Интегрированный урок окружающего мира и русского языка "Путешествие по Москве"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Образовательные: дать понятие “план местности”; познакомить с достопримечательностями г.Москвы, с новыми словарными словами; отрабатывать умение писать собственные и нарицательные им. сущ.
  2. Развивающие: развитие познавательной активности учащихся; формирование коммуникативных способностей и умения вести диалог, следовать заданному алгоритму действий, соблюдая вербальные инструкции учителя; совершенствовать мыслительные операции: анализа, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции; наблюдательность.
  3. Воспитательные: воспитание у детей интереса к изучению истории своей страны через знакомство с архитектурными достопримечательностями и особенности русского языка; воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину; бережного, трепетного отношения к историческому наследию России; воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности в процессе учения.

Оборудование: ТСО: проектор, экран, компьютер, съемный носитель с презентацией, раздаточный материал.

Ход урока

1. Актуализация ЗУНов.

На доске карточки со словами: Россия, город, улица. (Рисунок 1.)

Учитель: Что общего между словами?

Ученик: Это словарные слова, их правописание мы запоминаем

Учитель: Назовите орфограммы в словах. Какое слово из предложенных является “лишним”?

Ученик: Это слово Россия

Учитель: Почему вы так решили?

Ученик: Россия – собственное имя существительное, поэтому пишется с заглавной буквы.

Учитель помещает карточку со словом Россия во второй столбик.

*Показ Слайда 1. (Приложение 1)

Учитель: Что изображено на слайде?

Ученик: Карта России.

Учитель: На какой объект показывает красная стрелка?

Ученик: Стрелка показывает на город Москва.

Учитель демонстрирует карточку: _осква. (Рисунок 1.)

Учитель: Объясните правописание слова.

Ученик: Москва – собственное имя существительное. Поэтому мы пишем его с заглавной буквы

Учитель: В какой столбик отнесем это слово?

Ученик: Мы отнесем слово во 2 столбик, потому что слово Москва, как и слово Россия– собственные имена существительные.

Учитель: Оказывается, слово Москва, как и слово Россия, является словарным. Какую букву нужно запомнить в этом слове? Что такое Москва?

*Показ Слайда 2.

Ученик: Это город-столица нашей родины

Учитель: “Столица” – новое словарное слово. Вставим пропущенную букву!

Демонстрация карточки: ст_лица. (В слове столица нужно запомнить букву о.) Учитель переворачивает карточку, демонстрирует как пишется слово без пропуска. (Рисунок1.)

Учитель: В какой столбик отнесем это слово?

Ученик: Мы поместим его в первый столбик, напротив слова Москва

Работа в парах.

Учитель: Дополните недостающие слова в столбиках. Запишите 2 столбика слов в тетрадь.

Учитель: Прочитайте какими словами вы дополнили столбики?

Ученик: страна – Россия, город –…., улица – …,столица – Москва

Учитель: Что общего между словами 1столбика? 2 столбика? (Дети делают вывод о правописании нарицательных и собственных имен существительных.)

Физкультминутка. (Слайд 3)

2. Объяснение нового материала.

Учитель: На каких уроках мы можем расширить наши знания о России и Москве?

Ученик: На уроках литературного чтения и окружающего мира

Учитель: Сегодня нам поможет в этом учебник по окружающему миру. Откроем учебник на странице 98.

Учитель: О чем рассказывает фотография?

Ученик: На фотографии изображен старинный город…

Учитель: Прочитайте 1 абзац параграфа. При чтении обратите внимание на правописание собственных имен существительных.

Учитель: Что нового вы узнали? Какие собственные имена существительные вы встретили?

Учитель: Продолжим работать в парах. Дополните начатую нами таблицу.

*Показ Слайда 4.

Учитель: Что я показываю?

Ученик: Это герб.

Учитель: Узнаем о гербе на странице 99.

Изображение св. Георгия Победоносца с копьем в руке и поражающим змея стало гербом Москвы и символом России.

А так менялся герб на протяжении всего периода существования города, и с 1993 года он имеет такой вид.

Учитель: Внесем новые существительные в таблицу!

Ученик: Георгий Победоносец

Учитель: Что изображено на иллюстрации учебника, страница 99?

Ученик: Это план города

Учитель: Чем план отличается от карты?

Ученик: План – это чертеж местности.

Учитель: Прочитайте 2 абзац на странице 98.

Ученик: Пользуясь планом перечислите те объекты о которых узнали. Рассмотрите фотографии достопримечательностей на страницах 100-101.

Москва – огромный город. В нем около 4 тыс улиц и площадей. Оживленные проспекты здесь соседствуют с тихими переулками, тенистыми бульварами и парками, старинные здания – с современными. В нашей столице много достопримечательностей.

3. Виртуальная прогулка

Учитель: Сейчас я приглашаю вас на виртуальную прогулку по городу! Слайд 5–20.

(Электропоезд, мосты, Арбат – самая широкая улица города, Манежная площадь, высотки, МГУ, дворец спорта Лужники, стадион, фонтаны, Большой театр, Кремль, панорама города).

Учитель: Какую достопримечательность города Москва вы бы назвали главной?

Ученик: Кремль

Учитель: Вы правы, даже заграницей Кремль признают самой главной достопримечательностью Москвы. Этому мы посвятим наш следующий урок.

4. Подведение итогов урока.

Учитель:

“Москва, Москва! Люблю тебя как сын,
Как русский, сильно пламенно и нежно.
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.”
М.Ю.Лермонтов.

Учитель: Почему М.Ю.Лермонтов так любит Москву?

Учитель: Что нового вы узнали на уроке?

Учитель: Чему мы сегодня учились?

5. Рефлексия. (Рисунок 2.)

– Нарисуйте флажки разных цветов на плане Москвы в том месте, где бы вы хотели побывать.

6. Объяснение домашнего задания.

Рисунок 1.

Рисунок 2.