Класс: 9.
Основные задачи урока:
- Показать основные причины, ступени и итоги интеграции стран Запада и Северной Америки во второй половине XX в.
- Вовлекать учащихся в активный творческий познавательный процесс через самостоятельность суждений, развитие интереса, обострение процессов внимания, активного включения памяти.
- Развивать у учащихся чувство уважения к мировому сообществу за способность найти верное решение, за успешный опыт социально-ориентированной экономики.
Педагогические средства и виды деятельности учащихся: Проблемное изложение материала. Решение познавательных заданий. Участие в обсуждении вопросов.
Структура урока:
- Мотивация через целевую установку
- Актуализация опорных знаний через повторение пройденного материала.
- Восприятие, осмысление и закрепление новых знаний (применение знаний в сходной или новой ситуациях).
- Валеологическая пауза
- Итог урока
- Рефлексия
Ход урока
I. Мотивация через целевую установку.
Учитель: Страны Западной Европы и Северной Америки удивляют весь мир быстрыми темпами экономического развития. Германия, истерзанная войной, разделённая на две части после войны, вдруг переживает «экономическое чудо» и занимает место одной из ведущих стран мира. Англия, отменившая выдачу продуктов по карточкам, только в 1954 году, всего лишь за несколько лет составила компанию Германии и продолжила оставаться одной из ведущих стран мира. Можете ли Вы, назвать причину такого успеха?
Учащиеся: Эти страны воспользовались «планом Маршалла», а что касается Германии, то она все капиталовложения делала в экономику, т. к. армии у неё не стало.
Учитель: А сегодня, мы должны с Вами найти более серьёзную причину того, что страны Запада и Северной Америки продолжают удивлять мир быстрыми темпами экономического развития.
II. Актуализация опорных знаний через повторение пройденного материала.
Учитель: Но для того чтобы увидеть эту причину нам нужно рассмотреть ситуацию, которая сложилась в странах Восточной Европы. Давайте побеседуем с Вами.
– Страны Восточной Европы после войны выбрали социалистический путь развития. Что повлияло на их выбор?
– Какая партия стала у власти в этих странах и почему?
– Как отнеслись страны Восточной Евроны к «плану Маршалла»?
– Что происходило со странами, которые хотели реформировать своё общество, «построить социализм с человеческим лицом»?
– Какие изменения произошли в этих странах, когда они поняли, что модель советского социализма неэффективна?
– Какова особенность демократических революций в странах Восточной Европы?
Учащиеся после беседы делают вывод: Эти страны строили социализм по образу и подобию советского социализма.
Учитель: Нам нужны веские доказательства. Поработаем с документами. Текстовыделителем отметьте то, что является доказательством Вашего вывода.
Учащиеся работают с документами (Приложение)
III. Восприятие, осмысление и закрепление новых знаний (применение знаний в сходной или новой ситуациях).
Учитель: А теперь можно спокойно перейти к главному вопросу. Я вам раздаю неполные схемы, которые надо заполнить.
Учащиеся работают со схемами под руководством учителя: «Причины, ступени и итоги интеграции развития стран Западной Европы»
Учитель задаёт вопросы, а учащиеся, отвечая, заполняют схему
– Назовите экономическое и политическое последствие Второй мирвой войны.
– Чтобы выжить и поднять свой уровень развития, что предприняли страны Запада?
Учитель: Работаем с понятием «интеграция». Записи на доске: интеграция
– Назовите слова, которые могут объяснить, что такое интеграция
Учащиеся: Сближение, слияние, объединение
Учитель: Назовите мне сферы, из которых состоит любое общество?
Учащиеся: Политическая, экономическая, социальная, духовная
Учитель: В какой из этих сфер слияние невозможно на международной арене?
Учащиеся: Социальная сфера
Учитель: Замените социальное направление интеграции другим.
Учащиеся: Военное напрвление
Учащиеся завершают одну схему и переходят к другой схеме
Учитель: Что могло заставить страны Северной Америки интегрироваться?
Учащиеся: Они находятся рядом.
Учитель: Представьте себе, в странах, вошедших в ЕС, начинает выравниваться уровень жизни, повышаться социальная стабильность, принимаются программы развития отсталых регионов. Начинается ускоренный экономический рост. Всё это притягивало к ЕС не входящие в него страны. Как на это будет реагировать США?
Учащиеся: США, для того, чтобы не отстать и быть конкурентноспособной страной станет искать сближения с соседними странами.
Учащиеся завершают схему и делают вывод о плюсах интеграции
IV. Валеологическая пауза.
Учитель: Итак, развитые страны сближаются, утверждаются единые демократические ценности и правовые нормы в Европе. Те страны, которые имели диктаторский режим, стремились к сближению с ЕС, а значит, делали шаги к демократии, что имело большое значение для мирового сообщества вообще.
(Учитель предлагает решить проблемную задачу и делает записи на доске)
Условие задачи:
1996 год | 2004 год |
15 стран вошли в ЕЭС Франция фРГ Италия Великобритания и др. |
Венгрия Польша Словения Словакия Чехия и др. |
Вопрос: Как только в состав ЕЭС входит вторая группа стран у него начинаются проблемы? Почему и какие?
Учащиеся: Вложение капиталов в эти страны снижало уровень жизни в странах Западной Европы; наплыв дешёвой рабочей силы из стран Восточной Европы также снижал уровень жизни; а затем безработица, рост цен на нефть, конкуренция, дешёвые китайские товары и начинается кризис.
Учитель: В итоге появляются «евроскептики». Попробуйте пояснить, кто это такие?
Учащиеся: Это противники интеграции
Учитель: Именно они повлияли на то, что проект Конституции ЕС 2004 года не был принят. Поэтому не всё было так безоблачно в странах ЕС, которые использовали интеграционные процессы для улучшения своего благосостояния.
Учитель: Возвращаемся к главному вопросу. Какова причина того, что страны Запада и Северной Америки продолжают нас удивлять высоким уровнем экономического развития.
Учащиеся: Интеграция, или сближение стран в экономической, политической, военной, культурной сферах.
Учитель предлагает устно поработать с рабочей тетрадью
Устная работа с рабочей тетрадью. Упр. 3 стр. 82-83 и упр. 8 стр. 85
V. Итог урока.
VI. Рефлексия.
– что в новом материале было легче всего для понимания?
– что в новом материале было труднее всего для понимания?
– нужны ли были схемы на уроке?
– в чём их польза?
Д/з параграф 21; задания в рабочей тетради.