Движение крови по сосудам. Закон Бернулли

Разделы: Физика, Биология


Форма проведения: интегрированный урок.

Цели:

  1. Образовательная: изучить закон Бернулли, выяснить причину движения крови по сосудам и измерить скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа.
  2. Развивающая: развитие умений анализировать и делать выводы; применять знания, умения, навыки в практической деятельности.
  3. Воспитательная: воспитывать аккуратность, графическую культуру, культуру речи; ответственное отношение к своему здоровью.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент Приветствие учащихся, проверка подготовленности учащихся к учебному занятию. Постановка целей и задач урока.
Учитель биологии:

Тема урока: «Закон Бернулли. Движение крови по сосудам». Чтобы раскрыть причину кровообращения, необходимо изучить закон, согласно которому происходит движение жидкости по трубам.
II. Изучение нового материала Учитель физики:
Объясняет тему «Движение жидкости по трубам».
Согласно закону Паскаля, неподвижная жидкость передает внешнее давление по всем направлениям без изменения. При движении жидкости без трения по трубе различного сечения давление в разных местах трубы различно.
Рассмотрим трубу неодинакового сечения, снабженную манометрами Приложение 1
Если пропускать через нее постоянный поток воды, то по уровням в манометрических трубках мы увидим, что в широких местах трубы давление больше, чем в узких. Вся жидкость, проходящая через первое сечение за время t должна пройти через любое другое сечение за это же время.
Слушают учителя.
Как же жидкость протекающая, через большее сечение успевает протечь через меньшее сечение?

Чтобы скорость течения жидкости изменилась необходимо действие силы. Этой силой является разность между силами давления в широком и узком частях трубы. В узком участке трубы давление должно быть меньше, чем в широком.
Но если в узких местах трубы скорость увеличивается, то увеличивается и кинетическая энергия жидкости, а потенциальная энергия, согласно закону сохранения энергии, уменьшается. Труба расположена горизонтально, следовательно, потенциальная энергия жидкости в поле тяжести при течении не меняется.
Остается только потенциальная энергия, связанная с силой упругости сжатой жидкости - силой давления жидкости.
Так как жидкость несжимаема, то изменения объема жидкости относительно малы. Небольшие деформации жидкости присутствуют всегда, и именно они приводят к возникновению сил давления — упругих сил сжатия жидкости.
В узких местах трубы скорость течения жидкости больше, чем в широких.
В 1738 г. Бернулли открыл закон: давление жидкости, текущей в трубе, больше в тех частях трубы, где скорость ее движения меньше, и наоборот, в тех частях, где скорость больше, давление меньше.
Объясните движение крови по сосудам у животных и человека.
Записывают в тетрадь закон Бернулли.

Согласно закону Бернулли, в узких частях трубы скорость течения жидкости велика, а давление мало, кровь - это жидкость, следовательно, она движется из области высокого давления в область низкого давления.
Учитель биологии:
Причиной движения крови является работа сердца, которая создает разность давлений между началом и концом сосудистого русла.
 
В каком кровеносном сосуде самое высокое и самое низкое давление и почему? Аорта имеет наибольшее сечение, поэтому самое высокое давление в аорте и легочных артериях, а самое низкое - в нижних и верхних полых венах, так как вены имеют наименьшее сечение.

В каком направлении движется кровь?
Кровь движется от артерии к венам.
Учитель физики:
Вводит понятие линейной скорости кровотока: путь, проходимый частицей крови в сосуде за единицу времени.
Представляет на доске цифровые данные в виде таблицы.
Приложение 2
Учащиеся анализируют таблицу и делают вывод: линейная скорость кровотока наименьшая в капиллярах, потому что там суммарная площадь поперечного сечения наибольшая.
III. Применение знаний, умений и навыков Учитель биологии:
В аорте, площадь которой примерно в 500-600 раз меньше общей площади в капиллярах, кровь будет двигаться в 500-600 раз быстрее. Чтобы убедиться в этом, измерим скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа.
 
Учитель физики:
Вспомните из курса физики, по какой формуле можно рассчитать скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Называют формулу
V = S/t
Выполняют лабораторную работу под руководством учителя биологии, используя указания в учебнике.
IV. Итог урока Учитель биологи:
Какова была цель нашего урока?
Изучить закон Бернулли, выяснить причину движения крови по сосудам и измерить скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа.
Учитель физики: Прослеживалась ли на уроке связь наук Да. Движение крови по сосудам подчиняется физическим законам.
Учитель биологи:
Достигнута ли цель урока?
Спасибо всем за работу. Урок окончен.
Достигнута.