Структура современного урока

Разделы: Общепедагогические технологии


Презентация (слайд 1)

Школу делает школой учитель!

При всём разнообразии предметов в школе, учителей, их творческих подходов и др. одна и та же структура урока при её постоянном повторении надоест любому, даже самому сознательному, самому любящему учиться школьнику.

(слайд 2)

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников 

(слайд 3)

  1. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст.
  2. Музыкант учится этюдам.
  3. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи.

Настоящий учитель смешивает и краски, и этюды, и приемы.

(слайд 4)

Учитель – мастер, виртуоз. Как по нотам играет он свой урок.

И только другой учитель знает, сколько труда ушло на освоение гамм и этюдов, пока ноты, ритмы и мелодии не слились в музыку урока. Чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность (и умение) гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, умение переходить к реализации запасных методических вариантов – это и есть мастерство.

(слайд 5)

Мастерство – это ремесло с печатью совершенства.

Мастеров не так много. Но есть немало настоящих профессионалов. Как правило, они имеют свои профессиональные хитрости, приемы.

Сильных педагогических приемов тоже не так много – часто хороший профессионал активно пользуется всего двумя – тремя «секретами». Об одном из таких секретов мы и поговорим.

(слайд 6)

Структура современного урока

(слайд 7)

Урок – клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке.
Скаткин М.

Причиной структурного однообразия уроков в школе является слабое знание (или незнание) учителями типологии уроков и оснований, исходя из которых, выбирается структура урока.

(слайд 8)

Поэтому, рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Урок, с точки зрения логики процесса обучения, приводит нас к понятию «структура урока».

(слайд 9)

Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.

(слайд 10)

При составлении структуры урока следует учитывать закономерность, согласно которой постоянными этапами на каждом уроке являются организационный инструктаж и инструктаж по домашнему заданию.

Ученик, которому не объяснили, как нужно делать домашнее задание, скорее всего не выполнит его или, в лучшем случае, спишет у товарища. Таким образом, возможность домашнего осмысления и усвоения учебного материала теряется, что снижает общую эффективность изучения темы.

Остальные этапы: изучение нового материала, проверка и анализ домашнего задания, закрепление изученного материала, расширение и углубление знаний могут варьироваться учителем в зависимости от этапа изучения темы и образовательных задач урока.

(слайд 11)

В настоящее время существует множество классификаций урока, но ряд теоретиков – дидактиков считают весьма перспективной структуру урока, разработанную М.И. Махмутовым, который предлагает классифицировать уроки по цели организации. В соответствие с этим подходом выделяются следующие типы уроков:

  1. Урок изучения нового материала
  2. Урок совершенствования ЗУН
  3. Урок обобщения и систематизации
  4. Комбинированный урок
  5. Урок контроля и коррекции ЗУН
  6. Нетрадиционный урок

Запомним: цель урока → тип урока → структура урока → расход времени на различных этапах урока. Поскольку цели уроков разнообразны, разнообразны будут их типы и, соответственно, структуры. Рассмотрим их:

(слайд 12)

Структура урока изучения нового материала

1.  Организационный момент 1-2 мин.
2. Подготовка к изучению нового материала 5-7 мин.
3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1-5 мин
4. Ознакомление с новым материалом 20 мин.
5. Первичное осмысление и применение изученного 10 мин.
6. Подведение итогов урока 3 мин.
7. Сообщение домашнего задания и инструктаж 5 мин.

(слайд 13)

Структура урока совершенствования знаний, умений и навыков

1.  Организационный момент 1 мин.
2. Сообщение темы и цели урока 2 мин.
3. Проверка домашнего задания 3 мин.
4. Актуализация опорных знаний и умений учащихся 5 мин.
5. Определение границ возможностей применения этих знаний. 3 мин.
6. Пробное применение знаний. 15 мин.
7. Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний. 5 мин.
8.  Упражнения с переносом знаний в новые условия. 7 мин.
9.  Сообщение домашнего задания и инструктаж 4 мин.

(слайд 14)

Структура урока обобщения и систематизации знаний

1.  Организационный момент 1-2 мин.
2. Сообщение темы, цели урока 1 мин.
3. Проверка домашнего задания 3 мин.
4. Выполнение учащимися различного рода заданийобобщающего и систематизирующего характера. 10 мин.
5. Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) 15 мин.
6. Формулирование выводов по изученному материалу 5 мин.
7. Оценка результатов урока 3 мин.
8.  Подведение итогов урока 3 мин.
9.  Сообщение домашнего задания 4 мин.

(слайд 15)

Структура комбинированного урок

1.  Организационный момент 1 мин.
2. Проверка домашнего задания 2 мин.
3. Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1 мин.
4. Всесторонняя проверка знаний. 5 мин.
5. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. 5 мин.
6. Усвоение новых знаний. 10 мин.
7. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым. 15 мин.
8.  Подведение итогов урока 2 мин.
9.  Сообщение домашнего задания и инструктаж. 4 мин.

(слайд 16)

Структура урока контроля ЗУН

1.  Организационный момент 1 мин.
2. Сообщение темы и цели урока 1 мин.
3. Изложение содержания контрольной или проверочной работы. 2 мин.
4. Выполнение работы учащимися. 40 мин.
5. Подведение итогов урока. 1 мин.

(слайд 17)

Структура урока коррекции ЗУН

1.  Организационный момент 1 мин.
2. Сообщение темы и цели урока 1 мин.
3. Анализ типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, и рекомендации по их устранению. (Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками) 11 мин.
4. Выполнение учащимися работы над ошибками. 30 мин.
5. Подведение итогов урока. 2 мин.

(слайд 18)

Перечисленные типы уроков в «чистом» виде встречаются редко в практике работы учителя. Так или иначе, функции одного типа урока часто вплетаются в структуру другого типа.

Итак, цель урока определяет тип урока, тип определяет его составные части, то есть структуру, а структура – расход времени на различных этапах, что позволяет обеспечить его оптимальный расход. Всё это в совокупности обеспечивает успешное решение поставленных перед уроком задач, и, что не менее важно, избавит детей от изнуряющего однообразия структур уроков по всем предметам в течение одиннадцати лет обучения в школе.

(слайд 19)

Каждый из нас талантлив в чём – то, а вместе мы гениальны!

ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

10 шагов к успеху

Шаг 1. Любить и уважать себя.

Шаг 2. Быть лично заинтересованным в успехе ребенка, его продвижении в предмете.

Шаг 3. Быть мотивированным на положительный результат.

Шаг 4. Эмпатия к учению.

Шаг 5. Я – профессионал в областях: теория предмета, педагогика, дидактика.

Шаг 6. Я – творец: творю себя ежедневно, творю ученика, творю новое в уроке.

Шаг 7. Процесс обучения взаимный, и я помню об этом.

Шаг 8. Отрицательный результат – это тоже результат – пища для размышления.

Шаг 9. Мои эмоции вне урока не влияют на его качество.

Шаг 10. Я помню, что несу ответственность за каждое свое слово и действие.

Список литературы:

  1. М.М. Поташник, «Требования к Современному уроку» (образование XXI века), методическое пособие, центр педагогического образования, – Москва: 2007.
  2. С.Г. Манвелов, «Конструирование современного урока математики», – М.: Просвещение, 2005.
  3. Ю.К. Бабанский, «Оптимизация учебно-воспитательного процесса», – М.: Просвещение, 1982.
  4. В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов, «Педагогика», – М.: издат. центр «Академия», 2002.
  5. А.В. Хуторской, «Современная дидактика», – Санкт-Петербург: издат. дом «Питер», 2001.
  6. Е.С. Полат, «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», – М.: издат. центр «Академия», 2009.