Цели урока:
- Образовательные: дать понятие “план местности”; познакомить с достопримечательностями г.Москвы, с новыми словарными словами; отрабатывать умение писать собственные и нарицательные им. сущ.
- Развивающие: развитие познавательной активности учащихся; формирование коммуникативных способностей и умения вести диалог, следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя; совершенствовать мыслительные операции: анализа, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; наблюдательность.
- Воспитательные: воспитание у детей интереса к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями и особенности русского языка; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину; бережного, трепетного отношения к историческому наследию России; воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности в процессе учения.
Оборудование: ТСО: проектор, экран, компьютер, съемный носитель с презентацией, раздаточный материал.
Ход урока
1. Актуализация ЗУНов.
На доске карточки со словами: Россия, город, улица. (Рисунок 1.)
Учитель: Что общего между словами?
Ученик: Это словарные слова, их правописание мы запоминаем
Учитель: Назовите орфограммы в словах. Какое слово из предложенных является “лишним”?
Ученик: Это слово Россия
Учитель: Почему вы так решили?
Ученик: Россия – собственное имя существительное, поэтому пишется с заглавной буквы.
Учитель помещает карточку со словом Россия во второй столбик.
*Показ Слайда 1. (Приложение 1)
Учитель: Что изображено на слайде?
Ученик: Карта России.
Учитель: На какой объект показывает красная стрелка?
Ученик: Стрелка показывает на город Москва.
Учитель демонстрирует карточку: _осква. (Рисунок 1.)
Учитель: Объясните правописание слова.
Ученик: Москва – собственное имя существительное. Поэтому мы пишем его с заглавной буквы
Учитель: В какой столбик отнесем это слово?
Ученик: Мы отнесем слово во 2 столбик, потому что слово Москва, как и слово Россия– собственные имена существительные.
Учитель: Оказывается, слово Москва, как и слово Россия, является словарным. Какую букву нужно запомнить в этом слове? Что такое Москва?
*Показ Слайда 2.
Ученик: Это город-столица нашей родины
Учитель: “Столица” – новое словарное слово. Вставим пропущенную букву!
Демонстрация карточки: ст_лица. (В слове столица нужно запомнить букву о.) Учитель переворачивает карточку, демонстрирует как пишется слово без пропуска. (Рисунок1.)
Учитель: В какой столбик отнесем это слово?
Ученик: Мы поместим его в первый столбик, напротив слова Москва
Работа в парах.
Учитель: Дополните недостающие слова в столбиках. Запишите 2 столбика слов в тетрадь.
Учитель: Прочитайте какими словами вы дополнили столбики?
Ученик: страна – Россия, город –…., улица – …,столица – Москва
Учитель: Что общего между словами 1столбика? 2 столбика? (Дети делают вывод о правописании нарицательных и собственных имен существительных.)
Физкультминутка. (Слайд 3)
2. Объяснение нового материала.
Учитель: На каких уроках мы можем расширить наши знания о России и Москве?
Ученик: На уроках литературного чтения и окружающего мира
Учитель: Сегодня нам поможет в этом учебник по окружающему миру. Откроем учебник на странице 98.
Учитель: О чем рассказывает фотография?
Ученик: На фотографии изображен старинный город…
Учитель: Прочитайте 1 абзац параграфа. При чтении обратите внимание на правописание собственных имен существительных.
Учитель: Что нового вы узнали? Какие собственные имена существительные вы встретили?
Учитель: Продолжим работать в парах. Дополните начатую нами таблицу.
*Показ Слайда 4.
Учитель: Что я показываю?
Ученик: Это герб.
Учитель: Узнаем о гербе на странице 99.
Изображение св. Георгия Победоносца с копьем в руке и поражающим змея стало гербом Москвы и символом России.
А так менялся герб на протяжении всего периода существования города, и с 1993 года он имеет такой вид.
Учитель: Внесем новые существительные в таблицу!
Ученик: Георгий Победоносец
Учитель: Что изображено на иллюстрации учебника, страница 99?
Ученик: Это план города
Учитель: Чем план отличается от карты?
Ученик: План – это чертеж местности.
Учитель: Прочитайте 2 абзац на странице 98.
Ученик: Пользуясь планом перечислите те объекты о которых узнали. Рассмотрите фотографии достопримечательностей на страницах 100-101.
Москва – огромный город. В нем около 4 тыс улиц и площадей. Оживленные проспекты здесь соседствуют с тихими переулками, тенистыми бульварами и парками, старинные здания – с современными. В нашей столице много достопримечательностей.
3. Виртуальная прогулка
Учитель: Сейчас я приглашаю вас на виртуальную прогулку по городу! Слайд 5–20.
(Электропоезд, мосты, Арбат – самая широкая улица города, Манежная площадь, высотки, МГУ, дворец спорта Лужники, стадион, фонтаны, Большой театр, Кремль, панорама города).
Учитель: Какую достопримечательность города Москва вы бы назвали главной?
Ученик: Кремль
Учитель: Вы правы, даже заграницей Кремль признают самой главной достопримечательностью Москвы. Этому мы посвятим наш следующий урок.
4. Подведение итогов урока.
Учитель:
“Москва, Москва! Люблю тебя как сын,
Как русский, сильно пламенно и нежно.
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.”
М.Ю.Лермонтов.
Учитель: Почему М.Ю.Лермонтов так любит Москву?
Учитель: Что нового вы узнали на уроке?
Учитель: Чему мы сегодня учились?
5. Рефлексия. (Рисунок 2.)
– Нарисуйте флажки разных цветов на плане Москвы в том месте, где бы вы хотели побывать.
6. Объяснение домашнего задания.
Рисунок 1.
Рисунок 2.