Разнообразие животного мира Краснодарского края

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

– расширить представление учащихся о многообразии животного мира Кубани, об исчезающих видах, о роли животных в жизни людей и географии края;
– развивать память, мышление, воображение;
– воспитывать любовь и бережное отношение к животному миру родного края.

Оборудование: доклады учащихся, таблички с кроссвордами, карточки с заданиями, Красная книга, фотографии диких животных, декорации к песне (плетень, домашние животные), карта Краснодарского края.

Ход урока

I. Организационный момент.

Шумят, шумят желтеющие нивы,
Деревья, птицы, звери и моря;
Родимый край мой, край судьбы счастливой,
Земля отцов – моя земля.
(И. Варавва)

II. Проверка домашнего задания.

– Какую роль играют растения в жизни людей?
– Какие бывают грибы?
– Назовите правила сбора грибов.
– Рассказы о грибах (2 чел.).

III. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня, ребята, мы продолжим путешествие в животный мир Кубани, вспомним исчезающих животных. Поговорим о значении наших братьев меньших в жизни людей.

IV. Закрепление изученного.

1. Самостоятельное разгадывание кроссвордов.

1-я команда (ДИКИЕ).
2-я команда (ДОМАШНИЕ).

Ребята, предлагаю вам вспомнить тех животных, с которыми уже знакомы.

Разгадывание кроссворда:

1. На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк.)

2. Гладкий, бурый, неуклюжий,
Он не любит зимней стужи.
До зимы в норе глубокой
Посреди степи широкой
Сладко спит себе зверек.
Как зовут его? ... (Сурок.)

3. Какой зверь опасный
В шубе прекрасной
На двор проникает
Кур там хватает? (Лисица.)

4. Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки,
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь. (Рысь.)

Ключевое слово:

Кто гуляет по траве
С вешалкой на голове? (Лось.)

1. В сказке в лес она ходила,
После волка победила.
Деткам жизнь своим спасла,
Молочка им принесла. (Коза.)

2. Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (Овца)

3. Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица.)

4.Похожий на пони,
Но слишком ушастый,
И с места не сдвинешь –
Упрямец ужасный. (Осел.)

5. Ходит бочка, хвост крючком,
Роет землю пятачком. (Свинья.)

6. Мышка в подполе шуршит,
Кто у норки сторожит? (Кошка.)

Ключевое слово:

Рыжий молокозавод
День жует и ночь жует:
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко. (Корова.)

Проверка задания. Вывод: дикие – это... .

домашние – это... .

2. Инсценировка кубанской народной песни “Як служив я в пана”.

– Какую роль играют домашние животные в жизни человека? (Дают пищу, одежду, служат.)

–  Ребята, наш край славится не только богатейшими черноземами, на которых выращивают урожаи зерновых, овощных и плодовых культур, но и животноводст Например, в Тимашевском районе самый крупный свинооткормочный завод. А в Северском и Горячеключевском районах прекрасные условия для выращивания коз. В предгорных районах и Отрадненском, Лабинском, Новокубанском занимаются овцеводством. Вот птицу выращивают в Славянском, Каневском и Приморско-Ахтарском районах. Очень много мест, где занимаются пчеловодством.

– Внашем районе тоже есть такие предприятия. В станице Крыловской действует птицефабрика “Дуэт”, которая выводит новые породы уток, кур, гусей.

Ребята, назовите продукты, которые получают предприятия с этих заводов и хозяйств. (Мясо, шерсть, мед, яйца, кожу, овчину.)

– Давайте запишем в словарик новые слова (свиноводство, овцеводство, пчеловодство, животноводство).

3. Игра “Кто эти звери и птицы?”.

Кишка – кошка
Пивень – петух
Кочет – петух
Гэля – теленок
Качка – утка
Псына – собака

– Так называли животных на кубанском наречии.

V. Рассказы учащихся о диких животных Кубани с показом фотографий и картинок.

Учитель. Вдавние времена, когда почти вся земля была покрыта густыми лесами, жили здесь и огромные буйволы; и важные жирафы, мирно паслись верблюды, у воды можно было встретить носорога, огромного южного слона, а в горных пещерах устраивали свои жилища саблезубые тигры. Одни из этих животных вымерли, другие перебрались в далекие теплые страны.

Ученик 1. Вы, наверное, знаете и самых распространенных животных – это заяц, лиса, волк и медведь. У нас тепло, и звери часто меняют свои привычки. Медведи почти никогда не укладываются на зимовку в спячку, т.к. и зимой могут найти достаточно корма.

Ученик 2. А заяц не меняет свою шубку – зачем, если снега бывает так мало и лежит он совсем недолго. Оденешься в белое и будешь виден па земле. И что? А ничего – в момент слопают! Заяц относится к грызунам.

Ученик 3. А вот волк и лиса – это хищники. Вы знаете, что хищниками называют животных, которые питаются другими животными. Очень много лисиц и в нашем районе, а вот волки встречаются реже.

Ученик 4. В предгорье и горах, и в нашей местности живут дикие кабаны. В старину их называли вепрями. У них большая голова и короткое туловище. У самцов огромные клыки, которые служат оружием. Кабаны – всеядные. Но не попадайся на их пути!

Ученик 5. К хищникам относятся и дикие кошки. Самые крупные из них барс и рысь. Рысь, как и барс, всегда охотится из засады. Она подолгу живет на одном месте и не любит менять своих привычек. Рысь очень кровожадная, любит кровь внутренностей. Обычно она разгрызает брюхо жертвы и выедает печень.

Ученик 6. Пожалуй, самое красивое животное – это красавец олень. Главное его украшение – конечно, ветвистые рога. Олени очень быстры и осторожны. Спасаясь от врагов, они могут пробегать огромные расстояния и стараются попасть в реку с быстрым течением. Там олени останавливаются, пытаясь удержаться за дно своими сильными ногами. Это им помогает спасаться от волков, которые обычно не рискуют заходить в воду.

VI. Игра – физкультминутка. Учитель называет или показывает картинку с изображением животного. Если животное дикое – хлопают, если домашнее – приседают.

Волк, лось, гусь, собака, петух, зубр и т. д.

VII. Самостоятельная работа.

– А теперь составьте простейшие пищевые цепочки: расставьте всех по местам, кто чем питается?

  1. вариант ВОЛК, ТРАВА, ЗАЯЦ
  2. вариант РЫСЬ, ГУСЕНИЦА, ПТИЦА
  3. вариант ПЕТУХ, ПШЕНО, ЛИСА

(Проверка задания, 3 человека.)

Красная книга (знакомство с исчезающими животными).

Ребята! К сожалению, многие виды животных нашего края исчезают. Они занесены в Красную книгу (показ книги). Для того, чтобы сохранить и возродить исчезающие виды животных и растений в 1924 году был создан Кавказский заповедник. Здесь можно встретить и огромных зубров, и хищницу рысь, и огромных бизонов. А как много птиц, которые исчезают: это марабу, розовые чайки, черные лебеди, журавли, степная дрофа, пеликаны, бакланы.

(Ученики рассматривают стенд с картинками животных из Красной книги).

Звучит стихотворение Б. Дубровина

“Красная книга”.

Охранястя Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
Мы леса и поля обижаем,
Обижаем животных и птиц.
Мы, конечно, себя прощаем,
Но грядущее нас не простит!

VIII. Итог урока.

– Ребята, почему исчезают и вымирают животные?
– Что нужно делать, чтобы этого не происходило?
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

IX. Оценки за урок.

X. Домашнее задание. Сделать Красную книгу.