Цели:
- Образовательная: изучить формулу для вычисления производной показательной функции, показать ее применение при решении задач;
- Развивающая: продолжить развитие умений логически и аргументировано рассуждать, отработка навыков по конкретизации, развитие познавательного интереса к предмету.
- Воспитательная: воспитывать аккуратность, внимательность.
Схема урока:
I. Актуализация знаний
1. Мобилизующее начало урока (постановка цели).
2. Устная работа с целью актуализации опорных
знаний.
3. Проверка домашнего задания фронтально с
помощью ИКТ с целью подготовки изучения нового
материала.
4. Подведение итогов I этапа и постановка задач на
следующий.
II. Формирование новых знаний и способов действий.
1. Фронтальная работа учащихся по заполнению
таблицы с целью раскрытия формулы производной
показательной функции.
2. Беседа по итогам домашней работы и фронтальной
работы в классе с целью раскрытия формулы
производной показательной функции.
3. Первичное закрепление формулы фронтально.
4. Подведение итогов II этапа и постановка задач на
следующий.
III. Формирование умений и навыков
1. Решение задачи фронтально учителем у доски.
2. Решение задачи фронтально учеником у доски.
3. Решение задачи с комментированием по цепочке.
4. Решение задач самостоятельно на местах и у
доски с последующей проверкой фронтально.
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
1. Мобилизующее начало урока
– Какую тему мы закончили изучать на
предыдущих уроках?
– Показательная и логарифмическая функция.
Выдающийся русский математик и кораблестроитель
академик Алексей Николаевич Крылов (1863-1945г.)
однажды заметил, человек обращается к математике
« не затем, чтобы любоваться неисчислимыми
сокровищами. Ему прежде всего нужно ознакомиться
со столетиями испытанными инструментами и
научиться ими правильно и искусно владеть».
С одним из таких инструментов вы уже знакомы –
это производная.
Теперь мы переходим к изучению производной
показательной и логарифмической функции.
Поэтому тема сегодняшнего урока: «Производная
показательной функции». (Обозначение темы урока
на доске). Мы должны изучить формулу для
вычисления производной показательной функции и
научиться применять её при вычислении
производной различных функций.
2. Устная работа
– Что такое показательная функция?
– Это функция вида: у = ах, а
> 0 а ≠ 1.
– Что такое экспонента?
– Это функция вида: у = ех, е ≈ 2,72.
– Приведите примеры зависимостей, которые
описываются с помощью показательной функции.
Сообщения учащихся. (Приложение 1)
– Итак, мы видим, что очень часто показательная
функция описывает реальные процессы. И как
сказал один великий математик, механик, физик и
астроном:
«Некоторые наиболее часто встречающиеся
виды трансцендентных функций прежде всего
показательные, открывают доступ ко многим
исследованиям».
– Кому принадлежат эти слова, я предлагаю ответить вам. Для этого вы должны выполнить 5 заданий. К каждому заданию предложены варианты ответов, зашифрованные буквами.
Правильное решение каждого задания позволяет открыть нужную букву фамилии ученого.
Найти производную функций:
1) у = 4х5 – х2 | у' = 5х4 – 2х у' = 20х4 – 2х у' = 20х4 – х2 |
л э н |
2) у = 2 sin x | у' = 2 cos x у' = – 2 cos x у' = cos x |
й р ы |
3) y = cos 2x | у' = – sin 2x у' = 2 sin 2x у' = –2 sin 2x |
а н л |
4) у = (х + 1)•(х – 2) | у' = 2х – 1 у' = – 1 у' = 2 |
е о р |
5) Найти производную функции в точке х = 0.
у' = 1 у' = у' = |
и р к |
Эталон ответа. (Приложение 2)
– Итак, фамилия ученого Эйлер, а мы тем самым повторили основные правила нахождения производной, геометрический смысл производной.
3. Проверка домашнего задания в форме беседы.
– Что было задано на дом?
– Дома надо было сделать практическую работу,
которая состоит в следующем:
1. Построить графики функций:
у = 2х, у = 2,3х, у = 3х, у = 3,4х.
2. Провести касательную к графику в точке х = 0.
3. Измерить угол наклона касательной к положительному направлению оси 0х.
– Проверьте, у всех ли графики функций построены правильно. У кого не так исправьте.
На экране образцы построенных графиков функций:
у = 2х, у = 2,3х, у = 3х, у = 3,4х.
Эталоны ответов. (Приложение 6)
– Какие получились углы наклона касательных к положительному направлению оси х?
Выслушиваются мнения учащихся и после обсуждения приходим к единому решению: 35o, 40o, 48o, 51o.
– Давайте найдем тангенсы измеренных углов.
Оказывается:
tg 35o = 0,7
tg 40o = 0,839
tg 48o = 1,11
tg 51o = 1,235
– Что же такое тангенс угла наклона
касательной, проведенной в точке х = 0 к
положительному направлению оси х?
– Это производная функции в точке х = 0, т.е. у'
(0).
4. Итак, проверив домашнее задание мы нашли у' (0).
– А чему же равны производные этих функций в
общем виде? Мы не знаем.
– Поэтому сегодня перед нами стоит задача найти
формулу для вычисления производной
показательной функции.
II. Формирование новых знаний и способов действий
1. Фронтальная работа
– Для того чтобы решить поставленную задачу я предлагаю вам заполнить таблицу.
a | x | ln a | ax • ln a |
2 | 0 | 0,7 | |
2,3 | 0 | 0,83 | |
3 | 0 | 1,09 | |
3,4 | 0 | 1,22 |
Заполняется устно под руководством учителя.
Эталон ответа. (Приложение 3)
2. Фронтальная беседа.
– Сравните результаты, полученные в последней
колонке со значениями тангенсов, измеренных
углов.
– Они приблизительно одинаковые, т.е. для каждой
из функций значение тангенса полученного угла
наклона касательной к положительному
направлению оси 0х ? ах • ?n a.
– Чему равен тангенс угла наклона касательной,
проведенной к графику функции в заданной точке?
– Он равен производной функции в этой точке.
– Значит, естественно предположить, что:
(2х)' = 2х • ln 2
(2,3х)' = 2,3х • ln 2,3
(3х)' = 3х • ln 3
(3,4х)' = 3,4х • ln 3,4 т.е. в общем случае (ах)' = ах • ln а
3. Как найти производную показательной функции
у = ах?
– По формуле (ах)' = ах • ln
а.
4. Итак, мы узнали формулу для вычисления производной показательной функции, а теперь мы будем учиться применять ее для вычисления производных различных функций.
III. Формирование умений и навыков
Решение задач.
1. Фронтально учителем у доски: у = х2 • 4х
2. Фронтально учеником у доски: у = 2х – 4х3
3. С комментированием по цепочке: у = х2 + е2х
Эталоны ответов. (Приложение 4)
4. Самостоятельно на местах и у доски с последующей проверкой фронтально.
I вариант y = eх • sin x |
II вариант y = eх • cos x |
Эталон ответов. (Приложение 5)
5. – Итак, что мы сегодня нового узнали?
– Как вычисляется производная показательной
функции.
– По какой формуле вычисляется производная
показательной функции?
– (ах)' = ах • ln a
6. Задание на дом: п.41 стр. 241-243
«3» – Найти производные функций
y = 3 • eх + 2,
y = 5х – 4x5,
y = 2х • cos x
«4; 5» – Написать уравнение касательной к графику функции
у = 2 • 3х,
х0 = 1.
В заключение урока звучит стихотворение американского математика Мориса Клайна. (Приложение 7)
Литература:
1. Колмогоров А.Н. Алгебра и начала анализа.
Учебник для 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 2010.
2. Ивлев Б.М., Саакян С.М. Дидактические
материалы по алгебре и началам анализа для 11 кл.
М.: Просвещение – 2007.
3. Дорофеев Г.В. «Сборник заданий для
проведения письменного экзамена по математике
за курс средней школы» – М.: Дрофа, 2007.
4. Башмаков М.И.Алгебра и начала анализа.
Учебник для 10 – 11 кл. – М.: Просвещение, 1993.
5. http://900igr.net/kartinki/mkhk/Iskusstvo-krasoty/040-Muzyka-mozhet-vozvyshat-ili-umirotvorjat-
dushu-zhivopis-radovat.html