Пояснительная записка.
Как сделать урок работы над ошибками после контрольной работы интересным для учащихся, эффективным, чтобы работа на нем не была одинаковой для всех? Зачем работать над чужими ошибками?
Используя различные формы работ, виды деятельности учащихся, я пришла к своей методике проведения подобного урока, который так и называю – “Работа над ошибками”. Суть его заключается в том, что каждый работает над своими пробелами, совершенствует навыки правописания, ставит для себя вопросы, что еще осталось непонятным, а также, в зависимости от уровня обученности, может оказать кому-либо помощь, продолжить работу в совершенствовании навыков взаимопроверки, в развитии творческих способностей.
Подобный урок мною для четкого планирования работы, успешного достижения целей делится на несколько этапов (учителю следует учесть, что за партой (столом) должны сидеть ученики с разным уровнем обученности):
I. Анализ контрольной работы (учитель, кратко).
II. Определение цели урока. Знакомство с планом.
III. Самостоятельная работа учащихся.
Этапы самостоятельной работы.
1-й этап. Осмысление.
Цель: осмыслить допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
– Учащиеся, у кого “отлично”, пишут мини-сочинение, где поделятся своими чувствами о полученной оценке, покажут свой творческий потенциал.
– Учащиеся, у кого “хорошо” за диктант, работают в тетради “Мои ошибки”, самостоятельно исследуют их. Учитель оказывает им помощь в случае затруднения.
– Ученики, которые получили “удовлетворительно”, в ходе выполнения работы над ошибками должны понять, почему они ошиблись, следует найти верное решение. Здесь им также помогает оказывается со стороны учителя.
Что же делают учащиеся, которые не справились с диктантом? С самого начала работы учитель вместе с ними организует работу через тетради "Мои ошибки”. Дети объясняют написание орфограммы, приводят примеры на это же правило. Эта деятельность предполагает работу в группе (отдельно от основной части класса).
2-й этап. Закрепление.
Цель: закрепить правильное написание в допущенных орфограммах.
Учащиеся с оценкой “отлично” за диктант оказывают помощь “слабому” ученику, тренируют его, подготавливают его к своеобразному отчету о проделанной работе.
Учащиеся, получившие оценку “хорошо” и “удовлетворительно” за диктант, выполняют предложенные задания. Задания выбирают сами учащиеся. Выбор идет не от того, что легче, а над чем надо поработать, чтобы не допускать подобных ошибок в дальнейшем.
3-й этап. Проверка.
Предлагаются разные способы проверки, но учащийся выбирает их сам. Учитель
наблюдает, как ее организуют дети, насколько она эффективна:
– самопроверка по опоре,
– объяснения соседу,
– консультация сильного учащегося,
– помощь учителя в случае затруднения.
На данном этапе учащиеся должны подвести для себя промежуточный итог.
4-й этап. Работа по пунктуации.
Цель: улучшить пунктуационную грамотность.
Ребята уже устали (позади минут 20 работы), поэтому здесь им нужно дать отдохнуть. Помогут в этом интересные предложения или текст, увлекательная или даже новая форма проверки (компьютерное тестирование, ЭОР), можно отвлечься на фронтальный опрос. Важно сменить вид деятельности учащихся, чтобы затем отправиться в путешествие по стране “Пунктуация”. Для проведения такой работы необходимо учитывать доминирующий канал восприятия у учащихся данного класса.
5-й этап. Работа в парах. Орфография.
Далее после проведенной работы (оцениваю ее по линокарте, перфокарте или цифровому диктанту) даю детям возможность поиграть, но с пользой.
Играем в “Темную лошадку”, которую разработала сама, в игру “Компьютер”, где дети работают в паре или организуют работу по тетради “Мои ошибки”. Цель игр – повышение орфографической грамотности. При такой организации практической деятельности никто не боится ошибиться, т.к. каждый может быть как проверяемым, так и проверяющим, что им особенно нравится.
Учитель в это время проверяет работы, выполненные ранее, и по окончании игры выдает их детям.
6-й этап. Итоги проверки.
Учащиеся сами делают вывод, насколько успешно их “Путешествие по пунктуации”.
7-й этап. Подведение итогов.
Здесь не надо спешить, все должно быть обдумано, следует учесть желание
учащихся. Все происходит следующим образом:
– помощник-консультант отчитывается за проделанную работу с учащимся, который не
справился с диктантом (по желанию ученик может выступить сам);
– учащиеся, у которых “удовлетворительно”, анализируют свою работу (где
ошиблись, что стало понятно, где затрудняются еще на сегодняшний момент);
– учащиеся, у которых “хорошо”, проводят анализ своей работы, акцентируя
внимание на том, что вызвало у них трудности и какие рекомендации от них получил
его одноклассник;
– учащиеся, у которых “отлично”, представляют всему классу свою творческую
работу (обязательно отклик учащихся, учителя).
Конечно, организовать работу подобным образом не всегда легко, т.к. следует учитывать ошибки учащихся, навыки их самостоятельной работы, тщательно подбирать материал для отработки и закрепления определенных орфограмм и пунктограмм. Но для меня именно такой урок работы над ошибками является шагом по дороге к грамотности, где учащиеся работают в своей темпе, каждый решает свои задачи; ученик может оказаться полезным рядом сидящему, а также порадоваться за его успехи.
“Работа над ошибками по теме “Наречие””.
Цели:
– дать возможность учащимся осмыслить свои ошибки; определить задачи, над
которыми следует работать в дальнейшем;
– создать условия для развития навыков самоконтроля, взаимопроверки, работы в
паре, группе;
– способствовать развитию навыков устного делового общения, сотрудничества.
Оборудование: интерактивная доска, компьютеры, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. (5 мин.) Анализ контрольной работы (после темы “Наречие”).
На данном этапе урока в обобщенной форме сообщаю о типичных ошибках всего класса и о работах, выполненных на “отлично”.
II. Тема и цель урока. (Приложение 1)
Знакомство с планом работы. Учащиеся, получившие оценку “отлично”, “хорошо” и “удовлетворительно”, работают по выданному им плану; учащиеся, получившие оценку “неудовлетворительно”, работают индивидуально с учителем.
III. (15 мин.) Самостоятельная работа.
Цель: выявление пробелов в знаниях и закрепление орфографических и пунктуационных навыков.
1. Осмысление допущенных ошибок. | ||||||
Деятельность учащихся | Цель | |||||
учащиеся, у которых “5” | пишут мини-сочинение (отклик на полученную оценку) | показать творческий потенциал, использовать возможность выразить свои чувства | ||||
учащиеся, у которых “4” | – работа в тетради “Мои ошибки” – подбор собственных примеров на допущенные ошибки |
исследование своих ошибок | ||||
учащиеся, у которых “3” | – работа в тетради “Мои ошибки” – составить словосочетание или предложение со словом, где допущена ошибка |
понять, почему ошиблись, и найти верное решение | ||||
учащиеся, у которых “2” | – работают с учителем в тетради “Мои
ошибки” – выполняют индивидуальные задания |
осмыслить, почему ошибся в написании слова (учитель оказывает помощь) | ||||
2. Закрепление орфографической грамотности. | ||||||
Учащиеся, у которых “5” | работает в паре с учеником, который не справился с диктантом | оказать помощь, подготовить через тренировочные задания к отчету (итогу) | ||||
учащиеся, у которых “4” | Задание1 – орфография (Приложение
4) задание 2 – пунктуация (Приложение 2) тест по теме: ”Наречие”(компьютер) (по выбору) |
совершенствование
орфографической и пунктуационной грамотности по теме “ Наречие ”. |
||||
учащиеся, у которых “3” | Задание1– орфография (Приложение
4) задание 2 – пунктуация, (Приложение 2) тест по теме: ”Наречие”(компьютер) (по выбору) (Приложение 3) |
|||||
3. Проверка. | ||||||
учащиеся, у которых“5” | проводят “экзамен” у учащегося, с которым
работал
|
подвести промежуточный итог (что стало понятно, где затрудняются) | ||||
учащиеся, у которых “4” учащиеся, у которых “3” |
в ы б о р |
– Самопроверка или взаимопроверка (по
опоре, которую выдает учитель, или сверить с ответами в карточке), – Объяснение рядом сидящему ученику, – Консультация (учитель, в случае затруднения). |
Физкультминутка.
IV. (10 мин.) Работа по пунктуации.
Цель: улучшить пунктуационную грамотность
– фронтальный опрос:
1) Какие члены предложения называются однородными?
2) Какое предложение называется сложным?
3) Какие предложения называются сложносочиненными? Назовите союзы.
4) Какие предложения называются сложноподчиненными? Назовите союзы.
“Путешествие по малой родине”. (Приложение 1)
– Контроль по линокарте.
№ | С/С | С/П | Прост. предл. |
1 | + | ||
2 | + | ||
3 | + | ||
4 | + | ||
5 | + | ||
ФИО |
1. Борис Викторович Шергин прожил в Москве 51 год и всегда с особой любовью вспоминал родной Архангельск.
2. На зеленых холмах Малых Карел стоят ветряные мельницы и широко разметали они свои крылья.
3. Два брата Карела погибли когда защищали свою землю от разбойников.
4. Ломоносов Абрамов и Рубцов Шергин и Писахов гордость русского Севера.
5. Прокопий Иванович Галушин погиб, жертвуя собой и мы будем помнить о его подвиге.
Обязательно опору учащимся со зрительным каналом восприятия.
V. (8 мин.) Работа в парах по закреплению орфографической грамотности.
1) Карточки по теме: ”Наречие” (или по тетради “Мои ошибки”. (Выбор.)
2) Интерактивная доска. (Приложение 1)
Задание: вставь пропущенную букву и объясни ее написание.
общ.. сн..чал.. оч..ровательно объед..не..о думать (по) новому |
иску..тве..о ссделать (во )время свеж.. (по) прежнему (ото)всюду |
VI. (7 мин.) Подведение итогов учащимися.
(По желанию учащихся.)
– Помощник-консультант отчитывается за проделанную работу с учащимся, который
не справился с диктантом (по желанию ученик может выступить сам);
– учащиеся, у которых “удовлетворительно”, делают анализ своей работы (где
ошиблись, что стало понятно, где затрудняются);
– учащиеся, у которых “хорошо”, делают анализ своей работы (что вызвало
трудности), дают рекомендации соседу с “3”;
– учащиеся, у которых “отлично”, представляют свою творческую работу;
(обязательно) отклик учащихся.
Примечание: при наличии времени в карточке по теме “Орфография” можно записать проверочные слова (Приложение 5).
В тетради “Мои ошибки” учащиеся выписывают слова, которые написали неправильно.