В настоящее время понятие “интерактивный” широко вошло в нашу жизнь. Мы имеем возможность участвовать во всевозможных интерактивных экскурсиях, проектах, играх, программах. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего. Этот подход весьма эффективен и в ходе образовательного процесса. В современной классификации педагогических методов выделяют интерактивные методы. Методический отдел дворца творчества детей и молодежи “Преображенский” города Москвы на протяжении последних лет работает над внедрением интерактивной модели обучения в образовательный процесс. Дополнительное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения.
Определим понятия.
Интерактивный – inter (взаимный), act (действовать) – означает способность
взаимодействовать или находиться в режиме диалога.
Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого
осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника,
воспитанников друг с другом.
Представим в сравнении основные модели обучения:
–
пассивная – ученик выступает в роли объекта обучения
(слушает и смотрит);
– активная – ученик выступает субъектом обучения (самостоятельная работа,
творческие задания);
– интерактивная – ученик и педагог являются равноправными субъектами
обучения, процесс осуществляется в условиях постоянного, активного
взаимодействия всех учащихся.
Роль педагога в интерактивной модели обучении принципиально отлична от традиционной. Педагог является так называемым фасилитатором (фасилитация – поддержка, облегчение).
Он выступает партнером ученика, поддерживает активность участников, старается выявить многообразие точек зрения, поощряет творчество. Усилия педагога направлены на облегчение восприятия, усвоения, взаимопонимания участников образовательного процесса.
Выделим основные составляющие интерактивного занятия.
1-я часть – вводная.
Создание благоприятной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы.
Для достижения поставленных задач можно использовать интерактивные игры.
Игра “Импульс”.
Дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог пожатием посылает импульс. Который передается следующему. Как только импульс достигает первого, игра заканчивается.
Игра “Фруктовый салат”.
Дети стоят в кругу. Педагог распределяет фрукты. Апельсины – 1 группа, яблоки – 2 группа, сливы – 3 группа. По команде – апельсин, местами меняются. Яблоки – меняются яблоки. По команде – фруктовый салат, местами меняются все.
Игра “Пожелания”.
Участники стоят в кругу. Педагог держит предмет (игрушка, мячик, цветок), передает следующему, говоря при этом комплимент с хорошими пожеланиями.
2-я часть – основная.
Взаимодействие в разных модификациях, деятельность в группах.
Здесь могут быть использованы такие методы и формы интерактивного обучения, как ролевые игры, системы упражнений на взаимодействие в группе, викторины, круглые столы, дебаты, диспуты, мини-проекты. Информация должна усваиваться не в пассивном режиме, а в активном, с использованием проблемных ситуаций, интерактивных циклов. Интерактивное общение способствует умственному развитию. При наличии обратной связи дающий и принимающий информацию меняются коммуникативными ролями. Обратная связь способствует значительному повышению эффективности занятия. Так же продуктивно работает метод ролевого и имитационного моделирования, способствующий поиску и определению подростками собственных личностных смыслов и ценностей, открывающий возможности творчески осваивать новый опыт и применять полученные знания в жизни.
Целевыми ориентациями педагога в данном случае являются:
- активизация индивидуальных умственных процессов обучающихся;
- возбуждение внутреннего диалога ученика;
- обеспечение пониманию информации, являющейся предметом обмена;
- индивидуализация педагогического взаимодействия;
- вывод ученика на позицию субъекта обучения;
- достижение двухсторонней связи педагога и ученика.
3-я часть – итоговая.
Анализ и осмысление. Активное обсуждение, выявление положительных моментов, обозначение вопросов, на которые еще предстоит ответить. Выражение своего отношения посредством предложенных педагогом способов. Можно предложить “оценить” каждому участнику себя или группу в целом, выбрав цветной квадратик. В этом случае итогом будет “палитра” – лист с разноцветными квадратиками. В другом варианте это может быть коллаж из предложенных на выбор символов.
Анализируя результаты образовательной деятельности педагогов нашего дворца, можно утверждать, что использование интерактивных форм и методов работы повышают качество образовательного процесса, способствуют формированию стойкой мотивации детей к обучению и творчеству.