“Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить”.
Дистервег А.
Сколько удивительного вокруг нас? Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путём выучивания.
Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные.
Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена психологически. Всякий ребёнок рождается исследователем.
Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать.
Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование – всегда творчество, и в идеале представляет собой вариант поиска истины.
Исследование позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск как на уроке, так и во внеурочной работе (занятия в группе продлённого дня). Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.
В своей работе я использую следующие этапы работы над формированием исследовательских способностей:
- выбор темы;
- составление плана исследования;
- сбор материала;
- обобщение материала;
- презентация материалов исследования.
Рассмотрим этапы работы над формированием исследовательских способностей на примере исследования второклассников: “Полезный завтрак в моей семье”.
Шаг первый – выбор темы:
Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что – либо исследовать возникает только тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Исследовательская работа делается ребёнком совместно с педагогом, родителями, поэтому тема должна вызывать интерес и у ученика и у учителя и, по возможности, у родителей.
Тему данного исследования предложили родители: “О пользе завтрака”, т.к. рано утром дети не желают есть, нехватка времени у родителей…
Для того чтобы заинтересовать ребят, им предложили список известных продуктов питания. Рядом с каждым продуктом необходимо было нарисовать смайлики (весёлый, грустный, нейтральный)
Полученный результат:
На 1 месте по популярности – фрукты, конфеты, сосиски и колбаса;
На 2 месте – сыр, хлеб, творог;
На 3 месте – макароны, яйца;
И замыкает список – рыба и молочные каши.
Любимый завтрак в семьях ребят:
– бутерброды с маслом, сыром, колбасой – 75%
- и лишь 25% учеников предпочитают молочные продукты, каши, творожные запеканки, фрукты.
Родителям была предложена следующая анкета:
- Что вы знаете о правильном питании?
- Как вы считаете, правильно ли организовано питание в вашей семье?
- Как вы составляете меню своей семьи: на месяц; на неделю; на каждый день? Не составляете совсем?
Полученный результат:
- О правильном питании знают 53% опрошенных.
- Правильно организовано питание у 60% опрошенных, остальные затрудняются в ответе.
- Меню для семьи составляется каждый день - 67% и не составляется – 33%.
Теперь предстояло определить цель исследования – а это значит ответить себе и другим на вопрос, зачем мы его проводим?
ЦЕЛЬ исследования:
- Создать сборник рецептов “Полезный завтрак в моей семье” и распространить его среди обучающихся начальной школы.
Задачи исследования обычно уточняют его цель (описывают основные шаги исследования).
ЗАДАЧИ исследования:
- Сформировать осознанное отношение к своему питанию.
- Выработать активную жизненную позицию в отношении правильного питания в быту.
- Помочь родителям осознать необходимость формирования у детей привычки хорошо завтракать.
Данная исследовательская работа актуальна для нас, т.к.
- Организм школьника очень нуждается в завтраке.
- Отсутствие завтрака подрывает здоровье!
- Дети, которые не завтракают, более медленно принимают решения в критических ситуациях.
- Завтракающие дети лучше успевают и по математическим дисциплинам, и в решении творческих задач.
Шаг второй – составление плана исследования.
Как составить план исследовательской работы? Перед началом исследования нужно обязательно составить его предварительный план. Однако надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и совершенствовать, т.к. исследование представляет собой творческий процесс.
Нас интересовал только один вопрос: “Полезен завтрак или нет?”
Задача – получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом исследования. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её. Как это сделать?
Приёмы исследования, применяемые в работе:
- подумать самостоятельно;
- спросить у другого человека;
- посмотреть в книгах;
- посмотреть по телевизору;
- получить информацию в сети Интернет;
- понаблюдать;
- провести эксперимент;
- связаться со специалистом.
Чем больше приёмов, тем лучше и интереснее пойдёт работа.
В нашем случае мы воспользовались приёмами: посмотреть в книгах (справочники, энциклопедии), получить информацию в сети Интернет, провести эксперимент.
С ребятами договорились, что в течение месяца будем полностью съедать школьный завтрак. Было интересно, каждый день ученики отмечали, что лучше и быстрее стали справляться с заданиями на уроке, улучшилось настроение и аппетит, уменьшилось число конфликтов.
Шаг третий – сбор материала.
Прежде, чем приступить к этой работе, надо договориться о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу записывать их в тетрадь и т.д.
Все собранные материалы (печатный и рукописный тексты, фотографии, рисунки) собирали в папку – копилку.
Шаг четвёртый – обобщение полученных данных.
Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причём все предложенные мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Для этого потребуются:
- дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;
- классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
- выявить и обозначить все замеченные парадоксы;
- ранжировать основные идеи исследования;
- выработать суждения и умозаключения;
- сделать выводы по результатам исследования;
- указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;
- подготовить текст выступления;
- приготовить тексты, схемы, чертежи, презентации;
- подготовиться к ответам на вопросы.
Провели диспут “Завтрак – польза или вред”
В ходе диспута выявили:
- Чем же полезен для нас завтрак?
- Улучшается здоровье и самочувствие.
- Концентрируется внимание, улучшается восприимчивость.
- Поднимается уровень энергии и настроение.
- Регулируется и улучшается аппетит.
Минусом в завтраке ребята считали – не желание есть каши (“Не любим есть кашу!”, - говорили ребята.)
Возникло противоречие: с одной стороны – каша – полезный завтрак, с другой стороны – кашу есть не хотим. Появился новый пункт плана: Какие бывают каши? Чем они полезны?
Расширился список приёмов исследования, используемых в работе, а именно: спросить у другого человека, подумать самостоятельно, связаться со специалистом (повар школьной столовой).
Итогом стал классный час: “Полезные каши” (презентацию составляли совместно с родителями). Были приглашены работники школьной столовой, которые рассказали в видах круп и какие каши можно сварить, как это сделать. Ребята с интересом слушали рассказ и с удовольствием приняли участие в конкурсной программе, посвящённой кашам.
Но вновь появился вопрос: “Что такое калории?” и “Сколько ученику необходимо калорий для полноценного завтрака?”
- Суточная потребность в калориях для ребёнка 7 – 10 лет равна 2380 калориям.
- На завтрак необходимо 20 - 25% или 476 – 595 калорий (для каждого ребёнка количество калорий может меняться в зависимости от веса).
Для ответа на вопросы мы обратились к учителю биологии и химии, а затем к школьной медсестре.
Беседа “Что такое калории?” Познакомились с таблицей калорийности продуктов и научились рассчитывать количество калорий, необходимое для полноценного завтрака.
Для более точного расчёта мы так же учитывали:
- калории показателя обмена веществ ( на 1 кг веса)
- калории уровня активности (40%)
- калории на усвоение пищи (10%)
Расчёт Бородиной Виктории (для примера) выглядел так:
Необходимо сложить:
- калории показателя обмена веществ:
на 1 кг. веса для ребёнка 7-10 лет надо 60 калорий
31 кг (мой вес) х 60 = 1860 калорий
- калории уровня активности: 40% (умеренная активность) – 744 калорий
- калории на усвоение пищи: 10% - 260 калорий
На день мне надо 2864 калории
20-25% - на завтрак – 716 калорий.
Таким образом, при работе постоянно возникали новые вопросы и в план исследования приходилось вносить коррективы. Таким образом, план исследования стал выглядеть так:
- Полезен завтрак или нет?
- Какие бывают каши? Чем они полезны?
- Что такое калории?
- Сколько ученику начальной школы необходимо калорий для полноценного завтрака?
- Как рассчитать необходимое количество калорий?
В исследовательской работе использовали следующие приёмы:
- подумать самостоятельно;
- спросить у другого человека;
- посмотреть в книгах;
- получить информацию в сети Интернет;
- понаблюдать;
- провести эксперимент;
- связаться со специалистом.
Каждая семья оформила странички семейного завтрака. (с учётом расчёта необходимого количества калорий)
Шаг пятый – презентация материалов исследования
Презентация материалов исследования проходила в виде совместного с родителями праздника – представления. Ученики и родители представляли страничку семейного завтрака, рассказали об истории некоторых блюд, делились рецептами, дегустировали. Праздник получился весёлый и познавательный.
После выступления обязательно надо устроить его обсуждение, дать возможность задать вопросы.
Исследовательская работа “Полезный завтрак в моей семье” была представлена на IX школьной научно-практической конференции “Будущее за нами”. Работу представляла ученица нашего класса Бородина Виктория. Исследовательская работа была отмечена Дипломом 1 степени.
Исследовательская работа “Полезный завтрак в моей семье” так же был представлен на общешкольном родительском собрании. Мы представили книгу рецептов.
При выполнении данной исследовательской работы, обучающиеся научились:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- задавать вопросы и осуществлять поиск конкретной информации;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- высказывать суждения, защищать (аргументировать) свои идеи;