Цели урока:
- Учить различать особенности характерные для каждого вида росписи, для керамических промыслов, для игрушек различных промыслов; закрепить знания о русском декоративно-прикладном искусстве; о русских промыслах: Гжели, Городце, Хохломе, Дымково, русской народной игрушке-матрешке; учить различать особенности характерные для каждого вида росписи.
- Развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества; развивать творческое воображение и фантазию, вовлекая детей в театральную деятельность; показать неразрывную связь между различными видами народного искусства: промыслами, музыкой, фольклором.
- Воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию, за русский народ, богатый старинными обычаями; за его трудолюбие, умение работать и веселиться от души.
Оборудование: для учащихся – альбом, простой карандаш, ластик, краски и кисть, палитра, салфетка для вытирания кисти, баночка с водой, русские платки для девочек; для учителя – заготовки орнамента Гжели, Городца, Хохломы, Дымково; дымковская игрушка конек, русская матрешка, гжельский чайник, городецкая досточка, музыкальный центр с записью русской народной песни.
Выставка “В гостях у мастеров народных промыслов” (оформлена заранее).
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы побываем в гостях у мастеров народных промыслов, побеседуем о русском декоративно-прикладном искусстве, узнаем особенности характерные для каждого вида росписи, и будем учиться расписывать узоры, как это делали народные мастера.
Проверка рабочего места: на столе должны лежать лист бумаги, резинка, краски, кисть; слева от бумаги – салфетка для вытирания кисти; справа от красок – баночка с водой, а палитру кладут справа от рисунка.
2. Объяснение нового материала. В гостях у мастеров народных промыслов.
Учитель: Отправляемся в гости к мастерам народных промыслов (метод вхождения в образ: девочки надевают на плечи русские платки)
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет
– Вот гости знатные из села Дымково! Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам да радости желаем, давно вас ждем – поджидаем.
(Гости – это заранее подготовленные ученики)
Гости из Дымково: Гостям – то, известное дело, хватило бы места, да не тесновато ли хозяевам?
Учитель: В тесноте – не в обиде. Расскажите гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях?
Гости из Дымково: Мы к вам прибыли из старинного русского города Вятка (сообщение об этом городе, о традициях, о народных промыслах).
И привезли вам в подарок дымковскую игрушку. Вот этого конька (вручение подарка).
Учитель: Спасибо, гости дорогие, порадовали вы нас своим рассказом. А я хочу добавить. Другая легенда рассказывает, что каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами вывозят на небо колесницу Солнца. Солнце несло людям тепло, урожай, оттого на дымковских игрушках и появились яркие круги, полосы, похожие на солнце и его лучи. Расписывают художники дымковские игрушки самыми яркими, самыми веселыми красками. Стоят игрушки на столе – словно шумная, пестрая ярмарка веселится, гуляет. Яркая, красочная “дымка” популярна не только в России, но и за рубежом.
Посмотрите на характерные декоративные элементы росписи мастеров Дымково: кружочки, полосы, прямые и волнистые линии, точки, змейки, штрихи, из которых складывается геометрический орнамент. Цветовой строй росписи определяется преобладанием теплых или холодных цветов (показ демонстрационного материала).
– А что теперь скажите – расскажите вы, гости желанные?
Гости:
Как две радуги – брови, губы – маки,
Пунцовый наряд, и румянцем, свежее моркови,
Глянцевитые щеки горят (сообщение учащихся о русской матрешке)
И дарим вам эту матрешку.
Учитель: Спасибо, гости дорогие. Матрешки бывают разные загорские, семеновские, полхов–майданские. Отличие матрешек: загорская–широкая, толстобокая, приземистая. Используют яркие открытые цвета (красный, зеленый, желтый). Платок, завязан спереди широким узлом, сарафан, передник, кофта. Две пряди светлых волос.
Семеновская – такая же, как загорская – широкая, толстобокая, приземистая, но отличается большим букетом цветов, который держит матрешка. Букет занимает почти весь фартук. Красный платок завязан бантиком.
Полхов – майданская – более вытянутая с узкой сверху головой. Вместо сарафана и передника – широкий овал, весь заполненный крупными “розанами”, “колокольчиками”, “яблочками” и кудрявыми листочками. Овал лица, обрамляется завитками кудрей и трилистником цветистого розана. Они из семейства веселых таратушек.
Матрешка уже стала одним из символов России.
– А теперь слово вам, мастера Гжели, что интересного в ваших краях?
Гости:
Мы к вам прибыли из Подмосковья.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы, невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
Известно всем в народе ее название – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой.
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла (сообщение учащихся о Гжели).
– А вот вам в подарок гжельский чайник.
Учитель: Подарки ваши принимаем. Спасибо вам за них.
А теперь посмотрите на характерные декоративные элементы росписей мастеров Гжели. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики. Цвет белый и синий. Белый фон и синяя роспись.
– А теперь наступает черед новых гостей. Добро пожаловать, гости дорогие, откуда вы путь держите?
Гости:
Привезли вам поклон и подарки свои.
Со сторонки родной, где живут журавли.
С мест, что Волгой омыты, где рассвет золотой,
Где умыты ракиты голубою водой.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказках сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецская роспись душу нам веселит (сообщение о Городецке).
– И дарим вам вот эту городецкую досточку.
Учитель: Спасибо, гости дорогие, за ваш подарок.
А теперь посмотрите на характерные декоративные элементы росписей мастеров Городца. Пышные цветы: “розаны”, “купавки”, “яблочки” и ветки с зубчатыми листочками. Особенности городецкой росписи – чистые, яркие краски; четкий контур, белые штрихи. А знаете ли вы, что Городец – родной брат самой Москве? Он всего на десять лет моложе нашей столицы, а основал его, так же, как и Москву, великий князь Ю.Долгорукий.
– А теперь, что скажите – расскажите вы наши последние гости? Откуда прибыли и что интересного в ваших краях?
Гости: Мы к вам прибыли из старинного села Хохлома, что находиться в Горьковской области (сообщение о Хохломе).
И дарим вам жар-птицу.
Учитель: Подарок ваш принимаем. Спасибо вам. Много интересного узнали мы от вас, гости дорогие.
– А теперь познакомьтесь с характерными элементами росписи мастеров Хохломы. Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент. Это “травка”, “яблочки”, “ягодки”, “виноград”, “листики”, “кустики”, “кудрина”.
Хохломская роспись отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым.
Вот мы и познакомились с мастерами народных промыслов (с русским декоративно – прикладным искусством). Узнали очень многое и интересное о веселом Городце, о золотой Хохломе, о синих цветах Гжели, о праздничной “Дымке”, и о русских матрешках.
Ответы на вопросы:
- Какие мастера расписывали свои изделия так ярко и весело, словно само солнышко оставило след в этой росписи? (городецкие).
- Почему Хохлому называли “золотой”? (потому что на хохломской посуде много золотого цвета)
- Каковы основные элементы хохломской росписи? (травка, завитки; ягоды смородины, клубники, земляники, малины; гроздья рябины)
- Чем отличается загорская матрешка от семеновской? (Семеновская отличается от загорской большим букетом цветов, который украшает фигурку игрушки. Загорская одета в сарафан, кофту и передник)
- Какие мастера использовали в своей росписи только синий цвет? (гжельские)
- В каком селе делают веселые игрушки из красной глины? (в Дымково)
Учитель: Русские мастера трудились на славу и в свою работу они вкладывали свое умение, душу, потому изделия и получались такими красивыми, так радовали глаз. Нельзя жить без красоты. Народное всегда красиво – будь то песня, игрушка или наряд. А про упорный труд народ сложил свои пословицы (учащиеся вспоминают пословицы о труде).
Труд человека кормит, лень портит.
Терпенье и труд все перетрут.
Ремесло пить – есть, не просит, а само кормит.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Делу время – потехе час.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Хорошая работа два века живет.
Мешай дело с бездельем, проживешь век с весельем.
3. Самостоятельная работа учащихся. Закрепление нового материала.
Роспись дымковской игрушки. Еще раз вспомнить характерные элементы этой росписи. Выполнение работы учащимися под русскую народную музыку (в записи).
4. Анализ работ учащихся.
Учитель: Кто готов открыться нам? (на откровение)
Посмотрите (выставка работ учащихся), мы попали в сказочную страну. Где очень тепло от солнечного цвета красок. Вы хорошо потрудились.
5. Выставление оценок.
6. Итог урока.
- С какими русскими промыслами мы познакомились на уроке? (веселый Городец, золотая Хохлома, синяя Гжель, праздничная Дымка, русская матрешка)
- Чему учились? (учились выполнять дымковскую роспись, учились видеть красоту росписи русских мастеров народных промыслов, учились передавать через роспись узора свое отношение к произведениям народных мастеров)
- А зачем людям нужна эта красота? (радостное, красочное, народное искусство помогает нам быть добрыми, внимательными)
Учитель: Когда вы научитесь видеть во всем простом – прекрасное, тогда мир вокруг вас станет богаче и радостней, а сами вы счастливей и глаза ваши зорче и сердце добрее. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, как велика наша страна – Россия и сколько в ней талантов. Наверняка и из вас вырастут хорошие мастера. И неважно, где вы будете трудиться, когда станете взрослыми. Главное – в свой труд вкладывать душу, старание и умение.
Спасибо за работу на уроке.