Цель урока: изучить орфограмму “Ь после шипящих в наречиях”
Задачи урока:
образовательная:
- познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих в наречиях”
развивающая:
- развитие умения анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
- развитие внимания, зрительной памяти учащихся;
воспитывающая:
- воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно; прививать любовь к русскому языку.
Тип урока: объяснение нового материала
Методы обучения: поисковый, словесный, практический
Используемые технологии: проблемное обучение, развивающее обучение.
Оборудование:
- учебник русского языка для 3 класса (авторы Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И., 2011 г.)
- карточки для работы в группах
Ход урока
I. Организационный момент.
- Ребята, прочитайте высказывание.
Если вы повесили нос,
То зарубите себе на носу,
И хоть кровь из носу
Выполняйте правило первое:
ВЫШЕ НОС!
- Как вы понимаете это высказывание?
- Что я хотела вам сказать?
- Итак, выше нос и начинаем работать!
Логическая задача.
Замечательно
Хорошо
Классно
- В синем и зелёном слове звуков меньше, чем букв.
- В зелёном слове есть непарные звуки по твёрдости – мягкости.
- Назовите зелёное слово.
- Я желаю, чтобы наш урок прошёл замечательно, вы классно поработали и получили только хорошие оценки.
- Что объединяет эти слова?
- Мы продолжаем работать по теме наречие. И тема сегодняшнего нашего урока “Правописание мягкого знака после шипящих в наречиях”
- Подумайте, какие вопросы можно задать к теме урока?
- Что такое наречие? - Какие звуки мы называем шипящими?
- Пишется или не пишется мягкий знак в наречиях?
- Когда пишется мягкий знак в наречиях?
- Когда не пишется мягкий знак в наречиях?
- На какие вопросы вы можете ответить?
- Какую цель поставим перед собой
II. Работа над новым материалом.
Вслух, вскачь, наотмашь, вверх, вниз, вмиг, настежь, вслед, вниз, сплошь, вбок.
- Какое бы задание вы предложили?
(выписать наречия с шипящими на конце)
- Понаблюдайте. Что заметили?
- Сделайте вывод.
- Как вы думаете, это всё к чему мы стремились?
- Чтобы решить следующую проблему, перед вами снова логическая задача.
1. Уж – одна из самых распространённых змей в Европе.
2. Уж ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой.
3. На краю дорожки грелся на солнышке уж.
- Подумайте, какое предложение будет лишнее и почему?
- Выпишите это предложение. Сделайте синтаксический разбор.
- Что можете сказать о наречии УЖ?
- Чтобы узнать следующее слово – исключение я вновь предлагаю вам логическую задачу.
Звёздной рождественской ночью
Алёнушка, сидя у зеркала
Мечтала
Увидеть
Женихом Ивана.
(буквы выделяются, когда учащиеся разгадали логическую задачу)
- О чём мечтала Алёнушка?
-Что заметили?
III. Работа на карточках.
[н'эвмач'], [м'эч'], [фскач'], [туч'], [св'эш], [р'эч'], [п'эч'], [й'ош], [малад'ош]
- Пользуясь ключом ,разгадайте ещё одно слово-исключение.
1 2 1 1 3 1 1 1 7
Н е в т е р п ё ж
- Какой вывод сделаем?
- Попробуем сформулировать правило.
В наречиях с шипящими на конце пишется мягкий знак. Исключения: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.
IV. Итог урока.
- А сейчас постарайтесь оценить свою работу . у вас на партах есть буква Я. Найдите ей нужное место на шкале.
- А – урок был скучным, ничего не понял.
- В – урок понравился. Узнал много нового.
- С – Урок очень понравился. Хочу ещё больше узнать о правописании наречий.