Цели:
– повторить изученный на
уроках материал о цивилизациях Древнего Востока;
Оборудование урока: презентация и мультимедийное устройство.
Подготовка к уроку: класс делится на 2-4 команды, каждая из которых в ходе “путешествия” отвечает на вопросы, выбранные самой командой. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если дан ответ не полный – 0,5 балла. Другие команды имеют право дать ответ, если играющая команда не дает ответа или он не полный.
Ход мероприятия
На экран выводится слайд с изображением карты Древнего Востока.
Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по Древнему Востоку! Мы снова побываем с вами у древних египтян, посетим Израильское царство, заглянем в древний финикийский город Тир, а завершим путешествие в Древнем Двуречье. Чтобы снова оказаться в этих местах, каждой команде необходимо будет вспомнить древнюю историю этих стран и народов и ответить на вопросы.
Давайте пожелаем друг другу счастливого путешествия!
И начальный пункт нашего путешествия Древний Египет.
На карте подчеркивается название столицы древнего Египта г. Мемфис и появляются 4 разноцветных круга с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают номер вопроса, кружок-кнопка активируется и на экране появляется выбранный вопрос. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.
1. Это растение произрастало в Египте по берегам реки Нил.
Как называется это растение и как его использовали египтяне? (Ответ: это папирус – высокий тростник. Использовался для постройки домов, для крыш, изготавливались циновки на пол, а также для изготовления материала для письма – папируса)
2. Это сооружение можно было увидеть на берегу реки Нил.
Как называется это сооружение и для чего его использовали египтяне? (Ответ: это шадуф – приспособление для полива садов и огородов, куда не доходила вода во время разливов Нила)
3. Египетское войско выступило в военный поход.
Из каких частей состояло войско фараона и какой металл использовали египтяне для изготовления оружия? (Ответ: отряды египетской армии формировались из лучников, копейщиков и боевых колесниц. Наконечники копий, кинжалы и боевые топорики изготавливались из бронзы – сплава меди с оловом).
4. Это грандиозное сооружение – единственное из сохранившихся семи чудес света.
Что это за сооружение и для чего строились в Египте такие сооружения? (Ответ: это пирамиды, которые строились для погребения фараонов).
А сейчас мы отправляемся в столицу Израильского царства г. Иерусалим. Израильское царство.
На карте подчеркивается название столицы Израильского царства г. Иерусалим и появляются 4 разноцветных круга с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают номер вопроса, кружок-кнопка активируется и на экране появляется выбранный вопрос. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.
1. Как назывался древний город, стены которого, согласно сказанию, рухнули от звуков военных труб израильтян?
Подсказка: ОХИНЕИР (Ответ: Иерихон)
2. Как звали филистимлянского богатыря с которым вышел сразиться будущий царь Израиля – юный Давид?
Подсказка: ЛАФИГО (Ответ: Голиаф)
3. Как звали этого героя библейских сказаний, чья великая сила была в его длинных волосах?
Подсказка: СОНАМС (Ответ: Самсон)
4. Как звали царя Израиля, славившегося богатством и мудростью?
Подсказка: НОЛОСОМ (Ответ: Соломон)
Наша следующая остановка в древнем финикийском городе Тир. Древняя Финикия.
На карте подчеркивается название г. Тир и появляются 4 разноцветных круга с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают номер вопроса, кружок-кнопка активируется и на экране появляется выбранный вопрос. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.
1. Одно из занятий жителей Финикии – торговля.
Что могли предлагать для продажи сами финикийцы? (Ответ: финикийские торговцы предлагали для продажи - оливковое масло, бревна из ливанского кедра, пурпурные ткани, вино, стеклянные бусы и сосуды).
2. Некоторые буквы финикийского алфавита.
В чем было преимущество финикийского алфавита перед письменностью Египта? (Ответ: в египетском письме было более 700 иероглифов, а финикийский алфавит состоял всего из 22 букв, которые запомнить было легче).
3. Владения финикийцев располагались на восточном побережье Средиземного моря, но финикийцам принадлежали и другие берега Средиземного моря.
Почему? (Ответ: для ведения торговли финикийцы основывали поселения в тех краях, где они постоянно бывали. Такие поселения стали называться колониями и располагались они по берегам Средиземного моря).
4. В древности Финикия была частью обширной области, называемой Ханаан. Название же Финикия придумали греки. Это они дали жителям Библа, Тира, Сидона прозвище “финикийцы”, что по-гречески означает “красноватые”, или, точнее, “красящие в лилово-красный цвет”.
Чем можно объяснить такое прозвище? (Ответ: финикийцы на дне моря находили особые раковины и из улиток добывали пурпурную, т.е. лилово-красную краску. По названию этой краски древние греки и стали так называть эту территорию).
А сейчас наш путь в Древнее Двуречье и первая страна на нашем пути – Вавилонское царство и мы в его столице г. Вавилоне. Вавилонское царство.
На карте подчеркивается название г. Вавилон и появляются 4 разноцветных круга с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают номер вопроса, кружок-кнопка активируется и на экране появляется выбранный вопрос. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.
1. Вавилонское царство располагалось в Двуречье.
Какое второе название имеет эта территория? Почему она так называется? (Ответ: Двуречье по другому называется Междуречье, а называется эта территория так потому, что расположена она между двумя реками – Тигр и Евфрат).
2. Этот предмет был найден при раскопках в Вавилоне. (На слайде изображение глиняной таблички).
Что это? Почему именно на территории древнего Двуречья его можно было найти? (Ответ: это глиняная табличка, на которой писали клинописью жители городов Древнего Двуречья. Глина – это основной материал, который использовали жители Двуречья как для строительства, так и для изготовления материала для письма. Глина оставалась на берегах после бурных разливов рек Тигр и Евфрат).
3. В Вавилоне при самом могущественном царе Хаммурапи появились законы о преступлениях. А потом возникло выражение “око за око, зуб за зуб”.
Объясните, почему могло возникнуть это выражение? (Ответ: в Вавилонском царстве, в соответствии с законами царя Хаммурапи обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли жертве. В законах прямо было записано: “Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб”).
4. В Вавилоне как и в других городах Двуречья возвышались высокие ступенчатые башни.
Для чего они строились? (Ответ: это были храмы богов, на вершине находилось святилище бога. Подниматься туда могли только жрецы, где они, как верили жители Двуречья, беседовали с богами. Жрецы на этих башнях также вели наблюдения за движением Солнца и Луны, за звездами).
И завершим мы наше путешествие в г. Ниневия – городе львов, как называли этот город жители Ассирийской державы. Ассирийская держава.
На карте подчеркивается название г. Ниневия и появляются 4 разноцветных круга с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают номер вопроса, кружок-кнопка активируется и на экране появляется выбранный вопрос. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.
1. Армия ассирийских царей была самой сильной в мире.
Почему? (Ответ: армия ассирийских царей была самой сильной потому, что ассирийские воины первыми имели оружие, изготовленное их железа – мечи и боевые топорики. Они также первыми стали использовать конницу, тараны, которыми они разрушали крепостные стены).
2. Столицу Ассирии город Ниневия в древности называли “городом крови”.
Почему? (Ответ: в завоеванных странах ассирийцы устраивали массовые казни, уводили в плен целые народы, все, что было ценного увозили к себе в Ниневию. Ассирийские художники любили изображать писцов, считающих угнанный скот и отрубленные головы вражеских воинов. Поэтому жители покоренных стран называли столицу Ассирийской державы логовищем львов и городом крови).
3. Известно, что во время захвата Ниневии сгорел царский дворец вместе с библиотекой царя Ашшурбанапала. Но книги уцелели.
Почему? Какие книги находились в его библиотеке? (Ответ: эти книги были написаны на глиняных табличках, а в огне глина становится еще прочнее. В библиотеке Ашшурбанапала хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов, сочинения мудрецов).
4. Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне.
Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы? (Ответ: нет, не мог. Столица Ассирии г. Ниневия была захвачена в результате восстания вавилонян в 612 г. до н.э., а вавилонский царь Хаммурапи жил раньше – в 1792-1750 гг. до н.э.).
Заключительное слово учителя: Вот и закончилось наше путешествие! Оно было не легким, но интересным! А вам оно понравилось? (Ребята оценивают свою работу в командах и мероприятие в целом).
А теперь подведем итоги!
Использованная литература.
1. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений /А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – Просвещение, 2011.
2. Детская Библия. – Институт перевода Библии, 1991.
3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – ООО “Кирилл и Мефодий”, 2008.