Пояснительная записка.
Новая программа по русскому языку в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела: 1. Грамматика, правописание, развитие речи. 2. Чтение и развитие речи. Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого года обучения.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от учебных возможностей школьников. 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, 2-й – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.
Грамматика, правописание и развитие речи.
Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.
Так, в теме “Звуки буквы” дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка – катушка, семья – семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.
Изучая тему “Слово”, учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный – глинистый, экскаватор – экскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально – оценочным оттенком (дом – домик, дом – домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и текст.
Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например, существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).
В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога – прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.
Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме “Предложение”. У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.
При изучении темы “ Текст” у учащихся 5–9-х классов формируются следующие умения:
– определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса,
о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы
(основная мысль);
– выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении
текста;
– выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль из ряда
предложенных учителем;
– определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя
закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
– выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с
другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения,
текстовые синонимы, наречия и др.;
– отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами
рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
– подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
– с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты:
исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в нечетном
употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в
неверном использовании языковых средств связи.
Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.
Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол) включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Повторение.
Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных и согласных. Буквенная азбука – алфавит. Знакомство с орфографическим словарем. Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, е, ю, я.
Разделительный ь знак. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля – лья)
Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.
Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.
Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.
Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.
Предложение. Текст.
Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста – развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов – без называния терминов).
Слово. Текст.
Корень и однокоренные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные.
Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.
Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания .
Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление сс, противоположных по значению (пришел на стадион – ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение.
Разделительный ъ в словах с приставками.
Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно – ласкательным значением (-оньк-, -еньк-, -юшк-, -ик – и др.)
Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль (“Ежик”, “Ежик – Спаситель”).
Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.
Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т.д.
Существительные, близкие и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Правильное написание названий праздников.
Изменение имен существительных по числам.
Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.
Изменение существительных по падежам 9склонение). Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием.
Выделение из предложений различных сс с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.
Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.
Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.
Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам.
Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли.
Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.
Упражнения в образовании прилагательных от существительных.
Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).
Выделение из текста сс существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным сс.
Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями. Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительными. Распространение предложений именами прилагательными. Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным сс.
Глагол. Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства). Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам. дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.
Предложение. Текст.
Нераспространенные и распространенные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.
Выделение из предложения сс. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.
Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование. Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении.
Составление диалогов. Определение речевых задач диалога: хотим узнать, хотим сообщить (отвечаем, рассказываем). Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или сс).наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.
Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления. Структура текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как – то раз. Работа с деформированным текстом.
Повторение. Связная речь.
Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова. Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях. Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись текста на доске и в тетрадях.
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста.
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.
Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка. Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.
Словарь: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь, космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа, природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный.
Основные требования к умениям учащихся.
1-й уровень:
– списывать текст целыми словами сс, структурно сложные слова – по слогам;
– писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40–45
слов);
– участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
– коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50
слов);
– подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
– различать части речи (имя сущ., имя прил, глагол);
– находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
– пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
2-й уровень:
– списывать текст целыми словами, структурно сложные слова – по слогам;
– писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
– участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
– подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
– проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы
слова;
– учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством
учителя.
№ п/п | Название темы урока | Кол-во часов | Тип урока | Понятие и словарь | Средства обучения | Дата проведения | ||||
план | факт | |||||||||
I четверть 3 часа в нед. – 27 часов |
||||||||||
1 | Предложение (повторение) | 1 | Комбинированный | Таблица “ Предложение” | ||||||
2 | Главные и второстепенные члены предложения. Сказуемое | 1 | Изучение нового материала | Таблица “ Главные и второстепенные члены предложения” |
||||||
3 | Подлежащее | 1 | Комбинированный | Таблица “ Предложение” | ||||||
4 | Повествовательные, вопросительные, и восклицательные предложения | 1 | Комбинированный | Здравствуй, до свидания, благодарю, болото. |
Таблица “ Пов.вопрос.воскл. предложения” |
|||||
5 | Обобщающие упражнения по теме “Предложение” | 1 | Систематизация и обобщение полученных знаний | Табл. “ Предложение” | ||||||
6 | Звуки и буквы | 1 | Изучение нового материала | Табл. “ Звуки буквы” | ||||||
7 | Звуки гласные и согласные | 1 | Комбинированный | Табл. “ Звуки буквы” | ||||||
8 | Согласные твердые и мягкие | 1 | Комбинированный | Табл. “ твердые и мягкие согл.” | ||||||
9 | Разделительный мягкий знак | 1 | Комбинированный | Табл. “ Разделительный мягкий знак” | ||||||
10 | Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных конце слова. | 1 | Комбинированный | Табл. “ Звуки буквы” | ||||||
11 | Правописание безударных гласные в корне слов. | 1 | Комбинированный | Табл. “ Правописание безуд. Гласных в корне слова” |
||||||
12 | Упражнения на закрепления. | 1 | Урок закрепления | каникулы | Карточки задания | |||||
13 | Состав слова. Слово. Корень и однокоренные слова. | 1 | Изучение нового материала | Граница, охрана | Табл. “ Состав слова” | |||||
14 | Окончание. Окончание – изменяемая часть слова. | 1 | Комбинированный | инструмент | Табл. “ Состав слова” | |||||
15 | Приставка. Приставка – словообразовательная часть слова. | 1 | Комбинированный | Табл. “ Состав слова” | ||||||
16 | Суффикс – словообразовательная часть слова. | 1 | Комбинированный | Железо, металл | Табл. “ Состав слова” | |||||
17 | Образование слов помощью приставок и суффиксов | 1 | Комбинированный | |||||||
18 | Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки безударных гласных в корне | 1 | Комбинированный | Табл. “ Безударные гласные в корне слова” |
||||||
19 | Правописание проверяемых двух безударных гласных в корне слова. Способы проверки. | 1 | Комбинированный | север | Табл. “ правописание безуд.гласных в корне слова” | |||||
20 | Правописание звонких и глухих согласных. | 1 | Комбинированный | Табл. “ Звонкие и глухие согласные” | ||||||
21 | Проверочный диктант по теме “Состав слова” | 1 | Систематизация и обобщение полученных знаний” | |||||||
22 | Работа над ошибками. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова | 1 | Комбинированный | |||||||
23 | Приставка и предлог. | 1 | Изучение нового матеирала | Табл. “ Приставка и предлог” | ||||||
24 | Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. | 1 | Комбинированный | беседа | Табл. “ Разделительный твердый знак после приставок” | |||||
25 | Тренировочные упражнения по разбору слова по составу | 1 | Урок повторения | Тестовые задания | ||||||
26 | Контрольный диктант за I четверть. | 1 | Систематизации и обобщение полученных знаний | |||||||
27 | Работа над ошибками. | Систематизация и обобщение полученных знаний | ||||||||
II четверть (3часа в нед. 21 часов) |
||||||||||
28 | Общие понятия о частях речи. Слово как название предмета, его признака или действия. | 1 | Комбинированный | |||||||
29 | Дополнение по данным вопросам словосочетаний и предложений, относящимся к разным частям речи. | 1 | Комбинированный | Долото, забота | ||||||
30 | Имя существительное. Понятия об имени существительном. | 1 | Изучение нового материала | Табл. “Имя существительное” | ||||||
31 | Одушевленные и неодушевленные имена существительные | 1 | Комбинированный | Табл. “ Одушевленные и неод. Имена существительные” | ||||||
32 | Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных. | 1 | Комбинированный | столица, космос. | Табл. “ собственные и нариц. Имена сущ.” | |||||
33 | Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное числа). | 1 | Комбинированный | ботинки | ||||||
34 | Имена существительные мужского и женского рода, их различие | 1 | Комбинированный | герой | Табл. “ Имена сущ. муж. и жен. рода” | |||||
35 | Различие мужского и женского рода, их различие | 1 | Комбинированный | |||||||
36 | Существительные среднего рода. | 1 | Комбинированный | Таб. “ Сущ. среднего рода” | ||||||
37 | Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце | 1 | Комбинированный | Табл. “Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце” | ||||||
38 | Практические упражнения в изменении существительных по вопросам. Наблюдение за окончанием существительных. | 1 | Урок повторения | Адрес, конверт | ||||||
39 | Понятие об изменении существительных по падежам (склонение существительных) | 1 | Комбинированный | Овраг, канал | ||||||
40 | Упражнения в определении падежей существительных по вопросам. | 1 | Комбинированный | |||||||
41 | Именительный падеж существительного. Родительный падеж
существительного.
Вопросы родительного падежа. |
1 | Комбинированный | Табл. “ Именит. падеж сущ.” |
||||||
42 | Дательный падеж существительного. | 1 | Комбинированный | |||||||
43 | Винительный падеж. Вопросы винительного падежа. |
1 | Комбинированный | веревка | ||||||
44 | Творительный падеж.
Вопросы творительного падежа. |
1 | Комбинированный | |||||||
45 | Предложный падеж.
Вопросы предложного падежа. |
1 | Комбинированный | природа | ||||||
46 | Обобщающий урок по теме “Склонение имен существительных (изменение по падежам)” | 1 | Обобщающий урок | охота | ||||||
47 | Контрольный диктант за II четверть | 1 | Систематизация и обобщение полученных знаний | |||||||
48 | Работа над ошибками. | 1 | Урок повторения | |||||||
III четверть (3 часа в нед. – 30 часов) | ||||||||||
49 | Наблюдение за склонением имен существительных, относящихся к 1, 2, 3 склонению. Начальная форма имен существительных. | 1 | Комбинированный | |||||||
50 | Имена существительные второго склонения | 1 | Комбинированный | естествознание | Табл. “ Имена сущ. 2 скл.” | |||||
51 | Третье склонение имен существительных | 1 | Комбинированный | Табл. “ 3 скл имен сущ.” | ||||||
52 | Первое склонение имен существительных в единственном числе | 1 | Комбинированный | Табл. “ 1 скл.имен сущ.” | ||||||
53 | Именительный падеж имен существительных 1 склонения | 1 | Комбинированный | Табл. “ именит. падеж имен сущ. 1 скл.” |
||||||
54 | Родительный падеж имен существительных 1-ого склонения | 1 | Комбинированный | творог | ||||||
55 | Единообразное написание ударного и безударного окончания “-е” в дательном падеже 1-ого склонения | 1 | Комбинированный | |||||||
56 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний “-у”, “-ю” в винительном падеже 1-ого склонения | 1 | Комбинированный | |||||||
57 | Творительный падеж имен существительных 1 – го склонения | 1 | Комбинированный | Защита, грамота | ||||||
58 | Предложный падеж имен существительных 1 – го склонения | 1 | Комбинированный | Свобода, стамеска | ||||||
59 | Обобщение по теме “Падежные окончания существительных 1-ого склонения” | 1 | Урок обобщения | ракета | ||||||
60 | Контрольный диктант. Правописание падежных окончаний существительных 1-ого склонения | 1 | Систематизация и обобщение полученных знаний | |||||||
61 | Работа над ошибками. Поздравительная открытка | 1 | Урок повторения | |||||||
62 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных ед.числа 2-ого склонения | 1 | Комбинированный | |||||||
63 | Именительный падеж имен существительных 2 –го склонения | 1 | Комбинированный | |||||||
64 | Единообразное написание ударных и безударных окончаний в Род.пад. 2-ого склонения | 1 | Комбинированный | |||||||
65 | Единообразное написание ударного и безударного окончания существительных в Дат.пад. 2-ого склонения | 1 | Комбинированный | |||||||
66 | Винительный падеж имен существительных 2 го склонения | 1 | Комбинированный | |||||||
67 | Творительный падеж имен существительных 2 го склонения | 1 | Комбинированный | Остров, матрос, салат | ||||||
68 | Предложный падеж имен существительных 2 го склонения | 1 | Комбинированный | Отряд, компас | ||||||
69 | Обобщение по теме “Падежные окончания | 1 | Урок обобщения | победа | ||||||
70 | Проверочный диктант “Правописание падежных окончаний существительных 2 склонения” | 1 | Систематизация и обобщение полученных знаний | |||||||
71 | Работа над ошибками. Существительные третьего склонения | 1 | Урок повторения | |||||||
72 | Именительный падеж имен существительных 3 го склонения | 1 | Комбинированный | Табл. “ Именительный падеж имен сущ. 3 скл.” | ||||||
73 | Родительный, дательный и предложный падежи имен существительных 3 го склонения. | 1 | Комбинированный | картон | ||||||
74 | Винительный падеж имен существительных 3 го склонения | 1 | Комбинированный | Запад, горизонт | ||||||
75 | Творительный падеж имен существительных 3 го склонения | 1 | Комбинированный | орден | ||||||
76 | Обобщение по теме “Правописание окончаний существительных 3 склонения ед. числа” | 1 | Урок обобщения | Колонна, коллекция, салют | ||||||
77 | Контрольный диктант за III четверть. | 1 | Систематизация и обобщение полученных знаний | |||||||
78 | Работа над ошибками. | 1 | Урок повторения | |||||||
IV четверть 3 часа в нед. – 24 часа |
||||||||||
79 | Предложение | 1 | Комбинированный | Табл. “ предложение” | ||||||
80 | Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. | 1 | Комбинированный | Табл. “ Главные члены предложения” | ||||||
81 | Упражнения в согласовании подлежащего и сказуемого в предложении | 1 | Комбинированный | |||||||
82 | Второстепенные члены предложение, их роль в предложении. | 1 | Комбинированный | Табл. “ Второстепенные члены предложения” | ||||||
83 | Практические упражнения в установлении связи слов в предложении | 1 | Урок повторения | |||||||
84 | Нераспространенные и распространенные предложения | 1 | Комбинированный | Табл. “ нераспрост. и распрост. предложения” | ||||||
85 | Наблюдение за однородными членами предложения, интонацией перечисления. | 1 | Комбинированный | Верстак, станок | ||||||
86 | Практические упражнения в распространении предложений рядами однородных членов, связанных интонацией перечисления, без союзов. | 1 | Урок закрепления | |||||||
87 | Предложения с однородными подлежащими. Перечисление без союзов | 1 | Комбинированный | Табл. “ предложения с однородными подлежащими” | ||||||
88 | Знаки препинания при перечислении без союзов (закрепление) | 1 | Комбинированный | Табл. “ Знаки препинания при перечислении без союзов” | ||||||
89 | Урок повторения. | 1 | Урок повторения | |||||||
90 | Обобщающий урок по теме “Предложение” | 1 | Обобщающий урок | |||||||
91 | Проверочный диктант на тему “Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами” | 1 | Систематизация и обобщение полученных знаний | |||||||
92 | Работа над ошибками. | 1 | Урок повторения | |||||||
93 | Однокоренные слова | 1 | Комбинированный | Табл. “ Однокоренные слова” | ||||||
94-95 | Правописание согласных в корне слова | 2 | Комбинированный | Табл. “ Правописание согласных в корне слова” | ||||||
96 | Сочинение по коллективно составленному плану “В школьной мастерской” | 1 | Комбинированный | |||||||
97 | Практические упражнения в правописании гласных и согласных в корне слова | 1 | Урок повторения | |||||||
98 | Части речи. Имя существительное как часть речи. Собственные имена существительные | 1 | Комбинированный | Табл. “ Имя существительное” | ||||||
99 | Правописание ударных и безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонений в родительном, дательном, предложных падежах | 1 | Комбинированный | |||||||
100 | Урок повторения | 1 | Урок повторения | |||||||
101 | Контрольный диктант за год | 1 | Систематизация и обобщение пройденного материала | |||||||
102 | Работа над ошибками. | 1 | Урок повторения |