Цель урока: Создать условия для закрепления, обобщения и систематизации знаний учащихся
Образовательные задачи:
- обобщить и систематизировать знания по теме с помощью теоретических заданий;
- способствовать развитию внимания и памяти учащихся через решение практических заданий;
- способствовать развитию интереса учащихся к изучению данной темы используя работу в командах.
Тип урока: обобщающий урок.
Оборудование: мультимедиа, компьютер.
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин.)
(приветствие, проверка готовности учащихся к занятию. Деление класса на 2 команды)
II. Подготовка учащихся к работе (сообщение темы и цели урока)
(Слайд 1)
Сегодня на уроке мы с вами будем помогать нашему герою проходить через препятствия (Слайд 2):
1 тур: Теоретическая башня;
2 тур: Переход через гору «Перевод чисел из любой позиционной с.с. в десятичную»;
3 тур: Прохождение через лес «Перевод чисел из десятичной позиционной с.с. в любую позиционную с.с.»;
4 тур: Строительство моста «Перевод чисел в системах счисления с основанием q=2n» через реку;
5 тур: Определение нужного входа в пещеру.
1 тур: Теоретическая башня (Слайд 3)
Нечетные вопросы – 1 команде, четные – 2 команде
1. Что такое система счисления (Слайд 4)
Ответ: Система счисления – знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.
2. На какие две группы можно разделить системы счисления? (Слайд 5)
Ответ: Позиционные и непозиционные
3. Какие системы счисления называются непозиционными? (Слайд 6 )
Ответ: В непозиционных системах счисления значение любой цифры не зависит от занимаемой ею позиции.
4. Приведите примеры непозиционных систем счисления (Слайд 7)
Ответ: Единичная, древнеегипетская, римская, алфавитная.
5. Какие системы счисления называются позиционными? (Слайд 8)
Ответ: В позиционных системах счисления значение любой цифры в числе зависит от её положения в ряду цифр, изображающих это число.
6. Что понимают под основанием позиционной системы счисления? (Слайд 9)
Ответ: Основание позиционной системы счисления – это конечное количество цифр, используемых для изображения числа в данной системе счисления
7. Приведите примеры позиционных систем счисления. (Слайд 10)
- десятичной системой счисления;
- вавилонской шестидесятеричной системы;
- англосакская двенадцатеричная система;
- китайская пятеричная система.
8. Как записывается максимальное положительное четырехразрядное число в троичной системе счисления (Слайд 11)
Ответ: 2222
9. Какие системы счисления используют специалисты для общения с компьютером? (Слайд 12)
Ответ:
- двоичная
- восьмеричная
- шестнадцатеричная
10. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней записаны числа: 320, 156 (Слайд 13)
Ответ: основание равно 7
2 тур: Переход через гору «Перевод чисел из любой позиционной с.с. в десятичную» (Слайд 15)
Перед вами числа представлены в различных системах счисления, для того чтобы было проще расставить числа в порядке их нужно перевести в 10 систему счисления. Для перевода чисел из любой позиционной системы необходимо вспомнить правило перевода чисел:
Ответ: Для этого необходимо записать число в развёрнутой форме и вычислить его значение.
1 команде расставить числа:
101,12; 108; 11,25; А716; 2027 в порядке возрастания
Ответ: 101,22, 108, 11,25, А716, 2027
2 команде расставить числа:
1708, А616, 205 , 1100,12 ; 300,24 в порядке убывания
Ответ: А616, 1708, 300,24, 1100,12, 205 (Слайд16)
3 тур: Прохождение через лес «Перевод чисел из десятичной позиционной с.с. в любую позиционную с.с.» (Слайд 18, Слайд 19)
Правило перевода целых чисел из десятичной системы счисления в любую:
Ответ:
- Последовательно выполнять деление данного числа и получаемых целых частных на основание новой системы до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя.
- Составить число в новой системе счисления, начав запись с последнего частного, и полученных остатков снизу-вверх.
Правило перевода дробных чисел из десятичной системы счисления в любую:
Ответ:
- Последовательно умножаем данное число и получаемые дробные части произведения на основание новой системы счисления до тех пор, пока дробная часть произведения не станет равна нулю или будет достигнута требуемая точность представления чисел.
- Составить дробную часть числа в новой системе счисления, начиная с целой части первого произведения.
Для каждой команды выдаются задания (Приложение 1)
После выбора командами секторов, их решения проверяются (Слайд 20)
4 тур: Строительство моста «Перевод чисел в системах счисления с основанием q=2n» через реку. (Слайд 22)
Для каждой команды раздаются задания (Приложение 2)
Задание отмеченные на слайде синим шрифтом, для одной команды, красным шрифтом для другой команды. Скорость выполнения заданий 4 тура зависит от быстроты работы каждой команды. Следующие доски с заданиями будут представлены только после того как будут выполнены предыдущие задания двумя командами.
(Слайды 23-30)
5 тур: Вычисление площадей фигур. (Слайды 32 -33)
Для каждой команды раздаются задания (Приложение 3)
Ответы выводятся на слайд (Слайд 35)
III. Подведение итогов
Задание на дом (Слайд 36)