Цель урока: расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах – белках, изучить их строение, классификацию и свойства.
Задачи:
- образовательные: формирование понятия о белках на основе строения и свойств; рассмотрение их биологической роли; формирование общебиологических понятий;
- развивающие: развитие логического мышления учащихся, общеучебных умений сравнивать, обобщать знания по теме «Белки»; развитие любознательности, познавательного интереса к рассматриваемой теме;
- воспитательные: формирование научного мировоззрения школьников при изучении темы; экологическое воспитание; воспитание бережного отношения к учебному предмету – биологии.
Новые знания: органические вещества, входящие в состав клетки; белки; полимеры; ферменты; антитела; антигены.
Опорные знания: неорганические вещества, входящие в состав клетки; вода; диполь; полярность; гидролиз; минеральные соли; буферность.
Форма проведения: урок
Методы проведения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный, частично-поисковый.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, презентация (у автора), тестовые задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.
– Ребята, а сейчас я вам задам вопросы, для того чтобы посмотреть как вы усвоили материал прошлого урока.
– Что такое углеводы? Каково их содержание в животных и растительных клетках?
(Углеводы – органические вещества с общей формулой Cn(H2O)m. У большинства углеводов число молекул воды вдвое превышает количество атомов углерода, поэтому они и были названы углеводами. В животной клетке углеводов содержится 1-2%, иногда 5%, в растительных же клетках их содержание в некоторых случаях достигает 90% сухой массы (клубни картофеля, семена и т.д.)
– Какие функции выполняют углеводы?
(Углеводы выполняют две основные функции: строительную и энергетическую. Например, целлюлоза образует стенки растительных клеток и т.д. Углеводы играют роль основного источника энергии в клетке. В процессе окисления 1 г углеводов освобождается 17,6 кДж энергии. Крахмал у растений и гликоген у животных, откладываясь в клетках, служат резервом пищи и энергии.)
– Что из себя представляют липиды? Перечислите функции, характерные им.
(Липиды – нерастворимые в воде органические вещества, отличающиеся большим разнообразием. Самые распространенные из липидов, встречающихся в природе, – нейтральные жиры. Их принято делить на жиры и масла. Функции: 1) энергетическая; 2) строительная; 3) транспортная; 4) структурная.)
– Ребята, а сейчас выполните небольшой тест:
I. Выберите один правильный ответ.
-
Липиды растворяются в эфире, но не растворяются в воде, так как они
а) являются полимерами
б) состоят из мономеров
в) гидрофобны
г) гидрофильны -
Медведи во время продолжительного зимнего сна необходимую для жизни воду получают за счет
а) расщепления белков
б) талого снега
в) окисления жира
г) окисления аминокислот -
Запасным углеводом в животной клетке является
а) хитин
б) целлюлоза
в) крахмал
г) гликоген
II. Выберите три правильных ответа их шести.
-
Какие углеводы относятся к моносахаридам?
а) рибозу
б) глюкозу
в) целлюлозу
г) фруктозу
д) крахмал
е) гликоген -
Жиры в организме животных и человека
а) расщепляются в кишечнике
б) участвуют в построении мембран клетки
в) откладываются в запас в подкожной клетчатке, в области почек, сердца
г) превращаются в белки
д) расщепляются в кишечнике до глицерина и жирных кислот
е) синтезируются из аминокислот
(Ответы: 1 – в; 2 – в; 3 – г; 4 – а, б, г; 5 – б, в, д)
III. Мотивация учебной деятельности школьников.
Учитель для начала зачитывает стих.
Меняя каждый миг свой образ прихотливый,
Капризна, как дитя, и призрачна, как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным…
Что такое жизнь? Этот вопрос волновал людей всегда. В течение веков копились наблюдения, проводились исследования, рождались и умирали теории. Пожалуй, ни одно естественнонаучное явление не вызывало такой острой борьбы мировоззрений, как проблема живого. А причина этой борьбы – в самом объекте, его уникальности, неповторимости и сложности.
Постепенно было накоплено достаточно экспериментального материала, чтобы дать следующее определение жизни: «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным методом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ, прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка». (Ф.Энгельс).
Современная наука представляет жизнь как переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами. Следует подчеркнуть, что отдельные очищенные белки не имеют характерных признаков живого. Поэтому в поиске ответа на вопрос «Что такое жизнь?» нужно раскрыть тайну веществ, лежащих в ее основе, то есть ответить на вопрос «Что такое белок?»
IV. Сообщение темы, цели и задач урока.
Тема: Белки
Цель: Расширить знания о природных высокомолекулярных веществах – белках, изучить их строение и свойства.
V. Первичное восприятие и осознание учащимися нового материала.
Белки – сложные органические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В состав природных белков входят 20 аминокислот, 8 из них незаменимые, т.е. не синтезируются в организме, поэтому их поступление в организм обязательно вместе с пищей.
В организме человека встречается 5 млн. типов белковых молекул, отличающихся не только друг от друга, но и от белков других организмов. Молекулы белков могут быть спиралевидными, складчатыми или шарообразными.
Впервые белковую молекулу изучил и установил, что она состоит из аминокислот – Я.Беккори.
Белки же, в свою очередь, имеют сложное строение. Различают первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры белковой молекулы.
Первичная структура – последовательность чередования аминокислотных остатков в белковой молекуле (линейное расположение).
Вторичная структура – закручивание первичной структуры белка в спираль.
Третичная структура – упаковка закрученной спирали в конфигурацию в виде клубка.
Четвертичная структура –несколько третичных структур (клубков), объединенных в одно целое.
Белки выполняют следующие функции:
1) строительная функция – белки участвуют в образовании всех клеточных мембран и органоидов клетки, а также внеклеточных структур.
2) каталитическая функция – ускоряют протекание реакций в организме.
3) двигательная функция – специальные сократительные белки участвуют во всех видах движения, к которым способны клетки и организмы.
4) транспортная функция – заключается в присоединении химических элементов или биологически активных веществ и переносе их к различным тканям и органам тела.
5) защитная функция – особые белки антитела (образованы в лейкоцитах) связывают и обезвреживают несвойственные организму вещества – антигены.
6) энергетическая функция – при расщеплении 1 г. белка выделяется 17 кДж энергии.
Существую цветные реакции на белки:
1) ксантопротеиновая реакция
2) биуретовая реакция
Также, белкам свойственен такой процесс, как денатурация. Денатурация – нарушение природной структуры белка под действием нагревания или химических реагентов. Денатурированный белок теряет свои биологические свойства.
VI. Осмысление внутренних закономерностей, связей между изучаемыми предметами в процессе мыслительной работы и выполнения познавательных заданий.
– Ребята, перед вами представлен текст, который содержит ошибочную информацию. Ваша задача – выявить допущенные ошибки. При этом не забываем, что работаем индивидуально. (слайд 18)
Белки – сложные органические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В состав природных белков входят 20 аминокислот, 8 из них незаменимые, т.е. синтезируются в организме и их поступление в организм не обязательно вместе с пищей.
Белки, взаимодействуя с азотной кислотой, дают фиолетовое окрашивание. Данная реакция называется ксантопротеиновой реакцией. Вторичная структура белков – это чередование аминокислот в линейной структуре. Денатурация – процесс изменения цвета белковой молекулы. Содержание белка в яйце меньше, чем в молоке и молочных продуктах. При варке белок не меняет свой цвет.
VII. Обобщение и систематизация изученных на уроке понятий и ранее усвоенных знаний.
– Итак, ребята, вы уже можете, изучив сегодняшнюю тему, выполнить небольшой тест:
ТЕСТ для проверки:
-
Какая структура белка закручена в спираль?
А) первичная;
Б) вторичная;
В) третичная;
Г) четвертичная. -
Какое количество энергии выделяется при расщеплении 1 г белка?
А) 25 кДж;
Б) 38 кДж;
В) 18 кДж;
Г) 17 кДж. -
Какое окрашивание белков дает биуретовая реакция?
А) фиолетовое;
Б) зеленое;
В) желтое;
Г) 17 белое. -
Сколько незаменимых аминокислот существует?
А) 10;
Б) 8;
В) 20;
Г) 5. -
Что такое денатурация?
А) нарушение природной структуры белка под действием нагревания или химических реагентов;
Б) процесс изменения цвета белковой молекулы;
В) цветная реакция на белки;
Г) процесс восстановления природной структуры белка. -
Разнообразие белков обусловлено входящими в их состав различными:
А) нуклеотидами;
Б) аминокислотами;
В) липидами;
Г) нуклеиновыми кислотами. -
Четвертичная структура молекулы белка образуется в результате взаимодействия:
А) участков одной белковой молекулы по типу связей;
Б) нескольких полипептидных нитей;
В) участков одной белковой молекулы за счет водородных связей;
Г) белковой глобулы с мембраной клетки. -
Способность молекул белка соединяться с другими веществами и переносить их в клетке или организме лежит в основе функции:
А) транспортной;
Б) каталитической;
В) сигнальной;
Г) энергетической. -
Какие белковые вещества синтезируются в организме в ответ на появление в нем чужеродных тел и веществ?
А) углеводы;
Б) ферменты;
В) антитела;
Г) гормоны. -
Ферменты выполняют функцию:
А) структурную;
Б) каталитическую;
В) сократительную;
Г) энергетическую.
(Ответы: 1. Б; 2. Г; 3. А; 4. Б; 5. А; 6. Б; 7. Б; 8. А; 9. В; 10. Б )
VIII. Подведение итогов урока.
– Ребята, наш урок подходит к концу. И я бы хотела услышать вывод к нашему сегодняшнему уроку.
Вывод: Расширили знания о природных высокомолекулярных веществах – белках, изучили их строение и свойства.
– В целом, урок прошел очень хорошо. Вы неплохо поработали, проявили активность и самостоятельность. Молодцы!
IX. Домашнее задание.
§ 22 (стр. 108-109) читать.
Вопросы 1-4 на стр. 112 (устно)
Составить кроссворд на тему «Углеводы. Липиды. Белки»
Использованная литература:
- Каменский А.А. и др. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Учебник для 9 класса. 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 304с.
- Мамонтов С.Г. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 288с.: ил.
- Пономарева И.Н., Корнилова О.А. Основы общей биологии. 9 кл.: 2-е изд. – М.: Дрофа, 2000.