Цель занятия:
- активизировать словарь по теме «Зима»;
- упражнять в образовании причастий настоящего времени, согласовании существительных, прилагательных и числительных, в использовании сложных предложений в речи;
- продолжать учить детей разрешать противоречия, творчески мыслить;
- закреплять умения составлять короткий рассказ на предложенную тему, используя схемы;
- развивать интонационную и просодическую стороны речи, слуховое восприятие и зрительное внимание, логическое мышление и мелкую моторику рук.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети встают в круг.
Логопед: Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. Сегодня нас ждут удивительные, чудесные …
II. Сообщение темы занятия.
Стук в дверь. Заходят дети в костюмах лисы, зайца и волка.
Логопед: Давайте спросим, откуда пришли звери и что они хотят?
Дети задают вопросы с правильной интонацией.
Лиса: Мы пришли из зимнего леса, чтобы пригласить вас к себе в гости.
Заяц: А еще мы хотим подружиться с вами.
Логопед: Волк, а ты хочешь подружиться с детьми?
Логопед: Ребята, хотите пойти в зимний лес? А подружиться с лисой, зайцем и волком?
III. Самомассаж.
Логопед: Но, путь не близкий, и нам надо хорошо подготовиться.
Детьми выполняется самомассаж совместно с логопедом.
Логопед:
Подготовим глазки, чтобы лучше видеть (поглаживание век).
Подготовим ушки, чтобы лучше слышать (поглаживание ушей).
Подготовим ручки, чтобы не замерзнуть (поглаживание рук, хлопки).
Подготовим ножки, чтобы не устали (притопывание).
Вы готовы дети?
IV. Логоритмическое упражнение.
Логопед: Тогда в путь. Вставайте друг за другом. Трудный путь нам поможет преодолеть задорная речевка:
Шли мы из детсада,
Шли мы просто так,
Прямо и направо,
А потом назад,
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
V. Основная часть.
1. Образование относительных прилагательных.
Дети подходят к интерактивной доске, где изображено четыре картинки, изображающие лес.
Логопед: Вот мы и пришли, вот так чудо! Здесь какое-то волшебство. Скажите, какой лес на этой картине? (Весенний, летний, осенний, зимний).
Логопед: Как же нам попасть в зимний лес?
Лиса: Я подскажу вам, нужно назвать все зимние месяцы.
2. Выделение на слух примет зимы и стихотворение И. Сурикова.
3. Припоминание стихов русских поэтов, которые созвучны картине зимнего леса.
4. Образование причастий настоящего времени. Игра «Снег».
Логопед: Посмотрите, как много снега у нас в лесу. Поиграем со словом снег (с мячом)? Вставайте в круг. Отвечать нужно полным предложением.
Логопед: Снег блестит на солнце – это блестящий на солнце снег.
- Снег сверкает на солнце - …
- Снег искрится под лучами солнца - …
- Снег серебрится на солнце - …
- Снег хрустит под ногами - …
- Снег хрустит под ногами - …
- Снег падает на землю - …
- Снег кружится в воздухе - …
5. Развитие слухового восприятия.
Логопед: А вы знаете, что у зимнего леса есть свои звуки. Давайте послушаем их и назовем. Вы слышали, какая вьюга в лесу. Поиграем в игру» Вьюга».
6. Развитие высоты голоса.
Игра «Вьюга».
Логопед: Вы будите петь звук «у». Чем выше я подниму руку, тем громче вы поете и наоборот. Так вьюга будет то усиливаться, то затихать. Вьюга только начинается, пойте «у» очень тихо.
7. Дифференциация зимующих птиц и животных. (Работа на интерактивной доске)
Логопед: А еще в лесу мы слышали голоса птиц. Посмотрите на картинки и подумайте, каких птиц мы оставим зимовать в нашем лесу? Нужно передвинуть картинки в правую сторону.
Игра «Назови животных нашего леса».
Логопед: Какие звери зимуют в нашем лесу? Ответить нужно полным предложением и обвести их в красный круг.
Игра «Узнай голоса птиц нашего леса».
Логопед: У наших птиц разные голоса. Узнайте их.
8. Развитие дыхания.
Упражнения «Погреем ладошки».
Логопед: Очень холодно в лесу. Давайте согреем ладошки. Делаем вдох и плавно выдыхаем «АОУЫ»
9. Слушанье музыки Чайковского «Времена года. Декабрь» и образование относительных прилагательных к слову «лес».
На интерактивной доске крупный план зимнего леса.
Логопед: Посмотрите внимательно и скажите какой зимний лес? Думать вам поможет музыка и волшебная снежинка.
10. Разрешение противоречий.
Игра «Хорошо – плохо»
Логопед: Дети, зима – это хорошо или плохо.
VI. Физкультминутка.
Игра «Человек к человеку».
Логопед: Холодно в лесу, морозно ! Покажите, как вы замерзли. А чтобы согреться подарим друг другу добро и теплоту. Вставайте человек к человеку; щека к щеке; ладонь к ладони; локоть к локтю; и т.д.
VII. Развитие мелкой моторики. Согласование существительных, прилагательных и числительных.
Игра «Снегопад».
Волк: Чтобы вы не замерзли, мы поиграем, но сначала ответьте на вопрос: Как вы думаете чего больше в году: снегопадов или снежинок?
Дети выкладывают на «волшебном «полотне снежинку каждый свою и прикрепляет на доску.
Логопед: Снежинки получились пушистые. Будем считать пушистые снежинки парами.
Логопед: Когда с неба падает много, много снежинок это …. Как еще можно назвать снегопад? (Метелица, вьюга, буря, буран, пурга, пороша …)
VIII. Развитие логического мышления.
Игра «Назови соседей».
Лиса: Я тоже хочу поиграть с детьми в игру «Назови соседей».
Логопед: Соседей зимних месяцев?
IX. Составление короткого рассказа на предложенную тему с использованием самостоятельно нарисованных схем детьми.
Заяц: А мне хочется узнать какие у вас в городе развлечения и забавы?
X. Релаксация.
Игра «Снеговик».
В положении стоя.
Логопед: Представьте себе, что вы только что слепленные снеговики. Тело должно быть напряжено, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять.
Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д.
В конце упражнения дети мягко падают на пол и лежат, как лужица.
XI. Итог занятия.
Логопед: Наше путешествие завершилось, вы все молодцы. Давайте на прощание пожелаем нашим гостям всего доброго.