (брат жены царя Ирины).

15 мая 1591 года в г.Угличе погиб Дмитрий (загадка смерти не разгадана и до ныне).

С 1598-1605 правил Борис Годунов. Он ввел патриаршество (Иов), возвратил Балтийское побережье. В 1597 году ввел 5-летний сыск беглых крестьян – «урочные лета». Сообщение студента «Исторический портрет Бориса Годунова».

В 1601-1603 годах – голодные бунты. 1603 год – восстание Хлопка. Появляется самозванство.

С 1605-1606 год правил Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев).

1606-1610 гг. - Василий Шуйский – «боярский царь». В его правление вспыхивает крестьянская война под руководством Ивана Болотникова, появляется Лжедмитрий II, начинается открытая интервенция Польши и Швеции.

3. Крестьянская война под руководством И.Болотникова (1606-1607)

Историки называют восстание Болотникова гражданской войной – первая гражданская война в России. Участвовали все социальные группы: крестьяне, холопы, посадские люди, казаки, стрельцы, дворяне. Была охвачена огромная территория. Москва – Калуга – Тула.

4. Борьба русского народа против польско-шведской интервенции.

В 1609-1618 гг. разворачивалась открытая интервенция Польши и Швеции. В июле 1610 г. бояре свергли Василия Шуйского. Власть оказалась у Семибоярщины (1610-1613 гг.). В сентябре 1610 года бояре тайно впустили поляков в Москву и присягнули польскому королевичу Владиславу. Одновременно началась шведская интервенция.

По призыву патриарха Гермогена стали собираться народные ополчения. Первое народное ополчение во главе с П.Ляпуновым, созданное в г.Рязани, распалось.

Второе народное ополчение под руководством К.Минина и Д.Пожарского было собрано в Н.Новгороде. Видеофрагмент «Минин и Пожарский».

Учитель обществознания: В борьбе русского народа против интервенции мы познакомились с разными людьми каждый из которых внес свою лепту в ликвидацию Смутного времени. Чтобы обобщить всю информация, мы подведем итог роли личности в истории. В начале узнаем характерные черты личности (теоретический материал) и попытаемся проанализировать, как личность участвует в историческом процессе. Сообщение студентов «Роль личности в истории». Исторический портрет Минина, Пожарского, Гермогена.

4 ноября 1612 года – освобождение Москвы от поляков. С 2005 года отмечается в России как День народного единства. Мало кто знает, что еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича Тишайшего день Казанской иконы Божией Матери был объявлен государственным праздником и отмечался до 1917 года. Презентация студента «Вооружение воинов второго народного ополчения».

21 февраля 1613 года на Земском соборе был избран царь Михаил Романов (1613-1645 гг.). Иван Сусанин спас жизнь царя. Прочтение поэмы Кондратия Рылеева «Иван Сусанин» по ролям.

Последствия Смуты:

  1. Хозяйственное разорение страны и экономический кризис.
  2. Усиление Боярской Думы и Земского Собора.
  3. Воцарение новой династии Романовых.
  4. Усиление позиции дворянства.
  5. Сохранение независимости страны, но потеря территории.

В 1617 г. по Столбовскому миру со Швецией Россия потеряла выход в Балтику.

В 1618 году по Деулинскому перемирию с Польшей Россия потеряла Смоленск, Чернигов, Северские земли.

Историческое значение Смутного времени: русский народ отстоял независимость своей страны, но очень дорогой ценой.

5. События Смутного времени в литературе и искусстве (презентация).

6. Дни воинской славы России (презентация).

IV. Закрепление изученного материала.

Тестирование студентов на компьютерах. (Тесты прилагаются).

Беседа со студентами по материалам, изученным на уроке (рефлексия).

V. Домашнее задание.

История:

  1. Загладин Н.В. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. - М., 2002, $27.
  2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История Отечества с древнейших времен. – М. 2005, $22, 23.

ОБЖ:

Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. ОБЖ – учебник – 10 класс. – М., 2011, стр.245-263.

Обществознание:

Кравченко А.И. Обществознание – учебник 10-11 класс. - М., 2007, $1-8, повторить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная разработка интегрированного урока «Россия в XVII веке. Смутное время», позволяет объединить информацию исторического прошлого с современными традициями гражданского мировоззрения, подвести итоги начального раздела общественной дисциплины, провести аналогии с важнейшими викториальными днями России. В рамках основной темы по истории студенты знакомятся с причинами, значением, участниками и последствиями Смуты.

Для проведения урока была проделана значительная подготовительная работа, студенты получили индивидуальные задания по разным предметам, подготовлены сообщения, доклады, презентации. В ходе занятия используются разные формы учебной деятельности: тестирование, работа с картой, с первоисточниками, техническими средствами (презентации).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей… - Ростов-на-Дону: ТИ «Учитель», 2001.
  2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей и классных руководителей… - Ростов-на-Дону: ТИ «Учитель», 2003.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Севременный урок. Часть I. - Ростов-на-Дону: Издательство «Учитель», 2004.
  4. Как готовить интегрированные уроки: история + литература / Н. Дорожкина, Т. Нехорошева, Е. Семыкина, О. Ковальчук – М.: Чистые пруды, 2006.
  5. Шантина Э.Д. Интеграция как фактор развития учащихся в процессе обучения и воспитания // Образование в современной школе, 2006 №2 с.17.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5