Педагогическое сообщество профессионального образования находится уже не в преддверии, а на стадии внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), разработанных на модульно-компетентностной основе. Осуществляется пересмотр сложившихся подходов к организации образовательного процесса, выбору методов, форм деятельности, технологий обучения. Переход на новые стандарты – сложный и в чем-то болезненный процесс, требующий ломки сложившихся стереотипов.
Формирование новой педагогики профессионального образования – дело не одного дня. В коллективе техникума Димитровградского инженерно-технологического института накоплен богатый педагогический опыт, лучшие образцы педагогической деятельности и стали отправной точкой, платформой для обеспечения внедрения новых стандартов.
Внедрение образовательных стандартов третьего поколения ставит перед нами ряд проблем по выполнению их требований, среди которых особо актуальной является проблема организации образовательного процесса в части выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов общих и профессиональных компетенций.
Преподаватели техникума используют разнообразные инновационные образовательные технологии, их элементы, активные методы. Но сегодня речь идет о новых образовательных результатах – компетенциях. Поэтому методы и технологии обучения должны быть адекватны целям ФГОС.
Главной идеей новых стандартов признана идея непрерывного развития человека как субъекта, образования в течение всей жизни. Важным становится ориентация образовательной деятельности на преобразование мира, а не только на его познание, на развитие способностей человека, его саморазвитие и самообразование.
В соответствии с данными задачами интерес вызывает технология проблемного обучения.
В контексте заявленной темы представлены как теоретический аспект изучения технологии проблемного обучения, так и примеры практического использования указанной технологии преподавателями техникума при организации учебного процесса.
Цель проекта: систематизировать теоретический материал по организации проблемного обучения и представить варианты использования методов проблемного обучения при организации теоретических и практических учебных занятий.
Предполагаемый результат: успешное формирование у студентов общих и профессиональных компетенций посредством внедрения технологии проблемного обучения.
Как зритель, не видевший первого акта,
В догадках теряются дети.
И все же они ухитряются как-то
Понять, что творится на свете.
С.Я. Маршак
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Причины возникновения проблемного обучения
Проблемный подход к обучению берет свое начало еще со времен Сократа.
В педагогике теория проблемного обучения разрабатывается с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки.
Интерес и потребность в проблемном обучении связаны с научно-техническим прогрессом. Вторая половина XX века - это эпоха четвертой в истории человечества научно-технической революции: меняются технологии производства (автоматизация, биотехнология), транспорт, связь, развиваются космические исследования, найдены новые виды энергии (атомная, термоядерная) и т.п. НТР и социальный прогресс все настойчивее требуют, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования.
Какая же деятельность считается творческой?
Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке, инсайту, “ага-реакции”. Эти способности в определенной мере и развивает проблемное обучение.
Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сделали педагогической науке собственно процесс обучения, изменившиеся условия жизни и деятельности человека и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.
Суть проблемного обучения
Суть проблемного обучения заключается в создании (организации) проблемных ситуаций и их решении в процессе совместной деятельности студентов и педагога при максимальной самостоятельности первых и под общим руководством последнего, направляющего деятельность обучающихся.
Проблема – (от греч. problema – задача) – сложный вопрос, задача, требующая решения. (С.И.Ожегов); сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения.
Проблема – это различие между существующей и желаемой ситуациями, несоответствие, нестыковка между предполагаемым и действительным.
Методы создания проблемных ситуаций достаточны разнообразны, так же как типология самих проблемных ситуаций (приложение 1).
Отличия от традиционной педагогики
Чем же отличается проблемное обучение от “непроблемного”, традиционного?
Критерии | Традиционное обучение | Проблемное обучение |
Деятельность преподавателя | сообщает студентам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами | Организует самостоятельную работу студентов, управление их учебными действиями; развивает навыки исследовательской деятельности |
Деятельность студентов |
воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. | Учатся формулировать проблему, осуществлять самостоятельные действия по ее решению; организуют самоконтроль и самооценку деятельности |
Мотивация | непосредственное побуждение | Интеллектуальные мотивы |
Методы обучения | объяснительно-иллюстративные | Исследовательские, активные методы, образовательные технологии |
Результаты обучения | готовые знания | Знания – убеждения, творческие способности, компетенции |
При традиционном обучении преподаватель сообщает студентам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами, иллюстрациями, опытами, экспериментами, добивается понимания нового материала, связывает его с уже изученным, проверяет степень усвоения. Деятельность педагога носит объяснительно-иллюстративный характер, а он сам становится транслятором знаний, накопленных человечеством. Студенты воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Их деятельность носит репродуктивный характер. Это деятельность потребления, в которой они уподобляются приемнику, воспринимающему передаваемую через транслятор информацию. Хорошо это или плохо? Не то и не другое - репродуктивная деятельность неизбежна при любом характере обучения: иначе подрастающему поколению пришлось бы самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, накопленные человечеством за всю историю его существования.
Вместе с тем, традиционная система обучения не обеспечивает развития творческих способностей личности, о которых говорилось выше, или развивает их спонтанно, непродуктивно, “случайно”.
При проблемном обучении педагог либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки студенты приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными. При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (преподаватель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (студенты самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений). Ярко выраженную особенность проблемные ситуации имеют при организации практического обучения студентов (приложение 2).
Технология проблемного обучения
Технология проблемного обучения следующую структуру (приложение 3):
I этап - постановка педагогической проблемной ситуации, направление студентов на восприятие ее проявления, организация появления у них вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
II этап - перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса - начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного. На этом этапе педагог оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы и т.д.
III этап - поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с преподавателем или самостоятельно студенты выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию. Педагог оказывает необходимую помощь (в зоне ближайшего развития).
IV этап - "Ага-реакция", появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания (ЗУН, СУД) в сознании студентов.
V этап - реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
В зависимости от того, какие и сколько звеньев задействованы в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения.
Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что педагог ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски студентов. Второй уровень отличается тем, что у студентов воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а преподаватель только указывает на нее, не формулируя конечного результата. И, наконец, – на третьем уровне педагог даже не указывает на проблему: студент должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.
Если педагог чувствует, что студенты затрудняются выполнить то или иное задание, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемности и перевести студентов на более низкий уровень технологии проблемного обучения.
При организации проблемного обучения существенно меняется роль педагога. Он должен выполнить ряд новых для него ролей и функций (приложение 4).
Значение и функции проблемного обучения
Технология проблемного обучения, что очень важно в условиях перехода на новые образовательные стандарты, готовит студентов к самоменеджменту, и позволяет:
- определять проблему в различных ситуациях, принимать ответственное решение, оценивать последствия своего решения;
- ставить цель своей деятельности, определять условия для её реализации, планировать и организовывать процесс её достижения, то есть разрабатывать технологии, адекватные задаче;
- осуществлять рефлексию и самооценку, оценку своей деятельности и её результатов;
- выбирать для себя нормы деятельности и поведения адекватные ситуации.
Проблемное обучение многофункциональное и решает следующие задачи:
- Стимулирует мотивацию учения;
- Повышает познавательный интерес;
- Формирует самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;
- Развивает творческие способности;
- Формирует убеждения;
- Формирует навыки исследовательской деятельности;
- Развивает коммуникативные компетенции.
Чрезвычайно важной функцией проблемного обучения можно назвать повышение мотивации студентов, особенно при изучении нового материала (приложение 5). Как говорил еще Г.Галилей, “вы не в состоянии научить человека чему-либо. Вы можете лишь помочь ему обнаружить это внутри себя”. Вообще без мотивации учебная деятельность, как и любая другая, практически невозможна. В традиционной системе преподавания мотивация осуществляется известным методом кнута и пряника или же основные усилия педагога по мотивации студентов направлены на объяснение важности обучения для будущей профессиональной деятельности студентов.
В этом отношении проблемное обучение, опять же, имеет более выигрышное положение, так как его характеризует творческая, а не репродуктивная деятельность, студенты получают больше возможности самореализоваться в процессе обучения, постоянная постановка и решение проблемных задач является более приемлемой для поддержания неослабевающего интереса и активности.
Заключение
Противники проблемного обучения иногда задают вопросы:
Какое значение имеет “открытие” студентами давно известных истин? Зачем студенту выступать в роли первооткрывателя? Как показали исследования, основное значение здесь имеет не только нахождение результата, факт субъективного “открытия” истины, но и сам процесс ее поисков.
Применение технологии проблемного обучения в связи с этим позволяет научить студентов мыслить логично, научно, диалектически, творчески; способствует переходу знаний в убеждения; вызывает у них глубокие интеллектуальные чувства, в том числе чувства удовлетворения и уверенности в своих возможностях и силах;
формирует интерес к научному знанию. Установлено, что самостоятельно “открытые” истины, закономерности не так легко забываются, а в случае забывания их быстрее можно восстановить.
Постоянная постановка перед студентами проблемных задач, проблемных ситуаций приводит к тому, что студент не “пасует” перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Воистину верны слова Льва Толстого о том, что “знания только тогда знания, когда они приобретаются усилиями своей мысли, а не одной лишь памятью”.
Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. “Мудрец подумал и ответил: “Всё в твоих руках”
В наших же руках есть огромная возможность создать такой процесс обучения, при котором каждый студент не просто усваивал бы поток информации, полученный от педагога, а научился самостоятельно хотеть учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач.
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Чтобы знания становились инструментами, а не залежами ненужного старья на задворках интеллекта, студент должен с ними работать, то есть применять, преобразовывать, расширять и дополнять.
Задача педагога – создать для этого все условия.
Б. Шоу