Мягкий знак после шипящих в наречиях

Разделы: Начальная школа


Цель урока: изучить орфограмму “Ь после шипящих в наречиях”

Задачи урока:

образовательная:

  • познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих в наречиях”

развивающая:

  • развитие умения анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
  • развитие внимания, зрительной памяти учащихся;

воспитывающая:

  • воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно; прививать любовь к русскому языку.

Тип урока: объяснение нового материала

Методы обучения: поисковый, словесный, практический

Используемые технологии: проблемное обучение, развивающее обучение.

Оборудование:

  • учебник русского языка для 3 класса (авторы Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И., 2011 г.)
  • карточки для работы в группах

Ход урока

I. Организационный момент.

- Ребята, прочитайте высказывание.

Если вы повесили нос,
То зарубите себе на носу,
И хоть кровь из носу
Выполняйте правило первое:
ВЫШЕ НОС!

- Как вы понимаете это высказывание?

- Что я хотела вам сказать?

- Итак, выше нос и начинаем работать!

Логическая задача.

Замечательно

Хорошо

Классно

- В синем и зелёном слове звуков меньше, чем букв.

- В зелёном слове есть непарные звуки по твёрдости – мягкости.

- Назовите зелёное слово.

- Я желаю, чтобы наш урок прошёл замечательно, вы классно поработали и получили только хорошие оценки.

- Что объединяет эти слова?

- Мы продолжаем работать по теме наречие. И тема сегодняшнего нашего урока “Правописание мягкого знака после шипящих в наречиях”

- Подумайте, какие вопросы можно задать к теме урока?

- Что такое наречие?

- Какие звуки мы называем шипящими?

- Пишется или не пишется мягкий знак в наречиях?

- Когда пишется мягкий знак в наречиях?

- Когда не пишется мягкий знак в наречиях?

- На какие вопросы вы можете ответить?

- Какую цель поставим перед собой

II. Работа над новым материалом.

Вслух, вскачь, наотмашь, вверх, вниз, вмиг, настежь, вслед, вниз, сплошь, вбок.

- Какое бы задание вы предложили?

(выписать наречия с шипящими на конце)

- Понаблюдайте. Что заметили?

- Сделайте вывод.

- Как вы думаете, это всё к чему мы стремились?

- Чтобы решить следующую проблему, перед вами снова логическая задача.

1. Уж – одна из самых распространённых змей в Европе.

2. Уж ночь осторожно надвигалась на леса глухой синевой.

3. На краю дорожки грелся на солнышке уж.

- Подумайте, какое предложение будет лишнее и почему?

- Выпишите это предложение. Сделайте синтаксический разбор.

- Что можете сказать о наречии УЖ?

- Чтобы узнать следующее слово – исключение я вновь предлагаю вам логическую задачу.

Звёздной рождественской ночью
Алёнушка, сидя у зеркала
Мечтала
Увидеть
Женихом Ивана.

(буквы выделяются, когда учащиеся разгадали логическую задачу)

- О чём мечтала Алёнушка?

-Что заметили?

III. Работа на карточках.

[н'эвмач'], [м'эч'], [фскач'], [туч'], [св'эш], [р'эч'], [п'эч'], [й'ош], [малад'ош]

- Пользуясь ключом ,разгадайте ещё одно слово-исключение.

1 2 1 1 3 1 1 1 7

Н е в т е р п ё ж

- Какой вывод сделаем?

- Попробуем сформулировать правило.

В наречиях с шипящими на конце пишется мягкий знак. Исключения: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ.

IV. Итог урока.

- А сейчас постарайтесь оценить свою работу . у вас на партах есть буква Я. Найдите ей нужное место на шкале.

  • А – урок был скучным, ничего не понял.
  • В – урок понравился. Узнал много нового.
  • С – Урок очень понравился. Хочу ещё больше узнать о правописании наречий.