Приемы организации исследовательских процессов обучающихся во внеурочной деятельности

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


“Плохой учитель преподносит истину,
хороший учит ее находить”.
Дистервег А.

Сколько удивительного вокруг нас? Мимо скольких интересных событий и явлений мы проходим ежедневно, не заметив, не поняв их? Мир полон чудес, надо только уметь их открывать. Главным инструментом в этом деле является наша способность исследовать окружающий нас мир. Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причём знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путём выучивания.

Как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%. Близкие к приведенным данные были получены также американскими и российскими исследователями.

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования учебное исследование и проектирование в начальной школе из экспериментальных педагогических технологий переходят в общепринятые и обязательные.

Ни для кого не секрет, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена психологически. Всякий ребёнок рождается исследователем.

Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать.

Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование – всегда творчество, и в идеале представляет собой вариант поиска истины.

Исследование позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск как на уроке, так и во внеурочной работе (занятия в группе продлённого дня). Таким образом, исследовательская деятельность младших школьников – это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.

В своей работе я использую следующие этапы работы над формированием исследовательских способностей:

  • выбор темы;
  • составление плана исследования;
  • сбор материала;
  • обобщение материала;
  • презентация материалов исследования.

Рассмотрим этапы работы над формированием исследовательских способностей на примере исследования второклассников: “Полезный завтрак в моей семье”.

Шаг первый – выбор темы:

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что – либо исследовать возникает только тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Исследовательская работа делается ребёнком совместно с педагогом, родителями, поэтому тема должна вызывать интерес и у ученика и у учителя и, по возможности, у родителей.

Тему данного исследования предложили родители: “О пользе завтрака”, т.к. рано утром дети не желают есть, нехватка времени у родителей…

Для того чтобы заинтересовать ребят, им предложили список известных продуктов питания. Рядом с каждым продуктом необходимо было нарисовать смайлики (весёлый, грустный, нейтральный)

Полученный результат:

На 1 месте по популярности – фрукты, конфеты, сосиски и колбаса;

На 2 месте – сыр, хлеб, творог;

На 3 месте – макароны, яйца;

И замыкает список – рыба и молочные каши.

Любимый завтрак в семьях ребят:

– бутерброды с маслом, сыром, колбасой – 75%

- и лишь 25% учеников предпочитают молочные продукты, каши, творожные запеканки, фрукты.

Родителям была предложена следующая анкета:

  1. Что вы знаете о правильном питании?
  2. Как вы считаете, правильно ли организовано питание в вашей семье?
  3. Как вы составляете меню своей семьи: на месяц; на неделю; на каждый день? Не составляете совсем?

Полученный результат:

- О правильном питании знают 53% опрошенных.

- Правильно организовано питание у 60% опрошенных, остальные затрудняются в ответе.

- Меню для семьи составляется каждый день - 67% и не составляется – 33%.

Теперь предстояло определить цель исследования – а это значит ответить себе и другим на вопрос, зачем мы его проводим?

ЦЕЛЬ исследования:

  • Создать сборник рецептов “Полезный завтрак в моей семье” и распространить его среди обучающихся начальной школы.

Задачи исследования обычно уточняют его цель (описывают основные шаги исследования).

ЗАДАЧИ исследования:

  • Сформировать осознанное отношение к своему питанию.
  • Выработать активную жизненную позицию в отношении правильного питания в быту.
  • Помочь родителям осознать необходимость формирования у детей привычки хорошо завтракать.

Данная исследовательская работа актуальна для нас, т.к.

- Организм школьника очень нуждается в завтраке.

- Отсутствие завтрака подрывает здоровье!

- Дети, которые не завтракают, более медленно принимают решения в критических ситуациях.

- Завтракающие дети лучше успевают и по математическим дисциплинам, и в решении творческих задач.

Шаг второй – составление плана исследования.

Как составить план исследовательской работы? Перед началом исследования нужно обязательно составить его предварительный план. Однако надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и совершенствовать, т.к. исследование представляет собой творческий процесс.

Нас интересовал только один вопрос: “Полезен завтрак или нет?”

Задача – получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом исследования. Для того чтобы выполнить эту работу, надо исследовать всё, что можно, собрать всю доступную информацию и обработать её. Как это сделать?

Приёмы исследования, применяемые в работе:

  • подумать самостоятельно;
  • спросить у другого человека;
  • посмотреть в книгах;
  • посмотреть по телевизору;
  • получить информацию в сети Интернет;
  • понаблюдать;
  • провести эксперимент;
  • связаться со специалистом.

Чем больше приёмов, тем лучше и интереснее пойдёт работа.

В нашем случае мы воспользовались приёмами: посмотреть в книгах (справочники, энциклопедии), получить информацию в сети Интернет, провести эксперимент.

С ребятами договорились, что в течение месяца будем полностью съедать школьный завтрак. Было интересно, каждый день ученики отмечали, что лучше и быстрее стали справляться с заданиями на уроке, улучшилось настроение и аппетит, уменьшилось число конфликтов.

Шаг третий – сбор материала.

Прежде, чем приступить к этой работе, надо договориться о способах фиксации получаемых сведений. Собираемые сведения можно просто запоминать, но это трудно, поэтому лучше сразу записывать их в тетрадь и т.д.

Все собранные материалы (печатный и рукописный тексты, фотографии, рисунки) собирали в папку – копилку.

Шаг четвёртый – обобщение полученных данных.

Собраны все сведения, сделаны все необходимые расчёты и наблюдения, проведены эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям. Причём все предложенные мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Для этого потребуются:

  • дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;
  • классифицировать основные предметы, процессы, явления и события;
  • выявить и обозначить все замеченные парадоксы;
  • ранжировать основные идеи исследования;
  • выработать суждения и умозаключения;
  • сделать выводы по результатам исследования;
  • указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;
  • подготовить текст выступления;
  • приготовить тексты, схемы, чертежи, презентации;
  • подготовиться к ответам на вопросы.

Провели диспут “Завтрак – польза или вред”

В ходе диспута выявили:

- Чем же полезен для нас завтрак?

  • Улучшается здоровье и самочувствие.
  • Концентрируется внимание, улучшается восприимчивость.
  • Поднимается уровень энергии и настроение.
  • Регулируется и улучшается аппетит.

Минусом в завтраке ребята считали – не желание есть каши (“Не любим есть кашу!”, - говорили ребята.)

Возникло противоречие: с одной стороны – каша – полезный завтрак, с другой стороны – кашу есть не хотим. Появился новый пункт плана: Какие бывают каши? Чем они полезны?

Расширился список приёмов исследования, используемых в работе, а именно: спросить у другого человека, подумать самостоятельно, связаться со специалистом (повар школьной столовой).

Итогом стал классный час: “Полезные каши” (презентацию составляли совместно с родителями). Были приглашены работники школьной столовой, которые рассказали в видах круп и какие каши можно сварить, как это сделать. Ребята с интересом слушали рассказ и с удовольствием приняли участие в конкурсной программе, посвящённой кашам.

Но вновь появился вопрос: “Что такое калории?” и “Сколько ученику необходимо калорий для полноценного завтрака?”

- Суточная потребность в калориях для ребёнка 7 – 10 лет равна 2380 калориям.

- На завтрак необходимо 20 - 25% или 476 – 595 калорий (для каждого ребёнка количество калорий может меняться в зависимости от веса).

Для ответа на вопросы мы обратились к учителю биологии и химии, а затем к школьной медсестре.

Беседа “Что такое калории?” Познакомились с таблицей калорийности продуктов и научились рассчитывать количество калорий, необходимое для полноценного завтрака.

Для более точного расчёта мы так же учитывали:

- калории показателя обмена веществ ( на 1 кг веса)

- калории уровня активности (40%)

- калории на усвоение пищи (10%)

Расчёт Бородиной Виктории (для примера) выглядел так:

Необходимо сложить:

- калории показателя обмена веществ:

на 1 кг. веса для ребёнка 7-10 лет надо 60 калорий

31 кг (мой вес) х 60 = 1860 калорий

- калории уровня активности: 40% (умеренная активность) – 744 калорий

- калории на усвоение пищи: 10% - 260 калорий

На день мне надо 2864 калории

20-25% - на завтрак – 716 калорий.

Таким образом, при работе постоянно возникали новые вопросы и в план исследования приходилось вносить коррективы. Таким образом, план исследования стал выглядеть так:

  • Полезен завтрак или нет?
  • Какие бывают каши? Чем они полезны?
  • Что такое калории?
  • Сколько ученику начальной школы необходимо калорий для полноценного завтрака?
  • Как рассчитать необходимое количество калорий?

В исследовательской работе использовали следующие приёмы:

  • подумать самостоятельно;
  • спросить у другого человека;
  • посмотреть в книгах;
  • получить информацию в сети Интернет;
  • понаблюдать;
  • провести эксперимент;
  • связаться со специалистом.

Каждая семья оформила странички семейного завтрака. (с учётом расчёта необходимого количества калорий)

Шаг пятый – презентация материалов исследования

Презентация материалов исследования проходила в виде совместного с родителями праздника – представления. Ученики и родители представляли страничку семейного завтрака, рассказали об истории некоторых блюд, делились рецептами, дегустировали. Праздник получился весёлый и познавательный.

После выступления обязательно надо устроить его обсуждение, дать возможность задать вопросы.

Исследовательская работа “Полезный завтрак в моей семье” была представлена на IX школьной научно-практической конференции “Будущее за нами”. Работу представляла ученица нашего класса Бородина Виктория. Исследовательская работа была отмечена Дипломом 1 степени.

Исследовательская работа “Полезный завтрак в моей семье” так же был представлен на общешкольном родительском собрании. Мы представили книгу рецептов.

При выполнении данной исследовательской работы, обучающиеся научились:

  • планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • задавать вопросы и осуществлять поиск конкретной информации;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • высказывать суждения, защищать (аргументировать) свои идеи;