Программа по русскому языку. 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Пояснительная записка.

Новая программа по русскому языку в старших классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

В программе по русскому языку для старших классов структурно выделяются два раздела: 1. Грамматика, правописание, развитие речи. 2. Чтение и развитие речи. Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого года обучения.

Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от учебных возможностей школьников. 1-й уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, 2-й – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений.

Грамматика, правописание и развитие речи.

Коммуникативно-речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил (как называется, как изменяется), сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал в речевой практике в ее устной и письменной форме.

Так, в теме “Звуки буквы” дифференциация оппозиционных фонем (мягкие и твердые, звонкие и глухие согласные, раздельное и слитное произношение согласного и гласного в слоге) приобретает значение для практического усвоения смыслоразличительной функции этих звуков и слогов (кадушка – катушка, семья – семя), для обработки четкости произносительных навыков, интонационной выразительности устного высказывания.

Изучая тему “Слово”, учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению: например, глаголы, обозначающие движение, речь, чувства, цвет. Внимание учащихся обращается на слова с противоположным и близким значением, на лексемы, сходные по звучанию, но разные по значению (глиняный – глинистый, экскаватор – экскалатор), на составление и употребление слов с различным эмоционально – оценочным оттенком (дом – домик, дом – домище), на использование слова в контексте художественного образа (солнышко смеется). Учащихся следует обучать точному выбору слов для выражения мысли, их применению в предложении и текст.

Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создает условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи, например, существительное и прилагательное со значением действия, их изменение и противопоставление глаголу в словосочетании и предложении (быстрый бег, беговая дорожка, бегать быстро).

В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога – прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения. Включение в программу данной языковой единицы обогащает и конкретизирует словарь учащихся, помогает лучше понять образные средства языка, способствует развитию творческого мышления.

Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме “Предложение”. У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи (разговорный, художественный, деловой). Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст, на заданную речевую ситуацию.

С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания. Как показывает практика, без специального обучения учащиеся не могут овладеть связной речью, опираясь только на интуитивный уровень осознания этих закономерностей. Они должны поэтапно освоить в практической деятельности основные законы структурирования текста.

При изучении темы “ Текст” у учащихся 5–9-х классов формируются следующие умения:

– определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);
– выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;
– выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль из ряда предложенных учителем;
– определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;
– выделять из текста предложения, отмечая языковые средства их связи друг с другом, пользоваться этими средствами в устной и письменной речи: местоимения, текстовые синонимы, наречия и др.;
– отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;
– подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;
– с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в нечетном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений, в неверном использовании языковых средств связи.

Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел. Отработанный на уроках грамматики тип текста, его жанр служат основой для выбора видов работы на этих уроках.

Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции (безударные гласные под ударением, сомнительные согласные перед гласными). Большую роль в систематизации знаний и умений учащихся, в правильном решении орфографических задач приобретает работа по подбору групп однокоренных слов, наблюдению за единообразным написанием орфограмм во всех родственных словах.

Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя прилагательное, глагол) включены в содержание 5 и последующих классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.

Повторение.

Звуки речи: гласные и согласные. Характеристика гласных и согласных. Буквенная азбука – алфавит. Знакомство с орфографическим словарем. Мягкие и твердые согласные. Их дифференциация. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, е, ю, я.

Разделительный ь знак. Дифференциация слитного и раздельного произношения согласных и гласных в слогах (ля – лья)

Употребление ь как показателя раздельного произношения согласного и гласного.

Согласные звонкие и глухие. Их дифференциация. Установление несоответствия звука и буквы. Правописание звонких и глухих согласных на конце и в середине слова.

Ударные и безударные гласные. Соответствие звука и буквы под ударением и несоответствие в безударной позиции. Введение термина орфограмма. Проверка написания безударной гласной. Непроверяемые безударные гласные.

Различение текста и не текста. Определение темы текста. Заголовок. Выделение основной мысли.

Предложение. Текст.

Предложение как единица речи. Его смысловая и интонационная законченность. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Отличие предложения от текста (с помощью предложения можно выразить мысль, с помощью текста – развить ее в двух и более предложениях). Деление текста на предложения. Границы предложений. Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте (нахождение местоимений и текстовых синонимов – без называния терминов).

Слово. Текст.

Корень и однокоренные слова.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов путем изменения формы слова или подбора однокоренных слов. Непроверяемые безударные гласные.

Непроизносимые согласные в корне. Составление словаря слов с непроизносимыми согласными, размещение их по алфавиту. Двойные согласные в корне. Составление словаря с двойными согласными в корне. Наблюдение за единообразным написанием орфограмм в ряду однокоренных слов.

Окончание. Связь слов в предложении с помощью окончания .

Приставка. Наблюдение за изменением значения слова в зависимости от приставки. Составление сс, противоположных по значению (пришел на стадион – ушел со стадиона). Приставка и предлог. Их различение.

Разделительный ъ в словах с приставками.

Суффикс. Изменение значения слова в зависимости от суффикса. Суффиксы с уменьшительно – ласкательным значением (-оньк-, -еньк-, -юшк-, -ик – и др.)

Тема и основная мысль. Отражение темы или основной мысли в заголовке текста: о ком или о чем говорится в тексте (тема); что главное говорится о предмете темы (основная мысль). Выбор заголовка, отражающего тему или основную мысль (“Ежик”, “Ежик – Спаситель”).

Слово как название предмета, его признака или действия. Части речи. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Их значение и вопросы как средство для выявления этих частей речи.

Имя существительное. Значение в речи. Разделение существительных на слова различных смысловых категорий: люди, их профессии, животные, растения, явления природы, состояние и т.д.

Существительные, близкие и противоположные по значению. Упражнения в подборе синонимов и антонимов. Образование сравнительных оборотов с союзом как (один предмет похож на другой: глаза, как бусинки).Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.

Большая буква в именах собственных. Адрес на конверте. Поздравительная открытка. Правильное написание названий праздников.

Изменение имен существительных по числам.

Род имен существительных. Мягкий знак после шипящих на конце слов у существительных женского рода.

Изменение существительных по падежам 9склонение). Склонение существительных в единственном числе с ударным окончанием.

Выделение из предложений различных сс с именем существительным, постановка вопросов от главного слова к зависимому и определение падежа.

Постановка существительных, стоящих в косвенных падежах, в начальную форму.

Предлоги и падежи. Предлог и падежное окончание для связи слов в предложении. Упражнения в правильном выборе падежной формы существительного после предлога.

Выделение опорных слов (существительных) в тексте и коллективное восстановление текста по плану и опорным словам.

Практические упражнения в отборе примеров и фактов для развития основной мысли.

Имя прилагательное. Значение в речи (оценить предмет, определить его качественные стороны). Признаки, обозначаемые прилагательными: цвет, размер, форма, вкус, материал, из которого сделан предмет, его оценочная характеристика.

Упражнения в образовании прилагательных от существительных.

Прилагательные, близкие и противоположные по смыслу. Использование имен прилагательных для выражения сравнения (ласковый, как котенок), художественных определений (синее море), переносного значения (грозные тучи).

Выделение из текста сс существительных с прилагательными и коллективное восстановление текста по опорным сс.

Род прилагательных. Его зависимость от рода имен существительных. Наблюдение за родовыми окончаниями. Подбор к существительным нескольких прилагательных по смыслу. Их согласование с существительными. Распространение предложений именами прилагательными. Упражнения в подборе прилагательных для описания предмета с опорой на сам предмет или картинку. Создание текста по опорным сс.

Глагол. Значение в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, речи, мысли, труда, чувства). Изменение глаголов по временам. Употребление в речи глаголов различных временных категорий. Выделение из текста глаголов и коллективное восстановление текста по опорным словам. дополнение текста фактами, подтверждающими основную мысль, с опорой на картинку или вопросы.

Предложение. Текст.

Нераспространенные и распространенные предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Распространение предложения. Использование структурных схем с изменением порядка слов в предложении.

Выделение из предложения сс. Постановка вопросов от главного слова к зависимому. Составление предложений с данными словосочетаниями.

Наблюдение над интонацией предложения. Точка, вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.

Выделение вопросительных слов в предложении. Составление вопросительных предложений с данными вопросительными словами и без них. Правильное интонирование. Упражнения в составлении восклицательных предложений. Интонация в восклицательном предложении.

Составление диалогов. Определение речевых задач диалога: хотим узнать, хотим сообщить (отвечаем, рассказываем). Логическое ударение в предложении (усиление голоса на отдельном слове или сс).наблюдение за изменением смысла предложения в зависимости от перемены места логического ударения. Паузы в связи со знаками препинания.

Практическое знакомство с однородными членами предложения. Интонация перечисления. Структура текста, красная строка. Расположение частей текста в соответствии с данным планом, деление текста на части по данному плану, связь частей и предложений в тексте с помощью слов однажды, вдруг, как – то раз. Работа с деформированным текстом.

Повторение. Связная речь.

Коллективное составление рассказа по серии сюжетных картинок с обсуждением темы, средств связи предложений и частей текста. Озаглавливание текста в связи с выделенной темой. Запись текста на доске и в тетрадях.

Свободный диктант. Озаглавливание текста с отражением его темы. Выделение опорных слов из каждой части. Наблюдение за изобразительными средствами языка. Коллективная запись каждой части с опорой на выделенные слова. Коллективное изложение зрительно воспринимаемого текста по данному плану и опорным словам. Обсуждение темы и основной мысли. Отражение в заголовке идеи текста. Наблюдение за средствами связи и образными словами, использование их в качестве опорных слов. Запись текста на доске и в тетрадях. Коллективное составление рассказа по опорным словам с обсуждением темы, структуры текста и средств связи. Использование образных слов и выражений. Запись текста на доске и в тетрадях.

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану с обсуждением темы, структуры текста, отбором словаря, построением предложений, использованием средств связи между ними. Озаглавливание рассказа. Коллективная запись начала рассказа с последующим самостоятельным воспроизведением частей текста.

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух. Запись текста на доске и в тетрадях.

Свободный диктант. Озаглавливание текста. Выделение опорных слов и средств связи из каждой части. Самостоятельная запись каждой части. Использование изобразительных средств языка. Изложение текста, воспринятого на слух, по плану, опорным словам и выделенным из текста средствам связи предложений. Самостоятельная запись основной части.

Словарь: адрес, аккуратно, берег, беседа, библиотека, благодарю, вместе, внезапно, герой, граница, диалог, до свидания, жалеть, желтый, забота, здравствуй, идти, иней, каникулы, килограмм, коллекция, конверт, конструктор, корабль, Красная площадь, космос, космонавт, лестница, лягушка, минута, область, облако, огромный, однажды, отряд, охрана, пассажир, победа, природа, салют, свобода, случай, столица, телефон, телевизор, ураган, человек, черный.

Основные требования к умениям учащихся.

1-й уровень:

– списывать текст целыми словами сс, структурно сложные слова – по слогам;
– писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40–45 слов);
– участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
– коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
– подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
– различать части речи (имя сущ., имя прил, глагол);
– находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
– пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

2-й уровень:

– списывать текст целыми словами, структурно сложные слова – по слогам;
– писать под диктовку текст с предварительным разбором изученных орфограмм;
– участвовать в обсуждении темы и идеи текста;
– подбирать однокоренные слова с помощью учителя;
– проверять безударные гласные, сомнительные согласные на основе изменения формы слова;
– учиться пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.

№ п/п Название темы урока Кол-во часов Тип урока Понятие и словарь Средства обучения Дата проведения
план факт

I четверть 3 часа в нед. – 27 часов

1 Предложение (повторение) 1 Комбинированный Таблица “ Предложение”
2 Главные и второстепенные члены предложения. Сказуемое 1 Изучение нового материала Таблица “ Главные
и второстепенные члены предложения”
3 Подлежащее 1 Комбинированный Таблица “ Предложение”
4 Повествовательные, вопросительные, и восклицательные предложения 1 Комбинированный Здравствуй,
до свидания, благодарю, болото.
Таблица “ Пов.вопрос.воскл.
предложения”
5 Обобщающие упражнения по теме “Предложение” 1 Систематизация и обобщение полученных знаний Табл. “ Предложение”
6 Звуки и буквы 1 Изучение нового материала Табл. “ Звуки буквы”
7 Звуки гласные и согласные 1 Комбинированный Табл. “ Звуки буквы”
8 Согласные твердые и мягкие 1 Комбинированный Табл. “ твердые и мягкие согл.”
9 Разделительный мягкий знак 1 Комбинированный Табл. “ Разделительный мягкий знак”
10 Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных конце слова. 1 Комбинированный Табл. “ Звуки буквы”
11 Правописание безударных гласные в корне слов. 1 Комбинированный Табл. “ Правописание
безуд. Гласных в корне слова”
12 Упражнения на закрепления. 1 Урок закрепления каникулы Карточки задания
13 Состав слова. Слово. Корень и однокоренные слова. 1 Изучение нового материала Граница, охрана Табл. “ Состав слова”
14 Окончание. Окончание – изменяемая часть слова. 1 Комбинированный инструмент Табл. “ Состав слова”
15 Приставка. Приставка – словообразовательная часть слова. 1 Комбинированный Табл. “ Состав слова”
16 Суффикс – словообразовательная часть слова. 1 Комбинированный Железо, металл Табл. “ Состав слова”
17 Образование слов помощью приставок и суффиксов 1 Комбинированный
18 Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки безударных гласных в корне 1 Комбинированный Табл. “ Безударные
гласные в корне слова”
19 Правописание проверяемых двух безударных гласных в корне слова. Способы проверки. 1 Комбинированный север Табл. “ правописание безуд.гласных в корне слова”
20 Правописание звонких и глухих согласных. 1 Комбинированный Табл. “ Звонкие и глухие согласные”  
21 Проверочный диктант по теме “Состав слова” 1 Систематизация и обобщение полученных знаний”
22 Работа над ошибками. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова 1 Комбинированный
23 Приставка и предлог. 1 Изучение нового матеирала Табл. “ Приставка и предлог”
24 Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. 1 Комбинированный беседа Табл. “ Разделительный твердый знак после приставок”
25 Тренировочные упражнения по разбору слова по составу 1 Урок повторения Тестовые задания
26 Контрольный диктант за I четверть. 1 Систематизации и обобщение полученных знаний
27 Работа над ошибками. Систематизация и обобщение полученных знаний

II четверть (3часа в нед. 21 часов)

28 Общие понятия о частях речи. Слово как название предмета, его признака или действия. 1 Комбинированный
29 Дополнение по данным вопросам словосочетаний и предложений, относящимся к разным частям речи. 1 Комбинированный Долото, забота
30 Имя существительное. Понятия об имени существительном. 1 Изучение нового материала Табл. “Имя существительное”
31 Одушевленные и неодушевленные имена существительные 1 Комбинированный Табл. “ Одушевленные и неод. Имена существительные”
32 Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных. 1 Комбинированный столица, космос. Табл. “ собственные и нариц. Имена сущ.”
33 Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное числа). 1 Комбинированный ботинки
34 Имена существительные мужского и женского рода, их различие 1 Комбинированный герой Табл. “ Имена сущ. муж. и жен. рода”
35 Различие мужского и женского рода, их различие 1 Комбинированный
36 Существительные среднего рода. 1 Комбинированный Таб. “ Сущ. среднего рода”
37 Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце 1 Комбинированный Табл. “Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце”
38 Практические упражнения в изменении существительных по вопросам. Наблюдение за окончанием существительных. 1 Урок повторения Адрес, конверт
39 Понятие об изменении существительных по падежам (склонение существительных) 1 Комбинированный Овраг, канал
40 Упражнения в определении падежей существительных по вопросам. 1 Комбинированный
41 Именительный падеж существительного. Родительный падеж существительного.

Вопросы родительного падежа.

1 Комбинированный Табл. “ Именит.
падеж сущ.”
42 Дательный падеж существительного. 1 Комбинированный
43 Винительный падеж.

Вопросы винительного падежа.

1 Комбинированный веревка
44 Творительный падеж.

Вопросы творительного падежа.

1 Комбинированный
45 Предложный падеж.

Вопросы предложного падежа.

1 Комбинированный природа
46 Обобщающий урок по теме “Склонение имен существительных (изменение по падежам)” 1 Обобщающий урок охота
47 Контрольный диктант за II четверть 1 Систематизация и обобщение полученных знаний
48 Работа над ошибками. 1 Урок повторения
III четверть (3 часа в нед. – 30 часов)
49 Наблюдение за склонением имен существительных, относящихся к 1, 2, 3 склонению. Начальная форма имен существительных. 1 Комбинированный
50 Имена существительные второго склонения 1 Комбинированный естествознание Табл. “ Имена сущ. 2 скл.”
51 Третье склонение имен существительных 1 Комбинированный Табл. “ 3 скл имен сущ.”
52 Первое склонение имен существительных в единственном числе 1 Комбинированный Табл. “ 1 скл.имен сущ.”
53 Именительный падеж имен существительных 1 склонения 1 Комбинированный Табл. “ именит.
падеж имен сущ. 1 скл.”
54 Родительный падеж имен существительных 1-ого склонения 1 Комбинированный творог
55 Единообразное написание ударного и безударного окончания “-е” в дательном падеже 1-ого склонения 1 Комбинированный
56 Единообразное написание ударных и безударных окончаний “-у”, “-ю” в винительном падеже 1-ого склонения 1 Комбинированный
57 Творительный падеж имен существительных 1 – го склонения 1 Комбинированный Защита, грамота
58 Предложный падеж имен существительных 1 – го склонения 1 Комбинированный Свобода, стамеска
59 Обобщение по теме “Падежные окончания существительных 1-ого склонения” 1 Урок обобщения ракета
60 Контрольный диктант. Правописание падежных окончаний существительных 1-ого склонения 1 Систематизация и обобщение полученных знаний
61 Работа над ошибками. Поздравительная открытка 1 Урок повторения
62 Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных ед.числа 2-ого склонения 1 Комбинированный
63 Именительный падеж имен существительных 2 –го склонения 1 Комбинированный
64 Единообразное написание ударных и безударных окончаний в Род.пад. 2-ого склонения 1 Комбинированный
65 Единообразное написание ударного и безударного окончания существительных в Дат.пад. 2-ого склонения 1 Комбинированный
66 Винительный падеж имен существительных 2 го склонения 1 Комбинированный
67 Творительный падеж имен существительных 2 го склонения 1 Комбинированный Остров, матрос, салат
68 Предложный падеж имен существительных 2 го склонения 1 Комбинированный Отряд, компас
69 Обобщение по теме “Падежные окончания 1 Урок обобщения победа
70 Проверочный диктант “Правописание падежных окончаний существительных 2 склонения” 1 Систематизация и обобщение полученных знаний
71 Работа над ошибками. Существительные третьего склонения 1 Урок повторения
72 Именительный падеж имен существительных 3 го склонения 1 Комбинированный Табл. “ Именительный падеж имен сущ. 3 скл.”
73 Родительный, дательный и предложный падежи имен существительных 3 го склонения. 1 Комбинированный картон
74 Винительный падеж имен существительных 3 го склонения 1 Комбинированный Запад, горизонт
75 Творительный падеж имен существительных 3 го склонения 1 Комбинированный орден
76 Обобщение по теме “Правописание окончаний существительных 3 склонения ед. числа” 1 Урок обобщения Колонна, коллекция, салют
77 Контрольный диктант за III четверть. 1 Систематизация и обобщение полученных знаний
78 Работа над ошибками. 1 Урок повторения

IV четверть 3 часа в нед. – 24 часа

79 Предложение 1 Комбинированный Табл. “ предложение”
80 Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. 1 Комбинированный Табл. “ Главные члены предложения”
81 Упражнения в согласовании подлежащего и сказуемого в предложении 1 Комбинированный
82 Второстепенные члены предложение, их роль в предложении. 1 Комбинированный Табл. “ Второстепенные члены предложения”
83 Практические упражнения в установлении связи слов в предложении 1 Урок повторения
84 Нераспространенные и распространенные предложения 1 Комбинированный Табл. “ нераспрост. и распрост. предложения”
85 Наблюдение за однородными членами предложения, интонацией перечисления. 1 Комбинированный Верстак, станок
86 Практические упражнения в распространении предложений рядами однородных членов, связанных интонацией перечисления, без союзов. 1 Урок закрепления
87 Предложения с однородными подлежащими. Перечисление без союзов 1 Комбинированный Табл. “ предложения с однородными подлежащими”
88 Знаки препинания при перечислении без союзов (закрепление) 1 Комбинированный Табл. “ Знаки препинания при перечислении без союзов”
89 Урок повторения. 1 Урок повторения
90 Обобщающий урок по теме “Предложение” 1 Обобщающий урок
91 Проверочный диктант на тему “Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами” 1 Систематизация и обобщение полученных знаний
92 Работа над ошибками. 1 Урок повторения
93 Однокоренные слова 1 Комбинированный Табл. “ Однокоренные слова”
94-95 Правописание согласных в корне слова 2 Комбинированный Табл. “ Правописание согласных в корне слова”
96 Сочинение по коллективно составленному плану “В школьной мастерской” 1 Комбинированный
97 Практические упражнения в правописании гласных и согласных в корне слова 1 Урок повторения
98 Части речи. Имя существительное как часть речи. Собственные имена существительные 1 Комбинированный Табл. “ Имя существительное”
99 Правописание ударных и безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонений в родительном, дательном, предложных падежах 1 Комбинированный
100 Урок повторения 1 Урок повторения
101 Контрольный диктант за год 1 Систематизация и обобщение пройденного материала
102 Работа над ошибками. 1 Урок повторения