"Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Класс: 9.

Основные задачи урока:

  1. Показать основные причины, ступени и итоги интеграции стран Запада и Северной Америки во второй половине XX в.
  2. Вовлекать учащихся в активный творческий познавательный процесс через самостоятельность суждений, развитие интереса, обострение процессов внимания, активного включения памяти.
  3. Развивать у учащихся чувство уважения к мировому сообществу за способность найти верное решение, за успешный опыт социально-ориентированной экономики.

Педагогические средства и виды деятельности учащихся: Проблемное изложение материала. Решение познавательных заданий. Участие в обсуждении вопросов.

Структура урока:

  1. Мотивация через целевую установку
  2. Актуализация опорных знаний через повторение пройденного материала.
  3. Восприятие, осмысление и закрепление новых знаний (применение знаний в сходной или новой ситуациях).
  4. Валеологическая пауза
  5. Итог урока
  6. Рефлексия

Ход урока

I. Мотивация через целевую установку.

Учитель: Страны Западной Европы и Северной Америки удивляют весь мир быстрыми темпами экономического развития. Германия, истерзанная войной, разделённая на две части после войны, вдруг переживает «экономическое чудо» и занимает место одной из ведущих стран мира. Англия, отменившая выдачу продуктов по карточкам, только в 1954 году, всего лишь за несколько лет составила компанию Германии и продолжила оставаться одной из ведущих стран мира. Можете ли Вы, назвать причину такого успеха?

Учащиеся: Эти страны воспользовались «планом Маршалла», а что касается Германии, то она все капиталовложения делала в экономику, т. к. армии у неё не стало.

Учитель: А сегодня, мы должны с Вами найти более серьёзную причину того, что страны Запада и Северной Америки продолжают удивлять мир быстрыми темпами экономического развития.

II. Актуализация опорных знаний через повторение пройденного материала.

Учитель: Но для того чтобы увидеть эту причину нам нужно рассмотреть ситуацию, которая сложилась в странах Восточной Европы. Давайте побеседуем с Вами.

– Страны Восточной Европы после войны выбрали социалистический путь развития. Что повлияло на их выбор?

– Какая партия стала у власти в этих странах и почему?

– Как отнеслись страны Восточной Евроны к «плану Маршалла»?

– Что происходило со странами, которые хотели реформировать своё общество, «построить социализм с человеческим лицом»?

– Какие изменения произошли в этих странах, когда они поняли, что модель советского социализма неэффективна?

– Какова особенность демократических революций в странах Восточной Европы?

Учащиеся после беседы делают вывод: Эти страны строили социализм по образу и подобию советского социализма.

Учитель: Нам нужны веские доказательства. Поработаем с документами. Текстовыделителем отметьте то, что является доказательством Вашего вывода.

Учащиеся работают с документами (Приложение)

III. Восприятие, осмысление и закрепление новых знаний (применение знаний в сходной или новой ситуациях).

Учитель: А теперь можно спокойно перейти к главному вопросу. Я вам раздаю неполные схемы, которые надо заполнить.

Учащиеся работают со схемами под руководством учителя: «Причины, ступени и итоги интеграции развития стран Западной Европы»

Учитель задаёт вопросы, а учащиеся, отвечая, заполняют схему

– Назовите экономическое и политическое последствие Второй мирвой войны.

– Чтобы выжить и поднять свой уровень развития, что предприняли страны Запада?

Учитель: Работаем с понятием «интеграция». Записи на доске: интеграция

– Назовите слова, которые могут объяснить, что такое интеграция

Учащиеся: Сближение, слияние, объединение

Учитель: Назовите мне сферы, из которых состоит любое общество?

Учащиеся: Политическая, экономическая, социальная, духовная

Учитель: В какой из этих сфер слияние невозможно на международной арене?

Учащиеся: Социальная сфера

Учитель: Замените социальное направление интеграции другим.

Учащиеся: Военное напрвление

Учащиеся завершают одну схему и переходят к другой схеме

Учитель: Что могло заставить страны Северной Америки интегрироваться?

Учащиеся: Они находятся рядом.

Учитель: Представьте себе, в странах, вошедших в ЕС, начинает выравниваться уровень жизни, повышаться социальная стабильность, принимаются программы развития отсталых регионов. Начинается ускоренный экономический рост. Всё это притягивало к ЕС не входящие в него страны. Как на это будет реагировать США?

Учащиеся: США, для того, чтобы не отстать и быть конкурентноспособной страной станет искать сближения с соседними странами.

Учащиеся завершают схему и делают вывод о плюсах интеграции

IV. Валеологическая пауза.

Учитель: Итак, развитые страны сближаются, утверждаются единые демократические ценности и правовые нормы в Европе. Те страны, которые имели диктаторский режим, стремились к сближению с ЕС, а значит, делали шаги к демократии, что имело большое значение для мирового сообщества вообще.

(Учитель предлагает решить проблемную задачу и делает записи на доске)

Условие задачи:

1996 год 2004 год
15 стран вошли в ЕЭС
Франция
фРГ
Италия
Великобритания и др.
Венгрия
Польша
Словения
Словакия
Чехия и др.

Вопрос: Как только в состав ЕЭС входит вторая группа стран у него начинаются проблемы? Почему и какие?

Учащиеся: Вложение капиталов в эти страны снижало уровень жизни в странах Западной Европы; наплыв дешёвой рабочей силы из стран Восточной Европы также снижал уровень жизни; а затем безработица, рост цен на нефть, конкуренция, дешёвые китайские товары и начинается кризис.

Учитель: В итоге появляются «евроскептики». Попробуйте пояснить, кто это такие?

Учащиеся: Это противники интеграции

Учитель: Именно они повлияли на то, что проект Конституции ЕС 2004 года не был принят. Поэтому не всё было так безоблачно в странах ЕС, которые использовали интеграционные процессы для улучшения своего благосостояния.

Учитель: Возвращаемся к главному вопросу. Какова причина того, что страны Запада и Северной Америки продолжают нас удивлять высоким уровнем экономического развития.

Учащиеся: Интеграция, или сближение стран в экономической, политической, военной, культурной сферах.

Учитель предлагает устно поработать с рабочей тетрадью

Устная работа с рабочей тетрадью. Упр. 3 стр. 82-83 и упр. 8 стр. 85

V. Итог урока.

VI. Рефлексия.

– что в новом материале было легче всего для понимания?

– что в новом материале было труднее всего для понимания?

– нужны ли были схемы на уроке?

– в чём их польза?

Д/з параграф 21; задания в рабочей тетради.